Глава 5. Нейропсихологический модуль профилактики и коррекции речевого развития для детей от 5 лет. Программа «говоруны» — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Глава 5. Нейропсихологический модуль профилактики и коррекции речевого развития для детей от 5 лет. Программа «говоруны»

2022-11-23 27
Глава 5. Нейропсихологический модуль профилактики и коррекции речевого развития для детей от 5 лет. Программа «говоруны» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа «Говоруны» предназначена для детей от 5 лет. Она реализуется в течение года в три этапа. I этап – 2–2,5 месяца; II этап – 2,5–3 месяца и III этап – 3–3,5 месяца. При интенсивных занятиях каждый этап можно сократить вдвое: то есть общий период занятий составит 2,5-3 месяца. Общие рекомендации были изложены в последнем параграфе главы 3. Там, в частности, подчеркивается важность маркировки на первом же занятии правой – левой стороны, верха и низа. Это важно, поскольку нельзя задавать детям инструкции в абстрактной форме. А понятия «левая рука» или «направо» являются именно такими. Подобные общие правила подробно изложены выше, потому ограничимся здесь лишь несколькими конкретными дидактическими замечаниями.

Программа состоит из трех блоков. Модули «Пробуждалки» и «Сенсомоторный базис речи» включают много двигательных упражнений: растяжек, дыхательных упражнений, сенсомоторных координаций и т.п. Каждое упражнение данных блоков выполняется 5 раз. Кажется, что такое обилие упражнений просто невыполнимо. Между тем, специалисты убедятся, что одно такое упражнение занимает у детей 10– 15 секунд. То есть весь блок «Пробуждалки», например, выполняется примерно за 15–20 минут, включая все пояснения и показы. Данный блок мало изменяется в течение трех этапов. Упражнения из каждого раздела «двигательных» упражнений не стоит выполнять все сразу за одно занятие; они рассчитаны на всю неделю. Распределите их по времени и используйте постепенно. Нет нужды долго выполнять те психотехники, которые уже упрочены ребенком. Прекратите их делать, уделяя внимание тем упражнениям, которые даются с трудом.

Во многих «двигательных» упражнениях даны несколько этапов их выполнения. В ряде случаев они помечены звездочкой (ß), – это сложные упражнения, которые выполняются лишь со второй половины текущего этапа. Так же постепенно должны выполняться упражнения, в которых заданы несколько условий. Например, упражнение « Рисование в воздухе », в котором ребенок рисует в воздухе прямые линии и волны в одном направлении.

Упражнение проводится по образцу, заданному взрослым: он изображает рукой (затем обеими руками) многократное обведение линий в обе стороны. Дети вместе с ним производят движения, имитирующие этот многократное обведение. Задание выполняется:

а) левой рукой вправо–влево,вверх–вниз;

б) правой рукой так же;

в) сложенными вместе руками так же;

г) одновременно двумя руками в одном направлении; каждая рука рисует при этомсвой образец (например, правая рука прорисовывает свою «волну», а левая – свою) вверх – вниз, вправо – влево.

Не надо стремиться выполнять это(и аналогичные упражнения) упражнение сразу целиком. В первую/вторую неделю вы отрабатываете только пункты (а) и (б) по 5 раз. Затем, когда ребенок начинает выполнять эти упражнения быстро и свободно, добавляете к ним пункт (в) и т.д. Ведь у вас в запасе достаточно времени: 2–3 месяца! Даже при интенсивных занятиях в вашем распоряжении целый месяц на постепенное овладение всеми психотехниками.

Подпрограмма «Базовые речевые способности», как правило, не вызывает особых затруднений: задания более привычны для специалистов. Именно поэтому, видимо, подчас возникает искушение выполнять эти упражнения по принципу «это я знаю», не особенно придерживаясь нейропсихологических условий и правил. Подчеркнем, что нейропсихологические модули всегда построены по определенной логике и реализовываются по заданному регламенту. Все «когнитивные» упражнения не выполняются за один прием, а распределяются во времени. В каждом из них приведены несколько вариантов исполнения, которые добавляются постепенно – неделя за неделей. Пожалуйста, не забывайте время от времени менять «наполнение» заданий. Например, сегодня вы отрабатываете конструкцию «карандашом к ручке – ручкой к карандашу», а через пару занятий – «листиком к руке – рукой к листику» и т.п. В этом блоке немного психотехник, направленных на формирование интеллектуальных речевых функций. Они очень подробно описаны в предыдущих разделах данного издания. Имеет смысл применять их постоянно. Подчас именно такие «трудные» упражнения выводят на более высокий уровень элементарные речевые способности.

Для детей с грубыми нарушениями речевого развития данный модуль обязательно должен быть дополнен упражнениями из базовой и специальных программ МЗО, представленных выше в предыдущих разделах. Не забудьте про фонотеку с записью разнообразных вокализаций нормативного речевого развития! Не ленитесь имитировать тот отрезок фонограммы, на которую ребенок обратил внимание! Только этот язык будет для него понятным. В главе 2 подробно описана эта технология. Тогда эффективность занятий будет многократно усилена. Имеет смысл также начинать занятия с такими детьми не с этой программы, а с предыдущей – адресованной детям 3–4 лет. Наиболее эффективно для «особых детей» начать курс нейропсихологических занятий с базовой программы МЗО; затем реализовать модули«Болтунищки», «Говоруны» и закрепить достигнутое программами из раздела «Эффективное общение» и/или «Познавательная активность».

Первый этап зянятий

ПРОБУЖДАЛКИ»

Каждое упражнение данного блока выполняется 5 раз. Обращать внимание на то, чтобы спина была прямой!

Ø «Потягушки». ИП – стоя, ноги на ширине плеч, руки свободно свисают вдоль тела. На вдохе ребенок медленно поднимает руки вверх, прогибается в спине и запрокидывает голову: «Где у нас солнышко?». Тянется вверх, поднимаясь на цыпочки и постепенно напрягая все тело как «струнку». Удерживает это положение несколько секунд. На выдохе медленно возвращается в ИП. Отдыхает в течение того же интервала времени.

Ø «Тряпичная кукла». ИП–стоя,ноги на ширине плеч,руки свободно свисают вдольтела. Из положения стоя сделать наклон вперед, вогнувшись в пояснице. Ноги прямые, но вначале, если трудно, можно слегка согнуть их в коленях. Голова и руки свободно свисают вниз. Оставаться в этом положении 10–15 сек, затем медленно вернуться в ИП Упражнение выполняется один раз!

Ø «Ручки дружат». ИП–стоя,ладони сложены вместе и подняты на уровень груди так,чтобы предплечья были параллельны полу, а локти разведены в стороны. Прижать как можно сильнее ладони друг к другу, удерживая положение в течение 10–15 секунд, затем расслабить руки и отдыхать в течение того же интервала времени.

На II и III этапе выполнять это упражнение, сложив руки на уровне подбородка.

Ø «Ручки спорят». ИП–то же.Сцепить пальчики любым образом(как крючками илипереплетя их). Тянуть руки в этом положении в разные стороны, не давая пальчикам «разорваться». Удерживать это положение в течение 10–15 секунд, затем расслабить руки, отдыхая в течение того же интервала времени.

На II и III этапе выполнять это упражнение, сложив руки на уровне подбородка.

Ø «Свободные плечи». ИП–стоя,руки свободно свисают по сторонам,дыханиесвободное. Выполнить пять медленных круговых движений только плечами (руки висят) вперед, затем назад. Упражнение выполняется сначала одновременно обоими плечами, затем каждым отдельно. После выполнения упражнения сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, стараясь максимально использовать объем легких.

Ø «Прыгающие плечи». ИП–то же.Совершать прыгающие движения(вверх–вниз)только плечами (руки висят). Упражнение выполняется сначала одновременно обоими плечами, затем каждым отдельно. После выполнения упражнения сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, стараясь максимально использовать объем легких.

Ø «Вертушки». ИП–стоя,руки в стороны.Совершать быстрые повороты туловищавлево – вправо, одновременно с руками. Руки при этом производят легкие хлесткие удары сзади (по спине) и спереди. Ноги остаются на одном месте. Голова неподвижна.

Ø «Погогочем – похохочем». ИП–то же.Произносить как можно быстрее различныеслоги с «гортанными» согласными (к, г, х): «Ку-ка-ре-ку», «Ко-ко», «Ку-ку», «Га-га-га», «Ге-ге-ге», «Ха-ха-ха», «Хи-хи-хи», «Хо-хо-хо» и т.п.

На I этапе дети повторяют несколько раз по два-три одинаковых слога, на II и III – по 4–6 слогов со сменой гласного и /или согласного, например:

– на I ЭТАПЕ: «Ку-ку», «Ге-ге-ге», «Хи-хи-хи», «Хе-хе-хе» и т.д.;

– на II ЭТАПЕ: «Га-га – ку-ку», «Хи-хи – ха-ха - хо-хо», «Ге-ге-ге – ко-ко-ко» и т.д.;

– на III ЭТАПЕ: «Го-ги-га», «Хо-хе-ха», «Ку-гу», «Ге-хе», «Го-ко-ха» и т.д.

Ø «Ушки»:

а) растирать ребром ладони область спереди от ушной раковины;

б) расставить указательный и средний палец на обеих руках;расположить руки уоснования ушей и растирать зоны перед и за ушами;

в) растирать уши ладонями,как будто уши замерзли;

г) разминать большими и указательными ушные раковины сверху вниз и снизувверх.

Ø «Гибкая шея». Массировать шею сзади(сверху вниз)двумя рукамипоглаживающими, похлопывающими, пощипывающими, растирающими, спиралевидными движениями.

Ø «Глазки просыпаются». Закрыть глаза,потереть их ладонями,как мы делаем,когдапросыпаемся. Затем кулачками обеих рук совершать легкие вращательные движения, как бы массируя глазные яблоки.

Ø «Мытье головы». Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах.Кончиками пальцев массировать голову в разных направлениях.

Ø «Постучалки». Прохлопать ладонью(или кулачком)всю область грудной клетки отгрудины до плеч. Сначала правой рукой – по левой стороне, затем левой рукой – по правой стороне.

На втором и третьем этапе дополнить это упражнение еще двумя:

а) прохлопать быстро грудную клетку обеими руками одновременно:правая рука–правую сторону, левая – левую;

б) прохлопать так,чтобы эти быстрые хлопки были не одновременными,апоочередными – то правой рукой, то левой, как барабанная дробь. Когда дети освоят данное упражнение, можно предложить им какой-то простой ритм.

Ø «Растиралки». Растереть кулачком круговыми движениями всю вертикаль по средней линии (сначала вверх, потом – вниз): от солнечного сплетения до ключиц и обратно. Затем активно помассировать подключичные ямки.

Ø «Теплые ручки»:

а) громко хлопать в ладоши;

б) имитировать«силовое»мытье рук;

в) растирать и разминать пальцы рук от кончиков к основанию и обратно.

Ø «Пошагаем». ИП–стоя,руки свободно свисают.Шагать,широко размахивая рукамии высоко понимая ноги. Одновременно поднимается левое колено – правая рука, затем правое колено – левая рука.

Ø «Пошагаем с перекрестом». ИП–то же.Шагать,широко размахивая руками ивысоко понимая ноги. Одновременно поднимается левое колено – правая рука, затем правое колено – левая рука. При каждом «шаге» надо «пересекать» коленом и рукой среднюю линию,которая условно делит тело на правую и левую сторону.То есть приподнятии, например, левого колена, оно идет вверх – вправо; одновременно правая рука поднимается вверх – влево и т.д.

СЕНСОМОТОРНЫЙ БАЗИС РЕЧИ

Каждое упражнение данного блока выполняется 5 раз. Спина прямая!

ДЫХАНИЕ

Ø «Воздушный шарик». ИП – стоя. Все дыхательные упражнения лучше начинать со стадии выдоха. После чего, выждав естественную паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать приятный, глубокий вдох носом при полунаклоне вперед. Обратите внимание ребенка на то, что на вдохе его животик надувается, как воздушный шарик. Предложите ребенку положить на область диафрагмы руку, тогда он сможет контролировать себя при выполнении упражнения. Грудь и плечи должны оставаться спокойными. После вдоха необходимо задержать дыхание (удержать животик надутым), затем вделать медленный и плавный выдох через рот и выпрямиться. Упражнение выполняется по команде «вдох – выдох» под хлопки взрослого (количество хлопков увеличивается по мере овладения ребенком навыков правильного дыхания).


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.