Развитие игровой деятельности: средняя группа. — М. : мозаика- синтез, 2016. - 160 С. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Развитие игровой деятельности: средняя группа. — М. : мозаика- синтез, 2016. - 160 С.

2022-09-01 27
Развитие игровой деятельности: средняя группа. — М. : мозаика- синтез, 2016. - 160 С. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СООТВЕТСТВУЕТ

ФГОС


Н. Ф. Губанова

РАЗВИТИЕ

ИГРОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Средняя группа

Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2016


ББК 74.100.58 УДК 373.2

Учебно-методический комплект к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

Губанова Наталья Федоровнакандидат педагогических наук, член-кор­ респондент МАНПО.

 

Губанова Н. Ф.

Советы родителям

• Ваш ребенок становится взрослее, его интересует все окружающее, он
не перестает задавать вопросы. Уважительно относитесь к его любознатель­
ности, отвечайте ему вниманием. Взрослый, умеющий ответить на любой
вопрос ребенка, возвышается в его глазах, становится для него непререкае­
мым авторитетом.

• Старайтесь как можно больше общаться с малышом. Делайте это не
формально, показывайте заинтересованность вашим разговором. Давайте ре­
бенку пищу для размышления, предлагайте идеи, требующие дальнейшего
развития —в игре, в рассуждении, в экспериментировании.

• Ваш малыш в этом возрасте особенно интересуется опытами, экпе-
риментами с предметами. Его волнуют разные вопросы: «Почему мяч по­
бывал в воде, но не промок?», «Почему асфальт летним вечером еще теп­
лый?», «Где пчелы берут мед?»—и многое другое. Ответы на детские
вопросы ищите в различных источниках информации: справочниках, эн­
циклопедиях, художественной литературе. Перерабатывайте полученные
сведения так, чтобы можно было ответить ясно и понятно, но не зани­
жайте уровень интеллектуальных возможностей своего ребенка, пусть он
испытает удовлетворение от усилий, приложенных к тому, чтобы понять
полученную от вас информацию.

• Больше читайте ребенку, сделайте совместное чтение домашней тради­
цией, специально отводите для этого время. Детям 4—5 лет по-прежнему нра­
вятся сказки, которые учат добру, смелым поступкам. Но особенно интерес­
ны ребятам сюжеты, в которых есть приключения, путешествия и, конечно,
герои, достойные подражания.

• Используйте возможность узнать, что заинтересовало вашего малыша
в рассказе, попросите его нарисовать свои впечатления об услышанном. По­
могите ребенку отобразить заинтересовавший его сюжет в игре. Поставьте
по знакомому сюжету домашний спектакль в виде игры, где роли скорее
«проживаются», чем репетируются. Пусть это будет спектакль «не на показ»,
а для души, то есть игра в полном смысле этого слова. Она захватит вас сво­
ей сиюминутностью ведь желание угасает достаточно быстро, и его надо вов­
ремя «схватить», провести игру на пике интереса, тогда и результат (то есть
пережитое чувство, состояние) будет ценнее.

• Отведите малышу специальный ящик или коробку для различного мате­
риала: оставшихся от старых конструкторов и игрушек колесиков, пластин,
кубиков, брусков, палочек, а также шишек, камешков, пуговиц. Все это при­
годится ребенку в игре, разбудит фантазию.

• Если вы видите, что ребенок, вдохновленный какими-то своими идея­
ми и эмоциями, занят игрой, постарайтесь не отвлекать его, попробуйте по­
наблюдать, в какие игры и как он играет. Если малыш играет с удовольстви­
ем, обустраивает игровое поле, то это значит, что его идеи в игре не иссякли;
если проигрывает один и тот же сюжет, а действия однообразны, то ему не­
обходима ваша помощь. Вовремя подскажите ребенку, какие могут быть ва­
рианты развития игрового сюжета, какие новые персонажи могут в нем ис­
пользоваться, и игра оживится.

8


• Рассказывайте ребенку о профессиях, читайте ему соответствующую ли­
тературу, показывайте профессию «в действии»: как дворник убирает двор,
как парикмахер общается с клиентом, как продавец взаимодействует с по­
купателем и др. Свои впечатления ребенок перенесет в игру. Дома поиграй­
те с ним на тему профессии, например, предложите малышу стать врачом,
а сами побудьте в роли пациента; главное — подтолкнуть малыша на роле­
вой диалог, научить его общаться в игре.

• Поощряйте совместные игры ребенка со сверстниками, так как имен­
но они способствуют развитию ролевых отношений в игре, умения распре­
делять роли, создавать общий замысед, вести ролевой диалог.

Примерная тематика и ролевое сопровождение сюжетно - ролевых игр - ситуаций

Игры в семью

• Совместный отдых.

• Встреча (проводы).

• Уборка.

• Ремонт квартиры.

• Приготовление подарков.

• Подготовка к празднику.

• Забота (о людях, о животных).

Роли. Мама, папа, дети, внуки, бабушка, дедушка, сестры, братья, соседи, друзья.

Игровые действия и поведение. Приезжать из командировки, прихо­дить с работы; встречать и провожать гостей; готовиться к празднику (подарки, сюрпризы, программа концерта); убирать квартиру (мыть пол и окна, протирать мебель, мыть игрушки, вешать занавески, стирать вещи, пылесосить, чистить и выбивать ковры); ремонтировать кварти­ру (штукатурить стены, красить пол, стены и потолки, стелить пол, кле­ить обои, стеклить окна); готовить еду, вызывать врача для членов семьи, лечить домашних животных, собирать посылки к празднику.

Игры в магазин

• Булочная-кондитерская (хлебный отдел, магазин).

• Овощной магазин (отдел, палатка), «Овощи-фрукты».

• Мясной, колбасный магазин (отдел, палатка).

• Рыбный магазин (отдел, палатка).

• Молочный магазин (отдел, палатка)

• Гастроном (продовольственный магазин).

 

• Бочка (палатка) с квасом.

• Супермаркет.

• Магазин одежды.

• Обувной магазин.

• Мебельный магазин.

• Магазин посуды.

 

• Магазин бытовой техники.

• Спортивный магазин.

• Магазин «Турист».

• Книжный магазин.

• Магазин музыкальных инструментов.

• Газетный киоск.

 

• В магазине (торговый зал; у кассы; оформление витрины).

• Склад.

• Рынок.

Роли. Продавец, покупатель, грузчик, шофер, кладовщик, адми­нистратор, директор, контролер, охранник.

10


Игровые действия и поведение. Охранять, грузить, привозить, выг­ружать, проверять, раскладывать, отсчитывать, расфасовывать и взве­шивать товар; выписывать чек, квитанцию; оформлять витрину; по­купать товар; узнавать цену, вешать ярлык; отсчитывать деньги; предлагать, рекламировать, показывать товар; вступать в диалог с про­давцом (покупателем); договариваться о покупке.

Игры в больницу

• Больница (работа больничных отделений).

• Поликлиника (кабинет врача; процедурный кабинет; физи­
отерапевтический кабинет; регистратура; вызов на дом).

• Травмопункт.

• Аптека.

• Ветеринарная клиника.

Роли. Врач (доктор); ветеринар; больной (пациент), медсестра, ап­текарь (фармацевт, продавец), регистратор.

Игровые действия и поведение. Осматривать больного (слушать, ста­вить градусник, осматривать больное место); лечить; назначать лече­ние и отпускать процедуры, лекарства, делать уколы, прививки.

Игры в мастерскую

• Ателье по пошиву и ремонту одежды.

• Ателье по пошиву и ремонту обуви.

• Дом моделей.

• Фотоателье.

• Ателье «Мебель на заказ».

• Мастерская по мелкому ремонту (замков, ключей, зонтов, су­
мок и др.).

• Мастерская по изготовлению инструментов и приспособлений
(ключей, замков).

• Мастерская по ремонту машин, бытовой техники и механизмов
(телевизоров, холодильников, электроплит, утюгов).

Роли. Мастер, клиент, приемщик, швея, столяр, плотник, инже­нер, модельер, модель.

Игровые действия и поведение. Привозить в ремонт, ремонтировать товар; шить, изготавливать на заказ; измерять, кроить, сметывать, при­мерять, подгонять изделие по размеру; выдавать гарантийный талон, чек, квитанцию; фотографировать клиента; демонстрировать одежду и обувь; предъявлять готовую вещь.

11


Игры в парикмахерскую

• Парикмахерская (мытье, окрашивание, завивка, укладка волос;
стрижка; прическа; маникюр).

• Салон красоты (макияж, фитобар, солярий, маски и ванночки,

прически, стрижки, маникюр).

• Салон косметики (магазин).

Роли. Мастер (парикмахер, мастер по маникюру, массажист, кос­метолог), продавец, бармен, клиент, покупатель, администратор.

Игровые действия и поведение. Оформлять заказ; отпускать услуги (стрижка, маникюр, массаж и пр.): мыть голову шампунем, стричь, за­вивать, красить волосы, делать прическу, покрывать волосы лаком, кра­сить ногти лаком, делать массаж, выбирать новое средство для волос (ногтей, кожи лица, рук), составлять фитококтейли (коктейли из трав).

Игры в почту

• Почтовые услуги.

• Услуги сберкассы.

Роли. Почтальон, кассир, телеграфист, грузчик, шофер, рабочий.

Игровые действия и поведение. Писать, относить на почту и по­лучать письма, телеграммы; готовить и отправлять посылки и бан­дероли; покупать или выписывать газеты, журналы; загружать, разг­ружать, привозить, отвозить, сортировать, раскладывать почту; пробивать, выписывать и оплачивать чеки, квитанции, заполнять блан­ки в сберкассе и на почте; телеграфировать, звонить и сообщать о срочной доставке.

Игры в детский сад

• Занятия с воспитателями (музыкальными руководителями, педа­
гогами по физкультуре и др.).

• Труд в детском саду и на участке.

• Прогулки (игры, наблюдения, экскурсии).

• На стадионе.

• В бассейне.

• В живом уголке.

• В музее и на выставке в детском саду.

• В театральной комнате.

Роли. Воспитатель, воспитанник, музыкальный руководитель, педа­гог по физкультуре, артист, зритель, пловец, спортсмен, экскурсовод.

12


Игровые действия и поведение. Проводить занятия и развлечения; учить трудиться на участке и в игровых комнатах; учить правильно­му поведению в музее и в театре; проводить экскурсии; организовы­вать игры; выступать перед зрителями; готовить сцену к выступле­нию; мастерить поделки для праздника; ухаживать за животными и птицами в живом уголке.

Игры в семью

На тему игр в семью можно предложить три блока игр-ситуаций «Наш дедушка —строитель», «Наши дружные соседи» и «Поездка в зоопарк» со всеми входящими в них видами работы, как предвари­тельной, так и основной (дидактические игры, творческие рассказы, экскурсии, чтение художественной литературы и собственно сюжет-но-ролевые игры).

Блок 1. Игра-ситуация «Наш дедушка—строитель»

Предварительная работа. На эту тему могут возникнуть несколько замыслов, которые потом воплотятся в конкретных сюжетах. Воспи­татель в течение всего пребывания детей в детском саду постоянно рассказывает детям о семье, о том, что такое семейные традиции, как в дружной семье относятся к старшим и младшим, как надо помогать взрослым, слушать их, стараться не огорчать, заботится об их здоровье. В таких беседах педагог всегда подчеркивает уважительное отношение к взрослым, рассказывает об их профессиях, о трудностях на работе, приучает к пониманию роли труда и отдыха в жизни людей.

Во время подготовительной работы воспитатель показывает детям сюжетные картинки, на которых изображены ситуации семейного от­дыха и работы по дому, спрашивает, есть ли у детей дедушки и ба­бушки и выясняет, что ребята делают, когда с ними встречаются. За­тем вводит в беседу придуманный им рассказ о соседском мальчике.

Игра «Давайте знакомиться».

1-й ребенок.

В новом доме мы живем, У аптеки, за углом.

2-й ребенок.

Дом на улице Отважной, Блочный дом, многоэтажный.

3-й ребенок.

Сто квартир в нем или двести, Светят лампочки в подъезде.

4-й ребенок.

Новоселы приезжают, Новоселье отмечают.

5-й ребенок.

Познакомиться хотим,

В двери целый день звоним:

6-й ребенок.

Мы — соседи, в гости ждем Всей семьею, вчетвером!

7-й ребенок. Я —Иван.

17


8-й ребенок. Ая-Сергей. 9-й ребенок. Я —Кузьма. 10-й ребенок. Ая-Андрей. 11-й ребенок.

Приходите в гости к нам, Будем рады мы гостям!

Воспитатель может провести дидактическую игру «Что нужно для ремонта?», в которой предлагает детям помочь Незнайке выбрать все, что нужно для ремонта квартиры — отобрать картинки с изображени­ем необходимых предметов (обои, клей, краски, доски).

Затем можно пойти на экскурсию в район новостроек, в магазин мебели, в магазин, где продают обои (или попросить родителей сво­дить детей в подобные места). На экскурсии понаблюдать за работой крана, за состоянием стройки и порассуждать о том, что уже постро­ено, что надо достраивать, что в результате может получиться, для ко­го строится объект. В мебельном магазине можно показать детям об­разцы мебели, поспрашивать, для чего нужна та или иная мебель, как ее правильно выбрать.

Для создания более полной картины вселения жильцов в новый дом воспитатель может дополнить впечатления детей придуманным им рассказом, который может рассказать после проведенной экскурсии.

Медведь

Вот мишка, бурый медведь. Идет вперевалочку, косолапит. Он кажется неповоротливым, медлительным. На самом деле медведь очень проворен, мо­жет быстро бегать на четвереньках. Посмотрите, какая на нем мохнатая шку­ра. Она спасает его от жары и от холода. Медведь живет в лесу. Он — боль­шой любитель меда. Не страшны ему дикие пчелы, он смело залезает мохнатой лапой в улей и забирает мед. Ох, как вкусно!

А еще он любит малину, добывает лягушек, червяков и жуков, ловит рыбу.

Целое лето медведь ест, накапливает жир. На всю зиму ложится спать в берлогу и спит до самой весны.

Во время подготовки к игре можно провести занятия по рисова­нию, лепке на тему обитателей зоопарка, предложить ребятам сделать выставку рисунков и лепных фигурок «Наш зоопарк».

Рассказы будут интереснее, если сопровождать их стихами С. Мар­шака «Детки в клетке». Можно прочитать детям художественные про­изведения про животных, их повадки и условия обитания, энцикло­педическую литературу на тему «Что ты знаешь о животных?».

Воспитатель может разнообразить представления детей специаль­но придуманными им рассказами.

Игра «Медведь и пчелы»

Дети выполняют действия в соответствии с текстом стихотворения.

Вышел мишка из берлоги, (Медведь выходит вперевалочку.)

Вперевалочку спешит,

Вдруг увидел, у дороги

Дуб развесистый стоит.

Заглянул в дупло несмело, (Заглядывает в дупло, берет мед.)

Зачерпнул душистый мед,

Рассердились в улье пчелы, (Пчелы недовольно летают возле медведя.)

Что у них украли мед.

—Зум-зум-зум — летят, гудят, (Летят за медведем, медведь убегает.)

—Зум-зум-зум — догнать хотят.

Основная работа. Затем воспитатель может провести сюжетно-ро-левую игру в поездку в зоопарк.

Игры в магазин

На тему игр в магазин можно предложить блок игр-ситуаций «Делаем покупки», включающий различные виды предварительной и основной работы.

28


Блок 1. Игра-ситуация «Делаем покупки»

Предварительная работа. Воспитатель знакомит детей со специали­зированными магазинами: продовольственными (гастроном, хлеб, бу­лочная, кондитерская и др.) и промтоварными (одежда, обувь, быто­вая техника, спорттовары и др.). Педагог проводит дидактические игры «Определи, какой магазин?», «Кто что любит?», «Что надевать?» и др.

В дидактической игре «Кто на чем играет?» надо «купить» музы­кальные инструменты и «сыграть» на них в оркестре; дети, покупая инструменты, находят карточки и накладывают их на большой карте в соответствии с купленным инструментом. Затем дети могут изобра­зить игру на том или ином музыкальном инструменте.

Вместе с воспитателем дети могут изготовить предметную среду для игры в магазин или' киоск: муляжи продуктов (колбасу, баранки, фрукты, овощи и др.), прилавки, кассу, весы, компьютеры, товар, те­лежки, газеты и журналы.

Воспитатель может прочитать детям стихотворения и рассказы про магазин, торговлю товарами (Ю. Тувим «Овощи»).

Основная работа. Педагог вовлекает детей в сюжетно-ролевую игру.

Игры в больницу

На тему игр в больницу можно предложить блок игр-ситуаций «Больничный кабинет», включающий различные виды предварительной и основной работы.

32


 

Игра-ситуация «Больничный кабинет»

Предварительная работа. Воспитатель ближе знакомит детей с рабо­той различных кабинетов в больнице и поликлинике. Возникновению интереса к сюжетно ролевой игре способствует чтение художественной литературы по теме («Мой мишка» 3. Александровой; А. Крылов «Забо­лел петух ангиной»). Воспитатель проводит с детьми экскурсии в меди­цинский кабинет детского сада и просит родителей рассказывать детям о работе медиков при посещении поликлиники или больницы, так, что­бы сформировать положительное отношение к врачам и медсестрам, по­нимание ответственности работников этой профессии за жизнь людей.

Педагог проводит дидактические игры на тему больницы: «В каком кабинете работает врач?», «К какому врачу нужно обратиться мишке?».

Можно организовать выставку рисунков детей на тему лечения зве­рушек у Айболита.

Воспитатель учит детей заранее готовить предметно-игровую сре­ду: кубики, бруски, шарики, флакончики, трубочки, молоточки, шир­мы, кушетки, аптечки.

Хорошую помощь в подготовке сюжетно-ролевой игры детей ока­жет придуманный воспитателем рассказ о посещении им ветеринар­ной клиники.

Игры в мастерскую

На тему игр в мастерскую можно предложить блок игр-ситуаций «Сдадим в починку», включающий различные виды предварительной и основной работы.

Блок 1. Игра-ситуация «Сдадим в починку»

Предварительная работа. Воспитатель, знакомя детей с работой мас­теров, рассказывает им о различных мастерских, которые специально открыты в городах и поселках для того, чтобы можно было изготавли­вать для людей всякие нужные вещи. Если у вас не исправен зонт, то можно обратиться в мастерскую по ремонту, и мастер устранит полом­ку. Если вы случайно потеряли ключ, то мастер изготовит точно такой же. Если вам хочется обновить старое платье, то швейный мастер смо­жет помочь: он пришьет к платью новый воротник, сделает красивые манжеты, и платье станет совсем другим, новым. Если вы решили по­дарить знакомым свою фотографию, то мастер-фотограф к вашим услу­гам. Он усадит вас в удобное кресло, направит яркий свет и сделает хо­рошее фото. Мастерские работают целый день, некоторые из них работают даже в выходные, чтобы клиентам было удобно. Мастера: модельеры, швеи, столяры, плотники, фотографы —все они работают для людей.

Воспитатель показывает картинки с изображением труда мастеров: как они изготавливают мебель, делают фотопортреты, чинят старые изделия, шьют новые.

Затем педагог может провести экскурсию в ремонтную мастерскую.

35


Игры в парикмахерскую

На тему игр в парикмахерскую можно предложить блок игр-ситу­аций «Салон красоты», включающий различные виды предварительной и основной работы.

37


Блок 1. Игра-ситуация «Салон красоты»

Предварительная работа. Воспитатель рассказывает детям о том, что каждый человек хочет выглядеть красиво, и для этого он может покрасить волосы в другой цвет, сделать прическу, маску для лица, ванночки для ног и для рук, маникюр и массаж. В парикмахерской все это сделать сразу бывает невозможно, поэтому люди придумали салоны красоты, в которых предлагается много разных услуг.

Еще с улицы видна реклама салона, на которой изображены кра­сивые девушки и юноши с модными стрижками. Войдя в салон, че­ловек становится его клиентом, которого надо обслуживать. Клиент может выбрать те услуги, которые ему необходимы. Если человек очень спешит и не может сегодня попасть на прием, то он может записать­ся к парикмахеру или массажисту.

Салон красоты работает с утра и до вечера, поэтому каждый же­лающий может попасть к мастеру в удобное для него время. Масте­ра салона — умелые работники, они отлично обслуживают клиентов, используют хорошие шампуни, бальзамы, маски и кремы, поэтому клиенты любят посещать салон красоты. Мастер-парикмахер усажи­вает клиента в удобное кресло и становится рядом. Он осматривает волосы посетителя и предлагает сделать модную прическу.

В салоне красоты клиент может посетить массажный кабинет, со­лярий, фитокабинет. Администратор запишет в журнале, в какое вре­мя клиенту следует приходить на процедуры. Если клиент опаздыва­ет, то он звонит в салон и предупреждает о том, что не может прийти в назначенное время, и его записывают на другой день. В парикма­херских и салонах красоты постоянно расширяется перечень услуг, и это привлекает клиентов.

В подготовительный к игре период воспитатель знакомит детей с работой парикмахера, массажиста, рассказывает о работе фитобара, солярия, для этого показывает картинки на данную тему, проводит дидактические и творческие игры, рассказывает придуманные исто­рии.

Экскурсия в парикмахерскую

Воспитатель приглашает детей на экскурсию в парикмахерскую — посмотреть на работу парикмахера. Обращает внимание ребят на вы­вески, таблички, рекламные плакаты, которые дают информацию об оказываемых в парикмахерской услугах. Далее поясняет происходящее внутри, в помещении. Обращает внимание на уютные холлы, в кото­рых ожидают своей очереди клиенты парикмахерской, расположив­шись на диванчиках и стульях. Дети видят, что в холле можно пос­мотреть журналы с фотографиями модных стрижек и причесок. Важно обратить внимание детей на то, как парикмахер расспрашивает кли­ентов о желанной прическе, как использует шампуни, лаки, краски; как клиент расплачивается в кассе за предоставленные услуги.

Основная работа. Воспитатель организует игру в парикмахерскую, в которой отразится приобретенный детьми жизненный опыт.

Игры в почту

На тему игр в почту можно предложить блок игр-ситуаций «Как работает почта?», включающий различные виды предварительной и основной работы.

Блок 1. Игра-ситуация «Как работает почта?»

Предварительная работа. Воспитатель рассказывает о том, что поч­та нужна людям для того, чтобы можно было связаться с другими

41


людьми, поздравить открыткой или телеграммой родных и знакомых с праздником или днем рождения, рассказать в письме о своей семье, отправить деловое письмо на предприятие (на фабрику, на завод, в офис). Существуют разные виды связи: телефон, телеграф, почта, радио, Ин­тернет. Все виды этой связи могут быть на почте: посетители разго­варивают по телефону с людьми из других городов; телеграфисты те­леграфируют, отправляют телеграммы; почтальоны отбирают посылки, письма и бандероли; операторы связываются через Интернет с база­ми почтовых данных. На почте посетителям предоставляют и другие услуги: можно заплатить за квартиру по квитанции, купить или вы­писать газеты и журналы. Часто на почте продают различные сопут­ствующие товары, открытки, конверты, книги, делают ксерокопии до­кументов. Почтовые работники стараются обслужить всех клиентов, проверяют оформление писем, телеграмм, документов, бланков. На почте работники сортируют принятую корреспонденцию, потом по­езда или самолеты доставляют почту в разные уголки нашей страны, которую а разнесут ее по домам.

Воспитатель показывает детям картинки, фильмы, читает художе­ственную литературу по теме, проводит дидактические и творческие игры, рассказывает придуманные истории.

Игры в детский сад

На тему игр в детский сад можно предложить блок игр-ситуаций «Занятия в детском саду», включающий различные виды предварительной и основной работы.

Блок 1. Игра-ситуация «Занятия в детском саду»

Предварительная работа. Воспитатель за время пребывания детей в детском саду показывает им труд сотрудников (воспитателей, поваров, прачек, заведующей, няни, методиста, уборщиц, дворников, кастелян­ши, музыкального руководителя и др.) в режимные моменты свободно- го общения детей, на специальных экскурсиях, целевых прогулках и наб- людениях. На последующих занятиях с детьми воспитатель должен использовать эти полученные впечатления и знания. Так, после экскур­сии на кухню воспитатель, используя настоящие продукты, может по­казать, как готовят пирожки. Постепенно ребята начинают яснее преде-  тавлять себе работу персонала, режим дня и воспитательный процесс в детском саду: как воспитатель утром встречает детей, приходящих с ро­дителями из дома, как проводятся занятия, как накрывают столы к при­ему пищи, чем можно заниматься на прогулке, как проводятся празд­ники и развлечения, как дети играют, рисуют и лепят в свободные вечерние часы и встречают родителей, как воспитатели беседуют с родителями по поводу воспитания детей, и многое другое — все это часто становит­ся содержанием самодеятельной сюжетно-ролевой игры детей.

Воспитатель, наблюдая игры детей в детский сад, сможет убедить­ся в том, как дети воспринимают обстановку детского учреждения, что им интересно и что им не нравится. Обо всем этом скажет сю-жетно-ролевая игра.

Для побуждения к игре в детский сад воспитатель может предло­жить детям вспомнить, куда они недавно ходили (например, в пра­чечную), и предложить игру, показав игрушечную стиральную машин­ку и место для прачечной. Общаясь с родителями, воспитатель в присутствии ребенка старается рассказывать о том, что интересно­го произошло за день, стараясь подчеркнуть успехи малыша, втянуть его в разговор взрослых, предложить высказать мнение по поводу экс­курсии или развлечения.

46


Побудить детей к игре в детский сад помогут стихи, рассказы и раз­ные придуманные истории про детей в детском саду, а также инсце­нировки и дидактические игры.

Сценарии игр - ситуаций

Сентябрь

Игра-ситуация «Детский сад встречает малышей»

Программное содержание. Продолжать развивать интерес к театра­лизованной игре; активизировать слуховое восприятие; учить ребят на­зывать друг друга по именам, называть взрослых по имени и отчеству.

Материалы. Игрушки (куклы, мишки, зайцы и др.); коляски для иг­рушек; посуда и муляжи подкутов для сервировки кукольного стола,

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Сюжетно-роле-вая игра, музыка, развитие речи.

Ход игры

Воспитатель начинает игровую ситуацию, обращаясь к сидящей за столиком кукле: «Дочка, вот и кончилось лето, пора тебе снова идти

52

 


 


в детский сад». Затем спрашивает у детей, поведет ли кто-нибудь из них своих деток-кукол в детский сад.

Воспитатель предлагает одеть кукол потеплее, так как утром еще прохладно. Дети берут кукол (мишек, зайцев) на руки (или кладут в коляски, ведут за руки) и приводят в «детский сад».

Воспитатель. Здравствуйте. Я —Ольга Петровна, воспитатель. Уважаемые мамы, как зовут ваших дочек?

Дети поочереди представляют своих кукол: «Это — дочка Лена. Она пришла в среднюю группу», «Это —дочка Таня. Она будет ходить в младшую группу».

Воспитатель. Вы уже познакомились с моим помощником? (По­казывает на стоящую рядом девочку.) Помощника воспитателя зовут... (Ребенок в роли помощника воспитателя называет свое имя: Татьяна Григорьевна). (Обращается к кукле.) Катя, поздоровайся с Татьяной Григорьевной.

Далее все дети, здороваясь, называют помощника воспитателя по имени и отчеству. Воспитатель вовлекает девочку — «помощника вос­питателя» в диалог, содержание которого поможет ребятам скорее ос­воиться в атмосфере группы.

Воспитатель. Скоро у нас обед. Татьяна Григорьевна, кто у нас дежурные?

Помощник воспитателя (побуждаемый воспитателем, выби-рает дежурных из стоящих рядом детей). Вот они.

Воспитатель. Дежурные, слушайте, пожалуйста, Татьяну Гри­горьевну, она скажет, что надо делать. Сначала, наверное, надо надеть косынки и фартуки?

Дети продолжают проигрывать ситуацию подготовки к обеду: сер­вируют стол, помогают раскладывать хлеб и т.д. Воспитатель и девоч­ка—«помощница воспитателя» хвалят дежурных. Затем педагог пред­лагает устроить танцевальную паузу. Дети танцуют с игрушками.

Игра-разминка «Помощники».

Роли: дед Иван, баба Тоня, внучек, внучка, щенок Тузик.

Дети и дед Иван (дети поют, дед Иван выходит с коробкой гвоздей).

Как-то старый дед Иван Починить решил диван,


55


Взял он гвозди и пошел, Сзади внучек подошел:


Внучек.


— Я сумею починить, Гвозди я сумею вбить. Стук-стук да постук, Гвозди я сумею вбить.


(Имитирует удары молотком.) Дети и дед Иван.

Стук-стук да постук, Гвозди он сумеет вбить.

(Имитируют удары молотком.)

Дети и баба Тоня.

Баба Тоня по пути Двор решила подмести. Взяв метлу, к крыльцу пошла, Сзади внучка подошла.

Внучка.

— Дай, бабуля, мне метлу, Двор я быстро подмету! Эх, раз, еще раз! Чистый двор теперь у нас!

(Имитирует движения метлой.) Дети и баба Тоня.

Эх, раз, еще раз!

Чистый двор теперь у нас!

(Имитируют движения метлой.) Дети и Тузик.

Тузик с мячиком играл, Только в лужу мяч упал. — Гав-гав, как тут быть? Надо мяч и нос отмыть.

(Тузик играет в мяч.)

Внучек и Внучка (имитируют купание щенка).

Моем ушки, моем нос, Моем лапки, моем хвост. Чистым стал щенок опять, Снова может он гулять.


Дети.


Чистым стал щенок опять, Снова может он гулять.


56


(Хлопают в ладоши)

Примечание. Игру-разминку можно проводить в кругу.

Игра-ситуация «Лесная парикмахерская»

Программное содержание. Вовлекать в игровую ситуацию, побуж­дать к импровизации в диалоге; вызывать у детей эмоции во время проигрывания ролей и отражать их в мимике, жестах и позах.

Материалы. Расческа, ножницы и другие парикмахерские принад­лежности; шапочки зверей (кукушка, дятел, заяц, енот, чечетки, кро­ты); халат для парикмахера.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Сюжетно-роле-вая игра, ознакомление с окружающим, развитие речи.

Ход игры

Воспитатель приносит ножницы и расческу и спрашивает у детей, для чего нужны эти предметы. Приглашает ребят поиграть в парик­махерскую, но не простую, а лесную. Дети выбирают заранее приго­товленные педагогом шапочки зверей и надевают их. Далее игра про­водится по подобию сюжетно-ролевой игры, в которой главным является не заучивание роли, а выразительность воплощения в ней. Воспитатель, в зависимости от уровня развития игровых умений де­тей, включается в игру в главной или в дополнительной роли. При­ведем примерные диалоги.

Диалог 1.

Дятел-парикмахер. Уважаемая кукушка, какую прическу вам сделать?

Кукушка-клиент. Мне нужна красивая прическа. Вы сможете ее сделать?

Дятел-парикмахер. Конечно, смогу. Я много лет делаю раз­ные прически. Вам челку оставлять?

Кукушка-клиент. Да, оставлять. Еще побрызгайте лаком.

Дятел-парикмахер. Так красиво?

Кукушка-клиент. Да, спасибо. До свидания.

Диалог 2.

Заяц-клиент (парикмахеру). Здравствуйте, я хочу, чтобы вы ме­ня постригли.

Енот-парикмахер. Пожалуйста, садитесь в кресло. Стрижку де­лать короткую или не очень?

Заяц-клиент. Лучше не слишком короткую.

Енот-парикмахер. А шерстку красить? В какой цвет?

Заяц-клиент. В серый. Выберите, пожалуйста, только самую кра­сивую краску.

57


Затем воспитатель приглашает детей поиграть. Проводится игра с движением.

Рассказ 1

Вот это питон. (Питона изображает толстая веревка.) Он живет в воде, Любит греться на солнышке, когда вылезает из воды, вот так. Вот тут у не­го бассейн. Он плавает вот так.

Рассказ 2

Тут живет обезьянка. (Обезьяна — игрушка.) Она любит скакать по де­ревьям. Вот так. Я приготовлю ей фрукты. И буду ей кидать. Вот так.

Педагог сообщает детям, что сегодня все животные ушли в те­нек, потому что на улице слишком яркое солнце. Их трудно разли­чить, поэтому когда кто-то из зверей выходит из тени, то его надо

угадать.

Воспитатель.

Закачалась вдруг лиана, Кто же там — не знаем, Это в гуще —... (обезьяна) За нами наблюдает.

(Воспитатель выставляет игрушечную обезьянку.)

Рев ужасный раздается У реки под кручей, То свирепый... (тигр) крадется, Чувствует добычу.

(Выставляет игрушечного тигра.)

Распушил среди витрин Свой чудесный хвост... (павлин). Он сюда приходит, братцы, Отраженьем любоваться.

(Выставляет игрушечного павлина.)

60


 

 


Воспитатель предлагает сочинить сказку про этих животных. Де­ти берут игрушки и с помощью взрослого разыгрывают сюжет. Пред­лагаем примерный сюжет-импровизацию.

Ведущий. Жила-была обезьяна. Она качалась на ветках и ни о чем не думала. (Игрушка обезьяна раскачивается на воображаемых ветках.) Вдруг она услышала какой-то шум. Это был...

1-й ребенок. Тигр. (Ведет игрушку.)

Ведущий. Он шел и облизывался (показывает), потому что он хотел...

2-й ребенок. Есть.

Ведущий. Обезьяна не боялась тигра, потому что...

3-й ребенок. Была высоко на дереве.

Ведущий. Тогда тигр придумал, как выманить обезьяну спустить­ся пониже. Как?

4-й ребенок. Он дал ей банан.

Ведущий. Он положил банан у самого дерева. Тогда обезьяна...

5-й ребенок. Схватила банан, а тигр за ней.

Ведущий. Но обезьяна была очень ловкой, она быстро схватила банан, раз! —и уже наверху. Обезьяна крикнула тигру...

6-й ребенок. «Я тебя обманула!»

Ведущий. А тигр ответил...

7-й ребенок. «В следующий раз попадешься!»

Ведущий. Так обезьяна перехитрила тигра.

Октябрь

Игра-ситуация «Какая погода лучше?»

Программное содержание. Учить детей эмоционально, двигатель-но отзываться на словесный и музыкальный образы; чувствовать от­тенки настроения и выражать это чувство словами; внимательно слушать сказку и следить за развитием сюжета; беседовать по со­держанию сказки и показывать ее в театре картинок (в настольном театре).

Материалы. Зонт, картинки для сказки «Какая погода лучше?».

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, разви­тие речи, ознакомление с окружающим.

Ход игры

Воспитатель подводит детей к окну и беседует с ними о погоде (холодный*день или теплый; хмуро или солнечно; ветрено или тихо). Затем предлагает поиграть в «разную погоду»: отгадать настроение по­годы в игре поможет музыка. Дети сидят «в домиках» (за стульчика-

61


ми) и, слушая музыку, угадывают погоду на улице. Педагог включает музыкальные отрывки по своему усмотрению. Это могут быть следу­ющие произведения: Д. Кабалевский «Грустный дождик»; Э. Григ «Та! нец эльфов»; Р. Шуман «Зима»; русская народная мелодия «Ах вы, се-1 ни» и другие. Дети импровизируют на заданный музыкальный образ: прыгают через лужи, прячутся под зонтом, бегают по лужайке, укры­ваются от ветра, спокойно гуляют. К музыкальному образу воспита­тель может добавить словесный образ.

Под дождем

Снова спозаранку дождь, дождь. Мокрые полянки — дождь, дождь. Тучи нависают — кап, кап, Грустен стук трамвая — тук, так.

Под солнышком

Весело запели птицы в вышине, Слышен колокольчик где-то вдалеке. Перезвон трамваев, перестук колес, Песенку про солнышко ветер нам донес.

Ветрено

Сильный ветер налетел, Словно все смести хотел. Закачались клены, ивы, И березы, и рябины Наклонились до земли, Травы низко полегли. Ветер буйный расшалился, За пригорочком укрылся, А потом взметнулся ввысь: — Прочь с дороги, берегись!

Под зонтом

Мы укрылись под зонтом,

Лужи нипочем,

Не спеша домой идем,

Песенку поем.

Дождь не страшен нам с тобой,


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.236 с.