Эволюция теории менеджмента. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эволюция теории менеджмента.

2022-10-29 18
Эволюция теории менеджмента. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Взгляд на менеджмент по мере развития общественных отношений, меняется. Изменяется бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства, связи обработки информации, менялась практика управления, соответственно и изменялось учение об управлении.

Выдвинутые и сформулированные, ведущими учёными управленческие мысли, новые идеи в области управления и новые подходы к осуществлению управления ознаменованы особые рубежи, начиная с которых происходили преобразования в практике управления. Развитие управленческой мысли вращалось вокруг 3 явлений: Задачи, Человек, Управляющая деятельность

На начальной стадии развития учений об управлении, когда закладывались основы современных представлений об управлении, был упор на одного из этих явлений. Позднее с углублением знаний об управлении и с изменением характера об управлении большое значение имеет систематический подход.

В число наиболее важных учений можно отнести:

Научное управление

Бихевиористкое учение

Организационные теории

Классическая школа управления

Основателем и основным разработчиком идей научного управления является Ф.У. Тейлор (1856-1925 г.г.). Его учения обосновываются на механизации понимания человека, его места в организации и сущности его деятельности. Ставил увеличение производительности, труда и видел её решение в рационализации трудовых операций, на базе научных организаций осуществления рабочих своей трудовой деятельности. Исходным для рационализации труда у Тейлора было установление задачи, которые должны будут давать информацию для постановления рационального набора операций по постановлению данной задачи.

Важным у Тейлора является то, что он сформулировал следующие функции научного менеджмента:

· выбор цели;

· выбор средств;

· подготовка средств;

· контрольные результаты

он предложил следующие элементы научного менеджмента:

1. наука вместо традиционных навыков

2. гармония вместо противоречий

3. сотрудничество вместо индивидуальной работы

4. максимальная производительность труда

5. развитие каждого отдельного рабочего до максимально доступного ему производимого труда.

Теория человеческих отношений

Перенос центра тяжести в управлении с задач на человека является основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений, в зародившемся современном менеджменте.

В 20-30 –е годы создатели этой школы является Элтон Мейо (1880-1949 г.г.). Основы его разработки касались школы бизнеса Гарвардского университета, где он провёл эксперимент рабочими. Данные исследования проводились в течении нескольких лет. Это исследование было одним из крупных исследований проводимых в менеджменте. В начале эксперимента была поставлена задача определить влияние на производительность труда рабочих освещённости, продолжительности перерывов и др. факторов, формирующих условия труда. В результате исследований оказалось, что производительность труда сохранялась выше средней и почти не зависела от изменений освещенности и других исследуемых факторов. Вывод – высшая производительность объяснялась особыми отношениями между рабочими и их совместной деятельностью. Так же поведение человека на работе и его труд зависит от того в каких максимальных условиях он находиться на рабочем месте, отношение между работниками, между менеджером и рабочим. Т обр., центр внимания здесь переносится на систему взаимоотношений, т.е. на человека рассматриваемого как социально существо. Мейо говорил: «менеджеры должны доверять рабочим, основное влияние уделять благоприятным взаимоотношениям в коллективе».

 

79/3. Стратегическое планирование в менеджменте.

Под стратегией в менеджменте понимается общая концепция того, как достигаются главные цели предприятия, решатся стоящие перед ним проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. Стратегия представляет собой совокупность управленческих решений. Отражающих реакцию организации на внешние и внутренние условия её деятельности и развития.

В развитие стратегии на среднем и низовом уровне управления разрабатывается тактика (краткосрочная стратегия). Тактика – это наилучший вариант реализации стратегии в существующих условиях, учитывающий появление непредвиденных обстоятельств.

Стратегия оказывает долгосрочное воздействие на предприятие, определяет направления формирования и развития его потенциала, помогает отбросить лишнее и сосредоточиться на главном. Поэтому она должна быть реальной, научно обоснованной; внутренне целостной; совместимой со средой; в меру рискованной; соответствовать организационной культуре и этическим нормам.

В стратегию входят следующие элементы:

1) система целей – это миссия, общеорганизационные и специфические цели;

2) приоритеты (ведущие принципы) распределения ресурсов. Например, их можно распределять поровну, пропорционально или в соответствии с потребностями, концентрировать на решающих направлениях и т.п.;

3) правила осуществления управленческих действий, например, порядок составления и утверждения планов, контроля, оценки работы и т

4) предположение о развитии ключевых факторов внешней среды;

5) представление о деятельности конкурентов;

6) внутренние и внешние ограничения;

7) курс действии;

8) программа действий;

9) ресурсы;

10) ситуационные стратегии;

11) финансовый план.

При формировании стратегии нельзя предвидеть все обстоятельства, которые могут возникнуть в процессе ее реализации и соответствующие шаги, которые необходимо сделать в ответ на них. Чтобы не менять в связи с этим стратегию в целом, организация может ставить и реализовывать стратегические задачи, при необходимости ее дополняющие и совершенствующие.

К стратегическим задачам можно отнести:

- обеспечение выживаемости фирмы в сложных условиях;

- оптимизацию продуктовых программ и производственных мощностей;

- разработку изменений в кооперации, диверсификации, создании новых систем;

- приспособление внутренней системы учета, планирования, управления к изменившимся внешним условиям;

- разработку программ развития.

При формулировке таких задач учитывается возможность приблизиться с их помощью к главной цели организации, если от движения к ней пришлось в той или иной степени отступить; решить несколько дополнительных проблем; добиться получения наибольшей выгоды или избежания ущерба.

Обычно организация имеет не одну, а несколько стратегий на все случаи жизни. Главная из них – генеральная стратегия, отражающая способы осуществления миссии организации. Для отдельных особых случаев разрабатываются специальные стратегии, например стратегия банкротства.

Основными рабочими стратегиями являются функциональные, которые отражают пути достижения специфических целей организации, стоящих перед ее отдельными подразделениями и службами. К функциональным относятся: стратегия маркетинга, стратегия производства, стратегия НИОКР, финансовая стратегия и др.

Собственные стратегии существуют и у основных подразделений, входящих в фирмы.

Специалисты выделяют следующие факторы, влияющие на стратегию любой организации и придающие ей специфику.

1) Миссия, на которую значительное влияние оказывают общественные приоритеты и потребности.

2) Конкурентные преимущества, т.е. совокупность дополнительных возможностей, которыми организация обладает в своей сфере деятельности по сравнению с соперниками. Например, высокое качество продукции и услуг, низкие издержки, удобное географическое положение и т.п. Конкурентные преимущества обеспечивают более высокую эффективность работы фирмы, но рано или поздно ослабевают либо исчезают под натиском соперников. Поэтому на практике постоянно требуется поддерживать их на должном уровне и искать новые.

3) Особенности выпускаемой продукции, ее сбыта, послепродажного обслуживания.

4) Специфика самой организации – внутренняя структура и ее ожидаемые изменения, система управления, развитие процессов интеграции и дифференциации.

5) Имеющиеся материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы.

6) Потенциал развития организации, совершенствования ее деятельности и расширения масштабов, роста деловой активности.

7) Культура и компетентность управления, уровень притязаний и предприимчивости ее руководства, способность последнего к лидерству, внутренний климат в коллективе.

На стратегию влияют также степень рискованности деятельности организации, уровень подготовки и опыта кадров, зависимость организации от внешней среды и от ранее принятых на себя обязательств.

На основе стратегии строится курс действий, т.е. система ориентиров, которых организация придерживает в повседневной деятельности (чаще всего официально не объявляемыми) он составляет содержание политики организации. Политика есть общее руководство для действий и принятия решений. Например, она может взять курс на повышение качественного состава персонала и при этом проводить дискриминацию при приеме на работу по возрастному, национальному и половому признаку.

Норму поведения в конкретной ситуации, определенную последовательность и способы выполнения действий, но без указания сроков, предписывают правила, являющиеся простейшим типом плана. Правила снимают необходимость действовать самостоятельно, уменьшают разногласия между людьми. Так как их разработка на все случаи жизни невозможна, исполнители должны иметь определенную свободу действий, поэтому число правил обычно бывает ограничено. Набор правил, выполняемый в определенной последовательности, называется процедурой. Примером ее является сдача экзамена, посещение врача и т.п.

Процесс формирования стратегии осуществляется следующим образом. Сначала происходит формулировка стратегической цели; оценка рыночных возможностей и ресурсов организации; создание общей концепции стратегии и в ее рамках набора вариантов для обсуждения. Затем варианты дорабатываются до нужной кондиции, анализируются и оцениваются. В результате лучший из них принимается в качестве базового и служит основой создания специальных и функциональных стратегий, подготовки стратегических и оперативных планов, программ, бюджетов.

    Управлять с помощью правил легче, чем рассматривать каждый случай в отдельности, поскольку они дают больше определенности, и особенно необходимы на низших уровнях иерархии.

 

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.