Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2023-01-02 | 36 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Способность сохранять равновесие входит почти во все движения: циклические, ациклические, метательные, акробатические, спортивно‑игровые и др. Учитывая ее важное прикладное значение, правомерно говорить о ней как о специфической КС человека, которую следует формировать с помощью специальных средств и методических приемов. По мнению специалистов, дошкольный и младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для развития этой способности.
Основной путь ее совершенствования – выполнение последовательно усложняющихся упражнений в статическом и динамическом равновесии. Приводим наиболее типичные статические (1–7) и динамические (8‑28) упражнения, направленные на развитие способности сохранять равновесие у дошкольников.
1. Стойки: на носках, с сомкнутыми ступнями; одна ступня впереди другой в сочетании с различными движениями рук и туловища.
2. Стойки на одной ноге, руки принимают различные исходные положения.
3. То же, но стойка выполняется в сочетании с одноименными и разноименными движениями рук.
4. То же, что в упражнении 2, но в сочетании с движениями другой ноги и туловища.
5. Равновесие в основной стойке с закрытыми глазами в течение 5–6 с. То же, стоя на одной ноге (левой, правой).
6. Удержание равновесия, стоя на валике, набивном мяче, кубе (рис. 14).
7. То же, но с закрытыми глазами.
8. Ходьба по линии в зале или на площадке.
9. То же, но ходьба на носках с различными положениями рук, с движениями руками.
10. Ходьба по линиям на полу спиной вперед с открытыми и закрытыми глазами.
11. Ходьба по гимнастической скамейке с различными положениями рук, с движениями руками.
12. Ходьба по гимнастической скамейке, высоко поднимая колени, перешагивая через набивные мячи.
|
13. То же, но по бревну, лежащему на полу.
14. Ходьба по гимнастической скамейке с предметами (палкой, мячом, скакалкой).
15. Ходьба по рейке гимнастической скамейки с движениями, перечисленными в упражнениях 10–12.
16. Передвижение прыжками (одна нога впереди, другая сзади) по линиям площадки, руки принимают различные положения (на пояс, в стороны и др.). То же спиной вперед.
17. Ходьба (вверх, вниз) по наклонно установленной скамейке под углом 20–30º.
18. Ходьба по гимнастическому бревну, высота которого до 60 см: а) с движениями руками; б) с различными положениями рук; в) с хлопками в ладоши; г) с мячом или другими предметами.
19. Ходьба с последующей стойкой на рейке гимнастической скамейки (на бревне) на одной ноге, другая вперед, в сторону, назад.
20. Ходьба по бревну (рейке гимнастической скамейки) боком и назад с различными положениями рук, с движениями руками.
Рис. 14. Упражнения равновесия на набивном мяче
21. Ходьба по гимнастической скамейке: с подбрасыванием и ловлей мяча; с ударами мячом о скамейку или пол и ловлей.
22. То же, но ходьба по рейке гимнастической скамейки и по бревну.
23. Ходьба по бревну на носках с движениями руками, с различным положением рук.
24. Ходьба по бревну с хлопками под поднятой прямой и согнутой ногой (левой, правой).
25. То же, но с поворотом кругом.
26. Ходьба с поворотами налево, направо на гимнастической скамейке (широкой и узкой стороне), бревне.
27. Ходьба по бревну с переходом в упор присев и сед, вставание с помощью и без помощи рук.
28. Быстрая ходьба по гимнастической скамейке и бревну. То же на носках.
Способность к реакции
Под этой способностью понимается умение быстро и точно реагировать в сложных условиях двигательной деятельности. В настоящее время эту способность однозначно не относят ни к скоростным, ни к координационным. Наши специалисты традиционно рассматривают показатели простой и сложной реакций как одни из основных форм проявления скоростных способностей спортсмена. Однако всё более ученые утверждаются во мнении, что показатели быстроты и точности реагирования в условиях, вынуждающих человека преодолевать координационные трудности, являются критериями оценки КС (П. Хиртц, Х. И. Вилкнер, В. И. Лях).
|
Эта способность значима как на производстве, при осуществлении оборонной деятельности, в подготовке летчиков, космонавтов и т. п., так и особенно в спорте (прежде всего в единоборствах и спортивных играх), где успешные результаты немыслимы без высокого уровня ее развития.
Результаты исследований показали, что между простыми и сложными реакциями связи относительно незначительны. Причина здесь в том, что между ними очень мало общего, а больше различий. Простые реакции обусловлены врожденными факторами и относительно стабильны от окружающих (внешних) воздействий. Время простых реакций определяется за счет восприятия сигнала, программирования простых движений, подачи эфферентного импульса и скорости управления со стороны нервной системы.
Сложные реакции (выбора, на движущийся объект) в противоположность простым значительно сильнее обусловлены социальными факторами (тренировкой). Причины различия между ними видятся в более высоких требованиях к программированию сложных движений и связанных с ними другими координационными и кондиционными факторами. На результаты сложных реакций существенное влияние оказывают процессы развития двигательной памяти и двигательный опыт. Большое значение имеют еще быстрота распознавания специфики сигнала и процесс решения в отношении направления реакции движения (В. И. Лях, 2006).
Наиболее распространенный метод развития быстроты простой реакции – повторное, по возможности, максимально быстрое реагирование на внезапно появляющиеся различные сигналы или на изменение окружающей ситуации.
При тренировке реакции на движущийся объект – основное заключается в выработке умения фиксировать глазами предмет, который передвигается с большой скоростью. Для этого используют упражнения с реакцией на движущийся объект, постепенно повышая скорость, внезапность появления объекта, сокращая дистанцию. Полезны соответствующие подвижные и спортивные игры и упражнения по предугадыванию направления и скорости движения объекта (например, мяча). Точность реакции на движущийся объект совершенствуют одновременно с развитием ее быстроты.
|
Реакция выбора тренируется путем постепенного увеличения числа возможных изменений обстановки.
Примеры упражнений:
– из положения сидя встать на скамью как можно быстрее после показа воспитателем платка (флажка);
– реакция выбора – воспитатель поднимает красный платок (флажок) – встать на скамью, зеленый – сойти со скамьи;
– реакция на движущейся объект – один из детей удерживает гимнастическую палку в вертикальном положении, один конец упирается в пол, затем он отпускает палку, другой ребенок пытается ее поймать до падения на пол;
– воспитатель (родитель) стоит позади ребенка и неожиданно бросает большой мяч в стену, ребенок должен его поймать после удара об стену;
– воспитатель с детьми сидят на полу. Когда воспитатель говорит слово «мяч», дети должны как можно быстрее поднять руки вверх, когда он произнесет «платок», они должны опустить руки;
– дети двигаются по залу. По сигналу (свисток, хлопок в ладоши и др.) они должны максимально быстро «замереть» на месте; по очередному сигналу как можно быстрее начать выполнять движения (ходьба, бег, прыжки);
– дети двигаются по кругу. Воспитатель стоит вблизи от них. Если он поднимает красный платок (флажок), следует как можно быстрее остановиться, при поднятии желтого платка (флажка) – медленнее идти, зеленого – быстро бежать;
– один из ребят несильно бросает мяч в стену через голову или плечо второго; второй пытается как можно быстрее поймать мяч двумя руками или остановить мяч ногами;
– один из детей двигает веревкой по полу, другой должен наступить ногой на ее конец;
– игрок, стоящий с мячом, подбрасывает его вверх двумя руками и называет номер или имя игрока, который должен его поймать;
– ловля мяча сидящим партнером от второго партнера, который стоит позади его и выпускает мяч из рук;
– бег по разметкам и под звуковые сигналы воспитателя;
– ускорение в беге из различных исходных положений (из упора присев, седа, из положения лежа на спине или животе и т. д.).
|
Чувство ритма
В спортивной практике под чувством ритма обычно понимают способность точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия или адекватно варьировать его в связи с изменившимися условиями. Чувство ритма выражается в точном воспроизведении направления, скорости, ускорения, частоты и других характеристик движений. Ритм отражает степень точности прилагаемых усилий, чередование фаз напряжения и расслабления. Чем выше чувство ритма, тем точнее дети воспроизводят направление, скорость, частоту движений, тем правильнее могут расставить акценты – своевременно осуществлять усилия и ускорения. Чувство ритма позволяет точно определить минимальное изменение темпа движений и воспроизвести это в повторных попытках. Основная задача при развитии чувства ритма состоит в поиске индивидуальных оптимальных ритмов двигательных действий.
Как и все другие КС, чувство ритма специфично. Например, ребенок может обладать относительно высоким чувством ритма в беге или других циклических локомоциях, но не иметь достаточно сформированной способности воспроизводить ритм танцевальных или гимнастических упражнений. Поэтому заботиться о выработке чувства ритма следует не вообще, а применительно к конкретным двигательным действиям.
Вместе с тем следует помнить о положительном переносе способностей, сходных по координационным, ритмическим и другим признакам. Поэтому целенаправленная работа над повышением чувства ритма в каком‑либо одном специализированном направлении положительно отразится на повышении точности восприятия ритмической структуры других, вновь осваиваемых двигательных действий.
Задача формирования правильного ритма возникает уже на этапе начального разучивания. Педагог должен позаботиться о создании эталонного представления о ритмической структуре впервые изучаемого двигательного действия с помощью различных методов и приемов. Прежде всего это демонстрация (самим педагогом). Полезно и воспроизведение заданного ритма путем подсчета вслух. Повысить эффективность обучения можно посредством использования звуко‑ или светолидеров – автоматических устройств, задающих по определенному эталону формируемый ритм движений звуковыми или световыми сигналами. Можно использовать магнитофон с записью эталонного ритма (например, беговых шагов, упражнений ритмической гимнастики) в форме музыкальных фраз или ритмических сигналов.
Применение ритмолидеров улучшает чувство ритма и повышает способность управлять им.
Для повышения чувства ритма и улучшения способности сознательно управлять им особенно эффективно специальное обучение с применением средств объективной срочной информации (В. С. Фарфель, 1975). Эффект в развитии чувства ритма достигается уже после 8‑30 целенаправленных занятий. Методика, основанная на применении средств объективной срочной информации включает следующую систему последовательно усложняющихся заданий:
|
– на поддержание определенной частоты движений;
– на точное воспроизведение этой частоты в повторных попытках;
– на минимальное изменение (вначале уменьшение, затем увеличение) частоты движений в последующих попытках.
После каждого такого задания дети регистрируют время его выполнения и подсчитывают количество совершенных движений (шагов в беге на короткой дистанции и т. п.). Затем они сверяют частоту своих движений с частотой, заданной воспитателем.
Примеры упражнений, улучшающих чувство ритма:
– ходьба, бег, прыжки по звуковым сигналам педагога;
– выполнение общеразвивающих упражнений руками, ногами, туловищем, руками и ногами под устный счет воспитателя;
– ходьба, бег и прыжки при использовании звуко‑ или светолидеров, задающих по определенному эталону ритм движений звуковыми или световыми сигналами;
– выполнение под музыку ритмической гимнастики;
– воспроизведение темпа ходьбы, бега, прыжков путем подсчета вслух со стороны воспитателя или про себя;
– воспроизведение частоты движений руками, ногами в течение 5–7 с;
– повторение количества педалирования (10–15 раз) на велотренажере;
– минимальное изменение (уменьшение, затем увеличение) частоты движений руками, ногами в последующих попытках;
– повторение ритма совершаемых движений ребенка после выполнения этих движений воспитателем или другим ребенком;
– выполнение ведения мяча рукой в одинаковом ритме, разном ритме, разными руками.
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!