Речевые таланты правого полушария — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Речевые таланты правого полушария

2022-11-23 31
Речевые таланты правого полушария 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Правому полушарию принадлежит ведущая роль в обеспечении паралингвистических параметров речевой функции. Как известно(по Выготскому–Леонтьеву),все,что мы наблюдаем или делаем,обладает двуликим качеством: «значением», которое объективно и универсально для всех и «личностным смыслом», субъективно значимым именно для данного человека. В наиболее общем виде можно сказать, что левое полушарие обеспечивает основные параметры области «объективных значений», а правое – «субъективных личностных смыслов» речи. Приоритеты правого полушария (ПП) – вся совокупность познавательных и эмоционально-личностных аспектов рече-языковой компетентности человека в ее невербальном эквиваленте. Причем относится это в равной степени к импрессивной и экспрессивной речи.

Язык правого полушария необычайно многогранен.Ведь это:речь+ее носитель+ситуация+ваше актуальное субъективное состояние + память об обстоятельствах места, времени и образа действия, в которых вы уже слышали нечто аналогичное + какое-то слово из двухчасового диалога, которое полностью нивелирует суть сказанного вам, потому что его когда-то употреблял ненавидимый вами человек + прическа (форма губ, манера смеяться и т.д.), которые напомнили вам любимого дядюшку, вследствие чего сказанная чушь воспринимается как откровение и т.д.

Такая многоликость свойственна и импрессивной речи (пониманию), и экспрессивной речи (говорению). По этой схеме ПП контактирует с любой (внешней и внутренней) информацией. И обязательно ставит во главу угла критерий ее красоты или кошмара в контексте текущих субъективных обстоятельств и самоощущений.

Именно благодаря правополушарным «играм с информацией» возможна моментальная идентификация информации как истинной или ложной. В миру мы это определяем, как: «носом (нутром) чую, что-то здесь не так…». Это не аллегория и не метафора. Фундаментальный «функциональный талант» правого полушария – соматогнозис (восприятие собственной телесности) и его дериваты – пространственно-временные представления, интуиция и эмоции. Именно эти психологические способности и делают нас такими «провидцами».

Другой вопрос, насколько верна их оценка происходящего с объективной точки зрения. Например, «любовь с первого взгляда» не просто существует. Это непосредственный отклик ПП на объект (человека, идею, место), который с позиции нашего соматогнозиса оперативно, молниеносно и полностью удовлетворит нашу актуальную потребность. Но далее все зависит от точности вербальной (левополушарной) идентификации и последовательного, развернутого анализа этого процесса. У детей, как известно, правое полушарие формируется намного раньше левого. Потому «ребенка не обманешь, он все видит насквозь». Однако до тех пор, пока у детей не сформируются «левополушарные» критерии объективной оценки событий, эта «телепатия» может ограничиваться сосредоточенностью лишь на той информации, которая «положительно подкреплена» подарками,поцелуями и т.п.

К факторам речи, находящимся под эгидой ПП, относится широкая палитра этологических (поведенческих) ее механизмов: интонационно-мелодических, жесто-мимических, языка тела и т.п. Эти механизмы – фундамент, над которым надстраиваются лингвистические аспекты речи. Так, например, ПП доминантно по отношению к восприятию и вокализации гласных.

Ведущее в обеспечении пространственных представлений, именно ПП организует структурно-топологическую обработку речевой(импрессивной и экспрессивной)продукции.Это обнаруживаетсебя, в частности, при удержании порядка (структуры) слухо-речевой информации. Заметим, что этот феномен у взрослых и детей, как правило, является единственным серьезным дефектом слухо-речевой памяти при недостаточности ПП.

Структурно-топологическая организация рече-языковой компетенции и ее этологическая составляющая у каждого человека всегда наглядна. Наблюдая ее, мы говорим: «Как красиво, точно, афористично построена лекция (фраза, книга и т.д.)». Или – наоборот: «Я никак не могу это понять, потому что не вижу целой картины; все в куче, через запятую, скучно…». Благодаря таким свойствам мы способны на эмоциональный резонанс и эмпатию; улавливаем подтекст, юмор и скрытый смысл сообщения. Воспринимаем целостный«гештальт» читаемого или произносимого текста. То есть Речь в истинном смысле этого слова: в неотъемлемом единстве с ее носителем и нашим текущим состоянием.

Важно помнить, что многие сугубо «левополушарные» речевые способности (которые обсуждались выше) зарождаются именно в правом полушарии. Так, например, фонематический слух до того, как стать «левополушарным» фактором, должен быть обеспечен «правополушарным» неречевым звукоразличением. А квазипространственные синтезы и номинация– аналогичными полимодальными, полисенсорными обобщенными представлениями об образе (ПП), который затем уже в левом полушарии облачается в вербальную форму – получает словесный или иной символический ярлык.

Важнейший фактор, реализуемый ПП, – «шумозащита». В норме этот психологический механизм лежит в основе сосредоточенности, медитации (невербальной или вербальной) любого толка. Он же позволяет выделить в разговоре, читаемом тексте или собственных размышлениях их ключевые моменты: истинный смысл или его отсутствие.

Перечисленные таланты ПП связаны с тем, что сами вырастают из недр соматогнозиса. схемы тела человека. А они строятся на проприоцептивной чувствительности («темного мышечногочувства», бессознательного ощущения положения нашего тела во времени и пространстве), которая регулируется подкорковыми структурами. Кроме того, психические способности ПП подкреплены мотивациогенными системами гипоталамо-диэнцефальных отделов.У правого полушария с нимигораздо более тесные связи, чем у левого.

В целом, сценарий, по которому ПП исполняет свою роль в поведении вообще и, конечно, в речи, разворачивается определенным образом.

1) Любая воспринятая (внешняя или внутренняя) информация подвергается здесь первичной (симультанной,обобщенной,холистической,единовременной, полисенсорной иполимодальной) обработке. Именно на этом этапе информация перестает быть абстрактной и бесстрастной. Правое полушарие обрабатывает еене вообще, а с опорой на актуальное соматогностическое состояние.

2) Соматогнозис выполняет центральную функцию в неосознанной трактовке информации как полезной, индифферентной или вредной для нас в целом.Пространственные представления играют приэтом роль реконструктора, ретушера, несколько (или весьма!) перестраивающего, подстраивающего и достраивающего объективную информацию до субъективно «красивого и полезного» образа, гештальта.

3) После оценки такой, уже несколько видоизмененной, информации как полезной, соматогнозисом инициируется межполушарный перенос из правого полушария в левое – на вербализацию, оречевление, и, следовательно, истинное осознание. Индифферентная, но тоже измененная информация транспортируется частично, а вредная – блокируется и не переносится вовсе;

4) При частичном переносе или блокировке в ПП происходит «игнорирование» информации, не переданной в левое полушарие. Эта стратегия правого полушария и лежит в основе защитных механизмов психики. Но сама-то информация остается в архивах памяти правого полушария;

На этом фоне (при достаточных, паритетных, равноправных межполушарных взаимодействиях и высокой функциональной активности левого полушария) будут возникать более поздние механизмы психологической защиты: сублимация и рационализация. Если же левое полушарие работает плохо – более ранние: вытеснение, отрицание, психосоматические эксцессы и т.д.

Подчеркнем еще раз, что во всех случаях имеет место обработка не объективной информации, а информации уже преобразованной ПП в некотором контексте, дискурсе: в свете наших ситуативных «телесных» предпочтений и личностных смыслов. Очевидно, что это как нельзя лучше иллюстрирует значимость опережающего развития правого полушария в обеспечении всех ВПФ, в том числе и речи. Ведь все сказанное – буквальная иллюстрация онтогенетически ранних – детских этапов речевого взаимодействия человека со своим окружением. Потому фраза: «Ты понял?» имеет смысл только на зрелых этапах развития, где сформирован речевой контроль со стороны левого полушария. И, следовательно, велика роль произвольной, беспристрастной саморегуляции человека. До этого «он понял» в пределах, ограниченных его интимными (общетелесными и эмоциональными) предпочтениями.

Природа распорядилась о более раннем созревании правого полушария по отношению к левому. С первых дней и до 4–5 лет в речевой функции оно играет не менее значимую роль, чем левое полушарие. Потому для речевого развития так значимо и эффективно привлечение различных наглядно-образных «маркеров-манков».Ребенок всегда вступает в речевой контакт только тогда,когда его что-то или кто-то сильно привлекает. В частности, это важно для плодотворного овладения грамотой. Казалось бы, ребенок учит буквы и цифры – абсолютно символические и абстрактные, то есть чисто «левополушарные» процессы. Но насколько бесценны при этом привязанность к «учителю», привлечение разных сенсорных каналов, использование цвета, формы, фактуры, эмоциональной вовлеченности и многообразия чисто телесного опыта ребенка!

Изложенные факты – свидетельство неукоснительной необходимости постоянноговзаимодействия полушарий мозга в обеспечении рече-языковой компетентности.Соответственно–направленного формирования парной работы мозга в онтогенезе. В ином случае левополушарные «слова без музыки» будут вступать в малопрогнозируемые альянсы с правополушарной «музыкой без слов». А это, как легко понять, не очень адаптивно и плодотворно для самого человека и его окружения.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.