II .2 Журнал «GEO» и его место в российском информационном пространстве — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

II .2 Журнал «GEO» и его место в российском информационном пространстве

2022-09-01 45
II .2 Журнал «GEO» и его место в российском информационном пространстве 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

История одного из наиболее успешных глобальных медиапроектов последнего времени в формате травелогов началась в 1976 г. в Германии, когда гамбургский Издательский дом «Gruner + Jalir» приступил к изданию журнала путешествий «GEO».

Прежде чем перейти к самому проекту журнала, хочется вкратце остановиться на специфике рассматриваемого концерна. Издательский дом «Gruner + Jahr» был основан 1 августа 1948 года. Тогда он назывался «Henri Nannen publishing house». В 1965 г. после слияния с издательствами Джона Ягра (John Jahr Sr), Герда Буцериуса (Gerd Bucerius) и фирмой Ричарда Грунера (Richard Gruner) был образован Издательский дом «Gruner Und Jahr».

В 1969 г. Ричард Грунер покинул компанию. Тогда же корпорация «Bertelsmann AG» получила 25% акций Издательского дома, чтобы к 1973 г. стать мажоритарием. К 1976 году доля «Bertelsmann AG» возросла до 74,9%, остальное приходилось на долю семьи Ягр, причем такая пропорция сохранялась до 2007 г., а сейчас «Gruner + Jahr» является одним из шести подразделений медиа-группы «Bertelsmann AG», владеющей также немецким телевизионным каналом RTL, звукозаписывающей фирмой BMG и другими медиа-компаниями в Европе.

Издательский дом ежегодно вручает журналистскую премию имени Генри Наннена («Henri Nannen Prizes»), одного из наиболее известных немецких журналистов и основателя журнала «Stern», что свидетельствует о широком понимании целей и задач издательского бизнеса, который не сводится только к извлечению прибыли, но и включает в себя такие параметры как качество поставляемых материалов и воспитание вкусов читателей. Вручение премии Генри Наннена - большое событие в Германии. На него собираются элита германского бизнеса, федеральные и земельные министры, известные артисты, редакторы и ведущие журналисты немецкоязычных газет и журналов, телевидения.

Первый номер журнала GEO появился в Германии в 1976 г. Этот проект достаточно быстро приобрел популярность и вскоре вышел за рамки национальной версии - в 1979 г. появился французский вариант журнала, в 1986 г. - испанский. Спустя десятилетие (в феврале 1998 г.) журнал GEO появился на информационном рынке России (по лицензии фирмы «GEO International GmbH»).

С 2006 г. журнал расширил свою географию на территорию Испании, Словении, Хорватии, Чехии, Словакии, Турции, Венгрии, Румынии, Греции. В течение нескольких лет журнал издавался в Корее и Японии.

Как правило, при успешном базовом журнальном проекте используется возможность издания сопутствующих «нишевых» изданий, которые по замыслу издателей должны заполнить тематико-аудиторные лакуны и таким образом усилить присутствие данного издания на определенном сегменте информационного рынка.

В этом контексте в издательском проекте GEO в период 2003 - 2006 гг. выходили - ежемесячный журнал GEO Focus, с 2004 г. - ежеквартальна GEO Traveller, определяющий себя как «журнал о путешествиях», а также ежемесячный журнал для детей и подростков GЕОленок (аналог GEOlino и специальные выпуски с лучшими материалами номеров журнала GEO под названием The Best of GEO.

Летом 2009 г. в процессе реструктуризации Издательского дома «Gruner + Jahr» журналы GEO, GEO Traveller и СЕОленок были объединены в единую редакцию группы изданий GEO. Помимо GEO-cepии в России издательский дом «Gruner + Jahr» выпускает журналы Gala и Gala-Биография.

Специфика журнала GEO в России заключается в том, что основной тематикой статей являются география, культура, история, этнография, путешествия, биографии известных людей. В качестве основной тематики издания были заявлены «природа, человек, культура, история, животный мир, наука и техника, стиль жизни».

При этом сохраняется практика, при которой половина публикуемых материалов приходится на переводные, тогда как другая часть является оригинальными материалами. В качестве основного жанра позиционируется репортаж и особое место уделяется фоторепортажу.

Стратегический курс издания оказался верным, и «Gruner + Jahr» выбрал удачное время для вхождения на российский рынок, который на тот момент но имел еще четкого: позиционирования журналов путешествий. Тираж с момента запуска журнала в 1998 году рос стабильно - примерно на 10 - 15% в год

В октябре 2003 г. вышел первый номер русской версии журнала National Geographic, конкурирующего издания, которое возглавил бывший сотрудник GEO Андрей Дубровский. По версии бывшего заместителя главного редактора журнала GEO Игоря Эбаноидзе, причиной конфликта стало то, что генеральный директор «Grnner + Jalir» (на тот момент им был Олаф Хенгерер) в последнее время стал активно вмешиваться в работу редакции, пытаясь изменить стилистику журнала и требования к журналистам. По мнению самого Хенгерера, увольнение ведущих сотрудников вместе с главным редактором GEO представляло собой не конфликт, а обычную ротацию кадров. Дело в том, что противостояние менеджеров издательских домов и журналистов почти всегда представляет собой противостояние между творчеством и ценой этого творчества, а яркий и талантливый редактор с трудом воспринимает любое ограничение свободы творчества.

В 2003 году в GEO пришел новый главный редактор Владимир Потапов, который имел опыт работы в издательских проектах «Новый мир», «Неделя», «Известия», «Гастрономъ». В. Потапов работал на посту с 2003 по 2007 годы, а затем оставил в своем блоге следующую запись:

«С 9 ноября 2007 г. я больше не работаю главным редактором журнала GEO. Вчера меня уже спрашивали, за что меня уволили. Извещаю: меня никто не увольнял. Дела в GEO идут отлично. Это очень успешный проект, сегодня более, чем когда-либо прежде. Но две недели назад я подал заявление об уходе. Подробности вряд ли кому интересны, да я и не стал бы выносить их на публику.

In general: во-первых, я устал. С осени 2003 г. работал по 12 часов в день. Лишь год назад перестал приезжать на работу в выходные. Еще больше я устал от постоянной ответственности - перед сотрудниками, авторами, партнерами и т.д. К сожалению, я отношусь к типу людей, которые не умеют забывать о делах по окончании рабочего дня.

Во-вторых, у меня имеются свои взгляды на журнальное дело. С 1987 г. я делаю разные журналы. За двадцать лет сложились предпочтения. Меня давно не увлекает идея бизнес-проекта, в новом финансовом году заработавшего больше, чем в прежнем. В этих проектах я участвовал, я могу и это тоже. Но одна коммерция мне не интересна. Не думаю, что люди рождены быть винтиками в финансовом механизме. Это порочная логика, ведущая к кризису.

В-третьих, хочу попробовать что-то новое. И отсечь все, что меня раздражает - представительские функции, корпоративные обязательства. Кому-то это нравится, мне нет. Хочу быть свободным и отвечать исключительно за самого себя.

Потому и ушел. Я такое проделывал и раньше. Потом выяснялось, что был прав.

Я подписал в печать №1/2008, составил план №2 и даже подписал в нем макеты. Оставил с десяток материалов - готовых и полуготовых, некоторые, по-моему, хороши. Надеюсь, они выйдут в 2008 году. До нового года редакция может работать «на автомате» - материалы есть, технологии известны. Дальше - без меня»[24].

Затем с января по июль 2008 г. GEO возглавлял Геннадий Мутасов, выпускник геологического факультета МГУ. На момент прихода в журнал GEO в его портфолио значились работа главным редактором журнала National Geographic Traveler, а также редактором журналов GQ и «Афиша-МИР». Отметив тот факт, что журнал GEO по праву занимает ведущее место среди познавательных и научно-популярных изданий, Мутасов заявил о необходимости привнести в журнал новый взгляд на фотографию, репортаж, журналистское расследование.

Вскоре его сменил Владимир Есипов, выпускник санкт-петербургского факультета журналистики, имевший большой опыт работы в газете «Смена». В его послужной список входят газеты «Деловой Петербург» и «КоммерсантЪ», пресс-секретарская служба в обществе «Русско-немецкий обмен», стажировки в двух немецких ежедневных газетах, работа в московской студии первого канала телевидения Германии (ARD), учеба в гамбургской школе журналистики и короткая стажировка в Вашингтоне. Определяющей стала учеба в гамбургской школе журналистики, которая принадлежит Издательскому дому «Gruner + Jahr».

В одном из своих интервью Владимир Есипов заявил, что «вся история журнала «GEO» - это стремление показать мир с той стороны, с которой люди его обычно не видят. Мы как бы заглядываем за фасады, пытаясь отыскать что-то неординарное, непознанное, новое, которое рядом с нами. Собственно, задача журналистики и состоит в том, чтобы открывать неизвестные стороны». При этом он отдельно подчеркнул культурологическую составляющую журнала-травелога, отметив, что «нам интересно все на планете Земля, ведь девиз нашего журнала так и звучит: «непознанный мир - Земля».

Целью GEO является расширять горизонты, помогать людям планеты узнавать друг друга через культуру, традиции, обычаи. Мы всегда, собственно, этим и занимались, показывая - как прекрасен этот мир именно в его многообразии, как ценно единство неповторимой мозаики, создаваемой колоритом разных стран, этнической самобытности и самоценности разных народов. Без ложного пафоса и без малейших признаков пропаганды - просто профессионально делая свою работу» [25].

Стоит отметить, что при новом редакторе тираж журнала достиг 250 тысяч экземпляров.

В середине 2000-х гг. рекламный рынок журналов-травелогов был практически пуст и с журналом GEO конкурировали только журналы National Geographic и «Вокруг света». Однако к концу десятилетия конкуренция между журналами стала заметно возрастать.

В отличие от National Geographic тематика статей GEO более широкая, охват тем включает в себя, помимо материалов географического характера, статьи на тему психологии и биологии. К примеру, одной из главных тем апрельского номера текущего года стала статья о вымирании вида лягушек «Лягушки. Почему вымирают земноводные», а также подборка статей «Как стать идеальным отцом».

Как и NG, GEO публикует статьи о людях опасных и уникальных профессий, о рабоче ученых и исследователей (статья «Арктическая метеостанция» - о работе метеороголов на крайнем севере) и о людях, живущих в трудных условиях (статья «Жизнь в запретной зоне» - о людях, живущих в Чернобыле). Однако, в отличие от GEO, материал подается в более доступной для широкого читателя манере. Один из ведущих жанров журнала – репортаж. В этом жанре подаются почти все значимые материалы номера (даже главная тема номера – большая палеонтологическая статья «Как наши предки осваивали планету» частично выполнена в жанре репортаж из экспедиции ученых), используются также «записки путешественников» (статья о метеостанции является дневником путешественников, покоряющих на байдарке северные моря).

В отличие от NG, фоторяд GEO не уникален: редакция не обладает таким мощным штатом фотографов, в основном публикуемые фотографии взяты из фотобанков и архивов. При этом журнал весьма интерактивен, ведется живой диалог с читателем, в том числе публикуются лучшие снимки читателей GEO.

По большей части статьи GEO также имеют проблемный характер, однако темы статей раскрываются не столь полно и подробно. Таким образом, можно сделать вывод, что журнал рассчитан на более «среднего» читателя – который не обладает специальными знаниями, однако так же стремится познать мир во всем его многообразии.


 

ГЛАВА III. «ЖУРНАЛЫ-ГИДЫ»

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.