Наложение репрезентативных систем — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наложение репрезентативных систем

2022-12-20 19
Наложение репрезентативных систем 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для тех из вас, кто не знает, что такое репрезентативные системы, позвольте мне кратко объяснить. Какое-то время назад мы заметили, что люди специализированы по типу информации, которую они обрабатывают и на которую обращают внимание. Поделив опыт на информацию в разных сенсорных каналах, вы имеете зрительный элемент информации, слуховой элемент и кинестетический. У вас также есть обонятельный (запах) и вкусовой элементы, но эти два канала обычно не занимают очень больших порций вашего опыта - если только вы не готовите или едите. В своем нормальном состоянии некоторые из нас осознают преимущественно зрительный опыт, некоторые слуховой, а некоторые - кинестетический. Мы называем все это репрезентативными системами, потому что это системы, применяемые нами для репрезентации своего опыта. Слова, которые мы используем, говоря о своем опыте, являются указанием на то, какой сенсорный канал мы используем осознанно.

Джон Гриндер и Ричард Бэндлер

56

Так вот, интересно то, что если вы попросите человека описать свое нормальное состояние сознания, а потом описать, каково это - быть в измененном состоянии, то он часто использует другую репрезентативную систему. Например, некто мог бы описать свое нормальное состояние как "наличие ЯСНОГО, СФОКУСИРОВАННОГО понимания, кто я такой" (зрительные слова), а измененное - как пребывание "В КОНТАКТЕ со вселенной" (кинестетические слова).

Это значит, что, определив, в каком состоянии человек находится обычно в терминах репрезентативных систем, вы имеете превосходный указатель того, каким было бы для этого человека измененное состояние: ЛЮБЫМ ДРУГИМ. Если входит некто, находящийся действительно В КОНТАКТЕ со своими чувствами и КРЕПКО ДЕРЖАЩИЙ свою жизнь, вы можете захотеть перевести его в измененное состояние, где он преимущественно осознает зрительные образы. То есть если бы он вошел и сказал: "Ну, я просто ЧУВСТВУЮ, что хочу войти в транс, потому что меня ТРОГАЕТ наличие множества потребностей, и я иногда РАЗДРАЖАЮСЬ, и я хочу ПОЧУВСТВОВАТЬ себя РАССЛАБЛЕННЫМ и СГЛАДИТЬ некоторые из трудностей в моей жизни" - у меня было бы тонкое указание на то, что его осознание большей частью кинестетично.

Джен, вы не вышли бы сюда на минуту? Расскажите мне о чем-нибудь, что вам нравится в вашем доме.

Джен: О, мне нравится вид. У меня дом с хорошим видом на океан - это просто прекрасно.

Она предлагает мне зрительную информацию, так что я знаю, что буду в безопасности, если начну говорить о зрительной информации. Это будет синхронизировано с ее опытом. Помните, мета-паттерн - синхронизация и ведение: отражение того, что клиент уже делает, а затем ведение к чему-то другому. Это "что-то другое" означает идти к системам, которые она обычно не использует. Это будет для нее измененное состояние.

Возможно, я начал бы с вопроса о визуально приятном контексте. Я уже знаю, что Джен нравится вид океана. Вам нравится пляж?

Джен: О, да!

Я хотел бы пригласить вас, с открытыми или закрытыми глазами, последовать со мной, в то время как я предлагаю вам описание опыта... пребывания возле океана... Если бы

Т ранс-формация

57

вы действительно могли... пойти на океан... в такой день, как сегодня... одна из первых вещей, которую вы можете осознать... это что глядя вверх... вы ясно видите... характерное освещение неба... Вы можете суметь увидеть несколько облаков, плывущих по небу... и осматриваясь... вы можете насладиться... ясностью воздуха... и вы взглядываете вниз и видите... поверхность пляжа... и стоя там... глядя вниз на пляж, на котором вы стоите... вы можете увидеть свои стопы... и вы можете почувствовать... ощущение... своих стоп... на пляже...

И глядя вдаль поверх... океана... вы можете видеть волну... за волной... за волной... катящиеся от горизонта... к вам... каждая своей уникальной формы... особый завиток... особый цвет, когда она всплескивает... И глядя вдаль на волны... приближающиеся... вы замечаете... ветер срывает немного брызг с верхушки каждой волны, когда бурун ударяет в берег... И глядя на эти брызги, вы можете чувствовать... влагу в воздухе... в то время как ветерок обдувает ваше лицо... И если бы вам сейчас сделать... пару шагов... в воду... и почувствовать прохладу воды, завихряющейся вокруг ваших стоп... и коленей... и вы можете по-настоящему насладиться этим...

Теперь если вы посмотрите вверх или вниз вдоль пляжа, вы можете увидеть знакомую фигуру... некто, кого вы не ожидали здесь найти... и вы машете... и этот человек кричит вам издалека... напоминая вам о другом месте и времени... и о чем-то весьма приятном и неожиданном... возникшем из этого переживания... и насладитесь переживанием... и научитесь... из него... чему бы то ни было, что могло бы быть полезно для вас... И когда вы готовы... и насладились ими... с вашей собственной скоростью... беря все время, какое желаете... возвращайтесь...

Теперь, какую форму коммуникации я применял?

Женщина: Казалось, что вы используете в основном зрительные термины, и много хождения туда-обратно между ними и кинестетикой. Вы достигли точки, в которой решили оставаться в кинестетике?

Я бы достиг, если бы продолжил индукцию. Двигаясь туда-обратно, я проверяю, может ли она идти вслед. Относитесь к этому, как к словесному аналогу совместного дыхания. Я немного дышу с ней, а потом меняю свое дыхание. Если она идет вслед - теперь у меня есть раппорт; я держу

Джон Гриндер и Ричард Бэндлер

58

бразды и могу продолжать развивать подходящий вид опыта, каким бы он ни был.

Кстати, откуда я узнал, что она может следовать за мной? Сказав несколько первых вещей, я тут же знал, что она способна идти со мной. Как я это узнал?

Мужчина: Ее голова двигалась конгруэнтно вашим инструкциям.

Да. Когда я говорил о смотрении вверх, ее голова двигалась вверх. Когда я говорил о смотрении вниз, ее голова двигалась вниз. Когда я говорил о смотрении вдаль на волны, она смотрела вдаль на волны. Ее телесные реакции указывали, что она переживает предлагаемый мной опыт. Этой информации достаточно, чтобы знать, что у меня есть раппорт. Теперь вопрос: по-прежнему ли он у меня есть, если я переключаю системы? Ответ: попробуйте и выясните. Итак, я предложил ей посмотреть вниз на пляж. Потом я сказал "И почувствуйте свои стопы на песке".

Джен: Я почувствовала.

Женщина: То есть, значит: переведя ее в другую систему, склонны ли вы там оставаться?

Да. Потом я говорил бы главным образом об ощущениях в ее теле. Ступая в воду, она может почувствовать завихрение воды... и влагу в воздухе... в то время как ветер обдувает ее лицо.

Я сначала развиваю зрительное представление о том, где она находится, а затем нахожу точку НАЛОЖЕНИЯ зрительного образа на любую другую систему. То есть, в этом случае, если она смотрит вниз на пляж и видит свои стопы на песке, то может ощутить их давление на поверхность пляжа. Если она смотрит вдаль и видит, как ветер срывает брызги с верхушек плещущих волн, то может почувствовать ветерок на своем лице.

В каждом переживании всегда есть зрительное, слуховое и кинестетическое измерения. Так что вы начинаете с репрезентативной системы, предлагаемой вам человеком, какой бы она ни была. Это синхронизация: присоединение к модели клиента. Затем вы можете использовать следующую простую словесную формулу: "Вы видите облака, движущиеся по небу... и, наблюдая движение облаков, чувствуете ветерок на своем лице". Видение движущихся облаков предполагает ветер. Точкой наложения зрительного образа движущихся облаков, влекомых ветром, на кинестетическую систе-

Транс-формация

му, к которой я хочу ее привести, является ощущение ветерка на ее лице. Словесная формула такова: "в то время как X" - что есть синхронизация, - Т - ведение.

Женщина: Вы лишь однажды использовали слуховую систему - из того, что я заметила. Вы сказали, что она может слышать друга, зовущего ее. Есть ли причина, по которой вы не усилили слуховую систему?

Мне это было не нужно. В этой культуре слуховая система редко бывает хорошо развита, за исключением музыкантов. Было множество других мест, где я мог бы включить слуховые элементы: звук ветра, звук волн, разбивающихся о берег.

Я хочу провести различие между индукцией и утилизацией. Индукция, состоящая в движении зрительно-зрительнозрительно, затем наложении в кинестетику и, когда она идет вслед, продолжении с кинестетикой - радикально изменит состояние ее сознания. Как только это произошло, и я получил все те физиологические знаки, о которых мы говорили раньше - тогда все, что я должен сделать, это снова построить полный опыт. Тогда я включил бы все три системы. Я бы предложил ей подойти к человеку, протянуть руку, прикоснуться к нему, внимательно посмотреть на его или ее лицо и заметить, какое на нем выражение, а потом послушать, что есть у этого человека сказать ей. Затем я использовал бы эту фантазию со всеми тремя репрезентативными системами как матрицу для любых изменений, каких бы ей ни хотелось совершить.

Женщина: Было аудиальное прерывание. Громко щелкнул чей-то диктофон, и я удивилась, почему вы это не утилизировали. Это явно прервало вас.

Это прервало меня, но не прервало ее. ОНА этого не слышала. Я это знал, потому что она не отреагировала. Не было изменений в ее дыхании, цвете кожи или мышечном тонусе. Поскольку реакции не было, было бы абсурдно для меня упоминать об этом.

Женщина: Если бы она услышала щелчок, как бы вы включили это в индукцию?

"И есть отвлекающие звуки, даже на пляже".

Мужчина: Как насчет инкорпорирования качания ее ноги?

Я бы мог. Я бы мог посадить ее на качели на пляже. Это чудесно сработало бы. Утилизация качания ноги и некоторых других элементов ее поведения была бы хорошим

60

Джон Гриндер и Ричард Бэндлер

выбором. Вы не обязаны использовать ВСЕ хорошие выборы всякий раз, когда делаете индукцию; лишь достаточное их количество, чтобы получить желаемую вами реакцию.

Джен; Я помню, как моя нога крутилась, и тогда я знала, почему, но сейчас не знаю.

Как она могла бы восстановить эту информацию, используя те же принципы наложения репрезентативных систем?.. Джен, покачайте ногой снова. Закройте глаза и снова покачайте ногой и отметьте, что возникает зрительно... Немного быстрее.

Джен: Только лица людей.

Моя интерпретация, когда я вспоминаю ее сейчас, была такова: она регрессировала в возрасте, делая это - на пляже она снова стала маленькой девочкой. Есть разница между тем, как взрослый качает ногой и как качает ногой ребенок. Сейчас она качает ногой относительно по-взрослому. То, как она делала это, находясь в измененном состоянии, было более по-детски. На пляже она опять была маленькой девочкой. У вас есть какое-то представление о том, сколько вам было лет на пляже?

Джен: Столько же, сколько сейчас.

Она СКАЗАЛА, что ей было столько же, сколько и сейчас, но она также предложила мне несловесные лицевые и тональные изменения, характерные для возрастной регрессии. Так же я описал бы то, как она раньше качала ногой.

Окей, какие-то вопросы об этом типе инструкции?

Мужчина: Я не помню, как вы начали. Вы ее о чем-то попросили?

Да. Я сделал нечто, по моему мнению крайне важное. Я сказал: "Вам нравится ходить на пляж?”, и отметил ее реакцию. Если бы я просто автоматически предположил, что она любит ходит на пляж, я не мог бы знать, не утонула ли вся ее семья, когда ей было три года, в то время как она стояла на берегу, глядя на это. В таком случае пляж не был бы хорошим выбором для расслабляющей индукции.

Принцип состоит в том, чтобы выяснить, какую репрезентативную систему человек обычно использует в своем нормальном состоянии. Некоторые люди пользуются всеми системами, и с ними вы могли бы фактически начать откуда угодно. В контексте стресса - а терапия есть один из таких контекстов - люди обычно специализированы. Частично в связи с этим они застряли и пришли к вам за помощью. С

Транс-формация

61

учетом предлагаемой проблемы, они будут специализированы в той или иной репрезентативной системе. Простого введения двух других репрезентативных систем часто будет для них достаточно, чтобы развить для себя какое-то новое поведение. Вы можете сделать это путем использования наложения.

В том, что мы делаем, наложение будет очевидно всегда. Не только наложение одной репрезентативной системы на другую, но и внешнего на внутреннее. Я знаю мужчину, сказавшего: "Я делаю индукции сотней разных способов". Мне было интересно, так что я предложил ему показать столько, сколько он мог вспомнить. С формальной точки зрения все они были ИДЕНТИЧНЫ. В каждой индукции он применял такую последовательность: внешнее зрительное, внутреннее зрительное, внешнее кинестетическое, внутреннее кинестетическое, внешнее слуховое, внутреннее слуховое. В каждой его индукции было другое содержание; но это единственная СТРУКТУРА, которую он применял для проведения индукций. Даже хотя у него только одна последовательность, он очень эффективный гипнотизер в смысле достижения обычных результатов традиционного гипнотизера.

В контексте работы здесь в группе вы могли бы начинать с любой системы, если только ваш партнер уже не строго специализирован. Однако я бы хотел, чтобы вы сделали этот начальный шаг, чтобы пройти в точности через то, что вы действительно делали бы на практике: спросите у человека что-то о его прежнем опыте, отметьте, какие предикаты он применяет, и используйте эту систему как точку начала. Предложите четыре или пять описаний в этой системе, а затем найдите точку наложения, чтобы вести его в другую систему.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.