Хранительница живительной влаги — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Хранительница живительной влаги

2022-09-15 44
Хранительница живительной влаги 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

У финно-угров также есть сходные персонажи, связанные с водной стихией. Так, в мордовской мифологии существовал персонаж, с которым уместно сравнивать хозяйку живительной влаги Царь-девицу. Это дух воды – Ведь-ава. Она представлялась в виде обнаженной прекрасной девушки с длинными шелковистыми волосами. Свои чудесные волосы она любила расчесывать, сидя на берегу по вечерам. Это аналог русских русалок. Каждый источник имел свою Ведь-аву. Чтобы зачерпнуть воды или искупаться в нем, надо было испросить разрешение у хозяйки вод. Непрошеных гостей Ведь-ава топила. Ведь-ава считалась богиней любви и деторождения. К ней обращались юные молодцы, дабы она подыскала им невесту. Ее просили о легких и благоприятных родах роженицы. К Ведь-аве обращались за помощью для успешного зачатия ребенка. Для этого молодожены должны были вместе искупаться в ее источнике. Здесь мы видим некий аналог обрядов, присутствующих у русских на Ивану Купалу. Кроме этого Ведь-ава посылала дождь. Чтобы добиться этого, нужно было утроить культовую трапезу у источника и пригласить к столу хозяйку вод. В конце трапезы присутствующие, призывая «кормилицу Ведь-аву», обрызгивали друг друга водой. Аналогичный персонаж – Вуд-ава – присутствовал и у марийцев. Эти персонажи свидетельствуют о языческом прошлом финно-угров и славян, не вполне изжитом до сих пор. Образы богини – хранительницы вод существовали и у славян, балтов, германцев, греков, италиков и т. д. Всем известная ведьма – сниженный вариант под влиянием христианства богини любви, хозяйки водных источников. Так, ведьмы принимают облик прекрасных молодых женщин. Они превращают в свиней и козлов своих возлюбленных и, оседлав их, слетаются на шабаши, устраиваемые в канун календарных праздников. Они вызывают дождь, кидая в костер змей, насылают порчи и неурожаи. Очевидно, роль ведьм во времена Средневековья была переосмыслена и им стали приписывать только злые помыслы и поступки. Весьма интересно и то, что прекрасная Царь-девица в русских народных сказках изображена как сестра или дочь ведьмы.

 

Вальпургиева ночь

 

В германской средневековой мифологии утвердилось представление, что ведьмы особенно активны и злокозненны во время проведения шабаша. Ежегодный слет ведьм проводится в Вальпургиеву ночь на горе Броккен с 30 апреля на 1 мая. Эта ночь названа так по имени святой Вальпургии. Обнаженные ведьмы слетаются со всей округи на метлах и вилах, которые служат им в качестве небесных коней. Ведьмы разжигают костры и присягают на верность рогатому дьяволу, после чего предаются разврату. Как полагали крестьяне, ведьмы пытаются воспрепятствовать нормальному течению весны и насылают порчу на скот и людей. Между тем в своей изначальной основе этот праздник как раз должен способствовать умножению богатства и обеспечению плодородия людей и домашних животных. С позиций современной морали такие действия выглядят как оргия и осуждаются церковью. Оргии предшествует пиршество, на которое приглашаются духи умерших в минувшую зиму людей. Эти духи, вселяясь в зачатые в эту ночь тела, начинают отсчет своей новой жизни в новом теле. Таким образом, изначально Вальпургиева ночь мыслилась как весенний праздник любви и продолжения жизни. Очевидно, в изначальном варианте праздник любви проводился и для того, чтобы обеспечить плодородие скоту. Не исключено, что в эту ночь при свете костров пытались магическими действиями заставить размножаться и скот: козлов и коз, баранов и овец, а также коней и лошадей, быков и коров. Это усиливало религиозное значение праздника и придавало ему экстатических характер.

 

Разгул стихии

 

Очевидно, подобного рода праздники имели большое значение для скотоводов, обитавших в Великой степи и занимавшихся разведением животных. Можно предполагать, что культовые яства накануне готовились из убитых животных, которых специально к этому дню подвергали закланию. Животные умерщвлялись, и все это действо носило религиозно-экстатический характер. Следующее вслед за этим зачатие должно было обеспечить рождение душ людей и животных в новых телах. Подтверждение этого можно увидеть на гравюре венгерского художника XIX века, изображающей Вальпургиеву ночь. Вокруг костра установлены длинные шесты с надетыми на них отрезанными лошадиными головами. Рядом на пригорке лежат покойники – мужчины-воины, павшие в бою, которых требуется «оживить». Их внимательно рассматривают ведьмы, собравшиеся на шабаш. Очевидно, «оживление» проходило старым проверенным способом – зачатием нового ребенка. Сам процесс зачатия на гравюре и не показан, но можно предполагать, что он вскоре начнется. У главного костра на возвышении сидят мужчины в военном облачении и поднимают кубки во славу вечно обновляющейся жизни. Вокруг стоят знамена, развеваясь на ветру, как змеи. Руководит всем процессом седобородый жрец культа. Вероятно – эта гравюра, некая реконструкция обряда, но реконструкция довольно правдивая. В далекие времена подобного рода обряды проводились на возвышенностях и на холмах Великой степи, в то время, когда степь расцветала под воздействием весеннего солнца. Нельзя исключать, что в данном обряде когда-то принимали участие и животные. Это нашло отклик в последующих негативно окрашенных интерпретациях обряда как поклонение дьяволу в виде черного козла. Сам же козел (белый или черный) у древних кочевников, а также их потомков – мирных селян являлся символом плодородия.

 

Богиня весны

 

Западные славяне поклонялись богине Живе. Уже ее имя говорит само за себя. Эта была богиня жизни, она олицетворяла жизнь во всех ее проявлениях и противостояла богине смерти Маре (Марене). К Живе обращались за помощью, дабы она даровала много детей, скота, богатство, здоровье и счастье. Как сказано в польской хронике, богине Живе поклонялись особенно в первые дни мая. Жива ассоциировалась с весной, возрождающейся и долгой жизнью. Птицей Живы считали кукушку. Отсюда происходит гадание по крику весенней кукушки – сколько лет отмечено прожить. Изваяние Живы было установлено в капище на горе, которая называли Живец, по имени богини. С именем богини было связано название основной еды славян – жита (пшеницы), название дома – жилье, хорошей жизни – житуха, скота – животины и домашней птицы – живности. Жива была олицетворением живительных сил природы, животворящих весенних вод, первой зеленой травы и побегов деревьев. Живу считали своей покровительницей девушки и молодые жены. В Живин день женщины, взяв метла, совершают обрядовую пляску вокруг ритуального костра. Прыгают через костер и приговаривают: «Кто прыгнет высоко, у того смерть далеко», водят хороводы, плетут венки, поют песни. Можно предполагать, что и древние скотоводы также почитали богиню весны, устраивая в ее честь праздник. Свое благополучие кочевники связывали с зеленеющими лугами, с тучными стадами, с благосклонностью богов и переменчивой фортуной – судьбой.

 

Рис. 48. Древнерусский нательный оберег – медальон-змеевик с изображением богини-матери и десятиглавого змея. XII век до н. э.

 

Рис. 49. Змееногая и рогатая богиня скифов. Золотой конский налобник. Цимбалка

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.