Эффективные психомоторные взаимодействия – базовое условие речевого развития — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эффективные психомоторные взаимодействия – базовое условие речевого развития

2022-11-23 21
Эффективные психомоторные взаимодействия – базовое условие речевого развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наращивание психомоторного репертуара любого ребенка – фундамент профилактики, коррекции и абилитации (направленного формирования) его речевого развития. В программе МЗО «Чудесная речь» за скобки вынесены многочисленные виды работы с другими психическими функциями (предметное, цветовое, пространственное восприятие, рисунок двумя руками, лепка, конструирование, ролевые игры и т.п.). Они с неизбежностью включаются в любой коррекционный (профилактический и/или абилитационный) процесс и подробно описаны в другихпрограммах МЗО (в разделах I-III настоящего издания).То же относится к формированию«произвольности поведения». Этот блок не описан в программе «Чудесная речь» не оттого, что произвольная саморегуляция не важна для развития речи. Еще как важна! Просто в соседних разделах этот модуль описан максимально подробно. Надеюсь, что родители и специалисты не забудут включить все эти рекомендации в сопровождение речевого развития детей.

Необходимость единовременного воздействия на все уровни психологического развития – закон работы развивающегося мозга, неизбежное условие любого коррекционного (профилактического и /или абилитационного процесса). Между тем нередко встречается мнение, что можно и нужно сначала отработать исключительно базовые сенсо-моторные аспекты, а уже потом переходить к более высоким когнитивным уровням организации речевой, деятельности ребенка.

Эта позиция категорически неверна и некорректна. Интеграция психомоторныхвозможностей ребенка – фундамент его психического развития. Но уже в 3–4-летнем возрасте наиболее сензитивными, чувствительными являются у него как раз достаточно высокие этажи познавательных процессов. Массированное, но изолированное воздействие исключительно на сенсо-моторный уровень приведет к постепенному обкрадыванию этих иерархически более высокоорганизованных этажей их психической деятельности.

Лишь единовременное, структурированное наращивание всего спектра психических функций (адекватное возрасту ребенка) приводит не только к преодолению имеющегося дефицита, но к консолидирующему эффекту. Другой вопрос, что удельный вес предлагаемых нейропсихологических модулей на первых этапах профилактики, коррекции и абилитации должен быть наиболее представительным. Особенно это значимо для детей с выраженным дефицитом речевого развития. Не забудьте добавить к вашим занятиям фонотеку, где записаны все вокализации ребенка в норме, о которой говорилось выше (см. гл. 2). Найдите с ее помощью тот язык, который понятен неговорящему ребенку; результат вас удивит.

Сформировавшийся на «языке тела» интегративный сенсо-моторный базис активирует речевые компетентности. Дальнейшее наращивание и автоматизация этого сформированного потенциала приводит к повышению эффективности психической деятельности ребенка в целом.

Этот процесс не станет полноценным, если не заняться прицельно формированием у ребенка устойчивых, автоматизированных навыков владения теми системами, которые обеспечивают нам любое действие. Что бы мы ни делали, нам с необходимостью требуются в полном объеме движения глаз, языка, рук, ног. Но главное, они должны действовать как единый отлаженный механизм, не мешая друг другу.

Сегодня многие дети (правши и левши, дети с логопатией и иными формами отклоняющегося или патологического развития) демонстрируют ситуацию, когда эти системы работают «вразнобой». Это препятствует развитию практически всех психических процессов. В нейропсихологическом контексте все эти проблемы тесно связаны с недостаточно сформированными подкорково-корковыми взаимодействиями и отлаженными механизмами парной работы полушарий мозга.

Потому так важно уделять больше внимания самому элементарному (и, казалось бы, давно пройденному) в жизни ребенка: ползанию на животе, спине, на локотках и коленках, на четвереньках; игре в мяч с ударами его об пол, о стенку – одной рукой, другой, попеременно; играм в «вышибалы», «скакалки» и «классики».

Бесценны, конечно, гимнастики типа тай-цзи-цюань или у-шу, ритмика и танцы, музыка, плавание, велосипед или теннис. Развертывание деятельности ребенка во времени и пространстве, программирование, целеполагание и контроль за протеканием собственных действий прекрасно формируется в ходе разнообразных игр. Вообще любые совместные, особенно подвижные игры, которыми дети сегодня пренебрегают, заменяя их «общением с компьютером», скажутся на их развитии самым эффективным образом.

Понятно, что результат будет тем очевиднее, чем нагляднее цель игры. Иными словами, вначале ребенок должен просто на чем-нибудь сосредоточиться! И надо привлечь все возможные «яркие» цветовые, слуховые, эмоционально насыщенные стимулы, чтобы удержать его внимание. Затем он должен что-нибудь «поймать» (например, мячик, катящийся или брошенный ему). Далее – «попасть мячиком (стрелой) в цель: далекую – близкую, большую – маленькую». Идеально, чтобы он постепенно научился делать все это в условиях, когда вы намеренно его отвлекаете. При этом цель, как таковая, должна быть дана ему в абсолютно наглядно-чувственном плане. И чрезвычайно важно, чтобы он (вместе с вами) ее обозначил, проговорил.

Постарайтесь увлечь ребенка рисованием несложных орнаментов (выкладыванием узоров с помощью мозаики) с повторяющимся рисунком. Постепенно подводите его к уровню, когда он сможет выполнять эти задачи не пофрагментарно– штрих за штрихом, а плавно, соблюдая двигательную мелодию. Напомним, что гармонизация движений – двигательная мелодия, ловкость, точность и меткость – залог многих дальнейшихдостижений ребенка. Хорошую службу здесь сослужат занятия макраме, нанизывание бус и бисера, лепка, раскрашивание мелких изображений. В прежние времена прекрасным способом сформировать многие из этих навыков служили переводные картинки – ведь манипуляции с ними требуют необыкновенной тщательности, сосредоточенности и контроля за малейшим нажимом.

А уж если поблизости есть специалист по китайской каллиграфии – ребенку крупно повезло: пусть осваивает, только по всем правилам, кисточкой. Если все вокруг говорят: «Рисуешь (пишешь), как курица лапой!», то шариковая ручка не годится, подарите ребенку кисточку, карандаш, капиллярную или перьевую ручку.

Основные виды работы по формированию сенсомоторного базиса речи нашли отражение в нейропсихологических модулях, представленных в следующих главах. Наряду с алгоритмами формирования психомоторных координаций, в них представлены обязательные упражнения, направленные на профилактику, абилитацию и коррекцию высших речевых процессов.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.