Парадоксы скотоводческого культа — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Парадоксы скотоводческого культа

2022-09-15 37
Парадоксы скотоводческого культа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

«Каждый рожден во грехе»

 

Мы можем предполагать, что идеи Зороастра оказали непосредственное влияние на становление новых религий не только в Иране и Индии, но и в других в весьма удаленных странах. При этом акцент переносится с имущественного и социального положения на личность. Нравственно-этический аспект начинает доминировать. У ариев было иначе: когда говорили о человеке, то в первую очередь учитывали степень родства и принадлежность к тому или иному древнему клану.

Всем известна религиозная формула: «каждый человек рожден во грехе». Думается, что изначально эта формула появилась у зороастрийцев. И в нее вкладывался совсем иной смысл, нежели тот, который стали вкладывать впоследствии. Речь шла об ариях. Объявлялось, что «грехом» было рождение в племени кочевников. Этим утверждалось, что «зло» сопутствовало арию с самого его рождения. Задача заключалась в том, чтобы изжить это прирожденное зло. Для этого надо было отказаться от своего родового имени, привычек и религии предков и принять новую веру. Это означало отказ от своей родословной, которая восходила к «злым» кочевникам. Поскольку, в понимании последователей Зороастра, предками иранцев были арии, то следовало отказаться от арийской религии и принадлежности к арийским родам. Выбор был за каждым человеком.

 

Как Варуна стал «премудрым»

 

Зороастр обратил свое внимание на бога Варуну, который у индоиранцев занимал подчиненное положение по отношению к воинственному Индре. Пророк отринул Индру как демона и наделил Варуну атрибутами высшего порядка. Он присвоил ему имя-эпитет Ахурамазда (господь премудрый). (Надо отметить, что сам термин «ахура» уже существовал ранее. В индийской «Ригведе» он означает «демон».) Верховный бог в зороастризме приобрел монополию и универсальность, которая у него ранее отсутствовала. Объявлялось, что Ахурамазда создал не только человека, но и всех животных. Это было существенным искажением первоначальной арийской идеологии, постулирующей смену вселенских и земных циклов, в результате которых на земле появляются новые люди и новые звери. Кроме всего прочего племенная религия ариев превратилась в монотеистическую религию, выражавшую общечеловеческие ценности. Новая религия требовала от каждого человека покаяния, вне зависимости от его происхождения. Последователи Зороастра, не сумев расправиться со «злом», объявили, что зло изначально сопутствует этому миру и является его частью. Чтобы истребить зло, надо как можно больше людей обратить в свою веру. В конце концов это им удалось. Идеи Зороастра стали составной частью главных мировых религий. Однако количества зла в мире не уменьшилось от того, что в нем исчезли враги-кочевники.

 

«Корова желаний»

 

Для общеиндоевропейской мифологии характерен обряд принесения в жертву богам стельной коровы. Этот обряд находит свои параллели в древних Ведах, а также у римлян и хеттов. Обряд принесения в жертву быка еще сравнительно недавно бытовал на Руси. Заратуштра все время жалуется в «Гатах», что проклятые кочевники-тура похищают скот и приносят его в жертву. Он отказывает тура в покровительстве богов и объявляет этот обряд вне закона. По всей видимости, такое новое отношение к корове перекочевало впоследствии и в Индию, где корова стала священным животным. В индуизме, как реакция на жертвоприношения скота, у древних ариев появляется божественный персонаж – корова Сурабха; дословно – «корова желаний». Она исполняет любые желания своего хозяина. Согласно индуистскому мифу, «корову желаний» попытался украсть злой царь Каратавирья. За свой неблаговидный поступок он был убит. С тех пор «корова желаний» постоянно живет в солнечном раю Индры – Сварге. Когда кочевые племена вторглись на территорию Индостана во 2 тысячелетии до н. э., они уже имели четыре Веды. В центре ведийских мифов находится сюжет о борьбе бога-громовержца Индры с многоглавым и имеющим змеиное тело противником, который похищает у Индры скот и содержит стада в подземелье. Индра освобождает скот из подземелья, убивает и расчленяет тело многоглавого змея. Аналогичный сюжет имеется и у славян. Можно предполагать, что эта тема в той или иной степени отражает борьбу между кочевниками-ариями и ариями, уже перешедшими к оседлому образу жизни. Многоглавое чудовище и его расчленение на куски может указывать на распад индоевропейской общности. Похожий сюжет мы видим в русских былинах. Иван-царевич отрубает одну за одной головы у огнедышащего змея.

 

Преображение Аленушки

 

«Корова желаний» существует и в фольклоре славян. Так, сказка про Буренку, удовлетворяющую все желания Аленушки, может являться непосредственной реакцией на принесение в жертву коров и быков. Здесь мы видим также закамуфлированный зороастризм, протестующий против жертвоприношения животных. В сказке гонимая мачехой падчерица влезает в одно ушко к вещей буренушке и выходит из другого ушка ненаглядной красавицей, досыта накормленной и напоенной. Здесь мы видим явный намек на переселение души, на обретение ею нового юного тела вместе с новым рождением. Очевидно, сюжетная основа этих русских народных сказок была заимствована от скифов.

 

Рис. 51. Рогатая богиня-мать скифов. Скифо-кобанская культура. VII век до н. э. Дагестан

 

В этой связи интересно сакральное отношение к голове, бытовавшее у древних индоевропейцев, которые считали, что голова, а не сердце является вместилищем души. Однако это соображение не мешало индоевропейцам приносить в жертву скот. Голову отделяли от тела и оказывали ей особые почести. Так, в скифское время в Крыму существовали подземные святилища, где практиковались жертвоприношения скота, а иногда и людей. Пещерное святилище Ени-Сала 2 было связано с таврской и кизил-кобинской культурами VII–VI века до н. э. В этой пещере археологи обнаружили изображение божества, которому были предназначены жертвы. Когда впервые в подземную камеру пещеры проникли исследователи, они увидели посредине залы сверкающий белизной сталагмит, увенчанный черепом коровы. При осмотре было обнаружено, что череп покрыт тонкой известковой коркой. Это означало, что жертвоприношения скота в этой пещере проводились в весьма отдаленные времена. Весь пол пещеры был покрыт обломками глиняной посуды и черепами животных.

 

Рис. 52. Изображение скифского скотоводческого божества из крымской пещеры МАН (Малая академия наук). VII век до н. э.

 

Другая крымская пещера МАН (Малая академия наук) находится рядом около скотопрогонной тропы, которая вела с горных пастбищ в долину. В ней также обнаружено древнее капище скотоводческого культа. Изображение скотоводческого божества выполнено в виде круглого лица-солнца с глазами и ртом. Над его головой нарисован нимб, а сверху расположен крест – символ солнца. Как пишет археолог А. Щепинский в своей книге «Во тьме веков», животных здесь приносили в жертву весной и осенью. Их убивали перед входом, мясо жарили и варили и поедали с соблюдением определенного ритуала. Голову и ноги приносили в пещеру и оставляли перед изображением божества. Как полагает Щепинский, в изображении лица с нимбом, а также креста над ним можно видеть прототип иконы с ликом святого.

 

Голова – вместилище души

 

Голова жертвенного животного считалась местопребыванием души. Поэтому во время жертвенной трапезы к ней не прикасались. Она предназначалась исключительно для божества.

Реконструировать культы жертвоприношения можно по дошедшим до нас свидетельствам. Так, у абхазов во время осеннего праздника перед изображением божества, установленного у священной пещеры, приносили в жертву белого быка. К божеству обращались со словами: «Приношу тебе определенную моими предками жертву. Не оставь меня и мое семейство своим покровительством, дай нам здоровье и долголетие, удали от нас всякие недуги в настоящее и будущее время, сохрани нас от козней злых духов и дурных глаз завистников…»

На Кавказе известны святилища, заполненные доверху черепами и рогами животных. С почитанием этих животных связан обычай укреплять их черепа на стенах домов и выставлять на шестах и концах палок на заборах, в огородах и садах. Этим самым место проживания сакрализуется и божество скотоводческого культа просят не обойти вниманием желания и волю хозяев. Черепа и рога укрепляют также на священных деревьях, которые являются аналогами древа мирового.

Вещая корова-буренка объявляется в русской народной сказке родной матушкой гонимой падчерицы. В соответствии с этим буренушка дарует своей дочери красоту, достаток и яства, несмотря на козни злой мачехи. Корова у древних индоевропейцев – это символ плодородия, изобилия и блаженства.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.