Нравственно - трудовое воспитание — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Нравственно - трудовое воспитание

2022-09-01 33
Нравственно - трудовое воспитание 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Игра «Поможем Федоре»

Дидактическая задача. Учить понимать суть понятий: «смешно», «жалко», «радоваться за другого»; вызывать стремление быть аккурат­ными.

Игровая задача. Помочь Федоре.

Игровые правила. Имитировать уборку помещения так, чтобы бы­ло понятно, что и как надо делать.

141


 


Ход игры

Воспитатель просит детей прислушаться: кто-то вздыхает. Выхо­дит Федора (из сказки К. Чуковского «Федорино горе») (ростовая кук­ла). Воспитатель спрашивает у детей, знают ли они, что случилось с Федорой. Федора.

От меня сбежали ложки,

От меня сбежали блюдца,

Все знакомые, соседи

Надо мной теперь смеются.

Помогите мне, покуда

Не сбежала вся посуда.

Воспитатель. Чем помочь Федоре? Может, ей надо помыть по­суду?

Федора. Я бы и сама помыла, да посуда разбежалась. Что мне делать?

Воспитатель. Дети, вам стало смешно, когда посуда убежала от Федоры? (Ответы детей.) Вам жалко Федору? (Жалко.) Почему? Она сама во всем виновата? (Ответы детей.) А когда вы за нее порадова­лись? (Когда она навела в доме порядок.) Какая сначала бьша Федо­ра? (Дети показывают злую, неопрятную Федору.) А какая Федора ста­ла потом? (Дети показывают ласковую, добрую и опрятную Федору.) Посмотри, Федора, как наши дети соблюдают чистоту.

Воспитатель проводит игру «Кто чем занят?»: дети выполняют движения, а Федора отгадывает (моют посуду, подметают пол, выти­рают пыль, выбивают ковер). Федора благодарит ребят, обещает быть аккуратной и начинает убираться в доме (пантомима). После этого к ней возвращается посуда (дети дают ей карточки с изображением посуды).

Игра «Приходите в гости!»

Дидактическая задача. Учить детей оценивать поступки других. Игровая задача. Быть вежливым.

Игровые правила. Выражать свое эмоциональное состояние в ми­мике, позе и жестах так, чтобы было понятно.

Ход игры

Воспитатель инсценирует потешку Н. Палагуты «Пирог».

Масло, яички, мука и творог — Вот и готов у лисицы пирог. Корочка сверху поджариста.

142


— Входите, зверюшки, пожалуйста.
Мишка притопал вразвалку,
Волк, опираясь на палку.

А зайчик сказал Лисавете в ответ:

— Простите, дорогая, я плохо одет,
Сошью вот кафтан да пару сапог,
Тогда непременно приду на пирог.

Воспитатель. Дети, скажите, какими были гости, как встреча­ла их хозяйка лиса? (Ответы детей.) Самыми вежливыми были лиса и зайчик. Что они говорили? (Пожалуйста, простите.) Давайте разы­граем сценку.

Дети разыгрывают сценку, по желанию играя роль хозяйки и гос­тей. Потом можно сыграть в игру «Веселый — грустный»: дети пока­зывают пантомиму под грустную и веселую музыку. Если музыка ве­селая — показывают, что можно делать в веселом настроении (прыгать, играть, бегать, танцевать, пилить, строгать, копать, играть в снежки и т.д.). Если музыка грустная — показывают другое настроение (грус­тят, кого-то жалеют, провожают, скучают).

Игра «Поделись с товарищем»

Дидактическая задача. Создать условия для актуализации нрав­ственных норм; учить детей товарищескому взаимодействию в игре.

Игровая задача. Научить пса не жадничать, делиться с другими.

Игровые правила. Не жадничать, проявлять доброжелательность, искать способы взаимодействия с другими детьми.

Ход игры

Воспитатель приносит пса (большую лохматую собаку) и расска­зывает историю про то, как этот пес жадничал. Читает отрывок из стихотворения Э. Мошковской «Жадина»:

Пес

Шагал

По переулку.

Он жевал

Большую

Булку.

Подошел Щеночек,

Попросил кусочек.

Сел Пес,

Стал гадать:

«Дать

Или не дать?»

Погадал-погадал,

Пожевал-пожевал...

143


 


Не дал!

Подошла

Кошка-Мяушка,

Попросила Кошка

Мякушка.

Встал

Пес,

Стал гадать:

«Дать

Или не дать?»

Погадал-погадал,

Пожевал-пожевал...

Не дал!

Подошла Курочка.

Попросила Курочка

Корочку!

Сел

Пес,

Стал гадать:

«Дать

Или не дать?»

Погадал-погадал,

Пожевал-пожевал...

И сказал:

— Я бы дал!

У меня у самого

Больше нету ничего!

Воспитатель спрашивает у детей, как поступил пес, и просит объ­яснить псу, что он сделал плохого. Предлагает научить пса быть ще­дрым и добрым. Ребята объясняют псу, как надо делиться с другими.

Дети берут на себя роли мам и детей и играют в игру «Поделись с товарищем»: малыши играют во дворе; одна мама дает своей дочке совочек и ведро, другая мама дает своей дочке формочки для кули­чиков и лопатку. Дети обмениваются игрушками и играют вместе.

Затем воспитатель в роли мамы дает сыну игрушечную машину и просит его не быть жадным, научиться играть с товарищами. Ребенок самостоятельно ищет способы взаимодействия с товарищами: предла­гает вместе возить на машине грузы; берет на себя роль шофера, а то­варищу предлагает быть мастером по ее ремонту и т.д. Дети, постав­ленные в условия общения, ищут способы взаимодействия со сверстниками в игре.

Игра «Книжкины помощники»

Дидактическая задача. Поощрять желание детей трудиться, помо­гать другим.

144


Игровая задача. Помочь книжке, маме, воспитателю. Игровые правила. Правильно выбрать карточку.

Ход игры

Воспитатель приносит разорванную книжку. Книжка охает и вздыхает. Книжка.

Страницы в книге разорвали,

Обложку глянцевую смяли,

Теперь пылюсь на полке дальней,

Никто читать меня не станет.

Воспитатель. Книжка, не вздыхай, мы с ребятами отремонти­руем твое платье.

Дети выдвигают предложения по ремонту книги; берут бумагу, нож­ницы, клей и ремонтируют обложку; прозрачным скотчем заклеива­ют страницы. Книга стала опрятной, теперь ее можно поставить на первую полку, взять почитать.

Затем дети играют в игру «Чем помочь?». Воспитатель-ведущий по­казывает картинку, а дети показывают карточку с ответом. Если на кар­тинке изображен засыпанный листьями двор, то дети ищут карточку с изображением метлы; если неглаженное белье на стуле — карточку с изображением утюга; если увядшие растения — карточку с изображени­ем кувшина с водой; если сложенные бревна — карточку с изображе­нием пилы. Далее ребята могут изобразить действия в соответствии с карточкой.

Музыкальное воспитание


Игра «Разговор на деревенском подворье»

Дидактическая задача. Учить детей различать и воспроизводить от­тенки интонации голоса.

Игровая задача. Уметь вести разговор с домашними животными.

Игровые правила. Вести разговор так, чтобы быть понятым ге­роем.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и прислушаться. Из-за ширмы раздаются звуки — гогочут гуси: «Га-га-га!», кричат петухи «Ку-ка-ре-ку!», лают собаки: «Гав-гав-гав!», мяукают кошки «Мяу-мяу-мяу!», хрюкают свиньи: «Хрю-хрю-хрю!», мычат коровы «Му-му-му!», блеют овцы «Бе-бе-бе!», ржут лошади «И-го-го!»

145


 


Педагог предлагает детям определить, кто это кричит. Затем пред­лагает «поговорить» с каждым домашним животным, определив, в ка­ком настроении оно находится, продолжить с ним диалог с той же интонацией. Приведем примеры.

Разговор с гусем.

Гусь из-за ширмы начинает диалог, ребенок слушает интонацию его голоса: «Га-га-га!» — она радостная, ребенок подражает ей и про­должает: «Га-га-га!», с такой же радостной интонацией. Если ребенок правильно подражает интонации героя, то он появляется из-за шир­мы. Далее «разговор» продолжается в присутствии всех детей, по окон­чании его ребенок «переводит», о чем они говорили (например, ра­довались, что пришла весна).

Разговор с петухом.

Петух начинает диалог из-за ширмы: «Ку-ка-ре-ку!», ребенок от­зывается ему с той же грустной интонацией: «Ку-ка-ре-ку!» Интона­ция воспроизводится ребенком точно, поэтому петушок выходит из-за ширмы, и разговор продолжается. Затем ребенок объясняет суть разговора — петушок жалуется, что у него линяют крылья, ребенок ус­покаивает его, предлагает пить витамины.

Разговор с собакой.

Собака из-за ширмы начинает диалог: «Гав-гав-гав!», ребенок от­зывается с той же интонацией тревоги: «Гав-гав-гав!» Интонация уга­дана, поэтому собака выходит из-за ширмы. Ребенок и собака про­должают диалог. Ребенок сообщает, что собака тревожится из-за щенков, ее надо успокоить, помочь их кормить.

Игра «Подбери нужный тембр»

Дидактическая задача. Развивать тембровый слух; учить подбирать музыкальный инструмент в соответствии с характером героя.

Игровая задача. Подыграть артистам на концерте.

Игровые правила. Подыграть артисту так, чтобы ему понравилось, иначе он не захочет выступать.

Ход игры

Воспитатель сообщает детям, что звери решили устроить лесной концерт. Надо им помочь с аккомпанементом. Звери уже подготови­ли концертные номера. Ребята их послушают и подберут аккомпане­мент.

Первым выступает мишка. Он станцует медвежий танец. Ребенок, который вызывается быть аккомпаниатором, выбирает музыкальный инструмент и придумывает импровизацию, например, подыгрывает на трещотке.

146


Второй номер исполняет лиса. Она споет романсы. Ребенок-ак­компаниатор подыгрывает на выбранном им инструменте. Например, на металлофоне.

Воспитатель может одновременно сопровождать детскую инстру­ментальную импровизацию на фортепиано (баяне), чтобы добавить краску определенного регистра (для медведя играет в нижнем регис­тре, для лисы —в среднем и т.д.). Если ребенок ошибается в выборе сопровождения, то герой уходит за ширму.


 


Игра «Быстро—медленно»

Дидактическая задача. Учить детей различать метрическую пульса­цию долей.

Игровая задача. Пройти по улице, сопровождая свой шаг игрой на ложках.

Игровые правила. Пройти в такт музыке.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям прогуляться по улице. Раздает им ударные музыкальные инструменты (ложки). Дети должны идти под музыку тем шагом (подчеркивая его ударом — пульсацией ложек), ко­торый подскажет музыка. Звучит русская народная мелодия «Калин­ка», дети идут, ударяя ложками. На первую медленную часть —редкая пульсация (удары), на вторую быструю часть —частая пульсация.

Примечание. Педагог подобным образом может использовать и дру­гие музыкальные произведения двухчастной формы. Игровые задачи мо­гут меняться: пройти под редким дождем, пробежаться под частым дож­дем. Вариативным может быть также использование музыкальных инструментов: бубен—дождь, треугольник—капельки, цитра—море и т. д.

Игра «Передай ритм»

Дидактическая задача. Учить детей различать (определять и вос­производить) ритм.

Игровая задача. Возьми и передай ритм товарищу. Игровые правила. Передай ритм так, чтобы не ошибиться.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям поиграть в ритмы. Для этого ребята встают в хоровод. Выбирается ведущий, он встает в центр круга и идет в противоположную хороводу сторону. Дети поют запевку.

В хороводе мы идем, Мы идем.

147


Ритмы каждому найдем,

Мы найдем.

Будем ритмы отбивать,

Отбивать.

Будем ритмы различать,

Различать.

По окончании запевки хоровод останавливается, ведущий кланя­ется выбранному им ребенку и поет.

Ты прохлопай, Оля, Песенку свою, Песенку свою, Ты прохлопай — Я по ритму все пойму, За тобой я повторю.

Ведущий слушает ритм, который ему прохлопывает выбранный им ребенок и старается точно повторить предложенный Олей ритм. Ес­ли он повторяет без ошибок, то остается ведущим дальше. Если повторяет ритм с ошибками — то Оля становится новым ведущим. Иг­ра повторяется.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.