Оперативное управление в сельскохозяйственных предприятиях, диспетчеризация — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Оперативное управление в сельскохозяйственных предприятиях, диспетчеризация

2022-10-29 24
Оперативное управление в сельскохозяйственных предприятиях, диспетчеризация 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Функция оперативного управления в работе руководителей и спе­циалистов разных уровней и сфер деятельности имеет огромное зна­чение. В конечном счете она обеспечивает достижение основных це­лей предприятия. Оперативное управление — важная составная часть организации производства. Роль его возрастает по мере даль­нейшего разделения труда, комплексной механизации производ­ственных процессов, внедрения прогрессивных технологий.

Оперативное управление направлено на повседневное, планомерное руководство трудовы­ми коллективами с учетом требований научной организации тру­да. Основные ее принципы — пропорциональность, согласован­ность, ритмичность, непрерывность (поточность) и срочность. Оперативное управление призвано обеспечивать текущую матери­альную подготовку производства, оказывать влияние на его ход и реализацию производимой продукции при условии достижения максимальной эффективности.

Для осуществления данной функции руководители и специали­сты должны решать следующие задачи:

- составление и доведение дневных, 5-дневных, декадных и иных плановых заданий до бригад, участков, звеньев, отрядов и отдель­ных исполнителей;

- расстановка непосредственных исполнителей по рабочим мес­там и оснащение рабочих мест;

- инструктаж исполнителей;

- оперативный учет, контроль и проверка исполнения заданий с оценкой качества работы;

- анализ результатов работы трудовых коллективов и отдельных исполнителей;

- своевременное устранение причин, тормозящих нормальный ход выполнения заданий;

- подбор работников для срочных непредвиденных работ и заме­на выбывших исполнителей;

- подведение итогов работы, корректировка планов и заданий на ближайшие периоды;

- прием и передача заявок из подразделений на транспортные и другие средства производства и материалы, распределение их по подразделениям и исполнителям, а также отдача исполнителям оперативных распоряжений;

- проведение оперативных совещаний, нарядов, планерок.

Оперативное управление предполагает организацию взаимо­действия и координацию деятельности руководителей хозяйства, специалистов и исполнителей. Главным здесь является принятие грамотных решений, быстрое доведение их до исполнителей и обеспечение точного выполнения.

Оперативное планирование - это разработка рабочих планов по периодам работ, планов-заданий, планов-нарядов, графиков-мар­шрутов движения механизированных отрядов и отдельных агрега­тов, сетевых графиков и т.п. Они определяют текущую загрузку производственных мощностей. Опыт многих хозяйств показал вы­сокую эффективность использования в оперативном планирова­нии организационно-технологических карт, в которых указыва­ются виды и объемы работ, сроки их выполнения, набор машин, основные агротехнические требования, нормы и расценки, усло­вия материального стимулирования.

Все виды оперативных планов должны быть взаимосвязаны и вытекать из содержания бизнес-плана. Исходная информация для их составления поступает из основных подразделений производ­ства. Технологические и технические службы обеспечивают разра­ботку технологических процессов, экономическая служба ведет расчет ресурсов и затрат на производство и т.д. В свою очередь, их информация широко используется в оперативном управлении другими функциональными службами (снабжения и сбыта, хозяй­ственного обслуживания и др.).

Оперативное управление включает организацию оперативного учета выполнения плановых заданий. Полученные данные позво­ляют непрерывно контролировать ход производства, проводить его анализ, своевременно принимать необходимые меры для вы­полнения текущих заданий.

В организации оперативного управления важную роль играют технические средства. Широкое использование современных тех­нических средств, транспорта, связи, графических средств отобра­жения информации, средств составления, обработки, размноже­ния, поиска и хранения документации позволяет руководителям и специалистам более эффективно выполнять свои обязанности. Напротив, их отсутствие (например, недостаток надежных средств связи с подразделениями и другими объектами управления) не только снижает уровень оперативности управления, но и суще­ственно увеличивает затраты (на содержание транспорта и др.).

Наглядным средством отображения оперативной информации служат графики. Недаром опытные руководители считают, что хо­роший график лучше длинного доклада. В оперативном управле­нии используют различные их типы:

- отображающие отношения на производстве — оргограммы;

- фиксирующие расположение предметов и явлений во времени и в пространстве — хронограммы и топограммы;

- отображающие количественные отношения — диаграммы и номограммы.

Оперативное управление производством на предприятии осуществляют прежде всего линейные руководители. Наряду с ними активное участие в этой работе принимают рядовые специалисты и исполнители.

Разрабатывая меры по совершенствованию оперативного уп­равления, следует прежде всего обратить внимание на организа­ционную структуру управления, которая определяет систему ин­формационных потоков между структурными звеньями предприя­тия, включая движение оперативной информации. Особую роль в данном случае играет диспетчерская служба; она создает благо­приятные условия для централизации ряда функций управления, и прежде всего для решения многих задач оперативного характера.

Оперативное управление требует наличия в каждом предприя­тии хорошо отработанной системы нормативов и умелого ее ис­пользования. Нормативы лежат в основе всего оперативного пла­нирования и контроля за деятельностью исполнителей.

Важный элемент оперативного управления — диспетчерский час. Все сообщения на нем должны быть краткими, а его общая продолжительность не должна превышать 40—50 мин. Главная за­дача диспетчерского часа — выяснить причины отставаний в вы­полнении заданий исполнителями.

Диспетчерская служба — орган централизованного оператив­ного управления производством с помощью технических средств связи, сбора и обработки информации, контроля и регулирования деятельности всех структурных подразделений предприятия.

Работа диспетчерской службы по своему содержанию подраз­деляется на оперативную, контрольно-учетную, аналитическую и плановую.

Оперативная работа включает решение всех текущих вопросов производственно-хозяйственной деятельности предприятия, при­ем оперативной информации и заявок, передачу распоряжений, указаний и контроль за их выполнением.

Контрольно-учетная работа — это сбор и обработка оператив­ной отчетности о ходе работ, ведение диспетчерской документа­ции, представление информации руководителям и специалистам предприятия и другим хозяйственным органам.

Аналитическая работа тесно связана с плановой и контрольно-учетной. При анализе на основе плановой и отчетной информации Доводится сопоставление полученных данных, выясняются при­чины отставания и срывов, определяются возможности роста про­изводительности труда, вовлечения дополнительных ресурсов, устранения простоев техники, оборудования и т.д.

Функции диспетчерской службы в различных сельскохозяй­ственных предприятиях в зависимости от этапов ее развития неодинаковы. На первом этапе обычно они ограничиваются сбором и передачей различной информации. Руководители и специалисты видят в ней лишь -удобное средство связи. На втором этапе под­ключаются контрольно-учетные и аналитические функции. При полном своем развитии диспетчерская служба выполняет различ­ные работы по оперативному планированию и регулированию производства, наделяется правами распорядительства.

Работники диспетчерской службы обязаны передавать все ука­зания руководителя предприятия и главных специалистов, а руко­водители производственных подразделений должны своевремен­но и точно отвечать на вопросы диспетчера и выполнять все распо­ряжения, которые передаются через диспетчерскую. Распоряже­ния диспетчера могут быть отменены или изменены руково­дителем предприятия, но последний должен известить об этом диспетчера. Главные специалисты должны своевременно инфор­мировать диспетчера об изменениях плана работ, перестановке рабочей силы и техники.

Диспетчерская документация необходима для нормальной орга­низации оперативного учета, анализа выполнения планов и зада­ний, передачи распоряжений и заявок, контроля за их выполнени­ем. Она делится на планово-контрольную, оперативную и нагляд­ную. Как правило, в разработке диспетчерской документации при­нимают участие все заинтересованные в получении соответст­вующей информации специалисты.

Основным оперативным документом является Журнал диспет­черской службы, в котором фиксируются время и вид связи, кто и откуда передает информацию, ее содержание, время передачи ука­заний исполнителю и контроля за их выполнением. Другие журна­лы отражают работу отдельных отраслей, цехов, подразделений.

Диспетчерская служба оснащается различными техническими средствами. Необходимо выделить хорошо оборудованное поме­щение, в котором обязательно наличие компьютера, точных часов, термометра и барометра, необходимой мебели, пишущей машин­ки, диктофона, различных схем и табло, справочной литературы. На животноводческих комплексах, тепличных комбинатах, птице­фабриках широко используются телеустановки, средства измери­тельной техники для контроля количественных и качественных показателей состояния производственных процессов. Так, на сви­нооткормочном комплексе «Новый свет» Ленинградской области для контроля за работой слесарей-электриков используются дат­чики, контролирующие работу приточно-вытяжной вентиляции, что значительно улучшает воздушно-тепловой режим в свинарни­ках.

Опыт работы сельскохозяйственных предприятий повсеместно показал высокую эффективность диспетчеризации. При ней дости­гается более оперативное маневрирование трудовыми и матери­альными ресурсами, сокращаются простои техники и рабочей силы, особенно по организационным причинам, повышается культура управления производством в целом.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.