Упражнения для развития КС применительно к спортивным играм — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Упражнения для развития КС применительно к спортивным играм

2023-01-02 31
Упражнения для развития КС применительно к спортивным играм 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1. Передачи мяча в парах в ходьбе со сближением и удалением.

2. Ведение мяча в сочетании с остановкой, передачей или броском.

3. Броски мяча в цель (высота 1,5–2,0 м) разными способами:

а) после ловли;

б) после ведения с фиксацией остановки.

4. То же, но бросок выполняется в горизонтальную мишень (обруч), расположенную на расстоянии 2–3 м.

5. «Играй, играй, мяч не теряй». Каждый из детей самостоятельно играет с мячом в любом свободном месте площадки (ловит и бросает, водит, катит и т. д.). После сигнала все должны как можно быстрее поднять мяч вверх. Опоздавшие получают штрафное очко. Затем игра продолжается. Выигрывают дети, которые за время игры не получили штрафных очков. Учитель может заранее оговорить те движения с мячом, которые дети могут выполнять в игре.

6. «Мяч водящему». Дети делятся на несколько групп. Каждая образует круг диаметром 4–5 м. В центре круга стоит водящий с мячом. По сигналу водящие поочередно бросают мяч (обусловленным способом) своим игрокам, стараясь не уронить и получить его обратно. Мяч должен обойти всех игроков 1–3 раза. Водящий поднимает его вверх. Побеждает команда, раньше выполнившая задание и меньшее количество раз уронившая мяч.

7. «Гонка мячей по кругу». Играющие образуют широкий круг и рассчитываются на первый‑второй. Первые номера – одна команда, вторые – другая. Двух рядом стоящих игроков назначают капитанами. У каждого из них в руках по мячу. По сигналу мячи передают по кругу, в разные стороны через одного, ближайшим игрокам своей команды. Побеждает команда, которая раньше передала мяч капитану. Варианты:

а) у капитанов, стоящих друг напротив друга, мячи разного цвета или размера. После сигнала игроки начинают передавать мячи друг другу (в указанном направлении), стараясь догнать другой мяч;

б) мячи могут передаваться по кругу несколько раз;

в) игру можно проводить в положении сидя.

8. «Вызови по имени». Дети образуют несколько кругов по 5–7 чел. В центре каждого круга – водящий с мячом. Воспитатель бросает мяч вверх и называет имя того, кто должен поймать его до того, как он упадет на землю. Поймавший мяч бросает его вверх и также вызывает кого‑либо. Выигрывает группа, меньшее количество раз уронившая мяч на землю. Диаметр круга, по которому стоят дети, постепенно увеличивают.

9. Дети становятся парами на расстоянии 2 м. По сигналу начинают передавать мяч друг другу заданным способом. Побеждает пара, раньше других сделавшая 10 передач и не допустившая падения мяча на землю.

10. «Не давай мяча водящему». Играющие образуют круг (круги). В кругу – водящий. Игроки передают мяч в разных направлениях, а водящий старается поймать (перехватить) мяч или коснуться его рукой. Если это ему удается, то водящим становится игрок, делавший последнюю передачу, а бывший водящий занимает его место. Варианты:

а) передавать мяч не выше роста игроков;

б) бросать мяч только обусловленным способом;

в) в игре два водящих.

11. «У кого меньше мячей». Дети образуют две равные команда и располагаются на своей половине волейбольной площадки. Площадка разделена сеткой, подвешенной на высоте 130–150 см. У игроков каждой команды равное количество мячей. По сигналу дети стараются перебросить мяч на площадку соперника. Выигрывает команда, на площадке которой после второго свистка находится меньше мячей. Запрещается толкать друг друга и отнимать мяч.

12. Мини‑баскетбол.

13. Мини‑гандбол.

14. Прием и передача шайбы клюшкой, стоя на коньках на месте.

15. Варианты игры в мини‑футбол.

 

 

Глава 4

Диагностика (оценка) КС детей дошкольного возраста

 

Оценка и прогноз в развитии КС дошкольников – одна из главных задач физического воспитания. В частности, на основе тестов можно точнее осуществлять отбор детей дошкольного возраста для занятий такими видами спорта, как спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание, хоккей, картинг и др. На основании изменений результатов контрольных испытаний судят об эффективности используемых координационных упражнений. Высокий уровень КС, установленный с помощью тестов, свидетельствует о гармоничном психомоторном развитии ребенка. Успешно осуществлять диагностику (тестирование) КС воспитатель и родители смогут тогда, когда они ответят на три вопроса:

1) Каковы критерии (измерители) оценки КС?

2) С помощью каких методов, включая прежде всего моторные тесты, их можно измерить?

3) Как организовать условия тестирования?

 

Критерии и методы оценки КС

 

Главными критериями оценки КС считаются следующие четыре: правильность, быстрота, рациональность и находчивость, которые имеют качественные и количественные характеристики (рис. 15). Например, ребенок правильно (в соответствии с образцом) может бегать, прыгать, метать предмет. Он к тому же делает это быстро и рационально. Тот же ребенок своевременно и находчиво определяет выход из сложной игровой или бытовой ситуации. Это всё внешние проявления хорошего уровня координационного развития.

Показателями хорошего развития КС являются также: точность (меткость) бросков, ударов, попаданий в цель; быстрота выполнения сложного общеразвивающего упражнения без предметов или с предметами (мячами, булавами, флажками и др.). Итак, человек (дошкольник, учащийся) может проявить свои КС только через одно из выделенных критериев (свойств): точность (меткость), быстроту выполнения, целесообразность приема или находчивость выхода из какой‑либо ситуации. Однако значительно чаще человек проявляет КС через разные сочетания качественных или количественных свойств (критериев). В этом случае он координирует свою активность одновременно по двум или нескольким критериям: по точности, быстроте и находчивости (участвуя в подвижных играх, эстафетах); по точности, своевременности и скорости выполнения задания в эстафетах; по скорости и экономичности бега или ходьбы на лыжах по пересеченной местности и т. д. Во всех этих случаях оценка КС ведется по показателям эффективности (результативности) выполнения целенаправленных двигательных действий или совокупности этих действий, предъявляющих повышенный спрос к КС ребенка.

 

Рис. 15. Критерии оценки КС (В. И. Лях, 1989)

 

Результаты исследований на детях школьного возраста, юных и квалифицированных спортсменах (см.: В. И. Лях, 1989, 2006; В. И. Лях, З. Витковский, 2010; и др.) показывают, что все критерии оценки КС специфично проявляются в реальных видах двигательной активности и в разном сочетании друг с другом. Например, мальчик может показывать высокие показатели точности и быстроты при выполнении общеразвивающих упражнений без предметов или акробатических упражнений, но не показывать таких высоких результатов при осуществлении действий с мячом или бросков в цель.

Говоря об оценке КС, нужно иметь ввиду, что вышеназванные критерии в одних случаях могут характеризовать явные (абсолютные), а в других – латентные, или скрытые (относительные, парциальные), показатели КС. В абсолютных показателях выражается уровень развития КС без учета скоростных, силовых, скоростно‑силовых возможностей данного индивида. Относительные, или парциальные, показатели позволяют судить о проявлении КС с учетом этих возможностей. Например, время челночного бега 3×10 м – это абсолютный показатель, а разность времени челночного бега 3×10 м и времени бега на 30 м по прямой – относительный; длина прыжка с места, стоя спиной вперед к месту приземления – абсолютный показатель, а частное от деления длины прыжка с места из положения стоя спиной к длине прыжка из и. п. стоя лицом к месту приземления – относительный показатель КС и т. д. Педагогу важно знать, чему равны абсолютные и относительные показатели КС у детей и юных спортсменов. Это поможет им точнее определить явные и скрытые координационные возможности воспитанников, понять, что именно развито недостаточно – координационные или кондиционные (скоростные, силовые, скоростно‑силовые и другие) способности – и в соответствии с этим осуществлять и корректировать ход учебного или тренировочного процесса (В. И. Лях, 1990).

Основными методами оценки КС являются метод наблюдения, метод экспертных оценок, аппаратурные методы и методы тестов.

Метод наблюдения может многое сказать, прежде всего опытному и подготовленному педагогу, о том, как развиты вышеназванные КС его воспитанников. Например, в процессе занятий учитель получает информацию о том, как легко и быстро тот либо другой ребенок овладевает легкоатлетическими, гимнастическими, спортивно‑игровыми и другими упражнениями программы; как точно и быстро координирует он свои движения, участвуя в эстафетах и подвижных играх; насколько точно, своевременно и находчиво перестраивает двигательные действия в ситуациях внезапного изменения обстановки, т. е. в условиях, предъявляющих высокие требования к КС. Если тренер или воспитатель опирается на выделенные нами критерии оценки КС, то эффективность его наблюдений при этом повышается. Однако на основании метода наблюдения можно получить лишь приблизительные, относительные характеристики развития КС, которые имеют преимущественно лишь альтернативное распределение: данный ребенок имеет те либо другие КС или нет. Получить точные количественные оценки координационного развития этим методом нельзя.

Оценивать КС можно также на основании метода экспертных оценок. Для этого приглашаются опытные, сведущие специалисты, которые высказывают свое мнение о степени развития различных КС ребенка. Экспертизу проводят разными способами. Для условий дошкольного учреждения наиболее подходящим является способ предпочтения (ранжирования), в соответствии с которым эксперты расставляют оцениваемых детей по рангам – в порядке улучшения их КС. Место, занятое ребенком, определяется суммой набранных баллов. Чем она больше, тем выше занятое место и относительный уровень КС ребенка в данной группе.

Однако и метод экспертных оценок имеет свои изъяны. Во‑первых, для проведения экспертизы не всегда можно найти специалистов (экспертов), которые имеют специальные знания и высокую квалификацию в данном вопросе. Во‑вторых, с его помощью можно получить лишь субъективную характеристику степени развития КС, которая не всегда совпадает с объективной, действительной оценкой.

Аппаратурные, или инструментальные, методы позволяют получить достаточно точные количественные оценки уровня развития КС и их отдельных компонентов (признаков). Перечислить все приборы и аппараты, с помощью которых можно выявлять КС, нелегко. Число их растет. Назовем здесь только типичные из них. Так, с помощью координациометров различной сложности, тремометров‑координациометров можно измерять точность, быстроту и экономичность движений. Для измерения точности воспроизведения, дифференцирования, оценки и отмеривания соответственно пространственных, силовых и временн ы х параметров движений применяют кинематометры, динамометры и рефлексометры (реакциомеры). Стабилографы используют для определения способностей к поддержанию равновесия тела.

В настоящее время в научных исследованиях по физическому воспитанию в спорте аппаратурные методы находят все более широкое применение. Учитель, который применяет эти методы, без сомнения, поднимает на более высокую ступень изучение проблемы КС. Однако нельзя не учитывать ограниченность применения и этих методов в измерении КС, особенно в условиях дошкольного учреждения. Во‑первых, с помощью аппаратуры и инструментов можно точно измерить лишь отдельные психофизиологические функции (сенсорные, интеллектуальные, сенсомоторные, мнемические) или отдельные признаки КС (например, точность воспроизведения силовых, временн ы х или пространственных параметров движений), а не сами КС как целостные психомоторные образования. Во‑вторых, многие лабораторные приборы дорогостоящи. В‑третьих, таких приборов нет в серийном производстве, что позволяло бы применять их в широких масштабах, в том числе в условиях детсада или школы.

Основным методом диагностики КС у детей являются специально отобранные двигательные (моторные) тесты. К настоящему времени специалистами разных стран проделана большая работа по разработке тестов, измеряющих разные КС: определены основные теоретические и методические положения, которые следует учитывать при выборе тестов «на КС»; отобраны тесты, пригодные для оценки абсолютных и относительных показателей, характеризующих уровень развития специальных КС детей всех возрастно‑половых групп; разработана методика тестирования; осуществлено тестирование разных КС на большом количестве дошкольников 5–6 лет и детей 7‑17 лет (несколько тысяч); установлены добротные (надежные и информативные) тесты; разработаны нормативы по ряду из них с учетом возраста и пола; подготовлены рекомендации о применении тестов в реальных условиях.

Важно, что контрольные испытания (тесты) должны быть естественны и доступны детям, чтобы они давали возможность получать дифференцированные результаты об уровне развития конкретных КС. В состав тестов не должны входить сложные двигательные умения, требующие длительного специального обучения. Желательно, чтобы контрольные испытания не требовали бы сложного оборудования и приспособлений и были относительно просты по условиям организации и проведения. Следует, чтобы результаты тестов как можно меньше зависели от возрастных изменений размеров тела, его звеньев и от массы тела. Весьма желательно, чтобы задания, входящие в состав тестов, выполнялись «ведущими» и «неведущими» верхними и нижними конечностями, что позволяет изучить явление латеральности (асимметрии) с учетом возраста и пола.

Тесты для оценки КС дошкольников и нормативы координационного развития приведены в разделе 4.3.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.