Различие в уровне развития КС леворуких и праворуких мальчиков 4–6 лет — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Различие в уровне развития КС леворуких и праворуких мальчиков 4–6 лет

2023-01-02 34
Различие в уровне развития КС леворуких и праворуких мальчиков 4–6 лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

 

Рис. 11. Динамика показателей симметрии асимметрии статического тремора у детей 4–6 лет

 

Рис. 12. Динамика показателей симметрии асимметрии у детей 4–6 лет при выполнении теста «равновесие на одной ноге»

 

Большое разнообразие соотношений правшества, левшества и амбидекстрии при выполнении сложнокоординированных действий, воспроизводимых различными частями тела, на наш взгляд, объясняется положениями теории Н. А. Бернштейна (1947, 1961, 1991) о многоуровневом построении движений у детей до школьного и младшего школьного возраста. В частности, управление заданиями на «ручную умелость» происходит под руководством более молодого и сложного в филогенетическом развитии несимметричного ведущего кортикального уровня предметных действий (D). В то же время выполнение других двигательных действий (в беге, прыжках, метаниях на дальность и на точность) осуществляется иными ведущими и фоновыми уровнями построения движения (С1, С2, В, А)[1] (см. рис. 13).

 

Рис. 13. Динамика показателей симметрии асимметрии у детей 4–6 лет при выполнении теста «бег с изменением направления»

 

Итак, на соотношение симметрий‑асимметрий у дошкольников влияют многие факторы: сложность организации головного мозга, сложность управления различными двигательными действиями со стороны левого и правого полушарий, лабильность ЦНС испытуемых, социокультурное давление общества, спонтанное или организованное применение всевозможных двигательных действий, методика обучения этим двигательным действиям и др.

Двигательная асимметрия в заданиях «на координацию» у мальчиков и девочек 4–6 лет в одних и тех же и разных тестах проявилась по разному, что подтверждает мысль о возникающих уже в этот период половых особенностях ее становления.

Девятимесячный педагогический эксперимент (симметрично го) воздействия на фундаментальные КС (способности к равновесию, ориентированию, дифференцированию параметров движений, ритму и реакции) в экспериментальной группе дошкольников 5 лет не только привел к достоверно более высокому приросту результатов в сфере этих способностей по сравнению с экспериментальной группой детей, где развитие указанных КС шло по пути двигательных предпочтений, и тем более по сравнению с контрольной группой детей, в которой не осуществлялось направленное развитие (тренировка) КС, но и оказал влияние на изменение числа испытуемых с разным типом предпочтений. В меньшей степени билатеральное воздействие сказалось на изменении типа доминирования в группе заданий «ручная ловкость». Причем внутри этой группы двигательных (ручных) действий также не было выявлено единой тенденции. Наименьшее число испытуемых проявили какое‑либо предпочтение в заданиях «на телесную ловкость» (Н. В. Панфилова, 1992).

В целом результаты исследования Н. В. Панфиловой подтвердили гипотезу о целесообразности симметричного воздействия на развитие КС и обучение двигательным действиям детей от 4 до 6 лет, что способствует их гармоническому развитию.

В заключении сформулируем методические рекомендации по обучению двигательным действиям и развитию КС в связи с проблемой неправорукости детей дошкольного возраста.

1. Латеральное доминирование устанавливается постепенно в процессе роста и развития ребенка, и то, по отношению не ко всем, а лишь к предметным двигательным действиям, свойственным только человеку.

Поэтому в процессе обучения детей дошкольного возраста, а позднее младших школьников необходимо предоставлять им право свободно выбирать ведущую сторону, ведущую (верхнюю или нижнюю) конечность при выполнении двигательных заданий на «ручную», «телесную» ловкость и при выполнении упражнений с участием нижних конечностей.

2. Учитывая, что именно у детей‑дошкольников и младшеклассников в наибольшей мере имеется склонность к амбидекстрии, в занятиях с ними следует применять упражнения (общеразвивающие без предметов и с предметами: мячами, палками, скакалками, обручами, флажками, гимнастические и акробатические, беговые, прыжковые, метательные, спортивно‑игровые) для примерно одинакового развития обеих сторон тела, рук, ног. Примерные варианты таких упражнений описаны в главах 2 и 3.

3. В настоящее время еще, по‑видимому, рано в полной мере говорить о том, сколько времени надо отводить на упражнения ведущей стороны, руки, ноги, на фоне не ведущей. Это зависит от ряда факторов и прежде всего от индивидуальных особенностей дошкольника и вида двигательной активности (спорта), который он предпочитает. Практический опыт и высказывания ученых (Ф. З. Казарян, 1970; А. А. Логинов, В. М. Лебедев, 1972; Р. Н. Медников, 1974; В. М. Зациорский, 1979; W. Starosta, 1993 и др.) говорят о том, что при выполнении почти всех двигательных действий, особенно игрового характера с мячом или другим предметом следует уделять примерно равное внимание выполнению их в обе стороны, правыми и левыми верхними конечностями. Об этом свидетельствуют также наши наблюдения, анализ экспериментального материала, полученного на детях 4–6 лет (Н. В. Панфилова, 1992) и учащихся школьного возраста (В. И. Лях, 1990, 2006).

Как установлено в этих экспериментальных исследованиях, методика симметричного развития КС и обучения двигательным действиям способствует более гармоничному развитию двигательного аппарата. Кроме того, заложенные в детстве основы «двусторонности» расширяют координационные возможности ребенка, а затем юного и квалифицированного спортсмена. Вначале с учетом функциональной асимметрии следует освоить технический прием с удобной для ребенка стороны или ведущей конечностью. А затем разучить его неведущей конечностью или в неудобную сторону. Одновременно «зеркальное» выполнение упражнения – это один из методических приемов, способствующих более высокому проявлению и развитию КС. Наконец, симметризация движений как проявление двигательной универсальности и специфической всесторонности становится одним из существенных составных элементов культуры движений и должна являться необходимой частью физического и спортивно‑технического образования детей и молодежи (В. И. Лях, 2006).

4. Обучая леворуких детей и амбидекстров разнообразным двигательным действиям, в особенности относящихся к классу «предметной ловкости» (рисование, лепка, письмо, игровые задания с мячом и т. п.), следует принимать во внимание их природную функциональную организацию двигательного поведения. Приспосабливать левшей к правосторонним шаблонам выполнения техники движений неправомерно. Это нарушает естественный ход совершенствования реализации действий и может тормозить умственное и физическое развитие левшей дошкольников и младших учащихся (В. И. Лях, 2006).

 

 

Глава 2


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.