Способность сохранять равновесие — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Способность сохранять равновесие

2023-01-02 36
Способность сохранять равновесие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Способность сохранять равновесие входит почти во все движения: циклические, ациклические, метательные, акробатические, спортивно‑игровые и др. Учитывая ее важное прикладное значение, правомерно говорить о ней как о специфической КС человека, которую следует формировать с помощью специальных средств и методических приемов. По мнению специалистов, дошкольный и младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для развития этой способности.

Основной путь ее совершенствования – выполнение последовательно усложняющихся упражнений в статическом и динамическом равновесии. Приводим наиболее типичные статические (1–7) и динамические (8‑28) упражнения, направленные на развитие способности сохранять равновесие у дошкольников.

1. Стойки: на носках, с сомкнутыми ступнями; одна ступня впереди другой в сочетании с различными движениями рук и туловища.

2. Стойки на одной ноге, руки принимают различные исходные положения.

3. То же, но стойка выполняется в сочетании с одноименными и разноименными движениями рук.

4. То же, что в упражнении 2, но в сочетании с движениями другой ноги и туловища.

5. Равновесие в основной стойке с закрытыми глазами в течение 5–6 с. То же, стоя на одной ноге (левой, правой).

6. Удержание равновесия, стоя на валике, набивном мяче, кубе (рис. 14).

7. То же, но с закрытыми глазами.

8. Ходьба по линии в зале или на площадке.

9. То же, но ходьба на носках с различными положениями рук, с движениями руками.

10. Ходьба по линиям на полу спиной вперед с открытыми и закрытыми глазами.

11. Ходьба по гимнастической скамейке с различными положениями рук, с движениями руками.

12. Ходьба по гимнастической скамейке, высоко поднимая колени, перешагивая через набивные мячи.

13. То же, но по бревну, лежащему на полу.

14. Ходьба по гимнастической скамейке с предметами (палкой, мячом, скакалкой).

15. Ходьба по рейке гимнастической скамейки с движениями, перечисленными в упражнениях 10–12.

16. Передвижение прыжками (одна нога впереди, другая сзади) по линиям площадки, руки принимают различные положения (на пояс, в стороны и др.). То же спиной вперед.

17. Ходьба (вверх, вниз) по наклонно установленной скамейке под углом 20–30º.

18. Ходьба по гимнастическому бревну, высота которого до 60 см: а) с движениями руками; б) с различными положениями рук; в) с хлопками в ладоши; г) с мячом или другими предметами.

19. Ходьба с последующей стойкой на рейке гимнастической скамейки (на бревне) на одной ноге, другая вперед, в сторону, назад.

20. Ходьба по бревну (рейке гимнастической скамейки) боком и назад с различными положениями рук, с движениями руками.

 

Рис. 14. Упражнения равновесия на набивном мяче

 

21. Ходьба по гимнастической скамейке: с подбрасыванием и ловлей мяча; с ударами мячом о скамейку или пол и ловлей.

22. То же, но ходьба по рейке гимнастической скамейки и по бревну.

23. Ходьба по бревну на носках с движениями руками, с различным положением рук.

24. Ходьба по бревну с хлопками под поднятой прямой и согнутой ногой (левой, правой).

25. То же, но с поворотом кругом.

26. Ходьба с поворотами налево, направо на гимнастической скамейке (широкой и узкой стороне), бревне.

27. Ходьба по бревну с переходом в упор присев и сед, вставание с помощью и без помощи рук.

28. Быстрая ходьба по гимнастической скамейке и бревну. То же на носках.

 

Способность к реакции

 

Под этой способностью понимается умение быстро и точно реагировать в сложных условиях двигательной деятельности. В настоящее время эту способность однозначно не относят ни к скоростным, ни к координационным. Наши специалисты традиционно рассматривают показатели простой и сложной реакций как одни из основных форм проявления скоростных способностей спортсмена. Однако всё более ученые утверждаются во мнении, что показатели быстроты и точности реагирования в условиях, вынуждающих человека преодолевать координационные трудности, являются критериями оценки КС (П. Хиртц, Х. И. Вилкнер, В. И. Лях).

Эта способность значима как на производстве, при осуществлении оборонной деятельности, в подготовке летчиков, космонавтов и т. п., так и особенно в спорте (прежде всего в единоборствах и спортивных играх), где успешные результаты немыслимы без высокого уровня ее развития.

Результаты исследований показали, что между простыми и сложными реакциями связи относительно незначительны. Причина здесь в том, что между ними очень мало общего, а больше различий. Простые реакции обусловлены врожденными факторами и относительно стабильны от окружающих (внешних) воздействий. Время простых реакций определяется за счет восприятия сигнала, программирования простых движений, подачи эфферентного импульса и скорости управления со стороны нервной системы.

Сложные реакции (выбора, на движущийся объект) в противоположность простым значительно сильнее обусловлены социальными факторами (тренировкой). Причины различия между ними видятся в более высоких требованиях к программированию сложных движений и связанных с ними другими координационными и кондиционными факторами. На результаты сложных реакций существенное влияние оказывают процессы развития двигательной памяти и двигательный опыт. Большое значение имеют еще быстрота распознавания специфики сигнала и процесс решения в отношении направления реакции движения (В. И. Лях, 2006).

Наиболее распространенный метод развития быстроты простой реакции – повторное, по возможности, максимально быстрое реагирование на внезапно появляющиеся различные сигналы или на изменение окружающей ситуации.

При тренировке реакции на движущийся объект – основное заключается в выработке умения фиксировать глазами предмет, который передвигается с большой скоростью. Для этого используют упражнения с реакцией на движущийся объект, постепенно повышая скорость, внезапность появления объекта, сокращая дистанцию. Полезны соответствующие подвижные и спортивные игры и упражнения по предугадыванию направления и скорости движения объекта (например, мяча). Точность реакции на движущийся объект совершенствуют одновременно с развитием ее быстроты.

Реакция выбора тренируется путем постепенного увеличения числа возможных изменений обстановки.

 

Примеры упражнений:

 

– из положения сидя встать на скамью как можно быстрее после показа воспитателем платка (флажка);

– реакция выбора – воспитатель поднимает красный платок (флажок) – встать на скамью, зеленый – сойти со скамьи;

– реакция на движущейся объект – один из детей удерживает гимнастическую палку в вертикальном положении, один конец упирается в пол, затем он отпускает палку, другой ребенок пытается ее поймать до падения на пол;

– воспитатель (родитель) стоит позади ребенка и неожиданно бросает большой мяч в стену, ребенок должен его поймать после удара об стену;

– воспитатель с детьми сидят на полу. Когда воспитатель говорит слово «мяч», дети должны как можно быстрее поднять руки вверх, когда он произнесет «платок», они должны опустить руки;

– дети двигаются по залу. По сигналу (свисток, хлопок в ладоши и др.) они должны максимально быстро «замереть» на месте; по очередному сигналу как можно быстрее начать выполнять движения (ходьба, бег, прыжки);

– дети двигаются по кругу. Воспитатель стоит вблизи от них. Если он поднимает красный платок (флажок), следует как можно быстрее остановиться, при поднятии желтого платка (флажка) – медленнее идти, зеленого – быстро бежать;

– один из ребят несильно бросает мяч в стену через голову или плечо второго; второй пытается как можно быстрее поймать мяч двумя руками или остановить мяч ногами;

– один из детей двигает веревкой по полу, другой должен наступить ногой на ее конец;

– игрок, стоящий с мячом, подбрасывает его вверх двумя руками и называет номер или имя игрока, который должен его поймать;

– ловля мяча сидящим партнером от второго партнера, который стоит позади его и выпускает мяч из рук;

– бег по разметкам и под звуковые сигналы воспитателя;

– ускорение в беге из различных исходных положений (из упора присев, седа, из положения лежа на спине или животе и т. д.).

 

Чувство ритма

 

В спортивной практике под чувством ритма обычно понимают способность точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия или адекватно варьировать его в связи с изменившимися условиями. Чувство ритма выражается в точном воспроизведении направления, скорости, ускорения, частоты и других характеристик движений. Ритм отражает степень точности прилагаемых усилий, чередование фаз напряжения и расслабления. Чем выше чувство ритма, тем точнее дети воспроизводят направление, скорость, частоту движений, тем правильнее могут расставить акценты – своевременно осуществлять усилия и ускорения. Чувство ритма позволяет точно определить минимальное изменение темпа движений и воспроизвести это в повторных попытках. Основная задача при развитии чувства ритма состоит в поиске индивидуальных оптимальных ритмов двигательных действий.

Как и все другие КС, чувство ритма специфично. Например, ребенок может обладать относительно высоким чувством ритма в беге или других циклических локомоциях, но не иметь достаточно сформированной способности воспроизводить ритм танцевальных или гимнастических упражнений. Поэтому заботиться о выработке чувства ритма следует не вообще, а применительно к конкретным двигательным действиям.

Вместе с тем следует помнить о положительном переносе способностей, сходных по координационным, ритмическим и другим признакам. Поэтому целенаправленная работа над повышением чувства ритма в каком‑либо одном специализированном направлении положительно отразится на повышении точности восприятия ритмической структуры других, вновь осваиваемых двигательных действий.

Задача формирования правильного ритма возникает уже на этапе начального разучивания. Педагог должен позаботиться о создании эталонного представления о ритмической структуре впервые изучаемого двигательного действия с помощью различных методов и приемов. Прежде всего это демонстрация (самим педагогом). Полезно и воспроизведение заданного ритма путем подсчета вслух. Повысить эффективность обучения можно посредством использования звуко‑ или светолидеров – автоматических устройств, задающих по определенному эталону формируемый ритм движений звуковыми или световыми сигналами. Можно использовать магнитофон с записью эталонного ритма (например, беговых шагов, упражнений ритмической гимнастики) в форме музыкальных фраз или ритмических сигналов.

Применение ритмолидеров улучшает чувство ритма и повышает способность управлять им.

Для повышения чувства ритма и улучшения способности сознательно управлять им особенно эффективно специальное обучение с применением средств объективной срочной информации (В. С. Фарфель, 1975). Эффект в развитии чувства ритма достигается уже после 8‑30 целенаправленных занятий. Методика, основанная на применении средств объективной срочной информации включает следующую систему последовательно усложняющихся заданий:

– на поддержание определенной частоты движений;

– на точное воспроизведение этой частоты в повторных попытках;

– на минимальное изменение (вначале уменьшение, затем увеличение) частоты движений в последующих попытках.

 

После каждого такого задания дети регистрируют время его выполнения и подсчитывают количество совершенных движений (шагов в беге на короткой дистанции и т. п.). Затем они сверяют частоту своих движений с частотой, заданной воспитателем.

 

Примеры упражнений, улучшающих чувство ритма:

 

– ходьба, бег, прыжки по звуковым сигналам педагога;

– выполнение общеразвивающих упражнений руками, ногами, туловищем, руками и ногами под устный счет воспитателя;

– ходьба, бег и прыжки при использовании звуко‑ или светолидеров, задающих по определенному эталону ритм движений звуковыми или световыми сигналами;

– выполнение под музыку ритмической гимнастики;

– воспроизведение темпа ходьбы, бега, прыжков путем подсчета вслух со стороны воспитателя или про себя;

– воспроизведение частоты движений руками, ногами в течение 5–7 с;

– повторение количества педалирования (10–15 раз) на велотренажере;

– минимальное изменение (уменьшение, затем увеличение) частоты движений руками, ногами в последующих попытках;

– повторение ритма совершаемых движений ребенка после выполнения этих движений воспитателем или другим ребенком;

– выполнение ведения мяча рукой в одинаковом ритме, разном ритме, разными руками.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.