Направленное совершенствование специфических координационных способностей — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Направленное совершенствование специфических координационных способностей

2023-01-02 39
Направленное совершенствование специфических координационных способностей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Специфически проявляемые КС разнообразны, как и виды предметно‑практической и спортивной деятельности человека. Среди этих способностей выделяют фундаментальные, или важнейшие КС (П. Хиртц, 1985; В. И. Лях, 1989, 2006; и др.), которые являются наиболее значимыми и универсально представлены в различных видах трудовой, оборонной и спортивной деятельности, а также в быту. К ним относятся способности к кинестетическому дифференцированию, ориентированию, равновесию, реакции и ритму. Целенаправленному развитию этих способностей необходимо уделять основное внимание в процессе физического воспитания дошкольников.

 

3.1. Способности к точности дифференцирования пространственных, временн ы х и силовых параметров движений

 

Исследования показали, что способности, основанные на проприоцептивной чувствительности (мышечное чувство – по И. М. Сеченову), достаточно специфичны. Это способности к воспроизведению, отмериванию, оценке, дифференцированию пространственных, временн ы х и силовых параметров движений. Объяснить наличие такого числа так называемых простых способностей можно, вероятно, тем, что управление движениями по различным параметрам осуществляется с помощью различных проприорецепторов (В. С. Фарфель, 1975; Е. П. Ильин, 1976).

Способности к воспроизведению, оценке, отмериванию и дифференцированию параметров основаны преимущественно на точности и тонкости двигательных ощущений и восприятий, выступающих нередко в сочетании со зрительными и слуховыми. При малом моторном опыте ощущения и восприятия ребенка еще слишком грубы, неточны, плохо осознаваемы. В результате этого дети допускают существенные ошибки в воспроизведении, оценке или дифференцировании пространственных, временн ы х, пространственно‑временных и силовых признаков движений.

По мере приобретения опыта ощущения и восприятия о параметрах выполняемых движений становятся более точными, отчетливыми и ясными. Так, спортсмены в условиях эксперимента способны выполнять движения с точностью по амплитуде до 0,3, по длительности – до 0,1 с, по интенсивности усилий – до 0,5 кг (А. Ц. Пуни, Е. Н. Сурков, 1984). Такую же высокую точность параметров движений проявляют школьники экспериментальных классов в условиях акцентированного формирования КС или юные спортсмены, с которыми проводилась специальная тренировка по целенаправленному развитию сенсомоторных (проприорецептивных) функций (В. И. Лях, 1990).

В каждом виде спорта и физических упражнений мышечно‑двигательные ощущения и восприятия носят специфический характер. Это зависит от своеобразия координации условий окружающей среды, используемых снарядов. Специализированные восприятия в спортивной деятельности иначе называются чувствами. Наиболее известные чувства: дистанции – у фехтовальщиков и боксеров; времени – у бегунов, велосипедистов, лыжников, конькобежцев, пловцов; льда – у конькобежцев; мяча – у волейболистов, баскетболистов, футболистов; снега – у лыжников и биатлонистов; снаряда – у гимнастов; ковра – у борцов; воды – у пловцов и т. д. Из этого следует, что способности к воспроизведению, дифференцированию, отмериванию и оценке пространственных, временн ы х и силовых параметров движений, действий или деятельности в целом, основанные на точности и тонкости специализированных восприятий («чувств»), весьма разнообразны, носят специфический характер и развиваются в зависимости от особенностей определенного вида спорта (В. И. Лях, 1989). Вместе с тем, хотя данные способности и можно представить как простые и самостоятельно существующие, всё же изолированно они встречаются крайне редко. Кроме того, эти способности находятся в определенных отношениях и связях с другими специальными и специфическими КС, а также с физическими и психическими способностями. Эти связи обусловлены тем, что в реальной двигательной деятельности координация движений выступает как целостный психомоторный процесс, в котором в единстве и тесном переплетении представлены различные ее компоненты: интеллектуальные (программирующие и смысловые стороны), сенсорные, сенсомоторные и моторные (исполнительские, физические).

Способности точно воспроизводить, оценивать, отмеривать и дифференцировать параметры движений развиваются прежде всего при систематическом применении обще‑ и специально подготовленных координационных упражнений, методов и методических приемов развития специальных КС. Эффективность педагогического воздействия можно повысить, если использовать методические подходы, направленные на совершенствование этих способностей. Данные подходы основаны главным образом на системном выполнении заданий, предъявляющих повышенные требования к точности двигательных действий или отдельных движений. Их можно представить в двух основных вариантах: аналитические (избирательные) задания на точность воспроизведения, оценки, отмеривания и дифференцирования преимущественно одного какого‑то параметра движений (пространственного, временн о го или силового), и синтетические – на точность управления двигательными действиями в целом. Понятно, что такое разделение условно, так как точность, скажем, пространственного параметра изолированно от точности временн о го или силового признака движений не встречается. В реальном процессе управления и регулирования движением эти виды точности всегда выступают в ограниченном единстве. Поэтому, хотя возможно преимущественное, дифференцированное воздействие на улучшение точности одного какого‑либо параметра движений, но обязательной является установка на достижение точности выполнения двигательного действия в целом (В. И. Лях, 1989).

Задания на точность воспроизведения пространственных, временн ы х, пространственно‑временных и силовых параметров движений – основные в целенаправленном развитии этой группы КС дошкольников. Они наиболее широко и по праву представлены в программах по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Ниже приводятся наиболее характерные примеры таких координационных упражнений.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.