Глава 4. Нейропсихологический модуль профилактики и коррекции речевого развития для детей 3-4 лет. Программа «болтунишки» — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Глава 4. Нейропсихологический модуль профилактики и коррекции речевого развития для детей 3-4 лет. Программа «болтунишки»

2022-11-23 40
Глава 4. Нейропсихологический модуль профилактики и коррекции речевого развития для детей 3-4 лет. Программа «болтунишки» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа «Болтунишки» предназначена для детей 3–4 лет. Но отдельные ее блоки могут в «пассивном варианте» использоваться еще в младенчестве. Это подробно обсуждалось выше. Описанные психотехники выполняются ребенком совместно со взрослым в полном смысле этого слова. Взрослый становится как бы продолжением тела ребенка и так проделывает все необходимые манипуляции.

Программа реализуется в течение года в три этапа. I этап – 2–2,5 месяца; II этап – 2,5–3 месяца и III этап – 3–3,5 месяца. При интенсивных занятиях каждый этап сокращается вдвое; то есть вся программа занимает примерно 2,5 – 3 месяца. Общие рекомендации были изложены в последнем параграфе главы 3. Там, в частности, подчеркивается необходимость с первого же занятия «промаркировать» правую – левую стороны, верх и низ. Это важно, поскольку нельзя задавать детям инструкции в абстрактной форме. А понятия «левая рука» или «направо» являются для них именно такими. Все общие правила подробно изложены выше, потому, не останавливаясь на них еще раз, ограничимся здесь несколькими конкретными дидактическими замечаниями.

Программа всегда состоит из трех блоков. «Пробуждалки» и «Сенсомоторный базис речи» включают много двигательных упражнений: растяжек, дыхательных упражнений, сенсомоторных координаций и т.п. Каждое упражнение данных блоков выполняется 5 раз. Кажется, что такое обилие упражнений просто невыполнимо. Между тем, специалисты убедятся, что одно такое упражнение занимает даже у самых маленьких детей 10–15секунд. То есть, весь блок «Пробуждалки», например, выполняется примерно за 25–30минут, включая все пояснения и показы. Упражнения каждого из «двигательных» модулей не надо выполнять за один день. Целиком они должны быть сделаны в течение недели. Взрослым надо просто равномерно распределить эти психотехники так, чтобы на каждом занятии присутствовали задания всех типов. Когда какое-то упражнение хорошо усвоено ребенком можно больше не выполнять его. Но через некоторое время имеет смысл опять к нему вернуться, чтобы убедиться в его полноценном усвоении.

Во многих упражнениях даны несколько этапов их выполнения. В ряде случаев они помечены звездочкой (ß): это сложные упражнения, которые выполняются лишь со второй половины текущего этапа. Или выполняются с большой осторожностью: например, все двигательные упражнения, где задействован язык. Ведь ребенок может нечаянно прикусить его. Так же постепенно должны выполняться упражнения, в которых заданы несколько условий. Например: «Совершать круговые вращательные движения кистями рук вправо, затем влево. Упражнение выполняются: а) левой рукой, б) правой рукой, в) одновременно двумя руками в одном направлении (сначала вправо, затем влево). Не надо стремиться выполнять это(и аналогичные ему)упражнениесразу целиком. В первую/вторую неделю вы отрабатываете только пункты (а) и (б) по 5 раз. Затем, когда ребенок начинает выполнять эти упражнения быстро и свободно, добавляете к ним пункт (в) и т.д. Ведь у вас в запасе достаточно времени.

Блок «Базовые речевые способности», как правило, не вызывает особых затруднений: задания более привычны для специалистов. Подчеркнем лишь одно принципиальное правило. Нейропсихологические модули всегда построены по определенной логике, и реализовывать их надо именно по заданному регламенту. Напомню, что наполнение каждого упражнения надо время от времени менять. Например, сегодня вы отрабатываете конструкцию «за книгой-перед книгой», а завтра – «за деревом-перед деревом» и т.п.

Для детей с грубыми нарушениями речевого развития программу «Болтунишки»имеет смысл дополнить упражнениями из базовой программы МЗО.Еще лучше, если сначала вы «пройдете» с ними базовую программу, а затем приступите к модулю «Болтунишки». Не забудьте про фонотеку с записью разнообразных вокализаций нормативного речевого развития! Не ленитесь имитировать тот отрезок фонограммы,на которую ребенок обратилвнимание! Только этот язык будет для него понятным. В главе 2 подробно описана эта технология. Занятия имеет смысл расширить и за счет психотехник, изложенных в разделах, посвященных в данной книге социо-коммуникативному и познавательному развитию. Ведь логопатия – не изолированный феномен: одновременно страдают различные неречевые познавательные процессы, общение и т.п. Потому обогащение настоящей программы многократно усилит эффективность ваших занятий.

В модуле «Болтунишки» незначительно представлены упражнения, посвященные вербальному мышлению. Эти психотехники подробно описаны во всех предыдущих разделах настоящего издания. Обязательно включите их в свою работу. Подчас более сложные виды психической деятельности «тянут за собой» все остальные. И, например, никак не поддающийся звук «встанет на свое место» именно в тот момент, когда он будет просто элементом какой-нибудь интеллектуальной задачи, которую решает ребенок.

Первый этап занятий

ПРОБУЖДАЛКИ»

Каждое упражнение блока «Пробуждалки» выполняется 5 раз. Необходимо следить, чтобы спина во время выполнения упражнений оставалась всегда прямой!

Ø «Потягушки». Исходное положение (ИП) – стоя, ноги на ширине плеч, руки свободно свисают вдоль тела. На вдохе ребенок медленно поднимает руки вверх, прогибается в спине и запрокидывает голову: «Где у нас солнышко?». Тянется вверх, поднимаясь на цыпочки и постепенно напрягая все тело как «струнку». Удерживает это положение несколько секунд. На выдохе медленно возвращается в ИП. Отдыхает в течение того же интервала времени.

Ø « Тряпичная кукла». ИП–стоя,ноги на ширине плеч,руки свободносвисают вдоль тела. Из положения стоя сделать наклон вперед, вогнувшись в пояснице. Ноги прямые, но вначале, если трудно, можно слегка согнуть их в коленях. Голова и руки свободно свисают вниз. Оставаться в этом положении 10–15 сек, затем медленно вернуться в ИП. Упражнение выполняется один раз!

Ø « Ручки дружат». ИП–стоя,ладони сложены вместе и подняты на уровень груди так,чтобы предплечья были параллельны полу,а локтиразведены в стороны. Прижать как можно сильнее ладони друг к другу, удерживая положение в течение 5–10 секунд, затем расслабить руки и отдыхать в течение того же интервала времени.

На II и III этапе выполнять это упражнение, сложив руки на уровне подбородка.

Ø « Ручки спорят». ИП–то же.Сцепить пальчики любым образом(каккрючками или переплетя их). Тянуть руки в этом положении в разные стороны, не давая пальчикам «разорваться». Удерживать это положение в течение 5–10 секунд, затем расслабить руки, отдыхая в течение того же интервала времени.

На II и III этапе выполнять это упражнение, сложив руки на уровне подбородка.

Ø « Свободные плечи». ИП–стоя,руки свободно свисают по сторонам,дыхание свободное. Выполнить пять медленных круговых движений только плечами (руки свободно висят) вперед, затем назад. Упражнение выполняется сначала одновременно обоими плечами, затем каждым отдельно. После выполнения упражнения сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, стараясь максимально использовать объем легких.

На II и III этапе добавить одновременные, но попеременные движения плеч.

Ø « Прыгающие плечи». ИП–то же.Совершать прыгающие движения(вверх – вниз) только плечами (руки висят). Упражнение выполняется сначала одновременно обоими плечами, затем каждым отдельно.

После выполнения упражнения сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, стараясь максимально использовать объем легких.

На II и III этапе добавить одновременные, но попеременные движения плеч.

Ø « Вертушки ». ИП–стоя,руки в стороны.Совершать быстрыеповороты туловища влево – вправо, одновременно с руками.. Скручивать корпус вправо и влево, захлестывая расслабленные руки за спину. Руки производят легкие хлесткие удары сзади (по спине) и спереди. Ноги неподвижно стоят на одном месте. Голова поворачивается в ту же сторону, что и руки.

На II этапе это упражнение выполняется с одновременными, но разнонаправленными движениями головы:она поворачивается впротивоположную от рук сторону.

На III этапе голова остается строго неподвижной.

Ø «Погогочем – похохочем». ИП–стоя.Произносить как можно быстрееразличные слоги с «гортанными» согласными (к, г, х): «Ку-ка-ре-ку», «Ко-ко», «Ку-ку», «Га-га-га», «Ха-ха-ха», «Хо-хо-хо» и т.п.

На I этапе дети повторяют несколько раз по два-три одинаковых слога, на II и III – по 4–6 слогов со сменой гласного и /или согласного, например:

– на I ЭТАПЕ: «Ку-ку», «Ге-ге-ге», «Хи-хи-хи», «Хе-хе-хе» и т.д.;

– на II ЭТАПЕ: «Га-га – ку-ку», «Хи-хи –ха-ха – хо-хо», «Ге-ге-ге – ко-ко-ко» и т.д.;

– на III ЭТАПЕ: «Го-ги-га», «Хо-хе-ха», «Ку-гу», «Ге-хе», «Го-ко-ха» и т.д.

Ø «Ушки»:

а) растирать ребром ладони область спереди от ушной раковины;

б) расставить указательный и средний палец на обеих руках;расположить руки у основания ушей и растирать зоны перед и за ушами;

в) растирать уши ладонями,как будто уши замерзли;

г) разминать большими и указательными пальцами ушныераковины сверху вниз и снизу вверх, не забывая все «закоулочки».

Ø «Гибкая шея». Массировать шею сзади(сверху вниз)двумя рукамипоглаживающими, похлопывающими, растирающими движениями.

Ø «Глазки просыпаются». Закрыть глаза,потереть их ладонями,как мыделаем, когда просыпаемся. Затем кулачками обеих рук совершать легкие вращательные движения, как бы массируя глазные яблоки.

Ø «Мытье головы». Пальцы слегка расставить и немного согнуть всуставах. Кончиками пальцев массировать голову в разных направлениях.

Ø «Постучалки». Прохлопать ладонью(или кулачком)всю областьгрудной клетки от грудины до плеч. Сначала правой рукой – по левой стороне, затем левой рукой – по правой стороне.

На II и III этапах дополнить это упражнение еще двумя: а) прохлопать быстро грудную клетку обеими руками одновременно: правая рука – правую сторону, левая – левую; б) прохлопать грудную клетку так,чтобы эти быстрые хлопки были не одновременными, а поочередными – то правой рукой, то левой, как барабанная дробь.

Ø «Растиралки». Растереть кулачком круговыми движениями (сначала вверх, потом – вниз) всю вертикаль по средней линии: от солнечного сплетения до ключиц и обратно. Затем активно помассировать подключичные ямки.

Ø «Теплые ручки»:

а) громко хлопать в ладоши;

б) имитировать«силовое»мытье рук;

в)растирать и разминать пальцы рук от кончиков к основанию и обратно.

Ø «Пошагаем». ИП–стоя,руки свободно свисают.Шагать,одновременно поднимая левое колено и правую руку, затем правое колено – левую руку. Важно обращать внимание на то, чтобы дети не напрягались, а шагали максимально свободно, с размахом.

СЕНСОМОТОРНЫЙ БАЗИС РЕЧИ

Каждое упражнение данного блока выполняется 5 раз. Спина прямая!

ДЫХАНИЕ

Ø «Воздушный шарик». ИП–стоя.Все дыхательные упражнениялучше начинать со стадии выдоха. После чего, выждав естественную паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать приятный, глубокий вдох носом. Обратите внимание ребенка на то, что на вдохе его животик надувается, как воздушный шарик. Предложите ребенку положить свою руку и проверить, «надулся ли шарик». Тогда он сможет контролировать себя при выполнении упражнения. Грудь и плечи должны оставаться спокойными. После вдоха необходимо задержать дыхание («удержать животик-шарик надутым»), затем сделать медленный и плавный выдох через рот и выпрямиться. Упражнение выполняется по команде «вдох – выдох» под хлопки (счет) взрослого. На счет «раз» ребенок делает вдох, на счет «два» – выдох. Количество хлопков увеличивается по мере овладения ребенком навыком правильного дыхания.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.