Полномочия, их виды, распределение. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Полномочия, их виды, распределение.

2022-10-29 17
Полномочия, их виды, распределение. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Делегирование - передача задач и полномочии др. лицу. Управленческая ответственность не делегируется.

По мере продвижения от низшего уровня к высшему время выполн-я отд-ой задачи увеличив-я, а частота ее повторения уменьшается. Полномочия – ограниченное право использ-ть ресурсы орг-ции и направлять усилие некоторых сотрудников на выполнение поставленных задач.

Обычно делегируются след. обязан-ти и права:

1) принятие реш-й по частным, спец-ым вопросам д-ти;2) осущ-е подготвит-ой работы;

3) присутствие на меропр-ях информ-го хар-ра.

Не делегируются след. задачи и полномочия:

1) выработка общих целей, стратегий и полномочий;

2) принятие важных реш-й в усл-ях повышенного риска или дефицита времени;

3) общее рук-во д-тью, кот. требует тщательного контроля.

4) рассмотрение конфиденциальных вопросов.

Ответственность – обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение (бывает управленческая и исполнительская). Линейные полномочия – обладают рук-ли и гл. спец-ти орг-ции (линейный персонал). Причем линейные полномочия дают мен-ру официальную власть, право принимать реш-я без согласования с др. сотрудниками орг-ции. Аппаратные полномочия – обладают спец-ты орг-ции (функциональный персонал). В этом случае представители аппарата получают право участия в подготовке решений линейных рук-лей

В составе аппарата (штаба спец-тов) м. выделить 3 типа:

- консультативный аппарат, т.е. крупные спец-ты, кот. оказывают консультационные услуги линейным рук-лям;- обслуживающий аппарат, т.е. сотрудники дан. орг-ции, кот. выполн. различн. работу информацией;

- личный аппарат (разновидность обслуживающего), формир-ся при рук0лях высшего звена для оказания повседневной помощи..

Аппаратные полномочия имеют след. разновидности:

- рекомендательные полномочия — самые узкие полномочия, т.к. работа аппарата происходит по инициативе линейного рук-ля;

- обязательные согласования —эти полномочия несколько шире, т.к. их обладатель в обязат-ом порядке выражает свое отношение к проекту реш-я линейного рук-ля;

- функциональные — самые широкие, т.к. их обладатель м. издавать собственные распоряжения.

- параллельные — явл. достаточно широкими, т.к. в этом случае аппарат имеет право непосредственно влиять на реш-я линейного рук-ля, вплоть до отклонения проектов;

1. организация, как процесс, представляет собой функциональную сущность, которая состоит в системной координации множества задач и в формальных взаимоотношениях между людьми, которые их осуществляют. Особенности формальных взаимоотношений работников организаций и распространение между ними полномочий и ответственности является процесс делегирования полномочий.

Таким образом, полномочия - это ограниченное право распоряжаться ресурсами определять действия работников организации. организационные полномочия имеют как внутренние, так и внешние ограничения. Пределы полномочий внутри организации определяются организационными нормативами, должностными инструкциями, правилами и положениями в структурных подразделениях, а также корпоративных подразделениях. 2.Сущность делегирования предполагает передачу задач и полномочий с высших уровней руководства к низшим.

Собрание акционеров

 

Совет директоров

Правление

Руководитель

  (менеджер высшего уровня)

Главные специалисты

   Менеджеры среднего уровня

   Менеджеры высшего уровня

(бригадиры)

Начальники цехов

 

Однако, на практике процесс делегирования всегда двухсторонний. Так как он предполагает передачу и принятие полномочий, а это требует учитывать не только волю и желание руководителя, но возможности и согласие подчиненного. Поскольку, если подчиненный не принимает полномочий от руководителя – делегирование не происходит.

Ответственность – это обязанность работников выполнять задачи, присущие занимаемым им должности и отвечать за результаты своей деятельности.

Различают ответственность руководителя и исполнителя.

Ответственность исполнителя – это обязательство работника выполнять делегированные ему задачи и отвечать за результаты своего труда.

Ответственность руководителя – это обязательство отвечать за результаты труда подчиненных ему работников.

Руководитель не должен различать ответственность, т.е. делегировать в случае необходимости часть своих полномочий. Не может вместе с ними передать подчиненным и часть своей ответственности, поэтому очень важно помнить, что ответственность в отличие от полномочий не делегируется.

В крупных организациях менеджеры высшего уровня не знают работников низших уровней, которые выполняют большинство конкретных задач, но однако несут ответственность за своих подчиненных.          

Власть – это реальная возможность использовать ресурсы организации и действовать ими, что может он самостоятельно сделать.

Таким образом, полномочия – это делегирование ограниченное присущее данной должности право использовать ресурсы в организации.

Таким образом, можно обладать полномочиями и не иметь власти и наоборот, обладая властью не иметь при этом необходимых полномочий.

3. Полномочия могут подразделяться на: линейные и аппаратные.

Линейные полномочия – основной вид полномочий, который появляется одновременно с возникновением организаций, построенных по иерархическому принципу. Они назначают право непосредственного единоличного командования отдачи приказов и распоряжений, принятия решений по всем вопросам, возникающих в коллективе подчиненных руководителю в тех пределах, которые установлены организацией и законом.

Руководитель, который наделен линейными полномочиями называется линейным руководителем. Линейные полномочия лежат в основе формирования организационной структуры управления, так как они передаются непосредственно от начальника к подчиненному и их делегирование создает иерархию уровней руководства организацией, которая называется цепью команд или скалярной цепью.

Возникновение аппаратных полномочий вызвано управлением, его подразделений и следовательно функцией руководителей.

В результате, такие организации сформируется аппарат управления или штаб. Помочь линейным руководителям принимать и реализовывать управленческие решения.

Консультативные, функциональные и обслуживающиеся руководители обязуются аппаратными полномочиями и к конкретным управленческим функциям можно отнести планирование.

Объем аппаратных полномочий может варьироваться очень широко. Основными разновидностями аппаратных полномочий являются: рекомендательные, полномочия обязательного согласования, функциональные, параллельные.

Рекомендательные. Наличие у административных работников рекомендательных полномочий означает, что линейные руководители могут, но не обязаны обращаться к нему за консультациями, когда при решении каких-либо проблем требуются его специальные знания и ответствующие подразделения и работники аппарата (юрист или психолог представляют свои советы и рекомендации), однако линейный руководитель не обязан им следовать. Если аппарат управления обладает только рекомендательными полномочиями он должен постоянно доказывать линейному руководителю свою полезность и эффективность.

Полномочия обязательного согласования для линейного руководителя. Они означают обсуждать и согласовывать с соответствующими подразделениями соответствующего аппарата и специалистами его проекты, готовящиеся к принятию решений, что позволит повысить их обоснованность.

Функциональные означают право руководителя самостоятельно принимать управленческие решения, но не по всем вопросам, а только в пределах определенной организации. Работников, наделенных такими правами называют функциональными руководителями.

Параллельные – разновидность аппаратных полномочий означает право отклонять решение линейного руководителя. Примером параллельных полномочий в области управления финансами в коммерческих и некоммерческих организациях служит необходимость двух подписей на документах в случае расходования крупных сумм.

Контрольно-отчетные полномочия представляют возможность их носителям осуществлять в официально-установленных рамках проверку деятельности руководителей и исполнителей, требовать от них предоставления информации, осуществлять ее анализ и направлять полученные результаты вместе с выводами в соответствующие инстанции.

Координационные полномочия – лица, которые наделяются ими, имеют право от имени высшего руководства согласовывать деятельность отдельных объектов управленческой структуры; такими полномочиями обладают комитеты и комиссии, которые создаются на постоянной и на временной основе для решения сложных или спорных проблем.

Согласительные полномочия – их обладатель в обязательном порядке высказывает в пределах компетенции свое отношение к решениям, принимаемым в рамках линейных полномочий.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ

Проблемы, возникающие в организации требуют использования знаний и опыта многих людей. В связи с этим руководителю приходится распределить свои полномочия между подчиненными. Он дает ему возможность с одной стороны освободиться от второстепенных задач, а с другой – приблизить принятие решений к месту реализации. Распределение полномочий по принятию решений без обязательного согласования с выше или нижестоящими руководителями осуществляется снизу вверх. В связи с этим в организации возникает лестница со ступенями, которая является уровнями управления. Эффективное распределение полномочий – это задача высшего руководства организации. От ее успешного решения во многом зависят взаимоотношения между линейными руководителями, функциональными руководителями (главными специалистами), а также между ними и аппаратными службами. При распределении полномочий очень важно определить, какие виды работ и соответственно структурных подразделений будут относиться к сфере линейного производства и какие к области аппаратных полномочий.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.