Как близнецы встали на крыло — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Как близнецы встали на крыло

2022-09-15 35
Как близнецы встали на крыло 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В Древней Индии Ашвинов представляли в виде двух крылатых коней или птиц, сопровождающих утренний выезд солнца. В Древней Греции колесницу солнечного бога Аполлона влекут вперед два белых лебедя. В русских сказках распространены сюжеты, связанные с крылатыми конями-птицами. В этой связи выглядит не столь уж странно сравнение Ашвинов и Диоскуров с двухглавым орлом византийской и российской империй. Двухглавые орлы как ипостаси солнца встречается в религиозном искустве у хеттов Малой Азии еще в XVII веке до н. э., а также в Египте в IV–I веке до н. э. во времена Птолемеев. Изображение двухглавых и трехглавых орлов – Крылатых Карсов, несущих человека – жреца или жрицу, распространенный сюжет у шаманов Сибири. Изображение многоглавых Крылатых Карсов часто встречается также у финно-угорских народов Северо-Восточной Европы и Урала. Можно предпологать, что эти персонажи были замствованы предками финно-угров от праиндоевропейцев.

Доподлинно известно, что у древних славян имелись двухголовые божества. В русских сказках весьма распространен сюжет о двух молодцах, одиноковых с лица, которые даруют счастье обладателю волшебного ларца. Причем количество молодцов, исполняющих желания владельца, в разных сказках увеличивается до 12. Это прямая аналогия с двенадцатиглавым змеем, приносящим счастье. В русской народной сказке «Чудесный ящик» из сборника А. Н. Афанасьева Иван-царевич спускается за волшебным ларцом в подземное царство. И становится его обладателем. В ларце сидят 12 молодцов, которые исполняют любые его желания. В сказке «Двое из сумы» из того же сборника рассказывается о благой и сердитой суме. В благой сидят два молодца, которые накрывают стол и устраивают пир для хозяина. В сердитой суме сидят два молодца, которые нещадно избивают владельца.

Представление о божественных близнецах проникло в Тибет и Китай. Двухголовый дракон Лу, приносящий счастье и исполняющий любые желания, являлся олицетворением небесных близнецов. Впервые изображение рогатого дракона в Китае датируется эпохой Инь – XIV веком до н. э. На бронзовом блюде этой эпохи изображены два дракона. Один, безногий, – на дне, а другой, с лапами, изображен по краю блюда. В древних китайских преданиях рассказывается о Лунма – коне-драконе. У него голова коня, а хвост змеи. Этот дракон по своему желанию может превращаться в крылатого коня или быка.

 

Рис. 37 а) Крылатый Карс. Прикамье, металлическая пластина. Конец 1 тысячелетия до н. э.; б) Двухглавый орел – герб Российской империи.; в) Двухглавый орел и солнце. Костяная подвеска. Великий Новгород, XIV век

 

Рис. 38. Змееобразные близнецы. Китайская средневековая гравюра

 

Рис. 39. Два молодца из ларца, исполняющие любые желания. По сюжетам русских народных сказок

 

Близнецы и ведьма

 

Как полагают историки, изначально символика близнецов связана с плодородием. Так, в Индии культ Ашвинов соединен с культом ашвамедхи – плодоносящего фигового древа.

В Риме под священным фикусом – фиговым деревом ставили фигурки изображения близнецов Ромула и Рема. Греческие братья-близнецы Диоскуры, литовские и латышские братья – «дети бога Неба» попеременно ухаживают за своей сестрой – дочерью солнца.

Кровосмесительный брак братьев-близнецов со своей сестрой нашел отражение и в ирландской, хеттской и индоиранской мифологических традициях. У хеттов в «Повести о царице города Канеса» рассказывается, что у царицы родилось сразу тридцать братьев-близнецов. Испугавшись такого количества детей, царица помещает каждого новорожденного в кувшин и бросает в реку. Братьев воспитал Морской царь. Однако когда в другой раз у царицы родилось тридцать близнецов-дочерей, она не стала от них отказываться и воспитала их. Возмужав, братья-близнецы выходят на берег, находят своих тридцать сестер и женятся на них. И лишь самый младший из братьев противится инцесту.

Все эти сюжеты указывают на то, что в былые времена у индоевропейцев были распространены близкородственные браки. В украинской и русской народных сказках имеется мотив о том, как сорок братьев, оседлав своих коней, прискакали к вратам дома ведьмы, у которой было сорок дочерей. Братья стали свататься к дочерям. Однако ведьма задумала недоброе и решила погубить молодцов. Она опоила их зельем и ночью попыталась обезглавить всех братьев. Однако самый младший брат зелья не пил. Он тайно подменил братьев на ведьминых дочерей, и та по ошибке в темноте отсекла головы своим дочерям, а заодно и кобылицам дочерей, стоявшим в стойлах, приняв их за коней братьев. Подобные мотивы, связанные с конями и близнецами, восходят ко времени индоевропейского единства.

 

По коням!

 

Мифы о близнецах – брате и сестре, вступающих в кровосмесительный брак, чаще всего в результате уговоров сестры, известны у многих индоевропейских народов. Так, сказка «Иван да Марья» является русским вариантом этого мифа. Аналогичный миф существует и у индусов – это будущий царь подземного мира Яма и его сестра Ями. Интересно, что у Ямы и Ями был брат Ману, который является прародителем людей. У древних египтян существовал миф о хозяине подземного мира Осирисе и его сестре Исиде.

 

Рис. 40. Богиня Исида, кормящая ребенка. Древний Египет. Между рогов Исиды виден диск солнца

 

По всей видимости, эти мифы имеет единую идеологическую основу. В былые времена такие близкородственные связи не возбранялись, а приветствовались. Считалось, что разнополые близнецы вступают в интимную связь, еще находясь в утробе матери. Впоследствии при рождении разнополой двойни матери и детям предлагалось совершить специальные очистительные обряды. Существовал и усложненный вариант, когда в кровосмесительном браке со своей сестрой участвуют несколько близнецов. По всей видимости, такие легенды были своего рода идеологическим обоснованием той селективной политики, которую проводили арии и праиндоевропейцы. Очень может быть, что фактически братья не являлись близнецами – т. е. рожденными одной матерью. У них был один отец – военачальник племени или знатный воин – и много матерей. То же самое относилось и к сестрам. Кочевники-европеоиды, обитавшие в Великой степи не одно тысячелетие, в совершенстве отточили идеологию и практику семейных отношений. Молодые воины, считавшиеся кровными братьями, сев на коней, совершали внезапные и дерзкие разбойничьи нападения на становища других кочевников. Порой они преодолевали гигантские расстояния и не одну неделю находились в пути. При этом они захватывали девиц и молодых женщин и быстро исчезали во мраке ночи. Девушки и женщины потом попадали на семейный невольничий рынок. Вероятно, в распоряжении каждой семьи кочевника имелось несколько рабынь, как это имело место гораздо позже у печенегов и половцев. Молодые девушки обращались в рабство и становились заложницами своего положения. Они рожали детей, которые также продолжали считаться общественной собственностью. Их воспитывали сообща, и эти дети считались кровными братьями и сестрами…

 

Наполовину бессмертные

 

Подобного рода воззрения могли найти отголосок и в древних мифах индоевропейцев. Так, в древнегреческой мифологии Диоскурами называют сыновей Зевса – Кастора и Полидевка. У братьев-близнецов были две сестры – Елена и Клитеместра. По другой версии мифа, Полидевк и Елена – дети Леды от Зевса, а Кастор и Клитеместра – это ее дети от спартанского царя Тиндарея. Таким образом, у братьев и сестер были разные отцы, но одна мать.

Полидевк и Кастор вернули на родину похищенную Тесеем сестру Елену. Как видим, не только похищение девушек практиковалось в былые времена, но и их насильственное возвращение.

Кроме всего прочего Диоскуры являются участниками похода аргонавтов за золотым руном. Функция плодородия здесь более всего очевидна. Баран – древний символ возрождения и вечного обновления жизни. Диоскуры, согласно древнегреческому мифу, соперничали со своими ближайшими родичами Афаретидами, у которых они похитили невест – дочерей своего дяди Левкиппа. Диоскуры считались дорийскими героями. Историки видят в мифе об их победе над Афаретидами отзвуки исторической победы спартанцев над мессенцами. Эта битва произошла в VIII–VII веке до н. э. Однако сами мотивы, связанные с братьями-близнецами и их сестрами, могут быть намного более древними.

В Спарте Диоскуры почитались в виде двух крепко соединенных друг с другом бревен. Кроме всего прочего в мифе о Диоскурах прослеживается мотив, который мы видим у индийских Ашвинов – периодическая смена жизни и смерти. Бессмертный Полидевк уделил своему смертному брату Кастору часть своего бессмертия. И они оба попеременно появляются на небосводе в виде утреней и вечерней звезды. Таким образом, названные братья и сестры могут вызывать из небытия новые поколения людей.

 

Дэвы-великаны

 

Весьма интересно было бы посмотреть, как образ кровных или названных братьев преломляется впоследствии в других мифологических системах. Он получает и негативные коннотации. Так, в армянской мифологии существуют дэвы-великаны. Они имеют зооморфный облик или по своему желанию могут превращаться в разных животных. Часто дэвы изображаются с двумя, тремя и семью головами. Обычно они живут в горах, в пещерах или пустынях. Действуют обычно группами – три, семь, сорок братьев. Они похищают красавиц, царевен, соблазняют их и оставляют жить возле себя. Дэвы накопили огромные богатства, они владеют сокровищами, которые хранят в тайных заговоренных пещерах. В этом мы видим отголоски былого могущества индоевропейцев, действующих на просторах Великой степи и совершающих свои набеги за сотни и даже тысячи километров от мест своего традиционного обитания. В грузинском фольклоре дэвы также могут превращаться по своему желанию в разных зверей. Обычно вместе живут семь – девять братьев. Они похищают красавиц и держат их в неволе. Кроме того, дэвы разводят скот. Может быть, поэтому у них весьма своеобразный облик. Дэвы рогаты, волосаты и многоглавы. Говорится, что по мере увеличения голов у дэвов увеличивается их мощь. На месте срубленной головы вырастает новая.

 

Иван – коровий сын

 

Примерно такие же характеристики сопровождают многоглавых змеев из русских сказок. Так, в народной сказке «Иван – коровий сын» фигурирует шестиглавый, девятиглавый и двенадцатиглавый змей. Каждый сильнее своего предшественника. У двенадцатиглавого змея имеется огненный палец, он приставляет сей палец к отрубленной шее, и голова вмиг новая вырастает. Здесь мы видим явную связь змеев с языческим божеством огня, которое могло ассоциироваться с «вечным огнем», поддерживаемым в ритуальных целях и днем и ночью.

Весьма интересно, что змеев Иван—коровий сын поджидает у реки Смородины, которая является своеобразным рубежом между землями южных кочевников и оседлыми северными крестьянами. Сражение проходит у Калинова моста. Как мы помним, калина является древом, в ветвях которого прячется нечистая сила. Весьма любопытно, как трактуется родство в этой сказке Ивана коровьего сына с сыном царицы и служанки. И корова, и девка-чернавка (служанка), и царица отведали волшебной рыбы – золотое перо. И все три понесли. Отцом всех трех сыновей назван батюшка царь. Когда братья выросли, они отправились на рубежи Руси, там и повстречали змеев. В сказке змей называется Чудо-юдом. При этом каждый змей спрашивает Ивана, зачем тот пожаловал: «Сватать моих сестер и дочерей?» По всей видимости, захватнические набеги практиковали обе стороны – степняки и оседлые жители. Согласно древнерусским документам, русским людям удавалось выкупать из половецкого плена угнанных в рабство людей.

 

 

В погоне за счастьем

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.