Основные нейропсихологические закономерности речевого развития — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Основные нейропсихологические закономерности речевого развития

2022-11-23 26
Основные нейропсихологические закономерности речевого развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1) Развитие речи (равно как и его нарушение – логопатия) – не изолированное явление.Это одна из линий единого процесса психологического развития. В нем сохранные звенья психической деятельности могут соседствовать с дефицитарными, сверхразвитыми и/или несформированными. Хотя, безусловно, именно речевая недостаточность внешне, «фасадно» обнаруживает себя у ребёнка наиболее ярко и становится главной мишенью коррекции. Но, как известно, ремонт фасада не всегда приводит к долговременной сохранности здания.И наоборот,высокая речеваякомпетентность позволяет ребёнку (при прочих дефицитарных компонентах развития) оставаться вполне адаптивным и даже успешным до определенной степени. Другой вопрос, что энергозатратность такого типа развития обязательно приведет к эмоционально-личностной и/или психосоматической дисфункции. Ведь речь, как самая высшая из всех высших психических функций, – очень энергоемка. А энергия в мозге конечна. Она расходуется и на движение, и на поддержание психосоматического баланса, и на восприятие, внимание и т.д. Если поведение ребёнка всегда и во всем опирается на речевое опосредствование, он закономерно истощается. Очевидно, что это происходит не только в детстве, но и в любом возрасте.

Те или иные отклонения развития речи часто остаются незамеченными и/или невыявленными в дошкольном возрасте и благополучно сопровождают ребёнка в дальнейшей жизни. Сегодня на сайтах специалистов ДОУ и школы можно увидеть малоутешительные цифры: около 60% детей в обычных образовательных организациях демонстрируют те или иные речевые проблемы. Нейропсихологические данные уже давно подтверждают эту неутешительнуюцифру. Потому все программы метода замещающего онтогенеза (МЗО) предусматривают не только углубленное развитие (абилитацию) речевых процессов. Они направлены на профилактику нежелательных отклонений в развитии речи и, если надо, – на коррекцию его слабых звеньев.

2) Искажение или нарушение речевого развития (логопатия) всегда выступает как целостный синдром. Синдром=совокупность симптомов,которые объединены единымпатологическим механизмом. То есть всегда закономерно концентрируются вокруг недостаточности того или иного фактора (фонематического слуха или артикуляции, или понимания логико-грамматических конструкций и т.д.). Этот закон подробно обсуждался в предыдущей главе, на примере афазий у взрослых. Он правомерен и для речевых проблем у детей. Вместе с тем, везде подчеркивалась главная отличительная черта подобных явлений у детей. Страдание любой речевой способности (фактора) может быть связана в детстве не с одной какой-то, а со многими мозговыми системами. Причем в разном возрасте на первый план будетвыступать различный их ансамбль.

Это у взрослых, например, фонетико-фонематические процессы (в норме и при патологии) четко ассоциируются с задними отделами левой височной области. Пока этот речевой фактор формируется, он опирается еще и на подкорковые образования, и на правое полушарие, и на системы межполушарного взаимодействия. При этом каждая из этих систем мозга в строго определенный срок выступает на авансцену речевого развития.

Такая возрастная специфика характерна для всех речевых способностей и психологического развития вообще. Она подробно описана в нейропсихологии детского возраста и, в частности, в синдромах отклоняющегося развития (по Семенович). Там приведены многие факты, иллюстрирующие главный феномен детства: опора любой психической функции на обширные мозговые ареалы на всем «маршруте» ее формирования. Но самое важное состоит в том, что эти ареалы не постоянны и не статичны. Они необычайно динамичны и разнообразны: каждый возраст характеризуется своим специфическим ансамблем «речевых» систем мозга. Вместе с тем, общая логистика этих перестроек имеет свои строгие законы. Иными словами, в норме именно в детстве можно непосредственно наблюдать действие «законов системно-динамическоймозговой организации речи»,гениально предсказанных,открытых и описанных у взрослыхА.Р. Лурия и Л.С.Цветковой.

Различные подкорково-корковые и межполушарные системы поэтапно включаются в активную деятельность, многократно перестраиваются и взаимодействуют. И только к 10–12 годам в норме приобретают тот завершенный вид, который мы видим у взрослых. В этом состоит одно из принципиальных условий психологического развития и, соответственно, отличий нейропсихологических синдромов в детском возрасте. Все эти процессы отражены на модели формирования мозгового обеспечения высших психических функций, ВПФ в онтогенезе (см. раздел I).

Отраженные в ней закономерности лежат в фундаменте нейропсихологической коррекции по МЗО и, в частности тех его модулей (программ профилактики, коррекции и абилитации речевого развития), которые приведены в следующих главах.

3) Возрастнаянесформированность(или дефицит)конкретного речевого фактора(фонематического слуха или называния, самостоятельной речи или артикуляции) никогда неограничивается только самой речью. Она обнаруживает свое негативное влияние в слухо-речевой памяти и мышлении, при овладении грамотой. Затем становится преддверием проблем чтения (дизлексий), письма (дисграфий) и счета (дискалькулий). Ведь каждый из перечисленных процессов в значительной степени зависит от полноценной речи.

Кроме того, недостаточность речевого развития всегда идет в едином русле с неречевыми патофеноменами. Конкретный тип логопатии (нарушений и/или искажений речевого развития) обусловлен уникальным именно для него нейропсихологическим радикалом, объединяющим страдание речи и других ВПФ. Эта закономерность подробно описана в синдромах отклоняющегося развития. Каждый их них включает совершенно определенное сочетание конкретного речевого дефицита и страдания других ВПФ (движения,восприятия,пространственных представлений, произвольной саморегуляции и т.п.).

Поэтому, наряду с теми программами, которые описаны ниже, мы настоятельно рекомендуем специалистам и родителям использовать различные программы МЗО, представленные в предыдущих разделах данного издания. Особенно это важно в работе с детьми, у которых наблюдаются грубые задержки психо-речевого развития.

4) Речевая функция, как и любая другая ВПФ, состоит из целого ряда уровней, среди которых диалог и, тем более, монолог имеют наиболее высокие ранги и формируются у ребёнка в самую последнюю очередь. Логика развития речи предполагает опору в самом раннем возрасте на неречевые паттерны: сенсо-моторные, жесто-мимические и вокализационные, полисенсорные образы и представления, невербальные психические процессы вообще. Потому логика диагностики, профилактики, коррекции и абилитации, направленного формирования речи и ее дериватов (письма, счета, мышления и т.д.) должна разворачиваться в едином контексте с квалификацией состояния двигательных, гностических, интеллектуальных и иных функций.

С другой стороны, уже в младенчестве речь полностью зависима от социальных контактов ребёнка. Выявлению этих влияний надо уделять должное внимание. Очевидно, что при коммуникативной депривации (речевой изоляции) даже при очень высоком изначальном потенциале речь не может сформироваться полноценно. Вторично это повлечет за собой задержку становления всех ВПФ по типу «педагогической запущенности». И наоборот, повышенное внимание взрослых даже при незначительных исходных возможностях поможет ребенку скомпенсировать имеющиеся недостатки, нарастить, обогатить и расширить его речевую компетентность.

5) В онтогенезе имеет место опережающее формирование импрессивной речи (понимания) по сравнению с экспрессивной. Экспрессивная речь по-настоящему начинает реализоваться на возрастной отметке около 2 лет; до этого она существует в форме гуления, лепета и т.д. В то время как импрессивная – практически с первых дней жизни ребёнка. При этом паралингвистические (интонационно-мелодические, жесто-мимические и т.п.) параметры понимания существенно опережают лингвистические (фонематический слух, квазипространственные синтезы и т.д.). В совокупности эти факты – отражение функционального опережения правополушарных речевых талантов по отношению к левополушарным.

Рано созревающая импрессивная речь (если она недостаточна) закономерно тормозит и/или искажает развитие экспрессивной речи. Поэтому взрослым надо уделять особое внимание процессам понимания ребенка. То есть – не доверяться ему, когда он утвердительно машет головой или говорит, что «все давно понял», а многократно удостовериться, что он действительно понял. Причем понял именно то,что вы вложили в свой вопрос или утверждение, а не то, что он смог (счел нужным) понять.

6) Наиболее долго формируются у ребёнка высшие речевые синтезы: а) номинация,или называние (слова, обозначающие объекты, их свойства и действия с ними), б) понимание логико-грамматических, или квазипространственных конструкций (до – после, к – от, над – под и т.п.) и в) активное, произвольное, развернутое речевое высказывание – продуктивная речь.

Строго говоря, несформированность именно этих высших форм речевой деятельности в виде «акцентуации личности» навсегда остается предтечей широкого круга нежелательных эксцессов в поведении человека. В частности, основная причина многих конфликтов, невротических состояний и обращений к психотерапевту, в конечном итоге формулируется так: «Я не могу это описать словами (назвать); не могу «проговорить» причинно-следственные связи, которые привели к этой ситуации; не могу создать перспективную программу моих действий по отношению к этому. Назовите «Это»и дайте мне такую программу!». Под «Этим» подразумевается как вся ситуация и ее действующие лица, так и восприятие себя (своей роли, функций и т.д.) в ней, свое плохое ощущение и самочувствие.

7) Нейросоматическая (объединяющая мозговые и телесные,соматические механизмы)организация речевой функции на всех этапах развития зависит от зрелости, полноценной сформированности всех нервных и соматических систем организма. В частности – от подкорково-корковых и межполушарных интеграций.

При этом экспрессивная речь – кинетические и кинестетические факторы – более тесно связана и зависима от подкорково-корковых взаимоотношений. А базовые факторы импрессивной речи находятся в большей зависимости от межполушарных взаимодействий. Наиболее высокоорганизованные системы речи: номинация, квазипространственные синтезы и развернутое продуктивное речевое высказывание (предтеча внутренней речи) – от уже сложившейся консолидации подкорково-корковых, внутри- и межполушарных взаимодействий.

Кроме того, инициация, активация всех перечисленных процессов прямо связана с потребностью в коммуникации с социумом; прежде всего – со взрослыми. Эта потребность однозначно реализуется управляющими функциями лобных долей мозга. При их недостаточности нередко возникает аутоподобный синдром – истинное или псевдоаутичное поведение. Оно как раз и выражается в отсутствии у ребёнка желания общения с окружающим миром и особенно – с людьми.

8) Нейропсихологическая предиспозиция, предпосылка большинства логопатий у современных детей описывается тремя параметрами – нейросоматической логопатической триадой, которая,как правило,выступает на фоне очевидной речевой депривации,оскуденияречевых контактов:

Ø недостаточность шейных, а нередко и грудных отделов позвоночника;

Ø недостаточность систем «жаберных нервов»: блуждающего, языкоглоточного, лицевого и тройничного;

Ø недостаточность подкорковых структур мозга, однозначно приводящая к задержкам и искажениям специализации и парной работы правого и левого полушарий мозга. Все эти зоны уязвимости современных детей были описаны мной еще в начале 90-х годов прошлого века. Их постоянное присутствие у подавляющего большинства детей и привело к созданию МЗО и, в частности, специальных нейропсихологических модулей сопровождения речевого развития, изложенных в данном разделе. В этих модулях учтены все компоненты приведенной «нейросоматической триады», которая лежит в основе речевой недостаточности ребёнка. Соответственно, построена жестко регламентированная стратегия и тактика психолого-педагогической профилактики, коррекции и абилитации речи детей.

9) Речевое развитие подчиняется всем базовым законам нейропсихологии детского возраста. Зрелая и активная речевая деятельность призвана стать контролером, инициатором и регулятором всех остальных форм поведения ребёнка. Но она обеспечивается своевременным становлением различных систем мозга и их взаимодействий (подкорково-корковых, меж- и внутриполушарных).

Потому любая их недостаточность может стать патологическим ядром, предпосылкой широкого круга отклонений речевого развития (Э.Г. Симерницкая, В.И. Голод, А.В.Семенович, Л.С. Цветкова и др.). И проявляться они могут как в сглаженной форме, так и в виде развернутых, грубых логопатий.

Сегодня все участники образовательного процесса (родители, воспитатели, учителя, логопеды и т.д.) единодушно признают явное неблагополучие психологического развития в детской популяции в целом. Естественно, что в первую очередь все обращают внимание на постоянные сбои в развитии речи современных детей.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.