Разглядывание хрустального шара — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Разглядывание хрустального шара

2022-12-20 23
Разглядывание хрустального шара 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теперь я хочу, чтобы половина из вас вышла из этой комнаты и пошла попить кофе или что-то еще. Будьте поблизости, потому что через несколько минут люди, остающиеся здесь, соберутся заполучить вас и кое-что с вами сделать...

Тем, кто остался, я собираюсь предложить научиться быть "телепатами". Я собираюсь предложить вам немного посмотреть в хрустальный шар, или, если вы предпочитаете, почитать по руке. Суть этого упражнения в том, что это

Транс-формация

245

превосходный способ дальше развить вашу способность воспринимать минимальные несловесные ключи. Способность делать это меняет все, когда вы занимаетесь гипнозом, й вам нужны систематические методы, чтобы развивать эти навыки восприятия.

Через несколько секунд вы пойдете и найдете одного из людей, у которых сейчас перерыв, и будете смотреть в хрустальный шар или читать по руке. На самом деле вы будете использовать тот тип тонкой зрительной или тактильной обратной связи от человека, который вы использовали в нескольких последних упражнениях на калибровку. Используя свои новообретенные "телепатические" способности, вы намереваетесь рассказать ему нечто о его собственной личной истории, знать которую вы никак не можете. Вы удивите себя, а также его.

Выберите в партнеры того, кого вы не знаете, так что вы не сможете привлечь истории и подсознательную информацию, имеющуюся у вас об этом человеке из прошлого. Я хочу, чтобы вы, к собственному удовлетворению, продемонстрировали, что можете делать это без предварительного знания. Ваш подсознательный разум знает, что вы можете, но вашему сознательному разуму нужно убедиться в этом.

Сначала, взяв в пару этого человека, которого вы не знаете, в разговоре задайте несколько светских вопросов, чтобы познакомиться. Используйте этот случай, чтобы откалибровать да и нет: согласие и несогласие.

Сделав это, вы можете начать смотреть в хрустальный шар. Если вы можете просто конгруэнтно начать, прекрасно. Если это кажется вам неудобным, вы можете сказать: "Я считаю, что это смешное упражнение, но Джон и Ричард просят меня сделать его. Обычно я извлекал пользу из их инструкций, поэтому я собираюсь попробовать. Вы готовы помогать?"

Потом вы говорите: "Окей, я собираюсь читать по этому хрустальному шару, и рассказать вам кое-что о вашем прошлом опыте". Говоря это, вы сводите свои руки перед собой в чашу и смотрите на них, как будто в них что-то есть. Вероятно, ваш партнер тоже будет смотреть на ваши руки.

Как с любым упражнением, первое, что вам нужно сделать - это получить раппорт. Превосходный способ получить раппорт - это слегка двигать несуществующий хрустальный шар вверх и вниз, когда ваш партнер вдыхает и выдыхает. К

246

Джон Гриндер и Ричард Бэндлер

этому моменту вы уже сделали с хрустальным шаром две вещи. Вы установили раппорт, синхронизировавшись с дыханием, и вы приковали сознательное внимание своего партнера к чему-то несуществующему. Это всегда хороший признак, что некто находится в измененном состоянии.

Теперь вы начинаете делать примерно следующее: "Когда я смотрю в этот хрустальный шар... я вижу клубящийся туман... и когда он клубится, похоже, что возникает фигура... очень важная фигура... из вашего прошлого". Затем вы останавливаетесь, пока не добьетесь, что внимание вашего партнера будет сфокусировано на хрустальном шаре, и у него будет время определить "кого-то важного из прошлого". То, что вы делаете до сих пор, похоже на процессуальную инструкцию: вы не даете ничего конкретного.

Потом вы говорите: "Похоже на мужчину..." Теперь вы ждете, пока не сможете увидеть какие-то признаки у своего партнера, говорящие, согласен он или не согласен. Если вы получаете какие-то минимальные признаки, обозначающие "нет" - то есть, ваш партнер сознательно или бессознательно уже выбрал женщину - то вы говорите: "Нет, это женщина! Теперь туман проясняется!"

Многие люди на самом деле будут слегка качать головой и очень ясно показывать вам, следуете вы их опыту или нет. Все, что вам нужно сделать - это дать своему партнеру время выбрать человека или событие из прошлого, и потом сделать утверждение об этом человеке и следить за реакцией, чтобы понять, точны вы или нет. Если нет, вы очень конгруэнтно меняете то, что вы "сообщаете", как будто это то, что вы действительно видите в хрустальном шаре.

Если я с вами играю, и я кладу горошину под одну из раковин и спрашиваю вас, под которой из них она находится, сколько вопросов вам нужно задать, чтобы узнать ответ?

Женщина: Один вопрос.

Верно. Вы говорите: "Вот эта?" Если ответ "да", вы знаете. Если ответ "нет", вы угадали, что она под другой.

Если у меня четыре раковины и одна горошина, сколько вопросов вам нужно задать, чтобы знат» ответ?

Мужчина: Два.

Правильно. Вам нужно всего два, потому что вы можете поделить проблему, которую собираетесь решить. "Она под этими двумя?" Когда вы получаете ответ на этот вопрос, ваш второй вопрос: "Под какой из двух оставшихся раковин она

Транс-формация

247

лежит?" Если у вас восемь раковин, вам нужно три вопроса, и так далее.

Такого рода стратегия угадывания очень эффективна для того, что вы собираетесь делать. Вы всегда можете поделить мир на непересекающиеся бинарные классы. "Это мужчина. / Это женщина". "Он внутри. / Он снаружи". "Он старше вас. / Он моложе вас". "Он вам близок. / Он вам не очень близок". "Он хочет быть рядом с вами. / Он не хочет быть рядом с вами". Язык позволяет вам проводить эти абсолютно искусственные различия, которые делят мир на бинарные альтернативы: либо это, либо то.

Женщина: Вы выдаете человеку оба варианта?

Вы начинаете, выдавая один вариант. "Похоже на мужчину". Потом вы ждете реакции, чтобы понять, принимает или отвергает ваш партнер то, что вы говорите. Возможно, он уже выбрал мужчину, в этом случае сказанное вами конгруэнтно его опыту. С другой стороны, он мог еще не сделать выбора, будь то сознательно или бессознательно. Когда вы предложили мужчину, он мог обдумать и принять это. Или он мог уже выбрать женщину, но пока вы ждали, он сделал замещение и счел его допустимым.

Другой класс реакций, которые может выдать ваш партнер - это обнаружить, что сказанное вами неприемлемо, в случае чего вы просто меняете. "О нет, теперь туман прояснился, и я вижу, что это женщина".

Весь смысл этого упражнения состоит в том, чтобы вы дали себе возможность заметить, что вы можете использовать подсознательные несловесные сигналы человека, направляющие вас к описанию опыта из жизненной истории этого человека, о котором вы ничего не знаете. В его восприятии процесса, вы каким-то образом получаете информацию, которую вы не могли бы получить обычными способами, и это будет похоже на "телепатию".

Откалибровав своего партнера, вы можете начать с общей категории "важного человека". У каждого в жизни где-то есть важный человек, так что это хороший способ начать. Потом вы можете использовать бинарные категории. Какие еще дополнительные бинарные категории вы можете использовать?

Женщина: Низкий / высокий.

Мужчина: Счастливый / несчастный.

Точно. Это все псевдо-категории, но все постоянно оперируют этими категориями. "Заботится о вас. / Не заботится

248

Джон Гриндер и Ричард Бэндлер

о вас". "Это ночь. / Это день". Я хочу, чтобы, прежде чем вы начнете, у каждого из вас был список хотя бы из шести примерно таких бинарных выборов.

После применения этих бинарных категорий вы можете потренироваться в использовании Эриксонианских паттернов, выполнив процессуальную инструкцию. Вы могли бы проделать все это только лишь с Эриксонианскими паттернами. Есть множество "телепатов", на самом деле применяющих только их. Вы могли бы сказать: "И то событие из вашего прошлого содержит некую информацию, некое знание, существования которого вы не осознавали... Потому что смысл, который это событие имеет для вас сейчас, может отличаться от смысла, который вы извлекли из него... тогда... Итак, когда ваш подсознательный разум извлекает смысл из вашего прошлого... по-новому... неважно, позволяет ли он вашему сознательному разуму оценить это понимание... полно... или чуть- чуть... Ваш подсознательный разум может применить это новое понимание... осмысленным... и удивительно прекрасным образом... к некоему переживанию... которое произойдет в следующие двадцать четыре часа".

Или, описав важного человека, вы можете сказать: “ Я не знаю, осознали ли вы, что есть важное послание, которое этот человек никогда не высказывал вам, но всегда хотел передать... которое могло бы быть полезно вам сейчас... И, наблюдая и слушая его сейчас... вы можете начать слышать, что это за послание..."

Используя Эриксонианские паттерны, вы можете использовать ту же систему обратной связи да/нет, чтобы направлять то, что вы говорите. Непременно оставайтесь вне содержания.

После прохождения с вами через подобный опыт только довольно изощренный коммуникатор сможет знать, что вы на самом деле сказали. Его внутренний опыт, спроецированный в хрустальный шар, будет столь богатым и подробным, что он по ошибке может подумать, будто это вы установили весь опыт, который он на самом деле создал внутри себя. Вы упомянули некоторые подходящие переменные, и он дополнил конкретные детали. Обычно в конце, если только вы не работаете с кем-то действительно опытным, он скажет: "Откуда вы это узнали?" И, конечно, ответ - вы не знали.

Женщина: Вы не добиваетесь от них все время словесной обратной связи?

Транс-формация

249

Нет. Смысл этого упражнения состоит в том, чтобы вы научились доверять своей способности видеть несловесные сигналы и использовать их для управления тем, что говорите. Используя подход бинарных категорий, вы получите больше подробностей, следуя вниз по бинарному дереву сигналами да/нет. Применяя Эриксонианский подход, вы сохраните полную обобщенность, но все равно используете несловесную обратную связь, чтобы знать, если и когда человек следует за вами. Если в ходе действия вы замечаете особенно сильные непроизвольные реакции, вы знаете, что нужно усилить номинализации в этой общей области. Вы все равно понятия не имеете, что он испытывает, но поскольку у вас есть раппорт, человек сможет в совершенстве дополнить для себя богатые подробности и превратить все это в очень осмысленное переживание.

Смотрение в хрустальный шар предназначено для того, чтобы усовершенствовать вашу способность делать зрительные различения. Если вы предпочли бы развить свои тактильные способности, проделайте вместо этого чтение по руке. Выполняя чтение по руке, вы держите руку другого человека и, калибруя, учитесь чувствовать разницу между реакциями "да" и "нет" вашего партнера.

Я провожу для людей телепатические чтения и получаю информацию помимо сенсорных каналов. Вы говорите, что быть телепатом значит действительно делать это?

Я не возражаю против идей экстра-сенсорного восприятия и других телепатических феноменов. В настоящее время слово "телепатический" в психологической сфере обладает примерно тем же смыслом, что слово "жизнеспособный" в медицинском мире. Это обозначение для вещей, обладающих некой силой, но мы пока не понимаем, каковы они или как они действуют. Некоторые телепаты определенно осуществляют свои чтения таким способом, который я описал в этом упражнении.

Надеюсь, что существуют сотни каналов передачи информации между человеческими существами, которые лежат за пределами наших признанных пяти чувств и о которых я пока ничего не знаю. Я не знаю. Все же я знаю, что сейчас я вижу и слышу и тактильно ощущаю то, на что несколько лет назад я обратил внимание в области психических феноменов.

Я был бы в восторге, если бы смог открыть дополни

250

Джон Гриндер и Ричард Бэндлер

тельные каналы. Одна из моих программ разведки, есть ли другие такие каналы - это сначала максимально, насколько я могу, усовершенствовать мои сенсорные каналы, и потом моделировать людей, которые умеют проделывать "телепатические" феномены. Если я получаю максимальное количество информации, я верю, что могу выйти из обычно признаваемых каналов, и я также получаю другую информацию, тогда у меня есть некое доказательство, что могут существовать другие каналы.

Идите найдите кого-нибудь снаружи, чтобы попробовать с ним это упражнение, и выясните, сколь точны вы можете быть, используя только несловесную обратную связь. Возьмите минут десять.

Как у вас получилось?

Женщина: Я сначала допустила ошибку. Мой партнер налетел прямо на нее. Его голова начинала опускаться к хрустальному шару. Я сказала, что там была женщина, и его голова дернулась обратно вверх и он сказал: "Я вижу мужчину”.

Как вы на это отреагировали?

Женщина: Я сказала: "О, да. Теперь я вижу, что там действительно мужчина".

Окей, хорошо. Называть что-либо "ошибкой" вместо "результата" - это необязательное суждение со стороны вашего сознательного разума. Если вам полезно устанавливать свои собственные высокие критерии для того, сколь хороши вы хотите быть в выполнении такого рода вещей, чтобы мотивировать себя становиться все более и более знающим, то я это уважаю. Однако учтите, что нечто, потенциально воспринимаемое вами как "ошибка", для другого человека может быть совершенно на нее непохожим. Вы знаете, через какие шаги вы планируете пройти. Если по какой-то причине вы не выполняете этот план, это может быть и может не быть очевидно для других людей. Я рекомендую вам уверенно использовать любые дополнительные куски информации, которые они вам попутно предоставляют. "Конечно, вы видите мужчину, и тщательно исследуйте выражение его лица".

Женщина: Ваш партнер может вас проверять, чтобы выяснить: "Собирается ли этот человек быть гибким и позво

Транс-формация

251

лить мне делать то, что я хочу делать?" То есть это могла бы быть возможность установить раппорт.

Именно. Эриксон много говорит об идиосинкразических потребностях, которые бывают у некоторых людей, когда они входят в измененные состояния. Возможно, что независимо от сути вашего предложения они выдают полярную реакцию на первое ваше высказывание. Какова бы ни была их реакция, вы используете ее, чтобы идти туда, куда вы хотите их вести.

Энн: Для меня это оказалось трудно. Когда я начала думать об этом и отошла в первый раз, я начала входить в состояние, в которое я вхожу, чтобы получить телепатическую информацию.

Верно. Я думал, это могло бы случиться.

Энн: Если я говорю другому человеку, что собираюсь смотреть в хрустальный шар, то это немедленно переводит меня в то состояние. Когда я провожу телепатические чтения, я закрываю глаза и получаю образы внутри, поэтому я держала глаза открытыми, чтобы изменить это. Даже с открытыми глазами было трудно оставаться вне состояния, в котором я получаю ту информацию, и просто придерживаться бинарных выборов.

Верно. Позвольте мне сказать кое-что в ответ. У вас есть способность приходить к особому состоянию, в котором у вас либо есть доступ к каналам коммуникации, о которых я пока не знаю, либо вы обладаете действительно тонкой восприимчивостью к минимальным ключам, так что вам не нужно использовать бинарный метод. Что бы это ни было, в данный момент мне это неважно. У вас уже есть хорошо развитая стратегия, которую вы можете использовать, чтобы получить тот же тип информации, который вы получаете, применяя эту пошаговую модель бинарных выборов.

Вопрос в том, "Полезно ли вам добавить к своему репертуару другой способ достижения этого, вне зависимости от особого состояния, которое вы научились эффективно для себя использовать?" Если вы заинтересованы в этом, то прежде чем включиться в деятельность типа смотрения в хрустальный шар, хиромантии, или любой другой, которой мы заняты здесь и которая связана с особым умением, которое вы уже развили, вы можете внутренне перестроиться, чтобы убедиться, что ваше особое состояние и все связанные с ним навыки обеспечены дополнительной защитой, отделены

252                   Джон Гриндер и Ричард Бэндлер

от процесса освоения вами совершенно нового способа получения информации. Если вы делаете это, вам не будет мешать постоянное соскальзывание в то особое состояние.

Может оказаться, что программы для чтения человека будут одинаковыми в обоих состояниях. Я не знаю. Смысл в том, что, чтобы защитить особое умение, которое вы уже развили, и добавить к вашему репертуару новый подход к тому же предмету, я думаю, вам было полезно с самого начала отделить одно от другого. Затратьте какое-то время и энергию, если вам интересно, на развитие другого способа делать то, что вы уже делаете хорошо. У вас тогда будет два способа выполнения задачи и вы сможете осуществить больше выборов.

Транс-формация

253

VIII

Само-гипноз

Сегодня вечером мы хотели бы дать вам два метода само-внушения и потом очень элегантный метод утилизации само-гипноза. Эти методы могут быть полезны для вас лично, а также для вашей работы с клиентами. Если вы обучите своих клиентов само-гипнозу, вы сможете затем предложить им самим вводить себя в измененные состояния в вашем кабинете. Все, что вам нужно будет делать - утилизировать эти трансы. Вы можете поручить своим клиентам дома попрактиковаться во вхождении в измененные состояния сознания, и когда они вернутся, предложить им получить доступ к этим трансовым состояниям, попросив их подробно вспомнить, что они делали. Вы говорите: "Теперь, опишите мне подробно, какой из способов, которые вы пробовали, обеспечил самый глубокий транс?" Они скажут: "Ну, вот этот довольно хорош", и снова начнут входить в транс, описывая, что произошло. По сути, вы будете получать доступ к предыдущему состоянию транса.

Первый метод само-индукции, который я хочу описать, это техника Бетти Эриксон. Бетти - жена Милтона, и она чрезвычайно опытна во введении себя в различные измененные состояния. Она может очень быстро впрыгивать и выпрыгивать из многих разных состояний. Техника, разработанная ею, предполагает репрезентативные системы. Эриксон, кстати, единственный человек, кроме нас, кто обладает точным пониманием репрезентативных систем; он знал, что есть три главные системы, и что есть предикаты, их определяющие.

В этой индукции Бетти использует репрезентативные системы. Она усаживается в удобное место и находит что- то, на что легко смотреть. Я бы, наверное, выбрал какое-то место, где отражается свет, типа кусочков граненого стекла, свисающих с этой люстры. Я фиксирую на ней свой взгляд, и потом говорю себе три предложения о своем зрительном

254

Джон Гриндер и Ричард Бэндлер

опыте. "Я вижу свет, сверкающий на разных кусочках граненого стекла; я вижу движение чьей-то обнаженной руки; я вижу, как кто-то только что взглянул на люстру".

Теперь я переключаюсь на слух и делаю три утверждения об этой части моего опыта. "Я слышу звук вентиляционной системы; я слышу шуршание бумаги, когда люди делают записи; я слышу, как кто-то прочищает себе горло".

Потом я делаю три утверждения о своем кинестетическом опыте. "Я могу почувствовать, где нижняя часть моих ступней твердо соприкасается с платформой, на которой я стою; я могу почувствовать вес своей куртки, как она покоится у меня на плечах; я могу чувствовать тепло там, где переплетены мои пальцы, когда я стою здесь". Я сделал три утверждения о моем текущем зрительном опыте, три о слуховом, и три о кинестетическом.

Потом, сохраняя ту же позу и то же направление взгляда, я повторяю цикл для каждого сенсорного канала, делая два утверждения для каждого. Я выбираю две дополнительные зрительные, слуховые и кинестетические части своего опыта. Потом я снова повторяю цикл из трех каналов, выбирая одну для каждого. Обычно, даже у начинающих, к тому времени, как вы пройдете полпути сквозь цикл из двух предложений для каждой системы, ваши глаза начинают становиться сонными, и у вас возникает туннельное зрение. Если ваши глаза становятся сонными, вы просто даете им закрыться и заменяете внешнюю визуализацию внутренней. Для слуховых и кинестетических утверждений вы можете продолжать использовать внешний опыт.

Мужчина: Вы произносите утверждения вслух, когда делаете это для себя?

Это неважно. Используйте то, что для вас легче всего. Многие из вас обнаружат, проделав это полдюжины раз или около того, что вам нужно будет только сказать: "Ну, я думаю, я сделаю эту индукцию" и вы там! Все, что мне нужно сделать, это посмотреть туда на граненое стекло, и у меня появляется туннельное зрение, которое является одним из признаков того, что я вхожу в нормальный транс.

Женщина: Вам нужно делать это в такой последовательности: зрительное, слуховое, потом кинестетическое?

Нет. Если вы вдруг знаете свою собственную предпочтительную последовательность, используйте ее, чтобы синхронизироваться с собой. Если вы склонны идти по зритель

Т ранс-формация

255

ному, кинестетическому, и потом слуховому, то применяйте эту последовательность. Тогда она будет для вас более мощной, но она также будет работать по-другому.

Женщина: Вы не используете те же предложения всякий раз, проходя цикл, не так ли?

Используйте всякий раз разные, в соответствии с тем, каков ваш опыт в этот момент. Обратите внимание, что вы устанавливаете петлю биообратной связи. То есть, вы словесно представляете именно тот опыт, который вы имеете в зрительной, слуховой и кинестетической сфере. Одна из существенных характеристик любой хорошей гипнотической работы или работы с измененными состояниями - эта особая петля. Это очень похоже на упражнение 5-4-3-2-1, которое мы обсуждали раньше, и это первая фаза техники Бетти Эриксон.

На следующей фазе я сначала чувствую, какая рука с кистью ощущается как более легкая. Затем я даю себе внушения, говоря, что рука, которая ощущается как более легкая, будет и дальше ощущаться легче, и начнет подниматься честными бессознательными движениями, чувствуя притяжение к моему лицу, так что когда она прикоснется к моему лицу, я погружусь в глубокий транс.

Второй способ само-гипноза похож на первый, но в используете внутреннюю репрезентацию вместо внешней. Вы сидите или лежите в удобном месте и создаете внутренний зрительный образ того, как бы вы выглядели, если бы стояли в пяти футах напротив себя, глядя на себя. Если у вас есть какие-то трудности в создании такого образа, вам уже известен паттерн, который поможет вам сделать это - перекрывание. Начните с кинестетического ощущения своего дыхания, или со звука своего дыхания, и сделайте перекрывание, видя, как ваша грудная клетка поднимается и опускается. Продолжайте развивать и стабилизировать этот образ себя, пока не сможете увидеть его более подробно. В конце концов вам удастся увидеть подъем и опускание своей грудной клетки, что будет соответствовать кинестетическим ощущениям подъема и опускания вашей грудной клетки, когда вы дышите.

Продолжая видеть этот образ себя, вы затем сдвигаете свое осознание на самую макушку своей головы и кинестетически ощущаете температуру, напряжение, влажность, давление, и т.д. - любое различение, которое вы способны

256

Джон Гриндер и Ричард Бэндлер

проделать кинестетически. Вы медленно проходите свой путь вниз по своему телу, ощущая каждую часть своего тела. Глядя снаружи на этот зрительный образ себя, вы ощущаете, что кинстетически происходит в вашем теле.

Потом вы добавляете слуховую репрезентацию. Видя образ и кинестетически ощущая свое тело, вы внутренне описываете себе свой опыт. "Я ощущаю напряжение в правой брови, и пока я чувствую его, оно начинает уходить". Все три системы представляют одну и ту же информацию. Вы видите, чувствуете и слышите, каков ваш действительный опыт в данный момент.

Пройдя таким образом по всему своему телу, вы в конце можете добавить тот же кусочек, что я дал вам для другого способа. Чувствуя, какая рука с кистью ощущается легче, вы видите, что рука с кистью у образа начинает подниматься, испытывая притяжение к вашему лицу. Потом вы описываете это аудиально: "Моя левая рука начинает подниматься честными, бессознательными движениями". Даже если вы не знаете, что такое честные бессознательные движения, ваше подсознание знает. Предоставьте это ему. "Моя рука будет продолжать ощущаться легче и притягиваться к моему лицу. Когда она коснется моего лица, я погружусь в чудесный глубокий транс". Вы можете произносить эти вещи либо про себя, либо вслух, если это более удобно. Если вы произносите это вслух, закройте дверь, а то люди подумают, что вы очень странный.

Мужчина: Мне оказалось легче поднимать свою руку, если я видел длинную рукоятку, тянущую ее вверх.

Или вы можете использовать шар, надутый гелием. Есть еще множество вещей, которые вы можете добавить сюда. Используйте все, что только можете встроить в свои образы и чувства, и слова, что поможет вам осуществить каждый шаг. Я даю вам основы. Существует много чудных художественных способов выполнить это.

Мужчина: Если я использую внутренний образ себя вон там и я чувствую свою левую руку легче, чем правую, я вижу это как зеркальный образ или наоборот?

Попробуйте оба способа и выясните, какой для вас более эффективен.

Мужчина: Зачем заставлять свою руку касаться лица?

Точную задачу для выполнения вы выбираете произвольно. Большинство людей сообщают, что их рука с кистью

Транс-формация

257

действительно поднималась, и когда она прикасалась к их лицу, они чувствовали внезапное, радикальное изменение, и после этого момента у них была амнезия.

Прежде чем вы начнете любое из этих упражнений, и всякий раз в будущем, когда вы решите проделать самогипноз или медитацию, дайте своему подсознанию инструкцию о том, сколь долго держать вас там и когда вас разбудить. Прежде чем начать любое из этих упражнений, вы могли бы сказать себе: "Я бы хотел, чтобы ты, мое подсознание, разбудило меня через пятнадцать минут, позволив мне чувствовать себя освеженным и обновленным этим опытом". Ваш организм - это совершенное часовое устройство. Если вы измерите время, нужное человеку, чтобы вернуться из транса, оно обычно лежит в пределах четверти минуты от того момента, который он определил. Худшее, что случилось бы, даже если бы вы забыли эту инструкцию, это что вы могли бы войти в прекрасный глубокий физиологический сон и проснуться свежим через несколько часов.

Попробуйте оба способа, пока не определите, какой для вас наиболее эффективен. В первые полдюжины раз не пытайтесь проводить какую-то специальную работу по изменению, кроме просто расслабления, освежения и обновления самого себя. Подождите, пока не получите полную уверенность в своей способности входить и выходить; иными словами, подождите, пока не будете знать, что вы можете погрузить себя в глубокий транс и что ваше подсознание разбудит вас по прошествии подходящего периода времени.

Практикуя эти методы, вы разовьете уверенность в том, что способны входить и выходить. Вы также заметите, что процедура начинает упрощаться. Вместо того чтобы намеренно проходить через всю последовательность, садясь, чтобы проделать ее, вы начнете входить в транс немедленно. В этот момент само-гипноз становится вам доступным как действительно прекрасное средство вашей собственной самоэволюции.

Чтобы использовать само-гипноз для собственного развития, дайте своему подсознанию полный набор инструкций, прежде чем входить в транс. Во-первых, решите, какую область своего опыта вы хотели бы изменить. Попросите свое подсознание со звуками, образами и ощущениями пересмотреть те случаи, когда вы делали что-либо особенно творчески и эффективно. Попросите свое подсознание, чтобы оно, закон-

I7-96Х

258

Джон Гриндер и Ричард Бэндлер

чив этот обзор во всех системах, извлекло из обзора характерные элементы ваших действий и заставило бы их начать естественно и спонтанно возникать более часто в вашем повседневном поведении в подходящих контекстах.

Предположим, что вы собираетесь сделать торговую презентацию для совета директоров корпорации, и вы хотите провести самую лучшую презентацию, какую только можете. Прежде чем впасть в транс, когда вы заявляете, сколь долго вы хотите там оставаться, вы могли бы сказать: "Когда я на этот раз войду в глубокий транс, я бы хотел, чтобы ты, мой подсознательный разум, с образами, и звуками, и ощущениями пересмотрел пять случаев, когда я был наиболее динамичен, эффективен и изобретателен в проведении торговых презентаций".

Если вы хотите быть эффективны в семейной терапии, вы просите пересмотреть пять случаев, когда вы были наиболее изобретательны и т.д. в проведении семейной терапии. Если вы хотите более общего саморазвития, вы можете сказать: "Пересмотри пять случаев из моей жизни, когда я вел себя наиболее изящно, или наиболее уверенно, или наиболее изобретательно". Вы просите о пересмотре лучших репрезентаций чего бы то ни было, в чем бы вы хотели быть эффективны. Потом вы входите в транс и даете этому случиться. Если вы это сделаете, вы обнаружите, что изменяетесь; вы на самом деле будете развивать себя.

Вы можете также попросить вынести в сознание то, что вы прошли в трансе, но я рекомендую вам этого не делать. Я рекомендую вам просто привыкнуть доверять своим подсознательным процессам. Вы откроете новые паттерны в своем поведении, или старые паттерны будут более часто возникать в подходящем контексте. Когда это происходит, вы можете использовать собственное поведение в качестве примеров, на основании которых вы можете затем прийти к сознательному пониманию того, какие изменения вы произвели. Более эффективно идти от бессознательного изменения к поведению и затем к его сознательному просчитыванию, чем начинать с сознательного понимания, которое вы пытаетесь приложить к поведению. Окажите себе услугу и сделайте это просто.

Боб: Что если вы хотите сделать нечто, чего никогда не делали раньше?

Если вы не знаете, что были когда-либо успешны в

Т ранс-формация

259

некоем поведении, то примените Генератор Нового Поведения, которому мы научили вас этим утром. Подумайте о ком- то другом, кому это поведение удается очень хорошо. Выберите себе действительно первоклассную модель - кого-то, кого вы на самом деле уважаете и кем восхищаетесь - кто осуществляет это поведение особенно изящно и эффективно. Затем примените вариант тех же самых инструкций. Попросите свой подсознательный разум просмотреть все хранящиеся внутри вас образы, звуки и ощущения этого человека, осуществляющего именно это поведение. Сделайте это в три этапа. В первом просмотре вы просто видите и слышите, что происходит. Наблюдайте и слушайте, как тот человек делает то, что вы хотите научиться делать. На втором этапе вы просите свой подсознательный разум заменить образ и голос того человека своими собственными. Итак, во второй раз прокручивая фильм, вы увидите себя, делающим вещи, которые вы только что наблюдали и слушали в исполнении другого человека. На третьем этапе вы вступаете внутрь фильма,и переживаете его изнутри, чувствуя, как вы осуществляете поведение, а также видя и слыша с этой новой точки зрения.

Например, я мог бы использовать Милтона Эриксона. Я многие часы провел, наблюдая и слушая его поведение. Прежде чем войти в транс, я даю себе инструкцию: "Выбери случаи, когда он реагировал на неконгруэнтность с клиентом в моем присутствии. Что именно он делает?" На первый раз я бы наблюдал и слушал его, что бы он ни делал. На второй раз я бы поставил себя на его место и смотрел бы и слушал, как я делаю то же, что и он. Чтобы действительно ввести это в мое поведение - а именно там оно мне и нужно - я сам должен войти в фильм и ощутить мышечные движения и чувства, которые были бы у меня, если бы я и впрямь делал это.

Этот третий шаг предназначен для того, чтобы ввести эти ощущения и мышечные паттерны в ваше тело, с тем чтобы при возникновении ситуации вы автоматически реагировали таким образом. Закончив этот третий шаг, вы просите свое подсознание обеспечить, чтобы это поведение начало естественно и спонтанно возникать более часто в вашем поведении в подходящих контекстах. В качестве само-про- граммирующего средства это работает очень, очень хорошо.

Женщина: Вы выполняете это как инструкцию для своего подсознания, прежде чем входите в транс?

17*

260

Джон Гриндер и Ричард Бэндлер

Да. Это слишком сложно для самостоятельного выполнения внутри транса. И я советую вам начинать с малых фрагментов поведения. "Я хочу научиться улыбаться, когда хочу получить определенную реакцию". Затем берите более и более крупные фрагменты поведения.

Я дал вам пошаговый процесс вызывания и использования в своих целях измененных состояний. Если эти инструкции кажутся вам скучными, позвольте мне вас заверить, что после того, как вы их попрактикуете, они упростятся так быстро, что на изменение вашего сознания понадобится шестьдесят секунд или около того. Вы будете способны делать это между сеансами или во время коротких перерывов.

ОБСУЖДЕНИЕ

Гарри: Вы не расскажете о том, как искажать восприятие времени? Как бы вы использовали гипноз, чтобы ускорить или замедлить свое восприятие событий?

Как бы я это делал, зависело бы от того, собираюсь я сделать это с собой или с кем-то другим. С собой я бы поручил своему подсознанию найти множество переживаний, объединенных одним признаком: изменением скорости моего восприятия. Например, вы знаете, что происходит, когда вы влетаете на автостраду и потом по наклонной выходите в обычное городское движение, и вам кажется, что вы проходите ноль миль в час. Или когда вы действительно чем-то наслаждаетесь, кажется, что время пролетает, и часы похожи на секунды.

Это пример изменений в вашем восприятии времени, который указывает на то, что такие изменения возможны. Я бы попросил свое подсознание найти все примеры, которые оно только может придумать, и поместить меня в эти переживания. Единственная общая нить, проходящая сквозь все переживания, - это наличие контроля над временем и скоростью реальности.

Пока мое подсознание делало бы это, я бы попросил его создать для меня что-то вроде контрольной ручки, так чтобы я мог ускорять события или замедлять их. Я бы устроил так, чтобы, когда я пройду через двадцать переживаний, мои глаза бы открылись, я бы оставался в трансе, и я мог бы повернуть ручку в одну сторону, чтобы ускорить события, и повернуть ее в другую сторону, чтобы замедлить их.

Вот так я сделал бы это. Я знаю, что искажение

Транс-формация

261

времени уже присутствует в моем нормальном опыте, так что именно там я бы его нашел. Потом я бы мог взять теннис, чтобы попытаться применить искажения времени. Я бы мог замедлить время до такой степени, чтобы я мог легко отреагировать, а потом регулировал бы скорость между подачами. После каждой подачи я бы возвращался и оценивал: "На этот раз было быстро или медленно?" и соответственно регулировал бы ручку.

Гарри: Это способ, которым я мог бы ускорить научение чему-либо, например, гипнозу?

Я полагаю, что это вы должны были бы ответить мне на этот вопрос. Я могу дать вам пример, как это сделать, но я более заинтересован в том, чтобы вы сами узнали, как. Вы знаете, чего именно вы хотите. Тогда каковы параметры, с которыми вы работаете? Если вы хотите ускорить свое восприятие, найдите какие-то примеры, где вы этого достигли, и потом передайте себе какой-то контроль над процессом. Вы знаете, что вы чему-то научились. Вы знаете, что можете интегрировать это. Вы знаете, что у вас есть стандартная скорость. Тогда как вы можете это ускорить?

Гарри: Переходя к контекстам, в которых я делал бы это естественно.

Именно. Но фактор, который действительно позволит вам учиться быстрее, это наличие большего количества времени. Все,


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.