Средства, методы и методические приемы — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Средства, методы и методические приемы

2023-01-02 37
Средства, методы и методические приемы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Средствами развития КС дошкольников выступают почти все двигательные действия (физические упражнения), которые являются для них новыми или необычными. Если эти действия (движения) становятся привычными для ребенка, тогда их надо выполнять при изменении способа или формы движений или условий. Если при выполнении двигательных действий от дошкольника требуется проявить повышенную точность, быстроту, рациональность и находчивость при использовании этих действий в различных условиях, то такие упражнения называются координационными.

Наиболее обширной и разнообразной является группа общеподготовительных координационных упражнений. К ним относятся:

– обогащающие фонд жизненно важных умений (новые упражнения, рекомендованные дошкольникам для освоения);

– увеличивающие двигательный опыт (одиночные и парные общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами: мячами, палками, скакалками, обручами, лентами, булавами);

– общеразвивающие (элементы гимнастики, акробатики, вариативные упражнения в беге, прыжках и метаниях, подвижные игры с элементами, требующими от дошкольника проявления координации);

– с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, от которых зависит способность оптимально управлять движениями (упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени проявления мышечных усилий, по улучшению речемыслительных и интеллектуальных процессов, двигательной памяти и представления движения, сенсомоторных реакций).

Во вторую группу можно зачислить координационные упражнения, используя которые мы непосредственно улучшаем КС: способности к ориентированию в пространстве, дифференцированию пространственных, временн ы х и силовых параметров движения, равновесия, чувство ритма, быстроту реагирования и способность к согласованию движений. Подробно рекомендованные упражнения будут изложены в главе 3.

К третьей группе координационных упражнений мы относим упражнения, в процессе которых одновременно улучшаются силовые, скоростные, скоростно‑силовые и координационные способности. Примерами таких упражнений могут быть: чередование метания мяча (правой, левой рукой) на максимальное расстояние и 1/2 от максимального; чередование бросков, метаний (мешочка с песком и другого предмета) в цель при использовании снарядов (мячей) разной массы; чередование прыжков в длину с места на максимальное расстояние и на заданные расстояния и т. п.

Вариантами соединения скоростных и координационных способностей являются: бег на короткие отрезки с максимальной скоростью и в 2–3 раза медленнее; бег более короткими или более длинными шагами, чем обычно; по хлопкам педагога и т. п.

В качестве примеров упражнений, соединяющих развитие выносливости и КС, можно назвать катания на лыжах, коньках, велосипеде; продолжительный бег по песку и мелкой воде и т. п. Координационные упражнения, в которых гармонично соединены требования к гибкости и КС, – это, например, упражнения с гимнастической палкой, обручем, на гимнастической стенке, в парах и т. д.

В четвертую группу координационных упражнений зачисляем подвижные игры с элементами общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов (см. главу 3).

Аналитическими называются координационные упражнения, направленные преимущественно на развитие одной КС, например равновесия. Синтетические координационные упражнения содействуют воспитанию двух и более КС. Как примеры таких упражнений можно назвать всевозможные варианты полос препятствий, эстафет, круговую тренировку, многие подвижные игры.

Для развития КС дошкольников применяют прежде всего методы стандартно‑повторного упражнения. Их используют при разучивании новых и достаточно сложных в координационном отношении движений, овладеть которыми дошкольник может только после ряда повторений их в относительно стандартных условиях. Главными методами развития КС считаются методы вариативного (переменного) упражнения. Среди них можно выделить следующие методические приемы по целенаправленному развитию КС дошкольников.

1) Приемы строго заданного варьирования отдельных характеристик или всей формы привычного двигательного действия:

– изменение направления движения (в ходьбе, беге, прыжках, при ведении мяча ногами, руками, езде на велосипеде, лыжах и т. п.);

– изменение силовых компонентов (чередование метаний при использовании снарядов разной массы на дальность и в цель, прыжки в длину с места в полную силу и вполсилы и т. п.);

– изменения скорости или темпа движений (выполнение общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами в обычном, замедленном и ускоренном темпе);

– изменение исходных положений (выполнение общеразвивающих упражнений в положении стоя, лежа, сидя, в приседе; беге лицом, спиной, боком по направлению движения; из положения приседа, из упора лежа и т. п.);

– варьирование конечных положений (подбрасывание мяча вверх из исходного положения (и. п.) стоя, ловля – сидя; подбрасывание мяча вверх из и. п. сидя, ловля – стоя и т. п.);

– изменение пространственных границ, в которых выполняется упражнение (броски в мишени разного размера, выполнение упражнений в равновесии на уменьшенной опоре и т. п.).

2) Приемы выполнения привычных (освоенных) двигательных действий (движений) в непривычных сочетаниях:

– усложнение привычного действия добавочными движениями (ловля мяча с поворотом боком или кругом, с предварительным хлопком в ладоши и т. п.);

– комбинирование двигательных действий (объединение освоенных общеразвивающих упражнений без предметов или с предметами в новую комбинацию, выполняемую дошкольником впервые, в соответствии с его придумыванием и т. п.);

– зеркальное выполнение упражнений (смена ног при езде на самокате; броски, толчки мячей «неведущей ногой»; удары по мячу «неведущей ногой»; ведение и передачи мяча «неведущей рукой» и т. п.).

3) К третьей группе приемов, содействующих развитию КС дошкольников, можно причислить приемы введения внешних условий, строго регламентирующих направление и приемы варьирования:

– использование различных сигнальных раздражителей, требующих срочной перемены действий (изменение скорости выполнения, например бега, прыжков по звуковому или зрительному сигналу);

– выполнение упражнений в условиях, ограничивающих зрительный контроль (передачи и броски мяча в цель при плохой видимости или с закрытыми глазами; упражнения в равновесии с закрытыми глазами и т. п.).

Методы не строго регламентированного варьирования заключаются в использовании необычных условий внешней среды (бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде и т. п. по пересеченной и незнакомой местности; бег по снегу, льду, песку).

При применении методов варьированного (переменного) упражнения лучше использовать небольшое количество повторений (4–8 раз) упражнения. После этого следует изменять выполнение отдельных характеристик этого действия или условий, в которых оно выполняется. Доказательств того, какие методические приемы являются наиболее эффективными для развития КС дошкольников, в литературе нет. Однако среди дошкольного возраста методы строго регламентированного упражнения должны занимать большее место, чем другие методы.

Данные о средствах, методах и методических подходах развития (тренировки) отдельных КС представлены в главе 3.

 

Формы организации занятий

 

Планирование и содержание занятий по физическому воспитанию среди дошкольников средней, старшей и подготовительной групп детского сада целесообразно осуществлять на основе соответствующих общеобразовательных программ дошкольного образования. Занятия в младшей группе (3–4 года) детского сада проводятся 2–3 раза в неделю продолжительностью 20 мин; в средней группе (4–5 лет) – 3–4 раза продолжительностью 20–25 мин; в старшей (5–6 лет) и подготовительной (6–7 лет) группах – 35 мин.

В данном разделе мы изложим только формы организации занятий, связанные с направленным развитием КС, а сама структура занятий с дошкольниками, состоящая из вводной, основной и заключительной частей, их назначение, задачи, нагрузка для детей названных групп – все эти компоненты содержания и организации занятий подробно изложены в соответствующих руководствах (Л. И. Пензулаева, 2014, 2015; Л. Д. Глазырина, 2001; Т. И. Осокина, 1986; В. Н. Шебеко, 2000 и др.).

Специальные учебные задания по развитию КС на протяжении всего дошкольного периода целесообразно включать во все части урока (в подготовительную, основную и заключительную) в течение всего учебного года. Основным способом организации занятий является фронтальный. Его можно применять при проведении общеразвивающих координационных упражнений без предметов, в ходьбе, беге, прыжках.

В подготовительной части урока целесообразно проведение отдельных подготовительных упражнений в беге, плавании, ходьбе на лыжах, коньках, санках, прыжках, игровых действий и др. В этой же части урока можно проводить ритмические упражнения, задания на равновесие, согласование движений и т. п.

Главные задачи направленного развития КС следует решать в основной части урока. В младшей группе обычно планируется два‑три упражнения по развитию КС, в средней – три‑четыре, в старшей и подготовительной – четыре‑пять. Координационные упражнения для каждого занятия должны подбираться с учетом их сочетаемости и постепенного усложнения. Это достигается двукратным повторением каждого задания в течение недели, с изменением и правильным подбором второго‑третьего координационного упражнения. Например, первое координационное упражнение ориентировано на улучшение статического или динамического равновесия, второе – на развитие ориентирования в пространстве, третье – на быстроту реагирования. На первой неделе каждого месяца вторым и третьим упражнением планируются упражнения на ориентирование в пространстве и быстроту реагирования, а первым – упражнение на равновесие. На следующей неделе – упражнение на ориентирование в пространстве является первым координационным упражнением, на быстроту реагирования – вторым. Третье упражнение новое, оно может быть направлено на улучшение точности воспроизведения пространственных или силовых параметров движений и т. д. Такая последовательность включения новых упражнений способствует их лучшему усвоению среди детей дошкольного возраста (Л. И. Пензулаева, 2015).

В группах (младшей, средней, старшей) детей дошкольного возраста каждое координационное упражнение рекомендуется повторять по 4–6 раз.

При хорошей организации и подготовленности с детьми старшей и подготовительной групп детского сада можно применять поточный, групповой и индивидуальный способы. Поточным способом выполняются ряд циклических и ациклических локомоций, акробатических упражнений, заданий на равновесие, например при изучении элементов с мячом и т. д.

При групповой форме детей можно распределять на 3–4 группы по 3–5 человек, которые на своих местах выполняют заранее оговоренное координационное упражнение. Закончив это задание, дети по кругу переходят на следующее место занятий. Такая форма доставляет детям много радости и удовольствия.

Индивидуальный подход – способ организации занятий с дошкольниками – требует большого педагогического мастерства. Зная детей, педагог дает им индивидуальные задания с учетом недостаточно развитых КС или опирается на их двигательные предпочтения.

Среди других методических приемов и организационных форм, показавших свою эффективность в занятиях с дошкольниками, можно назвать: контрастные и сближаемые задания; выключение или ограничение зрительного контроля; игровой метод, доступный соревновательный метод; метод варьирования способа выполнения и условий, в которых выполняется упражнение; метод ориентиров и звуковых сигналов. Кроме этого к ним относятся сюжетно‑образные упражнения, упражнения с предметами, музыкальное сопровождение, метод взаимоконтроля (Л. В. Майорова, 1988; Н. В. Панфилова, 1992; В. И. Лях, 2006; и др.)

Если к тому же педагог заранее продумает организацию занятий (при обучении движениям, развитии способностей, подвижных игр), подготовит необходимый инвентарь (обручи, шнуры, мячи, кубики, булавы и т. д.) и мелкие атрибуты (шапочки котят, мышек, ленточки и др.), то успех занятий будет еще выше.

Основной стратегической линией в развитии КС дошкольников является использование примерно равного количества упражнений, распределенных в течение года, и выделяемого времени на все фундаментальные такого типа способности: к ориентированию в пространстве, равновесие, согласование движений, быстроту реагирования, чувство ритма, умение точно дифференцировать пространственные, временные и силовые параметры движений.

Таким образом, располагая знанием о цели, задачах, средствах, методах и формах занятий по развитию КС, педагог и родители найдут много возможностей для целенаправленного их развития (тренировки) в ходе организованных, самостоятельных и других занятий.

Во время уроков в школе, позднее в период учебы в вузе и на будущей работе такая деятельность педагогов и родителей многократно оплатится.

 

 

Глава 3


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.