Точка зрения исполнения желаний. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Точка зрения исполнения желаний.

2023-01-02 44
Точка зрения исполнения желаний. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Озвученное выше связанно с оценкой качества жизни не только с точки зрения гедонизма, но и с точки зрения исполнения желаний. Естественно, что многие желания связаны с позитивными состояниями или с отсутствием негативных. Негатив столь разнообразен в нашей жизни, что часто эти желания не сбываются. Мы также желаем удовольствия, но лишь некоторым из желаний суждено сбыться. Я хочу показать, что вопреки расхожему мнению в жизни людей много неудовлетворенности и мало исполненных желаний.

Несмотря на заметное сходство, т.з. гедонизма и т.з. исполнения желаний имеют свои различия. А именно: позитивное состояние можно достичь без исполненных желаний, и исполнение желаний может не привести к позитивному состоянию. Первое возможно, если а) человек ошибочно полагает, что желание было исполнено, б) если исполнение желания не было условием для достижения позитивного состояния. Второе возможно, если а) человек ошибочно полагает, что желание не было исполнено, б) если он не желал позитивного состояния, и исполнение желания не принесло удовлетворение, и в) если обнаруживается, что исполненное желание не принесло позитивного состояния, как планировалось. В любом случае оценка качества жизни зависит от того, были ли исполнены желания, а не от того, было ли достигнуто позитивное состояние.

Можно неадекватно оценивать прошлые или предвидеть будущие позитивные состояния, но невозможно ошибиться, в каком состоянии ты находишься в данный момент. Что касается желаний – существует бόльшая вероятность ошибки, т.к. в данный момент невозможно точно сказать, было ли исполнено желание (только если это не было желанием получить удовольствие). Что, в свою очередь, искажает нашу оценку благополучия. А приняв во внимание склонность к поллианнизму, можно утверждать, что сдвиг будет в положительную сторону.

Лишь малая часть наших желаний исполняется. Удовлетворение не происходит мгновенно, и этому еще предшествует период фрустрации. В принципе, возможно исполнить желание очень скоро после его возникновения, но в реальности это случается очень редко. Напротив, чаще мы определенное время находимся в состоянии «хотения». Как я уже говорил, большинство людей испытывает голод несколько часов, прежде чем его утолить. Еще дольше необходимо ждать, чтобы отдохнуть, если устал. Дети годами ожидают независимости, молодежь и взрослые годами ждут воплощения своих личностных и карьерных стремлений. Радость от исполнения желания зачастую недолговечна. Человек хочет получить депутатское место, добивается этого, но потом проигрывает перевыборы. Человек желает супружества, но потом разводится. Человек мечтает об отпуске, но отпуск кончается слишком быстро. Часто желаниям вообще не суждено сбыться. Человек жаждет свободы, но умирает в заключении. Человек ищет знаний, но не постигает их. Человек жаждет быть красивым, но от рождения необратимо уродлив. Человек стремится к богатству и власти, но остается бедняком до конца жизни. Человек хочет не поддаваться лживым словам, но сам не замечает, как цепляется за них. Немногим удается добиться желаемого контроля над собственной жизнью.

Не всегда человек желает того, чего у него нет. Иногда мы желаем не потерять то, что имеем. Безусловно, удовлетворение от исполнения такого желания наступает мгновенно, но, к сожалению, не всегда длится долго. Человек желает не терять здоровье и молодость, но старость наступает слишком быстро. Появляются морщины, волосы седеют и редеют, спина болит, артрит разъедает суставы, зрение слабеет, кожа обвисает, и человек дряхлеет. Человек стремится не потерять, но разочаровывается раньше, а не позже (только если он не желает не потерять свою жизнь, тогда разочарование приходит в момент смерти). Он сталкивается со смертью бабушек и дедушек, родителей и любимых.

И если это вас не убеждает, представьте т.н. «круговорот желаний». Мало того, что удовольствие от исполнения желания мимолетно, не успеваем мы воплотить одно желание, на его месте тут же возникает новое. Среди психологов, признавших это явление – Абрахам Маслоу, известный своей пирамидой потребностей. Конечно, желания отличаются от потребностей, но последним также присуща описанная черта. Профессор Маслоу замечает:

«…удовлетворение потребностей приносит лишь временную радость, сменяющуюся, в свою очередь, другой (или бόльшей) неудовлетворенностью. Мечта о вечном счастье кажется недостижимой. Конечно, счастье возможно и реально, однако нам необходимо принять его истинную недолговечность, особенно если мы обращаемся к его более ярко выраженным формам.» 31

Рональд Инглхарт говорит, что если бы достижение желаемого дарило нам долгое ощущение счастья, мы бы перестали стремиться к чему‑либо.32 Субъективное благополучие, говорит он, «это баланс между желаемым и действительным, и в долгосрочной перспективе человеческие желания имеют тенденцию расти, подстраиваясь под действительность».33

Абрахам Маслоу осуждающе отзывается о нашем вечном недовольстве.34 Великий пессимист от философии, Артур Шопенгауэр, еще раньше подметивший эту черту жизни, считал ее неизбежной.35 Жизнь, согласно Шопенгауэру, это непрерывное состояние желания и стремления – состояние недовольства. Достижение желаемого приносит зыбкое удовлетворение, быстро сдающееся под натиском новых желаний. Если же желать до конца, результатом будет скука – еще одна форма неудовлетворенности.36 Таким образом, «хотение» является неотъемлемой частью жизни, мы перестаем желать, когда перестаем существовать.

Артур Шопенгауэр поспорил бы с Маслоу о том, что счастье реально. По его мнению, лишь страдание существует само по себе.37 Счастье, по словам Шопенгауэра, это мимолетная передышка от страданий, удовлетворение – эфемерное исполнение желаний. В рамках гедонизма истинного удовольствия не существует, а удовольствие – лишь проходящее облегчение негативных состояний.

Не обязательно подобно Шопенгауэру отрицать существование счастья, чтобы принять, что страдание неизбежно и всепроникающе. Исполненные желания, как и удовольствия (пусть даже истинные) – это достигаемые состояния, а не безусловные. Иными словами, голод – состояние естественное, а вот над устранением его приходится постараться. После еды и питья наполняются мочевой пузырь и кишечник, закономерно наступает дискомфорт, и вновь нам нужно его устранять. Нам приходится искать приятных ощущений, иначе жизнь становится пресной. Суть в том, что нам приходится корпеть над тем, чтобы избежать страданий (скуки в том числе), а это удается не всегда, чего не скажешь о всепроникающем недовольстве. Бывают моменты или даже периоды удовлетворенности, но они отравлены не проходящей тоской и страстным желанием. Поллианнизм позволяет людям закрыть глаза на это желание, но оно никуда не исчезает.

Вы можете возразить, что озвученные мною аспекты показывают жизнь в худшем, чем есть на самом деле, свете. Время, заполняющее пробелы между мгновениями исполненных желаний, все же ценно, пусть даже круговорот желаний бесконечен, а большинство желаний вообще остаются неисполненными. Есть что‑то положительное либо в «хотении», либо в периоде депривации, либо и в том, и в другом. В защиту этого мнения есть два аргумента: во‑первых, можно сказать, что помимо собственно желания чего‑либо, мы желаем ощутить само «хотение». Таким образом, мы удовлетворяем одновременно и желание «хотеть», и само желание чего‑либо. То есть, мои аргументы становятся неверны, и наши желания все‑таки исполняются. Во‑вторых, можно сказать, что неважно, желаем ли мы исполнения желания или «хотения», предвкушение делает исполнение желания еще восхитительнее.

Однако обе аргумента ограничены. Я допускаю, что кто‑то может наслаждаться процессом воплощения желаний. Наверняка есть писатели, наслаждающиеся написанием книги или стихотворения, садоводы, радующиеся тому, как растут их овощи. Но я все же считаю, что поллианнизм и другие психологические факторы заставляют людей думать, будто им приятен процесс «хотения», даже если желание так и не исполняется. Даже отбросив в сторону психологию, мы понимаем, что не все наслаждаются процессом «хотения». Некоторые писатели могут ненавидеть процесс написания и наслаждаться лишь готовой работой, фермеры могут не любить процесс выращивания и трудиться только ради пропитания. Кроме того, существуют такие желания, стремление к которым не будет наслаждением ни для одного человека в здравом уме. Например, желание побороть рак. Пациент хочет его победить, но вряд ли он желает самого процесса лечения, жутких лекарств и процедур, не будучи даже уверенным, что это поможет.

Справедливо будет сказать, что предвкушение, ожидание и стремление усиливают удовольствие от исполнения желания. Еда приносит бόльшее наслаждение, когда человек голоден. Победа в гонке слаще, если перед этим усердно тренироваться. Невероятно радостно сыграть сложную мелодию после долгих часов упражнений.

И вновь стоит заметить, что это относится не ко всем желаниям. Во многих случаях было бы предпочтительнее избежать долгого периода «хотения». Например, свобода более желанна, если достигается через упорную борьбу, однако было бы лучше, если бы человек изначально не был лишен свободы. Выходит, что освобождение после долгого заключения не лучше, чем ничем не нарушаемая свобода. Не стоит ошибочно полагать, будто «хотение» и преодоление лишений имеют какие‑либо преимущества перед мгновенным исполнением желания.

Противники возразят, что так можно сказать не о всех желаниях. Возможно, в нашей реальности так и есть, но представьте другой мир, в которой отсутствовал бы долгий период «хотения». Некоторые попросту не могут представить эту альтернативу, в чем виновато слабое воображение. Например, нам для получения наслаждения от утоления голода необходимо быть голодными несколько часов. Представьте существ, которым для достижения того же уровня наслаждения необходимо ощущать голод несколько дней. Из‑за этого их жизнь кажется, несомненно, хуже нашей. Но ведь и наша жизнь хуже, чем жизнь неких воображаемых людей, которым для получения того же наслаждения вообще нет нужды быть голодными.

Иными словами, несмотря на необходимость депривации и «хотения» для получения максимального удовольствия от достижения желаемого, депривация и «хотение» не делают нашу жизнь лучше. Напротив, такое положение вещей – большая неудача для человека. Было бы лучше, если бы для исполнения желаний требовалось меньше «хотения».

Выше я говорил о том, сколько «неосуществленности» присуще нашей жизни; поговорим теперь о том, что ценность исполненных желаний сильно преувеличена. Если задуматься, до какой степени исполняются наши желания, картина станет еще мрачнее. Согласно теории воплощения желаний, жить хорошо, если наши желания исполняются. Однако достичь это состояние можно двумя способами: 1) исполнять все возникшие желания, 2) желать лишь то, что можно воплотить.38

Сторонники точки зрения воплощения желаний напрасно не проводят такого разделения. Стало бы возможным превратить жалкую несчастную жизнь в великолепную, лишь избавившись от некоторых желаний или скорректировав их. Если бы несчастный человек возжелал быть несчастным, то мгновенно перестал бы быть таковым, а стал счастливым и довольным. Да, жизнь человека фактически не изменится, однако отношение к ней поменяется в лучшую сторону. В рамках точки зрения может возникнуть вопрос, что будет лучше – первый вариант достижения желаемого или второй, однако я не буду углубляться в этот вопрос. Достаточно будет сказать, что отсутствие такого разделения является недостатком точки зрения. Но если принять разделение, можно будет сказать, что из‑за психологических механизмов, описанных выше, предпочтительным будет второй вариант (желать только то, что можно получить). Мы формируем и подстраиваем наши желания под текущую ситуацию. Если бы мы добивались всего, чего желаем, мы были бы более довольны своей жизнью.

Существуют учения – например, буддизм и стоицизм, в которых говорится, что мы должны избавляться от желаний и изменять их.39 Конечно, в рамках данных учений не говорится, что лучше будет желать только то, что можно получить. В действительности, предпочтительнее желать только осуществимые желания, если исполнять все желания невозможно.40 Получение всего, что желаешь, лучше, но из‑за невозможности этого, приходится умерять свои желания. И понимание этого наталкивает нас на вывод, что наша жизнь гораздо хуже, чем была бы, будь мы способны получать все, что хотим.

Список плюсов и минусов.

Аргументы к первым двум точкам зрения относятся также и к третьей. К плюсам нужно отнести позитивные состояния и отсутствие негативных. Воплощение некоторых желаний тоже причислим к плюсам. Более того, равно как мы подстраиваем наши желания под ситуацию и сравниваем себя с другими, так и определяем для себя плюсы таким образом, чтобы хотя бы некоторые из нас могли назвать свою жизнь «благополучной». Иными словами, плюсы мы на самом деле не выбираем sub specie aeternitatis – с действительно объективной точки зрения. На самом деле мы выбираем sub specie humanitatis – с субъективной точки зрения. И в отличие от желаний, индивидуальных для каждого человека, объективные плюсы и минусы определяются для всех людей или, как минимум, для целых классов или групп. Под объективностью обычно подразумевается, что список не разнится от человека к человеку, объективность должна быть универсальной, sub specie aeternitatis.

Выбирать плюсы и минусы sub specie humanitatis было бы логично, если бы нужно было оценить качество жизни определенного человека в сравнении с жизнями других людей. В оценке жизни в общем полагаться на субъективное мнение ненадежно по психологическим причинам, озвученным ранее. Субъективный взгляд (пользующийся большим доверием) зачастую ограничен нашими ожиданиями.

Приведу пример: в связи с невозможностью жить до 240 лет, люди не считают, что обычная продолжительность жизни является недостаточной. При этом многие сетуют, если кто‑то умирает в возрасте 40 лет (по крайней мере, если он жил относительно хорошо). Почему же смерть в 40 это трагедия, а в 90 – нет? Потому, что наша оценка зависит от обстоятельств. Все лежащее за пределами нашей досягаемости не учитывается в оценке и не считается критичным. Но разве хорошая жизнь – это лишь та, что нам доступна? Возможно, хорошая жизнь – недосягаема? Кажется, жизнь без неудобств, боли, страданий, стресса, волнения, разочарования, скуки, длящаяся больше девяноста лет, по большей части наполненная хорошим – будет лучше жизней самых везучих людей на планете. Почему же тогда мы не меряем нашу жизнь по такому недостижимому стандарту?

Подумайте о смысле жизни. Почему бы не отнести осмысленную жизнь к списку объективно хорошего. В жизни без смысла будет отсутствовать очень важный компонент хорошего, пусть даже остальное хорошее будет присутствовать. Многие люди хоть изредка думают, что любая жизнь бессмысленна. Посмотрев на жизнь sub specie aeternitatis, они видят, что во всем этом нет смысла. Сознательная жизнь – лишь помеха на радаре вечности – обременена страданиями и не имеет конца кроме вечности. Тем не менее, для большинства людей мысль о бессмысленности жизни невыносима и неприемлема, и они продолжают настаивать, что у жизни есть смысл. В поисках утешения они обращаются к какой‑то универсальной либо индивидуальной точке зрения, при которой жизнь обретает смысл. Так, sub specie humanitatis, посвящение себя нуждам человечества может наполнить жизнь смыслом, даже если в масштабе вселенной смысла этой жизни не прибавится. Или, например, жизнь человека, посвятившего себя подсчету травинок на газоне,41 не будет иметь смысла sub specie humanitatis. Возможно, с его точки зрения, жизнь имеет смысл (если столь необычное занятие приносит ему радость), с чем не согласится большинство людей, поэтому субъективная точка зрения на смысл жизни признана неудовлетворительной. Но разве мнение человечества более весомо, чем мнение индивида? Неважно, жертвуешь ты собой или считаешь траву, в масштабе вселенной жизнь не имеет смысла (что не означает, что самопожертвование ничем не лучше счета травинок).

Многие не согласятся с последним утверждением. Однако если согласиться с моими взглядами, то лучше была бы жизнь, имеющая смысл в масштабе вселенной. Таким образом, в нынешнем положении жизнь хуже, чем могла бы быть. Прибавьте к субъективной взгляду на смысл жизни поллианнизм и другие факторы, искажающие восприятие жизни, и станет ясно, что есть все основания полагать, что наша жизнь сильно переоценена. Вполне вероятно, что достижение великого смысла невозможно, и нашим жизням не хватает значительного количества хорошего.

На такую точку зрения можно возразить, что в масштабе вселенной человеческая жизнь имеет серьезные недостатки. Во‑первых, (по мнению противников) нельзя вообразить гораздо более продолжительную жизнь, свободную от боли и разочарования и наполненную знанием и мудростью, а значит, нельзя судить о человеческой жизни с такой точки зрения. И вновь я отвечу, что это недостаток воображения. Допустим, мы не можем живо представить, как было бы хорошо иметь более развитое сознание, однако мы понимаем разницу между детьми и взрослыми, животными и людьми, чтобы осознавать, какое влияние имеет увеличение умственных возможностей. Конечно, спорный вопрос, стала бы наша жизнь лучше или нет. Это зависит от того, считает ли человек, что наше более развитое сознание положительно влияет на жизнь. Люди склонны считать, что влияет. Но знание стоит дорого. Признав, что наше существование лучше, чем у менее развитых приматов, необходимо допустить, что жизнь была бы еще лучше, будь мы еще более развиты. Разве что посчитать наш уровень развития идеальным, что очень удобно для оправдания своего мнения. Если же, напротив, списать наши беды на слишком большой ум, тогда ситуация становится еще более плачевна.

Есть и второй, более существенный, аргумент. А именно, что оценка качества жизни должна соответствовать контексту. Наиболее показательная аналогия, когда учитель ставит оценку ученику.42 Какой стандарт оценки устанавливает учитель? Если ученику двенадцать лет, стандарт, несомненно, должен соответствовать как возрасту, так и индивидуальности ученика. Нельзя оценивать успехи двенадцатилетнего ребенка по мерке студента ВУЗа. И, как предлагают оппоненты, качество жизни необходимо оценивать по субъективному человеческому стандарту, а не sub specie aeternitatis.

Я соглашусь с тем, что работу школьника нужно оценивать по стандартам, соответствующим его возрасту, т.к. нам необходимо оценить, как хорошо этот школьник справляется по сравнению с его ровесниками. Аналогичная цель заложена в оценке качества жизни: сравнить, как хорошо человек живет по сравнению с другими людьми. В такой оценке есть смысл, но это не единственный способ взвесить качество жизни.

Но у данного аргумента есть свои недостатки. Допустим, школьник двенадцати лет учится на «отлично». Это ведь не означает, что он готов занять место декана факультета физики в престижном университете. Иными словами, мы пользуемся стандартами для двенадцатилетних детей, но диапазон понимания у детей ограничен, и существуют более высокие стандарты. При этом многие считают, что если по человеческим стандартам качество жизни оценено высоко, значит и в абсолютном смысле качество так же высоко.

Вы возразите, что работу профессора физики нельзя оценивать по сверх‑человеческим стандартам, т.е. качество даже лучших жизней нельзя мерить по идеальным стандартам. Проблема в том, что зачастую мы судим, и нужно судить лучших из людей по сверх‑меркам. Это становится очевидным, если обдумать философскую проблему скромности к собственным достижениям. Проблема выражается вот так: трудно объяснить, что есть скромность, без преуменьшения ее добродетельности. Если, например, скромным человеком считать того, который не знает о своем превосходстве – это, в таком случае, недостаток знания, что не может быть добродетелью. Если же скромный человек осознает свое превосходство, но ведет себя так, словно не имеет его, это является хитростью, что тоже не хорошо. Лучшим определением скромности будет такое: скромный человек это тот, кто осознает свои преимущества, однако понимает, что есть и более высокий стандарт, которому он не соответствует.43 Его способность смотреть на себя и на свои достижения sub specie aeternitatis и делает его скромным (и добродетельным).

Я рекомендую более «скромно» взглянуть на лучшие из человеческих жизней. Я допускаю, что в некоторых случаях, например, когда дело касается дистрибутивной справедливости, уместно сравнивать свою жизнь с жизнью других. В других случаях более уместно взвешивать жизнь sub specie aeternitatis. Например, если необходимо оценить качество жизни в целом, безотносительно чего‑либо, становится понятно, что качество жизни неудовлетворительно.

 

Заключение о трех точках зрения.

Во всех трех рассмотренных точках зрения качество жизни разделяется на:

1) Объективное (реальное) качество жизни.

2) Субъективно оцененное качество жизни.

Многие не видят этого разделения в рамках т.з. гедонизма. Так как в этой точке зрения значение имеет субъективное состояние, соответственно, субъективная оценка будет объективной. Да, с такой точки зрения жизнь фактически воспринимается плохой или хорошей в зависимости от позитивных и негативных состояний. Однако люди часто заблуждаются на этот счет, поэтому можно разделить оценку на объективную и субъективную.

Безусловно, объективная и субъективная оценка пересекаются. Если жизнь человека считается плохой с любой из точек зрения, однако сам человек считает, что жизнь не плоха, он находится в лучшем положении, чем если бы он понимал, насколько все плохо. Имея более точное представление о качестве жизни, мы можем рассудить, стоит ли начинать такую жизнь (не забывая, что рождение не приносит пользы). Конечно, ответить на этот вопрос сложно, однако стоит провести разумное испытание, и станет ясно, что начинать обычную усредненную жизнь, наполненную страданием – недопустимо. А испытание вот какое: спросите, хорошо ли будет причинить эти страдания уже существующему человеку, причем не в практических целях, и не в интересах этого человека. Принимая во внимание тот факт, что рождение на свет не несет пользы, исключение интересов человека особенно критично. Практические цели не так важны; это спорное, однако необходимое, условие. Я уже упоминал, что с точки зрения утилитаристов, рождение новых людей не является предпочтительным.44 Создание новых людей скорее может принести пользу уже существующим людям, однако эта польза гораздо скромнее, чем от других утилитарных способов увеличения блага (о чем я буду говорить в четвертой главе).

Я не утверждал (и не собираюсь утверждать), что жизнь настолько плоха, что ее не стоит продолжать. Я лишь говорю о том, что в любой жизни присутствует существенное количество плохого (чем бы оно ни было). Ранее было сказано, что качество жизни нельзя рассчитать, отняв плохое из хорошего, но все же, если плохого в жизни больше, чем человек привык замечать, нельзя высоко оценить качество этой жизни. И как стало ясно во второй части, даже меньшее количество плохого может перевесить любое количество хорошего, ограниченного рамками одной жизни.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.