II .1Журнал «Вокруг света» и его особенности — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

II .1Журнал «Вокруг света» и его особенности

2022-09-01 49
II .1Журнал «Вокруг света» и его особенности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Журнал «Вокруг Света» - это один из первых журналов в России, выходящий и по сей день. Первый номер журнала вышел в Санкт-Петербурге в 1861 году практически за 30 лет до основания National Geographic, таким образом «Вокруг Света» является первым в мире журналом на познавательную тематику.

За время своего существования журнал сменил несколько издателей и прошел несколько этапов от географического и туристического журнала к познавательному изданию, охватывающему широкий круг тем, то есть к журналу-травелогу как типу издания, способному конкурировать с GEO или National Geographic, которые также активно осваивают российское медиапространство.

«Вокруг Света» пишет о мире вокруг нас, путешествиях и открытиях. В нем публикуются новые взгляды на известные исторические события, рассказы о знаменитых людях и их судьбах, информацию о новых научных открытиях и технических достижениях. Большую часть номера составляют собственные материалы, то есть репартажи подготовленные специально для журнала.

В настоящее время тираж «Вокруг Света» в России составляет 250 тыс. экземпляров – что является самым большим тиражом среди познавательных журналов о путешествиях. Таким образом, несмотря на приход на рынок иностранных журналов, «Вокруг Света» удается удерживать лидерство.

Кроме того, он издается по лицензии местными издателями на Украине и в Казахстане (на русском языке) и в Болгарии (на болгарском), что свидетельствует о попытке глобализации издания.

Тематикой статей являются география, путешествия, этнография, биология, астрономия, окрытия медицины, культура, история, биографии.

Кроме журнала "Вокруг света" Издательство “Вокруг света” издает альманах "Полдень. XXI век", путеводители "Вокруг Света" и специальные издания "Вокруг Света"

С 1961 года к журналу "Вокруг Света" издавалось литературное приложение "Искатель", в котором публиковались приключенческие и фантастические произведения. Среди публиковавшихся авторов (в порядке появления на страницах приложения) Р.Брэдбери, Ф.Азимов, А.Кларк, К.Булычев, С.Льюис, С.Лем и др. авторы.[18]

Пережив тяжелые времени 1990-х годов, когда финансирование журнала резко сократилось, как и платежеспобоность населения, раскол редакции и неясность собственных перспектив, журнал долгое время находился в поиске своего собственного пути. В 2009 году на должность главного редактора был приглашен создатель журнала “Итоги” Сергей Пархоменко. В интервью интернет-порталу Slon.ru, Сергей Васильев (гендиректор группы компаний «Видео Интернешнл” и владелец «Вокруг Света») рассказал о смене имиджа журнала, подчеркнув также, что прибыльность “Вокруг света” не стоит для него в приоритете.

– Раз вы пригласили фигуру такого масштаба, как Сергей Пархоменко, на должность главного редактора, значит, журнал ждут серьезные перемены?

– Да, хотелось бы перемен. Нет смысла приглашать такого человека, как Сергей, если не рассчитывать на то, что он всерьез многое поменяет.

– Что вас сейчас не устраивает в журнале?

– Меня не устраивает некий образ... К сожалению, в русском языке правильной формулировки я пока не нашел – в английском это описывается понятием old fashion. При этом прямой перевод – «старомодный» – не совсем точный. Потому что old fashion – это не просто старомодный, а, скорее, патриархально-старомодный. Что не значит – плохой, но такой имидж журнала меня не устраивает.

Недавно был очень интересный прецедент. У меня есть близкий товарищ, с которым мы много лет общаемся, ездим вместе в путешествия, у нас с ним масса общих интересов. Он идеальный представитель целевой аудитории, за которую сегодня все «убиваются». Ему 36 – 37 лет, он богатый, активный, хорошо образованный, языки знает.

Я знал, что он не читает журнал, но никогда его об этом не спрашивал, как-то всегда было неудобно – ну, не читает человек и не читает, хотя в душе было как-то обидно, потому что вот для таких же и делаем. А тут, захожу недавно в свою приемную в «Видео Интернешнл» – он стоит и листает «Вокруг света», и говорит совершенно поразившие меня слова: «Слушай, Серега, это же так интересно! Я вот случайно взял, пока тебя ждал».

Почему так? Думаю, все дело именно в этом самом old fashion style, old fashion image, образе, который складывается из колоссального количества вещей, начиная от обложки, макета, заканчивая какими-то неуловимыми для непрофессионального глаза деталями в расстановке иллюстраций, шрифтов и так далее. Он отталкивает огромную потенциальную аудиторию, которая невероятно нужна и важна для любого средства массовой информации. Есть такой колоссальный ресурс для роста и развития, связанный просто с несовершенством образа, причем эта проблема является психологической. Самое тяжелое, с чем придется бороться, – с устойчивыми ассоциациями, которые у людей в головах сформировались.

А второе – бороться за реальное качество, потому что, понятно, что журнал (обложка, макет и т.д.) несовременен, он не отвечает тому уровню требований, который сегодня предъявляет потребитель к такого рода продукции.

Поэтому, с одной стороны, я невероятно доволен – не просто удовлетворен, а доволен – тем, что было сделано за предыдущие годы, а с другой, я понимаю, что эта модель себя уже исчерпала и нужен следующий качественный шаг. Главное, чего я жду от Пархоменко, – перехода журнала в другое качественное состояние. "[19]

Журнал действительно меняет образ. Прежде всего, изменяется подача материала – статьи о путешествиях выполняются в жанре репортаж, который является основным методом работы в современных журналах о путешествиях. Репортаж необоходим, чтобы создать «эффект присутствия» - читатель должен мысленно «увидеть» все своими глазами. Кроме того, посколько современные условия требуют того, чтобы автор «знал» о чем пишет – материалы создаются только автором побывавшим в том месте, о котором он пишет – увеличивается достовенность.

Вот как пишет о жанре репортаж Тертычный:

«Задача любого репортера заключается прежде всего в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортера), т.е. создать «эффект присутствия». А это становится в наибольшей мере возможным только в том случае, если журналист будет рассказывать о предметных ситуациях, событиях (и лучше всего – быстро развивающихся).

Для репортера важно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя того, о чем идет речь в тексте. Это возможно осуществить разными путями. Наиболее часто данная цель достигается двумя способами. Первый – изложение динамики события. В том случае, если отображаемое событие быстро развивается, автору остается только показать это развитие. Однако бывают события, ситуации, развитие которых протекает вяло, неопределенно, является довольно статичным. В этом случае автора может выручить «вывод на поверхность» события его внутренней динамики или изложение динамики авторских переживаний, вызванных его знакомством с событием. Репортаж роднит с некоторыми другими жанрами (особенно художественно-публицистическими) использование метода наглядного изображения действительности. Однако в репортаже наглядность несет чисто информативную функцию, функцию сообщения о вполне конкретном событии, происшествии и пр. А скажем, в очерке наглядное отображение преследует прежде всего цель обобщения, типизации. Наглядные детали в аналитических жанрах применяются для «украшения», «оживления» серьезных, а потому трудных для восприятия определенной части аудитории размышлений автора»[20].

Материалы журнала в определенной мере стали соответствовать современным стандартам журнала о путешествиях, составляя серьезную конкуренцию русским версиям GEO и NG.

Возьмем, к примеру, один из последних материалов журнала «Вокруг Света», под названием «Кое-что о пользе церквей», в котором достаточно точно соблюдены все параметры современного репортажа-травелога:

Все начинается с географического описание места, привлекшего внимание журналиста (имя которого не обозначается ввиду прецедентности самого типа текста):

«Поселение на месте будущей Жероны основали еще турдетаны - одно из древних иберийских племен, живших на территории Испании с эпохи неолита. Положение городища было выбрано весьма удачно, как раз на возвышенности при слиянии рек Оньяр и Тер».

Затем следует соответствующая историческая справка: «В город же селение превратили римляне, завоевавшие Испанию во II веке до н.э. В 75 году до н.э. на месте иберийского поселка легионеры построили крепость под названием Герунда, отсюда и «Жерона». Герунда защищала Виа Августу - стратегическую магистраль, ведущую из Рима в Тарракон - столицу провинции Тарраконская Испания».

Справка эффектно дополняется мифологической компонентой: «Впрочем, о происхождении называния «Жерона» есть и другая, более романтичная история. Будто бы в стародавние времена откуда-то с юга Испании явился трехголовый и трехтуловищный великан Герион (по- испански - Жерио). Как и полагается, он возжелал местную красавицу Пирену. Та взаимностью не ответила и сбежала в лес.

Тогда взбешенное чудовище подожгло лес, и Пирена погибла в огне. За гибель Пирены отомстил другой её воздыхатель - легендарный Геракл, забредший в эти края как раз в поисках коров Гериона, которых ему было приказано похитить. Великана Геракл убил, а над могилой красавицы насыпал огромную гору камней. Так появились Пиренеи. В свою очередь, память о Герионе увековечили трое его сыновей (кто их родил, история умалчивает) - они возвели на берегу реки Оньяр крепость и назвали её в честь отца».

Для репортажа необходимо личное присутствие на месте события или описания, а потому в тексте появляется сам автор:

«В Жерону я приехал на электричке из маленького курортного городка Санта-Сусанна на побережье Коста-Брава. Вокзал Жероны расположен в новой части города, за рекой Оньяр, поэтому, чтобы попасть в старые кварталы, мне нужно было найти мост. Но карты Жероны у меня с собой не было, и первое, что я сделал, - заблудился, отправившись в противоположную сторону.

Довольно скоро я заподозрил, что иду не туда. Зайдя во встретившуюся по пути церковь, я попытался объяснить смотрителям свою проблему. Смотрители английского не знали, но всё поняли и даже дали невесть откуда взявшуюся у них карту города, начертили, куда идти, и показали рукой. После этого заблудиться было уже невозможно. Через сорок минут неторопливой прогулки по современным кварталам я был на набережной Оньяр».

Теперь можно начать то, что попадает под категорию «личного узнавания» местности с вкраплением историко-топографических подробностей:

«Городской пейзаж стал интересней. К реке спускались постройки в стиле модерн, почти как в Барселоне. Большая часть из них была построена по проектам Рафаэля Maco (1880 - 1935), которого, соответственно, называют местным Гауди.

Через Оньяр в старые кварталы ведет несколько мостов. Самый интересный из них— Понт-де-лес-Пехатерьес-Вельес, сооруженный в 1877 году. Его построили по проекту знаменитого французского инженера Гюстава Эйфеля (1832 - 1923) - того самого, чья башня украшает Париж. Выглядит мост точь-в-точь как Эйфелева башня, положенная на бок: такие же стальные балки, переплетающиеся друг с другом. На фоне невысоких старых зданий выглядит все это весьма экстравагантно» (184).

Затем следует еще один переход в сферу местной мифологии:

«С рекой Оньяр связана ещё одна городская легенда, и тоже про чудище. Будто бы в ней живет кокойона - существо, похожее одновременно и на ящерицу, и на бабочку. Говорят, когда-то на берегу Оньяра стоял женский монастырь, обитательницы которого вели отнюдь не праведный образ жизни. Устава придерживалась лишь одна молодая послушница. Но сестры долго терпеть её не стали и посадили в подвал. Монашка прожила там много лет и от сырости превратилась в ящерицу.

Но поскольку её душа была непорочна, на её спине выросли крылья бабочки. Кокойона процарапала подземный ход и сбежала. Теперь в лунные ночи её можно увидеть под мостами Оньяра. Почему она плавает под ними, а не летает над - непонятно. Но отнесем моё недоумение на счет моего журналистского занудства...».

В материалах такого типа не обойтись без элементов этимологии, кулинарии и локальной геополитики:

«Начинаются старые кварталы Жероны, как и всех уважающих себя городов Каталонии, с Рамблы - высохшего русла реки, превращенного в главную улицу. Это слово каталонцы позаимствовали у мавров, оно так и переводится с арабского - «высохшая земля».

В Жероне Рамбла имеет особое имя - Рамбла-де-ла-Либертад. Это главное тусовочное место с самыми лучшими бутиками и модными ресторанчиками. Жеронцы и туристы едят здесь главный местный специалитет - хлеб с томатами. А по выходным на Рамбла-де-ла-Либертад открывается цветочная ярмарка.

Когда-то вдоль Рамблы шла городская стена, защищая город со стороны реки. Нов 1809 году её частично разрушили войска Наполеона (1769 - 1821). Сохранились лишь северный и восточный участки укрепления. Вообще, у Жероны с французами всегда были сложные отношения. Граница Франции и Испании находится всего в семидесяти километрах от города, и ни одно неприятельское войско просто не могло не пройти мимо него. Один только Наполеон штурмовал Жерону трижды. А в конце XVII - начале XVIII веков французы осаждали город каждые десять лет. С тех пор Жерону ещё называют «городом тысячи осад»»[21].

«Вокруг Света» много раз менял дизайн. Последний раз смена стиля обложки произошла в 2010 году. В этот раз использовался логотип 60-70 гг., таким образом подчеркивая сохранение традиций, но в то же время обновление.

Сложилась и современная рубрикация журнала, соответствующая поставленным перед изданием задачам и отличающаяся тематическим разнообразием.

Таблица - тематически е разделы журнала "Вокруг Света"

Автодром Зоосфера
Артефакт Люди и судьбы
Арсенал Медпрактикум
Археология Наука
Большое путешествие Планетарий
Великие путешественники Роза ветров
Вехи истории Спираль времени
Вопрос-ответ Столпы культуры
Дело вкуса Технопарад
Досье Феномен
Заповедники Хронограф
  Ярмарка идей

 

Проведенный анализ контента журнала «Вокруг света» позволил прийти к выводу о том, что цель исследованного журнала-травелога - освещение всех вопросов, связанных с описанием мира, флоры и фауны, новых географических и научных открытий, а также публикация материалов путешественников и писателей о планете Земля.


 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.