Змей горыныч и Кощей бессмертный – одно и то же лицо — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Змей горыныч и Кощей бессмертный – одно и то же лицо

2022-09-15 49
Змей горыныч и Кощей бессмертный – одно и то же лицо 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Казалось бы, существуют разные персонажи русского фольклора – Змей Горыныч и Кощей Бессмертный. Однако эти персонажи суть одно. Так, Кощей не ходит по земле, а летает по поднебесью подобно огненному вихрю или змею. У Кощея клыки, как у борова. Во многих сказках Кощей предстает как слепой провидец. Он обращается к своим наследникам: «Семерные дети! Принесите мои семерные вилы, поднимите мои тяжелые брови. Я посмотрю, далеко ли едет Неугомон-царевич». Эта черта сближает Кощея с образом Вия. Согласно русским и белорусским сказкам, веки Вия поднимают его помощники. После чего человек, на которого устремлял свой взгляд Вий, тут же умирает. Таким образом, Вий, как и Кощей, выступает в роли царя смерти. Весьма интересно, что в осетинском фольклоре есть великан-ваюг Уаиг, наделенный сходными чертами. В кельтском эпосе также фигурировал похожий персонаж. По всей видимости, царь смерти в образе безобразного старика восходит ко времени индоевропейского единства. В одной русской народной сказке, записанной в XIX веке, фигурирует старый черт, которого приводят за руки молодые черти. Он один только и может сказать, где спрятался солдат. Старому черту поднимают длинные веки, и он вопит: «Вон он на трубе сидит, сковородкой сверху прикрывшись». Черти вмиг увидели солдата, но достать не могут. Тогда старый черт дает им огонь: «Поджарьте ему пятки – он сам слезет». Здесь мы видим, что старый черт не только провидец, но и хозяин огня. Это сближает его с древним богом огня – хранителем очага.

 

Ваятель форм

 

Кощей – царь мертвых – держит свою смерть в яйце. Завладев этим яйцом, можно победить Кощея и самому стать бессмертным. Этот сюжет, вероятно, восходит к весьма давним временам. Именно из яйца вылупляется и Огненный Змей. С огнем связаны легенды о сотворении первых людей у праиндоевропейцев. Так, в древнеиндийской мифологии фигурирует бог Тваштар, он мастер-создатель всех живых форм. Сам он может принимать любую форму по своему желанию. В «Ригведе» он упоминается около 65 раз. Как считают лингвисты, имя Тваштар – это, скорее всего, эпитет бога. Однако этот эпитет имеет индоевропейские корни; чтобы понять это достаточно сравнить имя Тваштар со словом «творец». Тваштар создает мужа и жену, жениха и невесту. Облик Тваштара закреплен в другом его имени – Вишварупа, что означает «владелец всех форм». Трехголовый змей русского фольклора Змей Горыныч как нельзя лучше соответствует Вишварупе. У огнедышащего древнерусского змея три головы, а тело соединяет в себе черты птицы, коня, змея. Индусы называют Вишварупу Триширасом – «трехголовым». Согласно «Махабхарате» Вишварупа – хозяин коров и лошадей. Он является жрецом богов, хотя и принадлежит к роду асуров – демонов. В индийском эпосе дается подробная характеристика Вишварупы. Он отождествляется со змеем Вритой, метающим молнии, окутанным туманом и возлежащим в воде. Иногда Врита фигурирует как двоюродный брат Вишварупы.

У Вишварупы есть эпитет «грозный», что также связывает его с образом грозовой тучи.

 

Трехголовый творец

 

В индийском эпосе Вишварупа вместе со своей сестрой, божественной кобылицей Саранью, есть порождение Тваштары и демонической женщины асурского рода. В борьбе богов и асуров, которая символизирует собой битву между некогда едиными арийскими племенами, Вишварупа тайно встает на сторону асуров. Весьма интересно заметить к этому, что образ Вишварупы в виде положительного персонажа сохранялся у народов Средней Азии до времени Средневековья. Так, в искусстве Восточного Туркестана (Хотан), а также и самой Средней Азии (Хорезм, Пенджикент) довольно часто встречаются изображения трехголовых божеств, покровителей людей. На месте древнего дворца в Пенджикенте археологи обнаружили фреску, на которой изображено трехголовое божество. Левая голова женская, средняя – мужская, а правая – демоническая, с торчащими изо рта клыками. Все три головы окружает единый огненный нимб с языками пламени. У божества шесть рук, а оплечья выполнены в виде стилизованных голов разных животных: волков, кабанов, быков. У каждого из трех лиц во лбу сверкает третий глаз, что сближает с иконографией Шивы. В руках трехголовое божество держит волшебный рог, трезубец и меч. На одежде этого божества археологи прочли надпись «Вешпаркар», что означает в переводе с согдийского санскритское имя бога Вишвакарман в значении «творец сущего».

 

Три лика Бога

 

Уструшанские и пенджикентские трехголовые божества при явном сходстве имеют и некоторые отличия. У уструшанского – четыре руки и три мужских лица. Оно возглавляет воинство, сражающееся с демонами. У пенджикентского – шесть рук и три разных лика. Как считают историки, женский лик на едином теле трехголового существа свидетельствует о почитании богини-воительницы. На другой фреске из Уструшаны (дворец афшинов) изображена многорукая богиня, восседающая на льве. Она представлена как подательница благ. Среди ее атрибутов видны изображения луны и солнца. Таким образом, все эти божества свидетельствуют о развитом культе почитания трехголовых божеств у народов доисламской Средней Азии в VII веке н. э. В Индии и в Иране от такого почитания отказались гораздо раньше. Мифологический сюжет, когда герой-драконоборец отсекает Огненному Змею одну за одной все его головы, свидетельствует о смене религиозной парадигмы. В борьбе богов и асуров Индра пытается соблазнить Вишварупу красотой специально подосланных к нему апсар – прекрасных водных дев. Апсары обитают по преимуществу на Небе, но живут также и в реках и на горах. Они тождественны греческим нимфам и славянским русалкам. Согласно ведическим текстам, апсары угрожают людям, насылая на них любовное безумие. Они могут по своему желанию менять свой облик. Но чаще предстают в качестве прекрасных девушек. По эпическим представлениям, апсары ублажают в раю Индры – Сварге – смертных воинов, которые пали как герои на поле битвы. После неудачи с совращением Вишварупы Индра, получив отпущение грехов, убивает «творца всех форм», срубив ему одну за одной все его головы. Этот сюжет фигурирует в древнеиндийском произведении «Брихаддевата». Миф о боге-громовержце обычно сравнивают с иранским мифом о герое Траэтаоне, поразившем трехголового змея. Кроме того, есть явные параллели и с древнегреческим сюжетом о Геракле, поразившем трехголового Гериона. Это десятый подвиг Геракла. Богатырь с целью похищения многочисленных стад Гериона убивает сначала пастуха Эвритиона, страшную собаку Орфа, стерегущих эти стада, а затем и самого Гериона.

 

Поединок Рамы и Раваны

 

Как ни парадоксально, но десятый подвиг Геракла чем-то похож на распространенный сюжет индуистской мифологии, в котором седьмая аватара Вишну избавляет богов и людей от тирании царя ракшасов Раваны.

Рама вместе со своим сводным братом Лакшманом совершает многочисленные подвиги и убивает несколько могущественных ракшасов – демонов. Надо заметить, что в ведийской литературе ракшасы рисуются ночными чудовищами, преследующими людей и мешающими жертвоприношениям. Они имеют устрашающий вид: одноглазые, с несколькими головами, рогатые, либо они принимают по своему желанию облик зловещих птиц и зверей. Здесь мы видим, что ракшасы могут быть отождествлены с многоголовыми драконами. Царь ракшасов Равана более всего похож на Вишварупу – творца, имеющего множество форм. В «Рамаяне» Равана наделен чертами мифологического дракона: имеет десять голов, способен летать по воздуху на своей колеснице Пушпаке, живет среди вод на острове Ланка, разоряет земли, пожирает живые существа, похищает женщин. Мощь Раваны не знает границ. Он является властителем всех трех миров, обладает даром быть неуязвимым для богов и демонов. Он победил Индру и заставил богов прислуживать в своем дворце. Бог огня Агни стал его поваром, бог истины и справедливости Варуна приносит ему освещенную воду, бог богатства Кубера снабжает его пищей, бог ветра Ваю метет пол. Чтобы избавиться от тирании, боги просят Вишну родиться в облике смертного человека – Рамы. Ибо только смертный может победить Равану. Согласно сюжету «Рамаяны», Равана похищает жену Рамы Ситу. Дабы вызволить ее из плена Рама убивает Равану стрелой, данной ему Брахмой. До этого он безуспешно пытается рубить головы чудовища. Они мгновенно вырастают снова.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.