Арийская вера и новая религия — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Арийская вера и новая религия

2022-09-15 36
Арийская вера и новая религия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Суть ритуала

 

Мы, современные люди, можем по-разному относиться к древним языческим обрядам. Многим современникам кажется, что эти обряды лишены фактической реальной основы и базируются на ложном мировоззрении. Между тем арии и индоевропейцы были уверены в том, что благополучие, счастье, богатство, жизненный успех, здоровье, долголетие и прочие непреложные ценности зависят от правильно проведенного обряда жертвоприношения. Арии не сомневались в реальности своих богов. Они также не сомневались, что расположение богов можно получить, совершив жертвоприношение и проведя правильный обряд в соответствии с канонами веры предков. Для индоарийской общности была характерна вера в одних и тех же богов. Однако довольно часто случалось, что одного и того же бога просили оказать содействие в битве два враждебно настроенных войска. Кому должен оказать содействие бог в этой ситуации? Ответ ясен – тому, кто правильно провел обряд жертвоприношения. Именно жрецам вменялось в обязанность правильно исполнить и процедуру, и суть обряда. Большое внимание уделялось подстраховке – устранению ошибок и неточностей, которые неизбежно могли возникнуть в процессе обряда. Ликвидация допущенных ошибок проводилась прямо во время жертвоприношения. От этого время обряда порой увеличивалось многократно. Считалось, что в обряде каждая мелочь имеет значение, именно поэтому жрец был обязан сосредоточить свое внимание как на деталях, так и на обряде в целом.

 

«Внутренняя жертва»

 

«Извлечение» жертвы становилось обязанностью брахмана.

Если ритуал не приводил к нужному ожидаемому результату, это трактовалось как недоработка жреца. Понятное дело, что жрецы стремились подстраховаться и увеличивали время ритуала. Чем пышнее были жертвоприношения, чем дольше они длились, тем больший эффект могли оказать. Именно поэтому возникла на последних этапах существования индоевропейской общности тенденция к неоправданно масштабным оргастическим жертвоприношениям скота. Для этих грандиозных жертвоприношений требовалось много животных, которые часто похищались у соседей. Галлюциногенный напиток – сома, употребляемый жертвователями, вводил жрецов культа в измененное состояние сознания. Считалось, что в этом состоянии жрецы получали дар провидения и пророчества. Порой сам культ жертвоприношения представлялся жрецам как своеобразное состязание со жрецами противоборствующего племени, как некая астральная битва за «извлечение» жертвы. Во время обряда жрец должен был удерживать свое сознание на искомом предмете, не допуская никаких посторонних мыслей и образов. Так, внешне брахман был абсолютно неподвижен. Он ничего не произносил вслух и не двигался с места. Но его сознание было полностью поглощено происходящим. Он представлял себе идеальный обряд жертвоприношения и, наблюдая за происходящим, творимым его помощниками, он соотносил в своем сознании этот идеал с реальным обрядом. Так, во время обряда ашвамедхи – жертвоприношения коня, целью которого было процветание царского дома, брахман должен был отождествить глаз коня с солнцем. Таким образом, каждому элементу реального обряда соответствовал элемент «внутреннего обряда». Понятно, почему главную роль в обряде играл брахман. Он был в этой ситуации незаменим. Огромное войско могло потерпеть поражение, если брахман где-то ошибся.

 

Тайна брахманской веры

 

Брахманы ревностно следили, чтобы никто из посторонних не проник в их тайны. Не научился сам выполнять обряды, которые были их прерогативой. Здесь не только берегли секреты от чужаков, но и от конкурентов враждебного клана. Именно поэтому жреческое сословие выделилось очень рано в отдельную касту, которая передавала секреты своего мастерства только по наследству. Это, конечно, не устраняло опасности того, что появятся какие-нибудь «самоучки», которые будут пытаться сами проводить жреческие обряды. И такие «самоучки» появлялись. Вспомним хотя бы историю Индии. Учения настиков – «неверных», как их презрительно именовали брахманы, различались между собой. Между тем все они составили конкуренцию классическому брахманизму. Так, буддисты сами стали производить собственных «брахманов». Большая их часть не являлась ариями и принадлежала к сословию аборигенов Индостана. Эта была попытка захватить культ. Однако буддизм практически не прижился в Индии, хотя именно с ним связано немало кровавых страниц в истории этой страны. По мере того как индоарийская цивилизации включала в свою орбиту все новые и новые земли на востоке, в ее орбиту попадали новые народности, которые, позабыв свои собственные языки, сами становились новоиспеченными индоевропейцами. Они усваивали нормы арийского общества, и брахманский ритуал становился неотъемлемой частью их культуры.

 

«Повелитель мира»

 

Весьма интересно, что практически все «неверные» были из кшатрийских родов. Эта была попытка военных взять власть в свои руки. Если «истинные арийцы» следовали в фарватере религии предков, то их конкуренты – «низкорожденные» династии Нандов и пришедших им на смену Маурьи стремились стать властелинами мира. «Повелитель мира», чакравартин – «тот, кто вращает колесо дхармы», – вот кем был царь в глазах жителей «ритуально нечистого» индийского Востока. Как полагают историки, «мировое государство Маурьев» IV века до н. э. являло собой образчик классического азиатского деспотизма. Власть царя-деспота утвердилась и в Иране. Это была персидская империя, основанная Киром в VI веке до н. э. Эти восточные деспотии ни в какое сравнение не могли идти с прежними арийскими царствами-государствами Индии и Ирана, которыми управляли государи, зависящие от народного собрания и неотступно следовавшие брахманистской традиции. Очевидно военные, стремящиеся сосредоточить власть в своих руках, явились причиной того, что прежняя индоарийская религия была отвергнута. Прежняя вера предков с патриархальным культом и народным «вече», не вписывалась в рамки единоличной власти царя. Вот здесь и пригодилась религиозная реформа Заратуштры, разделившего весь мир на злых и добрых. Разделены были не только боги, но и люди.

 

Судьба человека

 

Посмертная судьба человека ставилась Заратуштрой в зависимость от его мыслей, слов и поступков. Арий постоянно должен был доказывать свою приверженность силам добра. Ему было отказано в его «благородном» арийском происхождении, которое само по себе обеспечивало спасение и новое воплощение. Жрецами зороастрийской веры была разработана весьма изощренная система ценностей. Посмертная судьба любого человека (и не ария тоже) зависела не от его благородного происхождения, а от его праведности в этой жизни. Душа через три дня после смерти отправляется по «мосту возмездия» Чинвату на суд Митры, Сраоши и Рашны. Эта святая троица загробных судей оценивает по достоинству душу человека. Рашна – дух праведности, в своих руках он держит весы, на которых взвешивают благие и добрые мысли, слова, деяния. Рашна вездесущ и всеведущ. От него невозможно ничего утаить. Сраоша – дух религиозного послушания и порядка. Именно он выступил согласно зороастризму против трехголового огнедышащего дракона Ажи-Дахаки в решающем поединке и одолел его. Сраоша экипирован как воин. Он вооружен палицей, боевым топором и копьем. Он охраняет своего адепта от козней злых духов и дракона, прикованного в жерле гигантской горы Демавенд. Однако согласно армянским источникам и собственно иранским кое-где в Мидии и Кабуле сохранялось почитание не Сраоша – победителя дракона, а самого трехглавого огнедышащего дракона. Местные правители возводили к этому дракону свои родословные и рассказывали легенды о службе их предков при дворе дракона. В Средней Азии, Хорезме в Средние века сохранялся культ трехглавого огнедышащего дракона. Можно предполагать, что культ этого дракона унаследован был еще от ариев. Во времена ираноиндийской общности он был широко распространен. Такое противопоставление «арийского дракона» и воина-охранителя могло являться свидетельством былого раскола между патриархальными ариями и оседлыми иранцами, приверженцами новой веры.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.