Рычажные индукции и прерывание паттерна — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Рычажные индукции и прерывание паттерна

2022-12-20 34
Рычажные индукции и прерывание паттерна 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теперь я хочу добавить еще возможностей к вашему репертуару индукционных техник. Эп, можно мне на секунду позаимствовать вашу руку? (Поднимает руку Эла и держит ее за запястье, слегка покачивая, до тех пор пока рука не остается поднятой, когда он ее отпускает. Делая это, он говорит.)

Итак, чего бы я хотел - если это для вас приемлемо - это чтобы вы просто позволили этой руке медленно опускаться - не быстрее, чем вы можете найти...удобное...место...и время...в вашем прошлом...когда вы могли бы уйти... и освежиться на секунду-другую... так чтобы ваша рука должна была медленно опускаться... не быстрее, чем закрывают- ся...ваши глаза... честными, бессознательными движениями... так чтобы когда ваша рука... медленно приходит к успокоению...на вашем бедре...после своего медленного движения... вниз...вы возвращаетесь...с ощущением расслабленности...которого не было...раньше...Вы очень хорошо это делаете... Не торопитесь... (Рука Эла касается его бедра, и он открывает глаза и улыбается.) Спасибо.

(Джон Гриндер подходит к Дэвиду и смотрит на его табличку с именем.)

Дэвид? Меня зовут - (Он протягивает руку, чтобы пожать руку Дэвиду. Когда рука Дэвида поднимается, Джон протягивает свою левую руку, слегка берет запястье Дэвида, поднимает его к лицу последнего и указывает на правую ладонь Дэвида своим правым указательным пальцем.) Посмотрите на свою руку. Не рассмотрите ли вы внимательно все цветовые различия и тени, возникающие на вашей руке. С интересом изучайте линии и складки, в то время как вы позволяете своей руке начать медленно опускаться. И я мог

Т ранс-формация

87

бы предложить вам то же самое внушение, что я предложил Элу, а именно... в то время как ваша рука начинает медленно опускаться... честными бессознательными движениями...- ваши глаза начнут ощущать тяжесть... и закроются... Вы ясно увидите...как раз перед тем, как ваша рука...завершит свое движение вниз... нечто интересное вам... чего вы не видели... многие годы... Не торопитесь... Наслаждайтесь эти- м...Как только ваша рука придет к успокоению... на моей... именно в этот момент... вы испытаете... ощущение завершения... и развлечения... вспомнив забыть... что это было за воспоминание... И, как вам известно... из пребывания здесь ранее... (Рука Дэвида касается правой руки Джона, и Джон завершает рукопожатие. Тон голоса Джона, изменившийся во время индукции, возвращается к "нормальному" и он продолжает.) - Джон Гриндер, и мне очень понравилось знакомство с вами. Я не знаю, как вы получили информацию, чтобы прийти на семинар, но я рад, что вы ее получили.

Это называется рычажными индукциями. Есть много феноменов, которые обычное население считает индикаторами измененных состояний сознания. Каталепсия - один из таких феномнов. Каталепсия кисти и предплечья является обычно показателем того, что происходит нечто необычное. Обычно люди не сидят повсюду с кистями и предплечьями, подвешенными в воздухе. Если вы можете породить это переживание, это приносит вам, как гипнотизеру, доверие, и вы можете использовать его в качестве рычага для достижения других измененных состояний.

Я спросил Эла: "Можно мне на секунду позаимствовать вашу руку?" Как вы извлечете смысл из вопроса, подобного этому? Он принял это, как осмысленное высказывание, и позволил мне поднять свою руку. Я слегка покачал ее, и когда отпустил - его рука была каталептична. Теперь рычажная часть закончена. Посредством своей коммуникации я поместил Эла в необычную ситуацию: его кисть и предплечье висят там, каталептичные в пространстве. Затем, чтобы утилизировать это в контексте гипнотической индукции, я присоединяю вид реакции, которая я хотел бы, чтобы у него развилась - движение в направлении гипнотического транса - в качестве способа, каким он может избавиться от рычажной позиции. Я прошу его позволить своим кисти и предплечью опуститься честными бессознательными движениями, лишь с той быстротой, с какой закрываются его глаза и он

88

Джон Гриндер и Ричард Бэндлер

вспоминает переживание. Я также предлагаю/внушаю (англ. "зиддезГ имеет значение и "предлагать", и "внушать (в контексте гипноза)" - прим, перев.), что когда его рука приходит к успокоению на его бедре, он вернется в нормальное состояние сознания, развлекшийся всем процессом.

Кэти: Как вы узнаете, каталептична ли его рука?

Я могу это чувствовать. В то время как я удерживаю ее вверху и слегка покачиваю, она станет легче и затем останется вверху сама по себе. Китти, закройте на секунду ваши глаза. Кэти, потянитесь и поднимите ее левую руку. Подхватите ее и отметьте, как она ощущается. Китти, теперь я хотел бы, чтобы вы сформировали образ места, где вы однажды провели отпуск, бывший особенно приятным. Кивните головой, когда он у вас появится. Теперь я хочу, чтобы вы детально исследовали все объекты вашего зрительного окружения. И я хотел бы, чтобы вы начали вслух описывать все детали формы и цвета, какие вы можете видеть там, в месте вашего отпуска.

Китти: Я в этом секвойевом лесу.

Что конкретно вы там видите?

Китти: Много деревьев и глубокие тени.

Окей. Кэти, положите свой палец под ее запястье. Просите у нее еще и еще больше деталей, и всякий раз, когда она начинает говорить, слегка двигайте своим пальцем вверх и вниз, чтобы выяснить, удерживает она или нет. Когда она начнет удерживать, вы будете знать, что получили в ее руке бессознательную реакцию. Всякий раз, будучи полностью вовлечена в видение и описывание этих образов, она не будет осознавать свою руку. Это действие обучит вас чувствовать разницу между человеком, сознательно удерживающим свою руку, и человеком, удерживающим ее неосознанно. Между прочим, если человек осознанно удерживает свою руку - продолжайте и утилизируйте это, как если бы он не делал этого осознанно.

Вариацией на эту тему является то, что мы называем сновидящей рукой. Это вид рычажной индукции. Это действительно хорошая техника, которую должен, знать каждый, особенно если вы работаете с детьми. Дети ЛЮБЯТ сновидящую руку.

Первое, что я делаю с ребенком - привлекаю его интерес. Я спрашиваю: "Ты что-нибудь знаешь о своей сновидящей руке?" Он может подумать, что я немного

Транс-формация

89

странный, так что я начинаю смеяться над ним и говорю: "Ты не знаешь о сновидящей руке? Я о ней знаю. Я бы мог тебе рассказать, но ты, наверное, рассказал бы всем остальным." Это четко заводит детей. Вскоре ребенок говорит: "Я никому не скажу. Обещаю. Пожалуйста, расскажи мне!" Тогда я отвечу: "О, ты, может быть, не хочешь на самом деле знать." Это - то, что Милтон Эриксон называл "создание потенциала реакции".

Начиная с этого момента все действительно просто. Вы спрашиваете "Какая у тебя любимая телепрограмма или фильм?" В наше время это всегда "Бионический человек" или "Звездные войны". Тогда вы говорите: "Ты можешь вспомнить самую первую сцену, где Стив Остин бежит и играет музыка?" Когда он вспоминает фильм или теле-шоу, вы наблюдаете за его глазами, чтобы увидеть, в каком направлении он получает доступ. (См. Приложение 1) Если он смотрит вверх вправо от себя, вы поднимаете его правую руку; если вверх влево от себя, вы поднимаете левую. Рука легко станет каталептична, поскольку эта рука контролируется тем же полушарием мозга, которое он использует для обработки информации в ответ на ваш вопрос.

Если человек смотрит вверх влево от себя, он получает доступ к образам из памяти, которые хранятся в правом полушарии мозга. Когда вы поднимаете левую руку, которая также управляется правым полушарием, он не заметит, что вы делаете с его рукой - ЕСЛИ вы делаете это мягко, так чтобы не прервать его образы. Его левая рука станет ката- лептичной автоматически, поскольку его сознание полностью поглощено образами. Как правило, у человека не будет репрезентации вас, поднимающего его руку, поскольку все его внимание занято образами.

Вы также можете спросить о музыке, особенно если вы знаете, что человек очень аудиален. "Когда в последний раз вы слышали по-настоящему интересную музыкальную группу?" Вы просто поднимаете руку на той же стороне, в которую он смотрит, получая доступ.

Получив каталепсию руки, вы просто говорите: "Хорошо. Теперь закрой глаза и посмотри все шоу в подробностях, со звуком, помня, что самое важное - это твоя любимая часть, так чтобы позже ты смог рассказать мне о ней. И твоя рука будет опускаться лишь с той скоростью, с какой ты смотришь все шоу."

90                    Джон Гриндер и Ричард Бэндлер

Это сработало с каждым ребенком, какого я когда-либо встречал за исключением одного, которая была дочерью гипнотизера и годами программировалась быть негипнабель- ной. Этот ребенок работал с примерно двадцатью пятью великими гипнотизерами, и ей удалось победить их всех. Вместо того чтобы утруждать себя попыткой играть с ней в эту игру, я просто поздравил ее. Я сказал ей, что она негипнабельна и нет никакой возможности, что она войдет в транс. Естественно, после этого она должна была попытаться победить это утверждение - и она начала входить в транс!

После того как вы подняли руку и она каталептична, вы можете сделать то же самое, что делаете при любом рычажном наведении. Вы можете сказать: "Я не собираюсь просить тебя опустить руку быстрее, чем твое бессознательное мышление может подарить тебе повторный показ всего этого фильма, так чтобы ты мог насладиться им сейчас...смотря и слушая каждую сцену, одну за другой...в мельчайших деталя- х...и это может быть так приятно, видеть части, которые ты забыл, что помнишь...сейчас...”

Женщина: Какой рукой правильно будет воспользоваться, если он просто расфокусируется и смотрит прямо вперед?

Простейшей реакцией будет поднять обе руки. Их всего две. Та, что падает, была не та.

Женщина: Возможно ли смотреть в одном направлении, а в каталепсию ввести другую руку?

Да, возможно сделать все, что угодно. Однако объяснение, которое я вам предлагаю, дает вам принцип - способ принятия решения, которую использовать, чтобы быть БОЛЕЕ эффективным.

Теперь давайте вернемся и обсудим прерывание рукопожатия, которое я проделал с Дэвидом. Это пример класса индукций, называемого прерыванием паттерна. Если вы можете определить ЛЮБОЙ жесткий паттерн, имеющийся у человеческого существа - или как у индивида, или как у части культуры - все, что вам нужно сделать, это начать этот паттерн, а потом прервать его. У вас будет та же самая ситуация рычага, какую вы имеете с каталепсией руки. Классическим примером является прерывание рукопожатия.

Рукопожатие в человеческом сознании - автоматический, единый элемент поведения. Если вы и я пожмем руки и спросим кого-нибудь: "Что мы сделали?" - он скажет: "Вы

Транс-формация

91

пожали руки." Такое словесное кодирование предполагает, что это единый элемент поведения, и это действительно так. (Он несколько раз тянется рукой к Сью и останавливается.) Даже хотя сейчас Сью знает, что каждый раз, когда я тянусь к ней рукой, я всего лишь играю, этот визуальный вход стимулирует ее протягивать свою руку, поскольку это - часть единого элемента поведения, который она в себе запрограммировала. Если бы ей пришлось осознанно думать о том, что означала моя протянутая рука, а затем осознанно реагировать - это было бы крайне неэффективно и неуклюже.

У каждого из нас имеются тысячи таких автоматических программ. Все, что вы должны сделать - это заметить, какие в человеке действительно автоматичны, а потом прервать одну из них. Когда я протягиваю руку, чтобы совершить рукопожатие, она протянет свою. Тогда я прерываю, подхватывая ее запястье своей левой рукой и слегка приподымая ее руку. Она будет на мгновение поймана без программы, потому что отсутствует какой-либо следующий шаг. Если вы прерываете единый элемент поведения, у человека отсутствует какой-либо следующий шаг, к которому можно перейти. Человеку никогда не приходилось переходить от середины рукопожатия к чему-то другому. Теперь вы в точке рычага. Все, что вы делаете - предоставляете соответствующую инструкцию, которой он, как правило, последует. В данном случае это могло бы быть: "Позвольте своей руке поплыть вниз, но лишь с той скоростью, с какой вы погружаетесь глубоко в транс..."

Сью: Вы можете объяснить мне различие между рычагом и прерыванием паттерна?

Это различие больше относится к способу, каким вы организуете свое восприятие, нежели к реальному опыту. Рычаги порождают ситуацию, в которой человек помещен в необычную ситуацию, заключающуюся в том, что он уже демонстрирует некий трансовый феномен - например, каталепсию. Тогда вы используете словесное связывание для присоединения этого имеющегося поведения к чему бы то ни было еще, что вы хотите получить.

Прерывание предполагает помещение человека в ситуацию, где он вовлечен в единый элемент поведения - например, рукопожатие. Вы прерываете этот единый элемент поведения - и он застревает, как минимум на мгновение. Насколько я знаю, никто в этой комнате никогда не переходил

92

Джон Гриндер и Ричард Бэндлер

от середины рукопожатия к какому-то другому фрагменту поведения - поскольку у рукопожатий не бывает середин. У рукопожатий были середины, когда нам было около трехчетырех лет и мы проходили сложную перцепторно-моторную программу научения тому, как пожимать руки взрослым. Когда-то в этом поведении имелись фрагменты, точно так же как в какой-то момент вашей жизни фрагменты имелись в хождении. Однако теперь это столь хорошо кодированные и отработанные бессознательные поведения, что больше в них середин нет. Если вы можете поймать человека посредине чего-то, в чем нет середины - он остановлен. В этот момент вы можете предоставить инструкции о том, как проследовать из этого невозможного положения к реакции, которую вы хотите получить.

Различие между рычагом и прерыванием паттерна со стороны гипнотизера есть перцептуальное различие. В рычаге вы своими маневрами порождаете некое необычное поведение, а затем присоединяете к этому поведению реакцию, которую хотите получить, в качестве способа, каким человек может выйти из этого рычажного положения. Прерывание паттерна означает нахождение в клиенте единого элемента повторяющегося поведения, а затем прерывание его посередине. Поскольку в сознании он имеет статус единого элемента, у клиента нет программ перехода от его середины к чему-либо другому. Затем я предоставлю программу.

Когда я подошел к Элу и сказал: "Могу я позаимствовать вашу руку?”, я не ждал осознанной реакции; я просто потянулся и поднял его руку. Он мог убрать ее вниз и сказать "Нет". Это возможно. При прерывании реакция такого рода невозможна, и это одно из различий между прерыванием и рычагом. С рычагом я порождаю ситуацию, в которой удивляю человека посредством приведения его в необычное положение типа каталепсии. При прерывании он не имеет никакого выбора, потому что это единый элемент поведения; внезапно человек оказывается посреди него и оно не продолжается к завершению.

Кевин: Мне кажется, что одна из пресуппозиций, имеющихся у нас в этой комнате, состоит в том что раньше или позже человек входит в транс. Во внешнем мире по-другому. Другими словами, если я встречаю кого-либо на улице и иду прерывать рукопожатие, это будет немножко труднее.

Я согласен, здесь присутствуют другие пресуппозиции,

Т ранс-формация

93

чем в мире снаружи. Я предположил бы, что там это будет гораздо ПРОЩЕ. Здесь, внутри, вы настороже в отношении того, что будут происходить некие необычные вещи. Приведение вашего сознательного мышления таким образом в состя- ние готовности делает мою задачу, как гипнотизера, более сложной. Если вы предупреждены о том факте, что мы собираемся делать здесь что-то вроде гипноза, это предоставляет вам выборы касательно того, собираетесь вы участвовать или нет. Я гарантирую, что если вы выйдете в вестибюль отеля и конгруэнтно протянете руку и прервете рукопожатие, человек будет полностью остановлен.

Вы можете экспериментировать также с другими паттернами. в следующий раз, когда кто-либо поприветствует вас и скажет: "Привет, как дела?”, попробуйте сказать: "УЖАСНО, просто КОШМАРНО. Боюсь, я могу УМЕРЕТЬ!" - и посмотрите, что он сделает. В этой культуре обычный ритуализованный ответ на это приветствие - "Отлично". Большинство людей не имеют способов реагирования на любой другой ответ, и испытают прерывание. Это особенно верно для делового или профессионального контекстов.

Для большинства курильщиков акт вынимания и зажигания сигареты есть абсолютно бессознательный единый элемент поведения. Если вы прервете его, вынув сигарету из рук, вы получите реакцию того же рода.

Это гораздо легче делать с людьми, не настороженными в отношении того факта, что вы работаете над гипнотическим паттернированием, нежели в группе типа этой. Если кто-то из вас испытывает скепсис по этому поводу, пожалуйста развлекитесь эффективной отработкой этого здесь, а потом выйдите и сами проверьте, является это или нет более легким или простым с клиентами и незнакомцами.

Мужчина: Что бы вы сказали, добившись поднятия руки человека, который совершенно не ожидал этого? Если бы вы просто были на улице и подошли к кому-нибудь и прервали рукопожатие, как бы вы продолжали?

А что вы пытаетесь сделать? К чему стремитесь? Ответ таков: вы предоставляете высказывания, нацеленные на результат, которого хотите достичь, как способ, каким этот человек может избавиться от невозможной ситуации, в которую вы его поместили.

Мужчина: Ну, скажем, вы просто экспериментировали с человеком.

94

Джон Гриндер и Ричард Бэндлер

Ну, предполагая, что мы отставляем в сторону проблему того, приемлемо ли выходить и экспериментировать на не желающей того публике в противоположность тем, кто приходит к вам и просит о помощи - тогда вот что я бы сделал: я бы сказал "И позвольте своей руке опускаться до тех пор, пока она не войдет в контакт с моей, в каковой момент вы схватите ее и пожмете руку, как если бы не случилось ничего необычного." Так что его рука опускается, и вы ждете, пока она не оказывается возле вашей. Тогда вы хватаете ее и говорите: "Да, очень приятно." Таким образом он будет склонен амнезировать переживание, и вы, закончив рукопожатие, не столкнетесь ни с какой отрицательной реакцией.

Женщина: Почему он амнезирует?

Ну, потому что это единый элемент поведения. Что могло случиться внутри рукопожатия? Если вы предлагаете внушения такого рода, а затем заканчиваете рукопожатие, как будто ничего не случилось - в его сознании, вероятно, просто будет то, что он кого-то встретил.

Мужчина: Я видел Граучо Маркса на старых повторах его программы, и он часто делал что-то подобное. Он тянется для рукопожатия, и когда рука партнера поднимается - он убирает свою. Как только партнер убирает свою руку - он снова протягивает свою.

Женщина: Я бы предположила, что люди будут приходить в себя почти мгновенно после того, как вы получаете руку, и недоумевать, что же, собственно, происходило.

Будут, ЕСЛИ вы не делаете ничего, кроме прерывания рукопожатия. В этом смысл предоставления словесных инструкций о том, что вы хотите, чтобы произошло дальше. Люди могут найти выход из невозможной ситуации типа прерванного рукопожатия, если дать им достаточно времени. Я верю, что на это способен каждый. Я это проверял, и промежуток времени варьировал от около десяти секунд, когда человек оправляется и говорит: "Это было странно" - до пяти или десяти минут, когда люди стояли там до тех пор, пока не находили выход из этой невозможной ситуации.

Дэвид: Было ли по вашему мнению важно, чтобы я не помнил, что произошло, пока я был в этом состоянии?

Нет. Это не было важно для меня.

Дэвид: Потому что я это помнил, но я также чувствовал, что это никоим образом не нанесло ущерба происходившему.

Транс-формация

95

Рон: Является ли прерыванием, когда вы предполагаете слышать кого-либо и не слышите - как бормотание Милтона Эриксона, или когда чей-то голос стихает и становится неслышимым?

Ответ заключен в обратной связи. Это будет прерыванием для одних людей, и не будет для других. Прерывание рукопожатия прерывает всех, а оправляться от неожиданных аудиальных переживаний у некоторых людей есть множество способов. Вы обнаружите, что это не возымеет прерывающего эффекта с людьми аудиально утонченными. С людьми, в данный момент аудиально ориентированными на вас и не обладающими особой утонченностью - возымеет.

Например, вы заметили, как этот видео-монитор?..

Ну вот, разные моменты, когда люди засмеялись, есть весьма хороший показатель того, сколько времени нужно каждому из вас, чтобы оправляться от невозможных ауди- альных ситуаций. Это был фрагмент предложения; это не было предложением. Так что если вы ощутили это ожидание завершения..Это феномен прерывания.

Мужчина: Тот же ли это паттерн, который использовал Милтон Эриксон, когда он действительно пожал женщине руку, а потом ввел ее в транс?

Нет. Это была кинестетическая неоднозначность. Это другой вид прерывания. Если я тянусь и пожимаю вам руку обычным образом, то предполагается, что в конце некоторого периода времени мы отпустим руки. Если мне не удается отпуститься - или если, как сделал Эриксон, я начинаю отпускать, но делаю это неоднозначно, таким способом, что вы не знаете, когда именно я совершу последнее прикосновение - вы окажетесь в подвешенном состоянии без очередной программы. Если вы читали эриксоновское описание этого - вот что он сделал: отпустил свою руку переменчивыми прикосновениями, так что женщина не была уверена, в какой момент он на самом деле прервал контакт. Последнее, что Эриксон сделал, прежде чем полностью отпустить руку - он слегка подтолкнул за кисть вверх, что вызвало каталепсию. Это тот же принцип, что и удерживание руки человека и покачивание ее до тех пор, пока его мышцы не перехватывают инициативу и удерживают руку поднятой.

Норма: Как насчет неконгруэнтности в качестве прерывания паттерна?

96

Джон Гриндер и Ричард Бэндлер

Это превосходный способ его выполнения. Забавно, что Норма оказалась той, кто об этом упомянул. Из других контактов с Нормой я знаю, что у нее есть действительно исключительно тонкая стратегия проверки на конгруэнтность. Это стратегия, иметь которую очень важно для любого, кто является профессиональным коммуникатором. Она, однако, оставляет Норму открытой для некоторых манипуляций. Если вы конгруэнтно преподносите некий материал и внезапно... (Он продолжает жестикулировать и обозначать губами слова, но без звука.) Если вы продолжаете преподносить его, как будто ничего не случилось, но просто отсекаете один канал - в данном случае аудиальный - она почти падает со стула вперед. Стратегия проверки на конгруэнтность, которую она использует, слушая и глядя, как некто общается, требует, чтобы движения губ ассоциировались с каким-то звуком, так чтобы она могла провести проверку на конгруэнтность. Если звук отсутствует, это серьезно прерывает ее программу.

Если вам известно о классе информации, который мы называем "стратегиями" (см. книгу "Нейро-лингвистическое программирование, Том I"), то у вас есть доступ к действительно элегантному способу делать прерывание паттерна. Прерывая чью-то ключевую стратегию, вы получаете более глубокое прерывание. Эти прерывания действительно удерживаются.

Мужчина: Еще можно было бы скармливать людям номера, которые они привыкли воспринимать определенными порциями - как номер социальной страховки - в непривычных для них порциях. Номер социальной страховки обычно дается порциями по три, две и четыре цифры.

Да, или вы можете использовать телефонные номера. Семь восемь два...четыре...три шесть семь. Вы можете распознать используемую человеком стратегию по его реакции. Если для хранения телефонных номеров он использует тональный паттерн, предъявление номеров, структурированных по-другому, прервет его полностью. Если он делает это чисто зрительно, обычно это и близко не окажет такого эффекта.

Прерывание паттерна можно использовать в любом соревновательном виде спорта. Вы можете заметить, что всякий раз, делая определенное движение, вы получаете определенную реакцию. Потом вы можете прервать этот паттерн, чтобы получить преимущество.

Транс-формация

97

Моя жена Джуди очень хорошо владеет саблей. Она устанавливает двигательный паттерн и прогоняет его полдюжины раз, чтобы выяснить, какую регулярную реакцию дает ее противник. Когда она знает, какую реакцию ей предстоит получить на этот паттерн, она выясняет, какая реакция на эту реакцию обеспечит ей успех в нанесении удара. Или она начинает жест и потом прерывает его. Ее противник уже вовлекся в какую-то реакцию на жест Джуди, и тогда она может это утилизировать. Боксеры тоже это делают. Они устанавливают паттерн и затем прерывают его.

Если вы смотрели, как Бьорн Борг играет в теннис, вы знаете, что он не тратит энергию зря. Он организует свое сознание в очень узкую полосу. Неважно, сходит ли толпа с ума от одобрения или от негодования; он ничего этого не слышит. Упускает ли он или выполняет легкий удар - его реакция не меняется. Он просто поворачивается и заново якорит себя - он крутит рукоятку своей ракетки, идя назад, чтобы начать следующую игру. Он совершено не тратит энергию зря; он полностью сконцентрирован на существенном. Эта концентрация защищает его от психологических маневров противников. Если вы можете прервать чье-то измененное состояние - то, которое нужно ему для хорошего выступления - то он начнет играть плохо, и вы можете суметь побить его.

Существует множество приложений принципа прерывания паттерна. Любая "неожиданность" вызовет вам эту реакцию. Во время этого периода, когда человек "зависает", потому что вы только что сделали что-то совершенно неуместное или неожиданное, как раз и можно предложить ему четкие внушения о том, какая реакция вам нужна дальше.

Вы должны практиковать эти техники до тех пор, пока не приобретете личную силу и конгруэнтность в их выполнении. Во всем своем поведении - словесном и несловесном - вам нужно действовать так, словно это должно произойти; и это происходит. Как только вы можете преподнести себя в совершении маневра совершенно конгруэнтно, ваша задача - определить, какую реакцию вы получаете. Вам нужно иметь обратную связь. Ни одно из обобщений, которые мы вам предлагаем, не будет работать ВСЕГДА. Они всегда должны быть подогнаны под получаемую вами обратную связь.

7-96Н

Джон Гриндер и Ричард Бэндлер

ПЕРЕГРУЗКА

Около двадцати пяти лет назад Джордж Миллер подытожил огромное количество исследований восприятия как человека, так и животных в своей классической работе "Магическое число 7 ± 2". Человеческие существа обладают способностью сознательно следить за примерно семью "элементами" информации одновременно. Если превысить это количество, человек перегружается и начинает делать ошибки. Если я назову вам последовательность из семи цифр, вы, вероятно, сможете удержать ее в сознании без ошибки. Если я дам вами последовательность из девяти цифр, вам покажется гораздо более трудным точно вспомнить их, и вы начнете делать ошибки. Каждая цифра - это "элемент" информации. Однако, если вы - или я - разделите девять цифр на три группы по три, вы сможете вспомнить девять цифр с гораздо большей легкостью. Теперь имеются только три элемента по три цифры каждый. Путем группирования информации в более крупные элементы становится возможным справляться с большим количеством информации теми же 7 ± 2 элементами сознательного внимания. Вы можете сознательно следить за семью листьями, семью прутиками, семью ветвями, семью деревьями или семью лесами. Сколь много вы можете отслеживать, зависит от размера элемента информации, с которым вы имеете дело.

Какой бы размер элемента вы ни выбирали, когда вы уделяете сознательное внимание 7 ± 2 элементам информации, все остальное не будет обрабатываться сознательно. Все, превышающее 7 ± 2 куска информации, становится перегрузкой и будет отрабатываться бессознательно.

Пример этому произошел на другом семинаре. Я попросил вызваться кого-нибудь, у кого есть работающий в совершенстве способ запоминания имен. У женщины по имени Карпа был такой, поэтому я попросил ее выйти вперед. В аудитории сидела Энн Тичуорт, и я сказал Карле: "Вы случайно не знаете эту женщину вон там?”, и показал на Энн. Карла сказала "Нет". Когда Карлу д кем-нибудь знакомили, ее зрачки расширялись и она создавала внутренний образ имени человека у него на лбу. Потом всякий раз, когда она видела его снова, ее зрачки слегка расширялись и она видела имя, написанное там, у него на лбу. Это был способ, каким она всегда знала имя человека, и он работал

Транс-формация

99

очень хорошо. Поскольку я знаю, что она делает, я знаю, в какой момент последовательности опыта Карпы она будет неспособна сознательно репрезентировать любой дополнительный вход: когда ее внимание ориентировано внутрь и все ее 7 ± 2 элемента внимания заняты визуализированием имени человека у него на лбу.

Я сказал Карле "Посмотрите на женщину вон там. Ее зовут Энн..." Я сделал паузу, увидел, как расширились ее зрачки, и тогда сказал: "Тичуорт". Она услышала "Энн" и зрительно написала это на лбу Энн. Потом я спросил ее: "Как зовут эту женщину?" Ее зрачки снова расширились, и она сказала: "Энн". Я сказал: “Вы знаете, как ее фамилия?" Она сказала "Нет, вы мне не говорили". Когда ваше чувство времени и сенсорный опыт достаточно тонки для того, чтобы знать, когда внимание человека ориентировано внутрь, а когда нет - вы можете ввести все, что хотите. Когда человек ориентирован внутрь, он адекватно отреагирует на ваши внушения, потому что вы обходите его сознательное мышление. У него нет способа отфильтровать такие внушения или защититься от них.

В этот момент я сказал: "Ее зовут Энн Тичуорт", и Карпа сказала: "О! Теперь я помню". Это была элегантная демонстрация того, что хотя у нее не было доступа к этому в сознании, потому что оно не прошло через ее процесс запоминания имен, оно было там. Она узнала фамилию Энн, услышав ее, значит она была обработана и запомнена бессознательно.

Всякий раз, когда сознательные процессы человека перегружены, вы можете посылать информацию прямо в подсознание, и человек на нее отреагирует. Простейший способ перегрузить чье-то внимание - заставить его уделять внимание сложному внутреннему опыту.

Я использовал технику перегрузки, когда вообще второй раз официально вызывал транс. Я продемонстрирую. Не выйдете ли на секунду, Билл, и станете здесь?

“Окей, не закроете ли глаза? Теперь вот что я бы хотел, чтобы вы сделали: мягко, громко вслух начали считать назад от двухсот, тройками. И пока вы это делаете, я собираюсь положить свои руки вам на плечи и поворачивать вас кругами. Если в какой-то момент вы поймете, что вам удобнее просто впасть в приятный глубокий транс, сделайте это с полным пониманием того, что вы в хороших руках".

Джон Гриндер и Ричард Бэндлер

100

Делая это, я создаю перегрузку, занимая все его репрезентативные системы. Он использует визуализацию как способ помочь себе считать в обратном порядке. Аудиально он проговаривает для себя числа. Я дезориентирую его кинестетически, вращая его кругами. Он сейчас сам перегружает себя вещами, на которые нужно обращать внимание, так что мне не надо этого делать.

Я мог бы с тем же успехом сказать: "Теперь медленно поворачивайтесь по кругу". Однако, поворачивая его своими руками на его плечах, я получаю много тактильной обратной связи о том, когда он меняет состояния и в какого рода состояние он входит. Я также даю ему кое-что еще для кинестетического внимания: ощущение моих рук на его плечах.

Чтобы гарантировать, что перегрузка работает, вы убеждаетесь, что все системы задействованы. Если он занят визуализированием и вычитанием цифр, будучи дезориентирован кинестетически, я могу предложить внушения, которые пойдут прямиком мимо его сознания в подсознание. Если я скажу нечто отвлекающее его от задачи, то немедленно узнаю это, потому что он считает вслух. В этот традиционный метод встроен механизм обратной связи. Если он перестает считать, я знаю, что он либо впал в глубокий транс, либо сбросил дезориентацию и сознательно слушает внушения, которые я пытаюсь направить в подсознание. Тогда я либо настою, чтобы он продолжал считать, либо замечу, что он в глубоком трансе, перестану валять дурака и перейду к делу.

Кстати, это действительно традиционная трансовая индукция. Я прочел об этом именно методе в книге несколько лет назад и, не имея в этом никакого опыта, просто выполнил инструкции, как если бы я знал, что делаю. Лишь через несколько лет я понял, в чем состоит принцип, так что я смог обобщить от этого конкретного метода к перегрузке человека множеством способов. Способ, каким мы преподаем на этих семинарах, разработан так, чтобы делать точно то же самое, поскольку мы заинтересованы в передаче вам большей части сообщений на подсознательном уровне.

Вы можете использовать ЛЮБУЮ сложную задачу, чтобы занять человека и отвлечь его сознание, в то время как вы его дезориентируете. Потом вы предлагаете очень прямую, непосредственную и легко выполнимую инструкцию типа "Если в какой-то момент вам легче просто ВПАСТЬ В

Транс-формация

101

ГЛУБОКИЙ ТРАНС (см. прим, на стр.), то СДЕЛАЙТЕ ЭТО и насладитесь им с полным пониманием своей безопасности в вашем настоящем положении..."

Вот еще одна вариация. Я беру руку Джека здесь и хочу перегрузить его. Тогда я говорю: "Все, что вам нужно делать, это удобно сидеть тут. Я собираюсь трогать разные пальцы и называть тот, который трогаю. Ваша задача - просто решать, делаю ли я это правильно или неправильно".

Потом я начинаю прикасаться и называть. "Указательный, средний, безымянный, мизинец, большой. Средний, указательный, безымянный, большой". (Он прикасается к мизинцу).

Всякий раз, когда я "ошибаюсь", он будет делать то, что только что сделал: его зрачки расширились и была заминка в дыхании. Ему нужно было потратить на вычисления какое- то время. Ему потребовалось больше времени на решение, что я ошибся, чем раньше требовалось на решение, что я был прав.

Если бы я продолжал, я постепенно становился бы все более и более "неточным". Скоро он был бы перегружен сложностью и, защищаясь, вошел бы в глубокий транс. В этот момент я сказал бы: "Когда я прикасаюсь сейчас к твоему безымянному пальцу" - и прикоснулся бы к неправильному пальцу - "ты более расслаблен". Я продолжал бы перегружать и вводить дополнительные внушения о конкретных типах желаемых мною явных реакций - указывающих, что он входит в транс.

Я ввожу человеку информацию во всех трех каналах одновременно и требую от него делать суждения о том, соответствует ли слуховой вход зрительному и кинестетическому. Скоро он сдастся и, по существу, скажет: "Окей, скажи мне, что ты хочешь, чтобы я сделал".

Вместо перегрузки всех репрезентативных систем вы можете дать человеку такую сложную задачу в одной или двух системах, что она займет все его 7 ± 2 элемента сознательного внимания. Вы можете попросить человека считать назад от тысячи третями, визуализируя каждую дробь с окрашенными в разные цвета числителем, дробной чертой и знаменателем. У каждой последующей дроби должен быть новый цвет для черты и каждого из чисел. Потом вы можете добавить внушения типа: "С каждым числом вы будете уходить глубже". Все это способы манипулирования человеком таким образом, что вы перегружаете его входные

Джон Гриндер и Ричард Бэндлер

102

каналы и тем самым его способность извлекать смысл из того, что вы делаете.

Женщина: Двойная индукция, описанная вами в книге "Паттерны II” это пример перегрузки?

Да, двойная индукция - это особый случай того, что я только что депап. Это когда вы используете двух человек, чтобы перегрузить одного. Это действительно быстро работает. Вы получаете сильную перегрузку, получаете ее быстро, и вы получаете очень мощную реакцию. Впер


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.