Логико-грамматические процессы — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Логико-грамматические процессы

2022-11-23 24
Логико-грамматические процессы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ø «Веселые картинки». Ребенок, глядя на картинки, определяет, какой рукой действует герой, с какой стороны относительно других находится каждый персонаж, в какой руке и что он держит, что расположено вверху/внизу и т.д. Эту работу рекомендуется проводить одновременно с любой другой работой по картинкам.

Ø «Капризный фотограф». Взрослый-фотограф, желая сделать снимок игрушечных зверей, ищет кадр. Его помощнику (ребенку) надо посадить: корову справа от зайца, мишку – слева от мышки, за цветком – куклу и т.д. Фотограф все время недоволен и просит помощника каждый раз по-новому пересаживать зверей.

Ø «Что? Где? Кто? Куда и откуда?» Попросите ребенка ответить на данные вопросы применительно к его квартире, классу, улице и т.д., рассказывая, кто (что) где находится, куда движется и т.д. Можно предложить ребенку составить план-схему своей комнаты, группы, детской площадки. И обязательно продемонстрировать это с помощью разных предметов; например, машинка въезжает под стол, из-за ножки стола или выезжает из-под стула.

Ø «Сравнительные конструкции». Ребенок отвечает на вопросы типа: «Что выше, трава или дерево? Что ярче, солнце или звезда? Что глубже, лужа или море?», «Что длиннее, день или месяц? Что длится меньше, чем год, но дольше, чем неделя? и т.п.».

Ø «Что после чего». Ребенок определяет, что произошло раньше, а что позже: «Идем на прогулку перед ужином, после того, как пригрело солнце, растаял снег, за весной наступает лето и т.п.». Затем можно усложнить задание. Намеренно путая последовательность событий: «Правильно ли я говорю? Весна перед зимой, август после сентября, солнце светит ярче, потому что распустились почки на деревьях и т.п.»

Ø «Кто самый-самый». Надо ответить на вопросы типа: «Папа старше тебя, но младше дедушки, кто самый взрослый? Маша веселее, чем Саша. А Саша веселее, чем Коля. Кто самый грустный?», «Чашка стоит на блюдце, блюдце – на салфетке, салфетка на столе, а стол на полу. Что располагается выше?».

Ø «Растолкуй». Ребенок, глядя на рисунок или реальную ситуацию, должен растолковать разные логико-грамматические конструкции: «Моя рука - в моей руке - под моей рукой», «Хозяйка собаки – собака хозяина, дочкина мама – мамина дочка»

СВЯЗНОЕ РЕЧЕВОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ

Ø «Сказки наизнанку». Уже знакомые сказки зазвучат по-другому, если ребенку предложить:

а) рассказать сказку «задом наперед»;

б) присвоить знакомому персонажу прямо противоположные качества или свойства (например, Баба-Яга станет доброй и внимательной, а Колобок будет не из теста, а из смолы/глины/пластилина) и самому придумать и изменить сказочный сюжет.

Ø «Открытые сюжеты». Ребенку предлагают историю с незавершенным финалом, который ребенок придумывает по собственному усмотрению. Сначала ребенку предлагается придумать конец истории по аналогии с уже известным произведением. Затем – использовать малознакомый или вовсе незнакомый сюжет, где момент узнавания и припоминания «финала» минимален. При этом окончание может быть придумано не только в словесной форме, но и в двигательной – инсценировки, кукольного театра и т.п.

Ø «Я – герой сказки». Попросите ребенка стать значимым персонажем любимого произведения, пофантазировать, что произойдет с ним, если он окажется среди известных ему героев, если они придут к нему в гости и т.д., и рассказать об этом от первого лица.

СЛУХО-РЕЧЕВОЕ ВНИМАНИЕ

Ø Упражнения на внимание, изложенные на I ЭТАПЕ, обновляются новым содержанием за счет материалов и знаний, полученных в данный период занятий.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / под ред. Л.С. Цветковой. – М. МПСИ, Воронеж:Модэк, 2010.

2. Белобрыкина О.А. Речь и общение. – Ярославль: «Академия развития», «Академия и Кᴼ», 1998.

3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М.: «Просвещение», 1974.

4. Бурлакова М.К. Советы логопеда. М, В.Секачев, 2001.

5. Быстрова М. Букварь. Мир слова. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.

6. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб.: «Дельта», 1997.

7. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека.. – СПб: Питер, 2008.

8. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники./ под ред. А.В. Семенович. М., Дрофа, 2014

9. Речедвигательная ритмика/ под ред. А.Я.Мухиной. – М.: АСТ: Астрель – 2009

10. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста –3-е издание, исправленное и дополненное. – М., Генезис, 2013.

11. Семенович А.В. В лабиринтах развивающегося мозга: шифры и коды нейропсихологии. – М., Генезис, 2010.

12. Семенович А.В. Эти невероятные левши – 4 –е издание, М, Генезис, 2015

13. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. – 7-е издание, стереотипное. – Москва, Генезис, 2015.

14. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989.

15. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных: речь и интеллектуальная деятельность. – 2-е издание, исправленное и дополненное. – М., МПСИ; Воронеж: Модэк, 2004.

16. Цветкова Л.С.. Нейропсихология счета, письма и чтения. М.: Юристъ, 1997.

17. Шохор-Троцкая (Бурлакова) М.К.. Коррекция сложных речевых расстройств. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

18. Шохор-Троцкая М.К.. Стратегия и тактика восстановления речи. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

19. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – 2-е изд., испр.– М.: «Просвещение», 1988.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.