Понятие мотивации. Содержательные теории мотивации. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Понятие мотивации. Содержательные теории мотивации.

2022-10-29 25
Понятие мотивации. Содержательные теории мотивации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мотивация – процесс побуждения людей к д-ти и активизация их труда для достиж-я орг-ых целей.

А. Маслоу – иерархия потребностей.

1ст. – Для людей с потреблением физиологических потребностей не ос. важно содержание работы. Большую роль для них играют условия труда и возможность избегать усталости. Для упр-я такими сотрудниками необх, чтобы ур-нь з/пл обеспечивал выживание.

2ст – Люди, кот испытывают потребность в безопасности и уверен-ти в будущем любить порядок, четкие правила, стремятся избежать риска и волнит-х ситуаций и пытаются застраховаться от неблагопр-ых событий. Для упр-я ими важно давать гарантии надежной работы, создавать систему соц. страх-я, не привлекать к действиям, кот. связаны с изм-ми в орг-ции. Оплачивать руд выше среднего ур-ня.

3ст – ч-к с соц-ми потреб-ми пытается установить хорошее отношение в коллективе. Для таких сотруд-ков необх. обеспеч-ть усл-я для общения на работе, для проявл-я взаимопомощи поддержке, и создавать в коллективе дух единой команды.

4ст - Люди с потребностью в уважении стремятся к лидерству и укреплению авторитета, поэтому целесообразно предлагать или более содержат-ую работу, приобщать к выработке управленч-х реш-й, делегировать дополнит. задачи и полномочия, использ. разнообразные формы признания заслуг.

5ст – Люди, с потребностью самовыражении явл. творческими независимыми раб-ми, кот. желают самоутвердиться. Рекоменд-ся вовлекать их в сложную д-ть, давать оригинальное задание, предоставл. свободу действий, а также обесеч. возмож-ти для обучения и развития. Карьерный рост.

МакКлеланд – классифицировал потребности по содержанию след. образом:

1. Потреб-нь в достиж-ии цели – она проявл. в стремлении ч-ка достичь успеха и довести работу до логического заверш-я.

2. Потребность в соучастии – проявл. в виде стремл-я ч-ка к соц-ым контактам и доброжелат-ым отношением к окружающим.

3. Потребность во власти – проявл. как стремление ч-ка контролировать процессы в орг-ции, влиять на др. лиц, брать на себя ответств-ть за их поступки.

Автор этой теории выделил 2 группы сотруд-ков в потреб-тью во власти:

- те, кто стремиться к власти, чтобы властвовать над подчиненными;

- те, кто стремиться к получению власти, чтобы совместно с подчиненными решать задачи орг-ции.

Герцберг – разработал модель мотивации, в основе кот. находятся 2 группы факторов:

1) Гигиенические факторы (факторы здоровья::

- политика орг-ции и правила внутреннего распорядка.

- режим труда и размер з/пл.

- межличностное отношение в коллективе.

- степень контроля за работой со стороны рук-ва.

При отсутствии гигиенических факторов у ч-ка неудовлетв-е работой, однако, если они достаточны, то не м.мотивировать на что-либо.

2) Мотивирующие факторы:

- достижение успеха,

- высокая отв-ть в работе.

- возможность карьерного роста.

Недостаток мотивирующих факторов не приводит к неудовлетворенности работой, однако их наличие в полной мере мотивируют персонал.

Сущность мотивации.

Теории мотивации:

а) содержательные

б) процессуальные

1. Мотивация - это психологические стимулы, которые дают действиям людей цели и направления.

Мотивация – это процесс создания у членов организации внутреннего побуждения к действиям для достижения организационных целей в соответствии с делегированными им обязанностями и с планом.

Мотив – это то, что вызывает определенные действия человека.

Мотивирование – это процесс воздействия на человека с целью побуждения. Оно составляет основу управления человеком. Мотивирование играет весьма важную роль в достижении целей организации. От нее зависит исполнительность работников.

Мотивационная структура человека может распространяться как основа осуществления им определенных действий.

Мотивация обладает определенной стабильностью. Система воздействия на человека одного и того же мотиватора может быть различна в зависимости от того, когда осуществляется его применение.

Современные теории мотивации подразделяются на 2 категории:

4. Содержательные

2)Процессуальные

2. Содержательные теории мотивации основываются на потребностях, которые заставляют людей действовать так или иначе.

Содержательные теории мотивации – это теории А.Маслоу – эта теория называется иерархией потребностей Маслоу, ее сущность сводится к изучению потребностей человека. Это его первая разработанная теория. Сторонники его считали, что поведение является основой психологии, а не сознание. В основе поведения лежат потребности, которые можно разделить на 5 групп:

1. Физиологические потребности, необходимые для выживания человека (в еде, сне, отдыхе и др.)

2. Потребности безопасности и уверенности в будущем – это защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться в будущем.

3. Социальные – необходимы в общении с людьми, их поддержке, отношениях.

4. Потребности в уважении, т.е. потребность в собственном росте и реализации своих потенциальных возможностей.

Первые три – первичные, 2 – вторичные. Согласно Маслоу все эти потребности можно расположить в иерархичной последовательности в виде пирамиды.

        

Такой смысл иерархического построения заключается в том, что для человека более приоритетным являются низшие потребности или потребности низших уровней пирамиды, это сказывается на его мотивации. В поведении человека более определяющим является сначала удовлетворение потребностей низших уровней, а затем по мере их удовлетворения становится стимулирующим фактором более высоких уровней.

Самая высокая потребность в самовыражении и росте человека как личности не может быть полностью удовлетворена, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесполезен. Таким образом долг любого руководителя предприятия, организации заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять какие активные потребности движут которыми из них и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности деятельности сотрудников.

Теория Д.Мак Клелланда. С развитием экономических отношений и совершенствованием управления в условиях рынка значительная роль в теории мотивации отводится потребностям более высокого уровня.

Согласно его утверждению структура потребностей высшего уровня относится к 3 уровням: 1.Стремление к успеху 2.Стремление к власти 3. Признание

При таком утверждении успех

4. Расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные рассуждения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных управленческих решений и нести за них персональную ответственность.

5. Стремление к власти должно не только говорить о честолюбии, но и показывать умение человека успешно работать на разных уровнях управления организации. потребность к признанию – это способность быть неформальным лидером, иметь свое собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правоте.

6. Согласно теории Мак Клелланда люди, стремящиеся к власти должны удовлетворять свою потребность, а могут это они сделать при занятии той или иной должности в организации. Управлять такими потребностями можно подготавливая сотрудников по переходу иерархии на новые должности с помощью их аттестации или направления на курсы повышения квалификации. Также люди имеют очень широкий круг общения и стремятся всегда его расширить. Их руководители обязательно должны способствовать этому.

Теория Ф.Герцберга. Эта теория появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние мотивированных и немотивированных факторов на мотивацию человека. Он создал двухфакторную модель, которая показывает факторы, вызывающие удовлетворение работой.

1 группа факторов – гигиенические факторы, которые тесно связаны с самовыражением личности, ее внутренними потребностями, а также с определенной средой, в которой осуществляется сама работа.

2 группа факторов – мотивация, которая связана с характером и сущностью самой работы.

гигиенические мотивация
1. политика (предприятия и организации) 2. условия работы 3. заработок 4. межличностные отношения 5. степень контроля за работой 1. успех 2. продвижение по службе 3. признание и одобрение результата 4. высокая степень ответственности 5. возможность творческого и делового роста.

В этой теории руководитель должен помнить о необходимости обобщения содержательной части работы.

Гигиенические факторы Гецберга соответствуют физиологическим потребностям, потребностям в безопасности и уверенности в будущем.

Разница в рассмотренных теориях следующая:

По мнению Маслоу после мотивации рабочий начинает лучше работать после того, когда он решит, что мотивация неадекватна.

По мнению Гецберга рабочий работает лучше, если его успех вознаграждается.

Таким образом содержательные теории мотивации основываются на исследовании потребностей и выявлении факторов, определяющих поведение людей.

Процессуальные. Они основываются на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания

В этой теории говорится о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К ним относятся:

Теория ожидания В.Врума. Согласно данной теории не только потребность является неожиданным условием мотивации для удовлетворения человека но и это выбранный тип человека. Процессуальные теории устанавливают, что поведение сотрудников устанавливается поведением руководителя, который при определенных условиях стимулирует работу сотрудника;

2) работника, который уверен, что при определенных условиях ему будет выдано вознаграждение;

3) сотрудника или руководителя что при определенном качестве работы будет выдано вознаграждение;

4) сотрудника, который сопоставляет размер происхождения суммой, которая ему необходима для удовлетворения определенной потребности.

Т.о., в теории ожидания подчеркивается необходимость в преобладании высокого качества труда и уверенности в том, что позволит ему реально удовлетворить свою потребность.

Работник должен иметь такие потребности, которые в значительной степени должны быть удовлетворены в результате предполагаемого вознаграждения, а руководитель должен давать такие поощрения, которые могут удовлетворить ожидаемую потребность.

Теория справедливости. Согласно ей эффективность оценивается системно с учетом оценки вознаграждений, выданных другим работникам, работающим в аналогичных условиях. То есть сотрудник оценивает свой размер поощрения по сравнению с поощрениями других работников. При этом он учитывает условия, в которых работают и другие работники.

Теория мотивации П.Портера-Элоулера.

Эта теория построена на сочетании элементов теории ожидания и справедливости. Сущность ее состоит в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами. Эти ученые ввели 3 переменные, которые влияют на размер вознаграждения: затраченные усилия и личностные качества человека, его способности и осознание своей роли в процессе труда. Элементы теории ожидания в том, что работник оценивает вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение будет адекватно затраченным усилиям. Элементы теории справедливости проявляются в том, что люди имеют своё собственное суждение по поводу правильности и неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и соответственно степень удовлетворения.

Т.о., результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника. Согласно данной теории результативность должна вырасти.

Отечественные ученые Леонтьев и Выгодский исследовали проблемы психологии на примере педагогической деятельности, а производственные проблемы не рассмотрели.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.