Речевые таланты подкорковых структур мозга — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Речевые таланты подкорковых структур мозга

2022-11-23 154
Речевые таланты подкорковых структур мозга 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Подкорковые структуры мозга (ствол, мозжечок, базальные ядра и т.д.) и у взрослых, и у детей реализуют активность базальных регуляторных и исполнительных звеньев речевой функции, без которых она не может существовать как таковая. Это связано с обширными талантами подкорковых образований мозга в отношении поведения вообще и речевой деятельности, в частности. Отметим основные из них.

Ø Организация всех соматоневрологических (рефлекторных, вегето-висцеральных, ритмологических, нейроэндокринных, соединительнотканных и т.п.) процессов, протекающих в организме человека. Даже не зная ничего вообще о мозге, человек, взглянувший на положение подкорковых структур, скажет: здесь соединяются тело и мозг. Следовательно, все внутренние трансляции нашего организма и общая сенсо-моторная компетентность не могут не отражаться на состоянии речи. Каждому из нас это известно из собственного печального опыта, например, болезненных состояний.

Ø Нейродинамическое обеспечение поведения:сохранение и перераспределение энергетического баланса организма (неспецифическое и специфическое, активирующее и тормозящее). Это, например: 1) механизмы эроузал (arousal), приводящие психику в состояние боевой готовности, бодрствование, 2)активация – подготовка двигательной готовности (в т.ч. речевой) вообще, 3) напряжение, или тонус и т.д.Нейродинамические факторы обеспечивают любому поведенческому акту (от элементарных сенсомоторных до сложнейших речевых или интеллектуальных) стабильность, своевременную инициацию, начало и адекватное завершение; возможность переключаемости и пластичности.

Ø Реализация наиболее жестких, генетически заданных актов поведения: сосание, ползание, имитация и подражание, жесто-мимический репертуар, эмоциональный резонанс, коммуникативные инстинкты и т.п. Оперативное и долгосрочное управление всеми выше- и нижележащими уровнями нервной системы со стороны доминирующих мотиваций. Очевидно, что именно на этом фундаменте вырастает (или не вырастает) в истории человечества и каждого конкретного ребенка речь.

Ø Психическая организация первичных взаимодействий между мотивационными, эмоциональными, психосоматическими и когнитивными процессами, обусловленная единством их строения. Все они опираются на системы сенсомоторных координаций и обеспечены механизмами памяти. Речь,как высшая форма интеграции всех этих процессов максимально заинтересована в ихоптимальном статусе.

Ø Формирование предпосылок функциональной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия –горизонтальной оси мозговой организации всех ВПФ. На ранних этапах онтогенезамежполушарные связи подкоркового уровня играют центральную роль в обеспечении парной работы мозга. Затем их деятельность сворачивается, подчиняется более высокоорганизованным спаечным структурам коры мозга (мозолистому телу). Но их уникальный вклад во все виды межполушарных взаимодействий продолжается на протяжении всей жизни человека. А значимость парной работы мозга для формирования речи безусловна и безальтернативна.

Ø Обеспечение базальных форм обучения: имитация, импринтинг, экстраполяционное научение и т.п. Именно они с первых дней жизни ребенка (еще в пассиве) заставляют его не просто реагировать, но и копировать, воспроизводя доступным образом все, что происходит вокруг. В том числе – действия и речь окружающих.

Говоря о глобальном значении подкорковых структур для речи, следует обратиться к ее сложнейшим анатомо-физиологическим механизмам. Как известно, любой речевой акт осуществляется сложной системой органов, а речевой аппарат состоит из двухсистем :центральнойи периферической.

Центральный речевой аппарат объединяет кору головного мозга, подкорковые системы, проводящие пути и нервы, идущие к дыхательным, голосовым, артикуляторным и иным мышцам. Главные из них: тройничный, лицевой, языкоглоточный и блуждающий, добавочный и подъязычный нервы. Они обеспечивают иннервацию периферического речевого аппарата.

Периферическийречевой аппаратсостоит из трех отделов:

1. дыхательного (грудная клетка с легкими, бронзами и трахеей, брюшная стенка и межреберные мышцы и т.д.);

2. голосового (гортань, голосовые связки и складки, глотка, надгортанник, ротовые и носовые резонаторы и т.д.);

3. артикуляционного, звукопроизводящего (язык, губы, челюсти, небо и т.д.).

В осуществлении речи, а также письма и чтения принимают участие все анализаторы (зрительный, слуховой, двигательный, тактильно-кинестетический и т.п.). Но их главная диспетчерская расположена в подкорковых структурах мозга. Ей подчиняются всевозможные системы иннервации языка, гортани, мягкого неба, состояние придаточных пазух и полости рта, играющих роль резонаторных полостей. Кроме того, важна координация дыхания и произношения звуков, слюноотделение; тонус, статика и динамика жесто-мимической и вокализационной составляющих речевой системы, врожденные коммуникативные паттерны и т.п.

Подкорковые структуры мозга у взрослых и детей обеспечивают эмоционально-мотивационный базис речи,потенциальную готовность речедвигательного аппарата к эффективнойдеятельности. Они образуют фундамент для ее сенсо-моторных звеньев и консолидации с другими психическими функциями (движением,восприятием,памятью и т.д.).И в детском,и во взросломвозрасте с данными мозговыми системами связан сам акт инициации и пластичности речи, равно как и любой другой формы человеческого поведения.

Патологические процессы в подкорковых структурах в любом возрасте неизменно сопровождаются уплощением, монотонностью, вялостью и истощаемостью речи; характерными застреваниями (вплоть до заикания), осиплостью и носовым оттенком голоса, дефицитом саливации (слюноотделения). Речь не выравнена по громкости, зачастую выглядит как скандированная (лающая, отрывочная). Постоянны дизартрические проявления по типу «каши во рту», могут возникать насильственные вокализации (похрюкивание, смех и т.п.). Все это может протекать на фоне обильных тиков, вычурных движений, гримас, повышенного или сниженного мышечного тонуса.

Подробному описанию речевого развития детей с недостаточностью подкорковых структур посвящена значительная часть следующей главы. Поэтому здесь мы остановимся лишь на важнейшей роли подкорковых структур в психологическом онтогенезе вообще.

Речь, как и все психические функции, формируются в детстве по универсальным законам мозга. Они подробно обсуждались в разделах IIII настоящего издания. Потому здесь обозначим их пунктирно. Зрелость и функциональная активность подкорковых систем мозга обеспечивает ребенку поступательное формирование интегративных подкорково-корковых и межполушарныхсвязей. Этот процесс имеет свои векторы и возрастные этапы.Мозговые связи в детстве(независимоот типа развития ребенка) строятся по определенной, генетически заданной логистике. Они идут:

– «снизу – вверх», 1) от подкорковых образований к коре мозга в каждом полушарии мозга, 2) от межполушарных спаек подкоркового уровня (прежде всего – стволовых образований) к мозолистому телу.

– «сзади – наперед» от задних (височных, теменных, затылочных отделов) к передним (лобным) отделам правого и левого полушарий мозга;

– «справа – налево», от правого к левому полушарию мозга; при этом сначала происходит диффузное мозговое обеспечение любого психического фактора справа, с последующей дифференцированной его фокусировкой в левом полушарии;

– «сверху – вниз», от корковых отделов правого и левого полушария к субкортикальным образованиям.

Безусловно, межполушарные связи всегда идут в двух направлениях: от правого полушария к левому и наоборот. Но сейчас мы акцентируем главные векторы развития. Их понимание позволяет создавать модули психолого-педагогического воздействия МЗО, стратегия и этапы которых подчинены логике развития мозга. Только в этом случае мозг ребенка«услышит наши призывы»истанет помогать нам.

Нисходящие («сверху-вниз») влияния от коры к подкорковым структурам по мере взросления (в норме!) начинают идти, прежде всего, от левого полушария. Так левое (речевое) полушарие через подкорковые структуры запускает новый виток «диалога» с правым полушарием. Этот процесс по мере созревания речевой активности становится все более насыщенным. Формируется полноценная речевая компетентность,которая невозможна без участия все талантов подкорковыхструктур, правого и левого полушарий.

Отставание, недостаточность и/или искажение в любом звене этого онтогенетического процесса может стать центральным патологическим механизмом психологического и, в частности, речевого дизонтогенеза (нарушенного и/или искаженного развития речи). При этом страдание обнаружится не только в месте той или иной поломки, но и по всему пути следования описанного мозгового сценария. Этот нейропсихологический закон важно понимать и учитывать при квалификации проблем ребенка и выборе коррекционных мероприятий.

Наиболее постоянной характеристикой различных вариантов отклоняющегося развития сегодня является препатологическое состояние наиболее рано созревающих – подкорковых – систем головного мозга. Они по большей части формируются еще внутриутробно,предопределяя течениесамых ранних этапов младенчества. Тем самым – закладывают фундамент всего последующего развития. А если он деформирован? Что же происходит тогда с развитием речи ребенка и его развитием вообще?


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.