Успешное речевое развитие ребёнка - общественный договор между всеми специалистами и родителями — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Успешное речевое развитие ребёнка - общественный договор между всеми специалистами и родителями

2022-11-23 19
Успешное речевое развитие ребёнка - общественный договор между всеми специалистами и родителями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Главным условием развития ребёнка является его постоянное общение со взрослыми. Очевидно, что оскудение и/или неадекватность таких контактов максимально проявляется именно в речевом развитии. Законы зоны ближайшего развития никто и никогда не отменял и не отменит. Следовательно, все программы психолого-педагогического сопровождения должны быть построены с учетом этих фундаментальных закономерностей.

Современный уровень психолого-педагогического сопровождения (диагностики,коррекции, профилактики и абилитации) речевого развития с необходимостью предполагает междисциплинарное обоснование его стратегических целей и задач. Это особенно актуально в связи с очевидным накоплением у детей самых разнообразных проблем.

Внимание специалистов часто концентрируется на том, что традиционные методы педагогической (логопедической, психологической и т.п.) диагностики и коррекции становятся менее действенными и эффективными. Повсеместно констатируется, что речевая некомпетентность в современной детской популяции приобрела качественно новый характер.

Нейропсихологический анализ обнаруживает основные мозговые механизмы, которые стоят за этими неблагоприятными явлениями.

Действительно, речевая недостаточность приобрела сегодня у большинства детей (с незначительными или грубыми дефектами) более разнообразный, мозаичный и, вместе с тем, генерализованный вид. Подчеркнем особо, что многие речевые проблемы остаются к тому же невыявленными.

С другой стороны, они, как правило, сопряжены с обилием сопутствующих патофеноменов (дисфункций) в других сферах психической деятельности ребёнка. Потому с индромный анализ дефицитарных, несформированных и нормативно протекающих звеньев психической деятельности ребёнка является единственным и неукоснительным обоснованием для выстраивания этапов, продолжительности, тактики и стратегии психолого-педагогического процесса.

Любая ориентированная на речевое развитие программа (развивающая, профилактическая или коррекционная) невозможна без соответствующей интенсификации функций движения, пространственных представлений, памяти, мышления и т.д. И, естественно, устранения имеющихся патологических и препатологических знаков. Потому при коррекции (профилактике, абилитации) речи нельзя выносить за скобки многочисленные виды работы с другими психическими функциями: движение, восприятие, рисунок двумя руками, лепка, конструирование, лото, ролевые игры и т.п. Лишь единовременное и корректно организованное воздействие на весь спектр психических функций ребенка (адекватное его возрасту) приводит не только к преодолению имеющегося дефицита, но к консолидирующему эффекту. По-другому мозг просто не работает или работает плохо.

Все эти закономерности необходимо знать и понимать любому специалисту, работающему с детьми. Да и заинтересованным родителям эти знания не будут лишними. Как «фасад» поведения именно речевая недостаточность наиболее ярко и с самого раннего возраста проявляется в разнообразных вариантах. Вместе с тем речевой дефицит не всегда очевиден даже искушенному взгляду. Именно поэтому благоразумным будет (вне зависимости от направления психолого-педагогического сопровождения, в рамках которого вы работаете) включить в свой коррекционный и/или абилитационный арсенал нейропсихологические методы. А дома выполнять все эти рекомендации так же, как вы привыкли читать ребенку сказку или мыть ему руки и нос после прогулки.

Речь и ее развитие (равно, как письмо, чтение, мышление и т.д.) издавна интенсивно изучается филологами, психологами, логопедами, лингвистами и т.п. Однако на сегодняшний день отсутствует теория, объединяющая все эти взгляды. Профессиональная специфика ответов на многие «загадки и ребусы речи» не исключает наличия ключевых точек соприкосновения. Они позволят рассмотреть проблему без узкодисциплинарного «игнорирования». Особенно важно всем участникам образовательного процесса (педагогам, психологам, родителям, воспитателям, врачам и т.д.) найти общий язык сегодня. Никогда в истории человечества рече-языковые процессы не нуждались еще так остро во всеобщем пристальном внимании.

Мы все видим, что происходит сегодня с речью (и психологическим развитием вообще) в связи с «захватом» социо-культурного пространства «псевдособеседниками» из СМИ и «псевдоинформацией» компьютерной субкультуры, выхолащиванием и вымыванием из повседневного обихода и образования классического русского языка! Эта проблема приобретает все большую актуальность: мы на пороге открытия новых синдромов отклоняющегося развития.

И первыми заявят о себе (вернее, уже заявляют) специфические логопатии, отклонения речевого развития. Предлагаю обозначить эти новые формы «дислогиями» (в отличие от дислалий и т.п.). Ведь речь идет уже не просто о неспособности ребёнка говорить (хотя этот элемент также присутствует). Явно падает его способность к усвоению, а, следовательно, использованию языка как главного инструмента сознания и самоосознания, общения и присвоения культурального опыта (связи времен).

Взамен этого современные дети (и уже не совсем дети) все больше манипулируют специфическим «новоязом», новым языком из междометий, интернет-сленга и т.п. И этот зарождающийся «новояз»,очевидно, не ставит своей целью исполнение ни одной эволюционной роли речи, которые мы обсудим в следующей главе. Люди из разных«сетей»скоро попроступерестанут понимать друг друга.

И это было бы еще полбеды, если бы не одно обстоятельство. Снижение и искажение речевых форм психической деятельности опасны, прежде всего, тем, что они затрагивают, разрушают и реконструируют фундамент осознанного(от слова – сознание, какового без речи нет!) человеческого поведения на врожденном, инстинктивном уровне.

Природа не терпит пустоты! Речь – наиболее поздняя, молодая психическая функция. Потому она (и все производные от нее процессы) особенно уязвима. Чем беднее, ущербнее речь человека, тем вероятнее, что при малейшей возможности реванш возьмут эволюционно старые модели поведения. Эти конкурирующие взаимоотношения натуральных, архаических (в сущности, первобытных) уровней с новейшими, культуральными описаны во всех классических философских, психологических, клинических трудах. Вся светская литература, в конечном итоге, также описывает течение и исход этой битвы. Как известно, он далеко не всегда выглядит оптимистично. В растормаживании, «выползании на свет» древних механизмов поведения и состоит главная опасность речевого обкрадывания психического развития.

Дошкольный и младший школьный возраст – идеальное время для формирования у детей любви к речи. А все недостатки на этом отрезке развития устраняются максимально быстро и, что наиболее важно, – полноценно. Хорошо сформированная речь позволит ребёнку овладеть всеми возможными премудростями взрослой жизни. Он сможет полноценно общаться, наращивать познавательные компетентности и, что особенно важно, - обогащать свой личностный потенциал. Чем старше ребёнок, тем больше вниманию надо уделять устранению различных речевых «штампов и компенсаций». Потому все заинтересованные взрослые и должны приложить максимум усилий для соответствующих занятий с малышами. А в старших классах – «залатать» имеющиеся прорехи и просто применять на уроках разнообразные нейропсихологические игры и упражнения.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.