Чего не поделили божественные близнецы? — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Чего не поделили божественные близнецы?

2022-09-15 47
Чего не поделили божественные близнецы? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Индоевропейские божественные близнецы, согласно Заратуштре, сделали свой выбор раньше людей. Спента-Майнью стал творить добро, а Ангро-Майнью – зло. Людям предстояло также сделать свой выбор. Обосновывая это, Заратуштра в «Гатах» говорит: «Я хочу сказать о двух духах в начале бытия, из которых светлый (Спента-Майнью) сказал злому (Ангро-Майнью): «Не согласуются у нас ни мысли, ни учение, ни воля, ни убеждения, ни слова, ни дела, ни наша вера, ни наши души… Оба изначальных духа явились как пара близнецов, добрый и дурной в мысли, слове, деле. И между ними благомыслящие люди сделали правильный выбор, не то что зломыслящие». Каждый сделал свой выбор. На стороне добра выступили оседлые земледельцы. Они являлись потомками конных воинов, которые незадолго до появления зороастризма пришли из восточноевропейских степей и Средней Азии. Они называли себя ариями, а свою страну Ариана. Так возникло название страны Иран. Кочевые племена, атаковавшие недавно сформировавшуюся цивилизацию, были выходцами из тех же самых степей. Таким образом, у оседлых земледельцев и кочевников была одна и та же религия и одна и та же вера. Ахеменидские персы называли кочевников саками, греки – скифами, а оседлые земледельцы Восточного Ирана – тура. Древней эпос о бесконечных войнах между Ираном и Тураном – землей тура, дошел до современности в изложении иранского поэта X века Фирдоуси. Существует мнение, что сам Заратуштра был тура и, покинув родину, стал активно пропагандировать среди иранцев идею вражды со своими бывшими соплеменниками. Для этого ему пришлось разделись весь пантеон богов индоевропейцев на две части. Он разлучил божественных близнецов, и многие боги в его изложении стали демонами, например Индра и Нанхатья.

 

Арийская благодать

 

Как полагают историки, несовпадение интересов поселян и скотоводов вызвало к жизни конфликт, который расколол весь арийский мир. Высшей доблестью арии считали удачливость в военном походе. Об этом просили богов. Добыча, захваченная при набегах, делилась поровну между всеми участниками похода. Бережливость считалась у ариев большим пороком и не приветствовалась. Арии полагали, что если они принесут лишний скот, захваченный в бою в жертву богам, то они получат от богов еще большую удачу. Жизнью своей и чужой особенно не дорожили. Что такое жизнь? Это рождение в новом теле. А раз так, то погибшему в бою его соратники и семья гарантировали рождение в новом теле. Для этой цели захватывали детей и женщин. У каждого клана было множество рабов и рабынь-наложниц, которые рожали удачливым победителям новых сыновей взамен павших в бою. Кави – князья, совмещавшие в одном лице функцию жреца, начальника военной дружины и певца пророка лишь обслуживали интересы племени. Они считали для себя зазорным проявлять скупость. Да и сами воины сразу после захвата добычи требовали немедленного раздела всего того, что удавалось отвоевать. Это касалось и людей, и скота, оружия и имущества. Имущество не имело ценности. По большей части оно уничтожалось, сжигалось или приносилось в жертву богам.

Понятно, что это уже был излет индоевропейской общности. Многое в ней виделось уже архаизмом.

 

Прав ли пророк?

 

Как видим, нравы и религия кочевников того времени не способствовали культу мирного труда, о котором так много рассуждал Заратуштра. Как считают историки, это был кризис общества, построенного на принципах военной демократии. Кроме всего прочего нравы и религии кочевников оказывали значительное влияние на оседлые народы, жившие на территории Восточного Ирана, Средней Азии и Афганистана. В этих местах существовало множество небольших государств, которые вели постоянные войны не только с кочевниками, но и друг с другом. Обычно под воздействием тех же северных кочевников они объединялись в более крупные государства. Однако эти государства были нестойкими и не имели определенных границ. Вот в такой обстановке появился пророк, который стал проповедовать мирный труд, накопление богатств, бережливость, оседлый образ жизни, твердую власть царя, послушание подданных. Сторонники военной демократии для Заратуштры враги. Он презрительно называет жрецов традиционного культа карпанами («алчными хищниками»), которые организуют и поощряют убийство скота в ритуальных целях. Заратуштра писал: «От века существуют установления о пастушеской жизни, которые никто не должен нарушать. Однако жрецы – карпаны их нарушают. Они говорят с поношениями о скоте, о солнце, они опустошают пастбища и поднимают руку на людей Арты («правды»). Они не находят себе жизни без насилия над мирным пастухом, хотя тот не делает никакого зла скоту, ни людям. Нищету и разорение несут они дому, скоту, селению и области и стране. С ними надо бороться силой оружия!» Как видим, эта страстная проповедь обличает кочевников в нарушении установлений пастушеской жизни, в оскорблениях в адрес скота и солнца. Но прав ли Заратуштра?

 

«Душа скота сетует…»

 

Как мы видим, Заратуштра не ограничивается угрозами страшной кары на том свете всем приверженцам старой кочевой религии. Он призывает своих сторонников на реальную борьбу с ними. Далее пророк подкрепляет это следующим тезисом, проводя психологическое исследование личности врага: «Приверженец Друга не желает, чтобы скот в области и в стране процветал… Он желает зла… Кто отнимет власть или жизнь у него, тот обеспечит путь правой вере». Таким образом, дается рецепт: самым важным считается обеспечить торжество новой веры! Далее пророк уже говорит от имени скота: «Душа скота сетует по поводу того, что у нее нет сильного защитника. Она отвергает пророка, который довольствуется только словом в ее защиту. Она желала бы иметь покровителя гораздо более мощного и могущественного. Благий правитель должен помочь Заратуштре вооруженной рукой… Добрый правитель понесет смерть и истребление в лагерь врагов и таким образом воздвигнет вечный мир для радостных селений». Как полагал советский историк И. М. Дьяконов, Заратуштра нашел такого правителя в лице князя (кави) Виштаспы, который правил в Дрангиане, расположенном на месте нынешней границе Ирана и Афганистана. Через какое-то время к Виштаспе примкнуло еще несколько князей, возмущенных вероломством тура. В течение 25 лет объединение князей боролось с кочевниками, но безуспешно. Княжество Виштаспы было завоевано туранцами, а сам семидесятисемилетний Заратуштра погиб в бою с кочевниками.

 

Превращение в чудотворца

 

Казалось бы, дело, которому пророк посвятил всю свою жизнь, проиграно. Члены разгромленной религиозной общины нового культа разбрелись кто куда. Часть из них осела в Мидии. Однако идеи пророка стали распространяться по региону. В авестийской книге «Вендидат» описывается положение, сложившееся к середине VI века до н. э. В ней описываются 16 царств на территории Средней Азии, Ирана и Афганистана, принявших новую религию – зороастризм. Самое северное царство – это Хорезм. Оно располагалось у берегов Аральского моря. Самое южное царство – Арахозия располагалось у аравийского моря и границ Индии. В «Авесте» Заратуштра уже превращается в божественного чудотворца. В 545–530 гг. Кир II подчинил своей власти все царства, где исповедуется зороастризм. Это облегчило проникновение идей Заратуштры на запад Ирана. Проводниками этих идей стали маги – мидийское племя, специализирующееся на отправлении жреческих культов. Как полагают историки, маг Гаумата в 522 году до н. э. попытался осуществить государственный переворот. Первым делом он разрушил храмы местных богов, объявив их дэвами, и попытался внедрить в стране единобожие. Однако Дарий I совершил новый государственный переворот, убив мага Гаумату. Он написал в своей знаменитой надписи на скале: «Святилища, которые Гаумата-маг разрушил, я восстановил». Однако Дарий I вовсе не был склонен возрождать веру предков. Он разработал и внедрил новый вариант зороастрийской религии. И прежде всего из этой религии был вытеснен сам ее основатель – Заратуштра. Вместо Заратуштры в образе спасителя и пророка стали фигурировать ахеменидские цари, которые присвоили себе право говорить от имени Ахурамазды. Сын Дария I Ксеркс последовательно разрушил капища дэвов и внедрил культ Ахурамазды.

 

Возрождение в новом обличье

 

После завоеваний Ирана Александром Македонским молва о зороастрийцах и Зороастре умолкает. Согласно преданию, Македонский сжег книги «Авесты» и запретил культ новой веры. Однако после возникновения в Иране в III веке н. э. Сасанидской империи о Зороастре опять вспомнили. Государственной религией Сасанидов становится зороастризм. Эта религия огнем и мечом насаждается во всех частях страны.

Однако зороастризму вновь не повезло. В VII веке Иран был завоеван арабами, и место государственной религии занимает ислам. Ислам значительно полнее учитывал реалии времени. Он не признавал наличие каст. Все верующие равны перед богом. Ислам обосновывал и признавал товарно-денежные отношения, которые зороастризм игнорировал.

Очень небольшая часть приверженцев Зороастра мигрировала в Индию. И ныне на территории этой страны проживает около 250 тысяч парсов-огнепоклонников.

Однако идеи, выпущенные в мир с легкой руки пророка Зороастра, живут ныне в других мировых религиях. Так, идея дьявола – отца всяческого зла, идея ада и рая, идея Страшного суда, принцип свободного выбора человека между добром и злом ныне сегодня присутствуют в христианстве и исламе. Как полагают историки, передаточным звеном здесь явился иудаизм. Иудеи познакомились с учением Зороастра в VI веке до н. э. во время «вавилонского пленения», во время, когда Иудея входила в состав Ахеменидской империи. Представления о Страшном суде, воскресении из мертвых, о рае и аде появляются в Ветхом Завете как раз тогда, когда пророк Даниил был министром у царя Дария I. Формирующееся христианство также немало заимствовало от иудаизма и непосредственно от зороастризма. Идея священной войны против неверных перекочевала в ислам, а также оказала заметное влияние на буддизм. Именно тогда в нем появилась фигура грядущего Будды Майтреи.

 

 

Где искать свою карму?

 

У каждого своя карма?

 

В Индии также утвердилось этическое учение о посмертном воздаянии. В ранних Упанишадах VIII века до н. э. находим такое выражение: «Человек становится добрым от доброго деяния, а злым – от злого…» Эта нравственно-этическая формула весьма напоминает учение Зороастра о том, что каждый человек должен сделать свой выбор между добром и злом. «Карма» на древнеиндийском языке означает «деяние», «поступок». С учением о карме в индийскую философию вводится новое понятие – воздаяние за личные усилия. Это учение отчасти противостоит древним представлениям индоевропейцев о предопределенности судьбы человека, заранее определенном его рождением.

Чтобы разобраться в этом получше, углубимся в историю. Как полагают исследователи, термин «арья» является самоназванием кочевников. Его обычно переводят как «благородный», «достойный». Одновременно этот термин означал «имеющий высокое положение», «свой». Он противопоставлялся «чужому». Однако чужаки-аборигены также зеркально противопоставляли себя ариям. Так, финно-угры называли ариев «орья» (искаженное «ария»), что означает «раб», «преступник», «чужак».

Придя в Индию из Средней Азии, арии закрепились в Пенджабе – в небольшой области на севере Индостана. Выжигая и вырубая джунгли, пришельцы продвигались вглубь полуострова на юг и юго-восток. Сопротивление местных племен жестоко подавлялось. Арии именовали аборигенов Индостана «аманушья» – «не-люди». Отношение к ним было соответствующее…

Несмотря на то, что «аманушья» численно превосходили завоевателей, они не могли противопоставить ариям ничего. Им вольно или невольно приходилось заимствовать у ариев новую веру. Всюду, куда ступала нога «истинного арийца», горели костры и приносились жертвы арийским богам. Однако сами пришельцы свято охраняли устои своей веры, близко не подпуская аборигенов к тайнам брахманического культа.

 

«Плохие арии»

 

В текстах индоариев можно встретить такое понятие, как «млеччхабхаве». Оно служит для обозначения «плохих ариев», которые перестали выполнять дхарму – закон предков – и сами постепенно превращаются в «нелюдей». Для обозначения таких перевертышей был специальный термин «вратья» – «отступник». «Отступников» презирали и по возможности уничтожали. Однако отступником можно было стать, совершенно не желая того. Так, даже в современной Индии молодая девушка, не вышедшая замуж в течение трех лет после достижения половой зрелости, считается утратившей статус своей высокой касты и превращается в шудру – ритуально нечистое существо. Чтобы стать опять арийской девушкой, она должна пройти через очистительный обряд вратьястома.

Что же касается смешения с аборигенами, то это представляло опасность, прежде всего из-за того, что аборигены не соблюдают дхарму – закон арийской жизни. Смешение с аборигенами не признавалось ни под каким видом. Ибо арий, нарушивший запрет на брак с «аманушья»-аборигенами, терял свой статус и переставал быть «благородным». Он автоматически становился «отступником». Более того, жестко регламентировался вопрос о заключении браков между представителями разных арийских родов, сословий, каст и варн.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.