I . II Типологические изменения современной отечественной журнальной периодике и специфика журналов путешествий — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

I . II Типологические изменения современной отечественной журнальной периодике и специфика журналов путешествий

2022-09-01 47
I . II Типологические изменения современной отечественной журнальной периодике и специфика журналов путешествий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В 2005 году «Федеральное агентство по печати Российской Федерации и массовым коммуникациям» подготовило доклад под названием «Российский рынок периодической печати 2005: состояние, тенденции и перспективы развития», который с этого времени стал ежегодным и в который вошло описание основных параметров российского медиа-рынка.

В докладе, в котором были использованы данные, представленные ФГУ «Российская книжная палата», ФГУП «Почта России», Гильдией издателей периодической печати, Ассоциацией распространителей печатной продукции, Агентством «МЕДИАМАРК», Агентством «Роспечать», Ассоциацией коммуникационных агентств России, Союзом журналистов России, Межрегиональной ассоциацией полиграфистов, Кафедрой ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности, в частности, отмечалось следующее[3]:

«Нельзя не заметить и тот факт, что за последние годы сильно изменился тип российской печати (совокупность системных признаков, характеризующих все многообразие выпускаемой в стране прессы). Принципы советской журналистики остались в прошлом, а новые в качестве общепризнанной парадигмы еще только формулируются, равно как и этический кодекс журналиста, который, по идее, должен прийти на! смену редакционным самоограничениям цензурного свойства. Меняется само представление о журналистской профессии, её содержании и задачах. Прежде всего, журналистика факта противопоставляется журналистике мысли, а журналистика «командная» - журналистике авторской. Хотя они могут и должны сосуществовать - как это и происходит во всем мире. В результате, читатель все реже находит в печатных изданиях знакомые имена публицистов. Даже самые авторитетные издания все чаще предпочитают утилитарную новостную журналистику личностной. Кто-то этим процессам аплодирует, считая, что их востребовало время, кто-то, наоборот, видит здесь возврат к самым одиозным формам советской печати, когда мысль точно так же была не в чести».

Об том же говорят и многие исследователи российских СМИ. Например, профессор Р.П. Овсепян пишет:

«Перемены, происшедшие в общественно-политической и экономической жизни страны, привели к заметным изменениям в структуре периодической печати РФ. Выход новых изданий рассчитанных на удовлетворение интересов различной аудитории, способствовал становлению информационного рынка, учитывающего многообразие источников информации и ее распространение в различного типа периодических изданиях.

Читательские интересы, демографические, социальные факторы способствовали формированию новой структуры печати. В нее вошла периодика, предназначенная широкому кругу читателей и различающаяся по тематике и адресности: общественно-политические издания, издания универсального содержания, молодежные издания и издания для детей, женские издания, рекламно-информационные.

Таким образом, в структуре периодики утвердились:

- международные общественно-политические и социально- экономические издании;

-   издания национальных групп, землячеств;

-   административных регионов;

-   религиозные издания;

-   издания для семьи, отдыха;

-   издания для интеллигенции;

-   издания политических партий и объединений;

-   издания для безработных;

-   посвященные фантастике, мистике, астрологии;

-   эротические издания»[4].

Исследователи типологии печати, активно занимаясь этой проблемой на протяжении последних тридцати лет, сходились в одном: тип издания – это некий обобщенный образ («отпечаток» – в переводе с греческого), повторяющийся в той или иной степени в группе реально существующих органов массовой информации; типология – это метод (а также результат) научного познания, научной систематизации, классификации газет (журналов, телерадиопрограмм) на основе общих для них признаков и свойств. При этом выделялось различное количество факторов (признаков, оснований), позволяющих объединять издания в отдельные группы, создавать обобщенные модели («образцы» – с французского). Кто-то описывал издания, предлагая классификацию по одному основанию, кто-то настаивал на применении матричного принципа. В любом случае проделанная работа оказалась крайне полезной для представления целостной системы средств массовой информации.

Как отмечает профессор М.В. Шкондин:

«Типология журналистики помогает более точно установить, например, соответствие того или иного СМИ научно обоснованной модели данного вида средств массовой информации. Она отвечает на вопрос, какие типологические черты воплощены в данном конкретном издании, а какие отсутствуют или проявляются недостаточно. Она помогает редакции спрогнозировать развитие конкретного средства массовой информации, сформировать его концепцию, опираясь на наиболее продуктивные модели, или скорректировать ее с учетом реалий окружающей среды»[5].

Типологический метод в отечественной науке о журналистике сложился в 1960 - 1980 годы, причем в его рамках, по мнению М.В. Шкондина, сложилось три основных подхода:

Первый подход «объединяет сторонников статической модели, в основе которой лежит не изменяемый во времени, существующий как бы вечно «архетип», «первотип», «прототип», «морфотип» или другие не подверженные времени первоосновы».

Второй подход к типологическому методу исследования «связан с его историческим пониманием и с представлением о типологии как об отображении системы в ее развитии».

Третий же подход «основывается на понимании типа как особого методологического средства, с помощью которого строится теоретическая картина действительности. <...> Тип предстает перед нами в качестве особого идеального объекта, а не прямого заместителя эмпирически действующих в журналистике мноэ/сеств различных объектов» (110, с. 189190).

«В теории журналистики типологический подход предполагает исследование системных объектов в контексте основных исторических процессов, во взаимосвязи с обществом как заказчиком и потребителем информационной продукции, выпускаемой средствами массовой информации. Типологический подход также предполагает выявление основной функции изучаемого объекта в системе СМИ или в какой-то из подсистем, например, в журнальной периодике. Еще одной составляющей типологического подхода является характеристика системного объекта по основным типизационным признакам: особенностям аудитории; целевому назначению; характеру передаваемой информации, сфере отражения, объему, времени и месту выхода, периодичности. Обязательным для типологического подхода является и определение совокупности типологозначимых для конкретного исследуемого объекта признаков»[6].

В интерпретации A.A. Кажикина выделяется «пять основных разновидностей исследований, где так или иначе метод типологии и системный подход к периодике находят отражение»:

1) исследования отдельных периодических органов (В.М. Данилевич);

2) исследования отдельных типов изданий (М.И. Алексеева, В.Н. Ганичев, В.Н.Рыжков, О.Н.Михальчук и др.):

3) исследования систем периодики, включающих разные типы изданий (Г.В. Антюхин, Д.Н. Ахмедов, JI.M. Сквирская, А.И. Станько и др.);

4) теоретические исследования типологии как метода научного изучения СМИ (А.И.Акопов, М.В. Шкондин);

5) исследования, посвященные роли и значению отдельных или нескольких типологических признаков в деле развития печатной периодики (В.В. Бакшин, В.В. Тулупов)[7].

 При этом следует согласиться с профессором Е.А. Корниловым в том, что «в журналистской науке, несмотря на прошедшие дискуссии и попытки определить основные понятия, до сих пор нет общепринятой системы детерминированных категорий, отсутствует необходимая качественная определенность некоторых важнейших понятий». [8]

 

Существуют и разные критерии для определения типа издания. Хотелось бы выделить основные две: А.И. Акопов, изучая специальные журналы и опираясь на анализ теоретических работ, предложил выделить следующие типологические признаки:

-   издающий орган,

-   цели и задачи издания,

-   читательская аудитория,

-   авторский состав,

-   внутренняя структура,

-   жанры,

-   оформление,

-   периодичность,

-   объем,

-   тираж.[9]

М.В. Шкондин, изучая специфику СМИ как типа коммуникативной деятельности, выделил следующие «существенные признаки СМИ»:

-   характер аудитории,

-   характер, тип информации,

-   целевое назначение.[10]

М.И. Шостак в данном контексте отмечает следующее:

«В отличие от газеты, журнал тематически и аудиторно более сосредоточен. Именно журналы, исторически составившие «пару» вместе с газетами, опираясь на сведения полезные или занимательные, ценные как бы «вне оперативности», делали ставку на четкое позиционирование своей, работы, ветвились и варьировались, обнаруживая все новые возможности в новых группах аудитории («что кому интересно; что кому нужно»). Аудиторный фактор для них (раньше, чем для других СМИ) стал определяющим, наряду с такими типологическими особенностями, как характер информации, периодичность выпуска издания, постраничный объем, формат»[11].

При этом классификация по характеру и содержанию включает в себя следующие параметры:

-   Аналитическая информация.

-   Познавательная информация (например, журнал «Вокруг света» позиционирует себя как «национальный познавательный журнал»).

-   Новостная информация (новые веяния и тенденции в науке, социальной, культурной жизни, ракурс «нового неизвестного» научно- популярных материалов, новые рекомендации профессиональных изданий,, новые полезные знания для «умелых рук» и пр.).

-   Справочно-рекомендателъная информация.

-   Рекламная информация.

В характеристику журналов входят также:

-   Предметная среда (политика - культура - искусство - наука - производство - коммерция - досуг и приватная жизнь).

-   Аудитория (массовая, профессионально ориентированная, особая, составляющая «группы специального интереса» (политические, религиозные; пристрастия, социальный слой, возраст, пол, хобби и пр.).

-   Цель (назначение) (общественно-политические, научные, публицистические, литературно-художественные, популярные, познавательные, научно-практические, досуговые, справочно-рекомендательные и др.).

Не претендуя на теоретические обобщения типологического плана, отметим два обстоятельства, связанные с интересующей нас тематикой «журналов-травелогов», или как их еще называют - «журналов путешествий» или «прессы путешествий».

«Запросы человека не «в массе», но «каждого в отдельности» отражаются в журнальной периодике ярче и точнее, чем в газетах. В поисках ' стрежня для модели новых изданий обнаруживаются все новые и новые основания, связанные с дифференциацией приватных интересов и запросов наших современников.

-   Познавательные интересы и запросы самообразования удовлетворяют научно-популярные, познавательные журналы, «семейные» и др.

-   Духовные запросы, связанные с проблемой самостояния личности, отражают массовые журналы религиозно-просветительского толка, историко-просветительские, эзотерические; отчасти журналы «стиля жизни» и некоторые массовые рекомендательные (например, разрабатывающие тему психотренинга).

-   Эстетические интересы - средоточие деятельности литературно- художественной журнальной периодики и массовых журналов искусств.

-   частные коммерческие интересы поддерживают справочно- рекомендательные. рекламные журналы и некоторые издания «престиж прессы».

-   Личные увлечения - стимул к деятельности все новых хобби- журналов, изданий фан-клубов и пр.

-   Интересы досуга представлены разными вариантами развлекательной («досуговой») прессы, включая специализированные («Досуг»).

Рекреативная журнальная периодика дает, к примеру, такие ответвления:

-   «полезный досуг» (досуговые журналы «для семейного чтения», пресса путешествий, журналы профессий тайн и приключений: археология, история, океанология, этнография...);

-   «пресса для чтения на бульваре» (пресса детектива, пресса тайн и ужастиков, журналы фантастики);

-   «культурный досуг» (журналы-телегиды, киножурналы, популярные и справочные журналы-гиды по театрам и музеям); отдельная большая группа - музыкальные журналы для массовой или локальной аудитории;

-   спорт как досуг, модные развлечения и как образ жизни (журналы типа «Экстрим», журналы футбольных фанатов...);

-   ночные городские развлечения (журналы-гиды по ресторанам и казино, клубные журналы);

-   пресса слухов, сплетен, скандалов;

-   «интим-пресса»;

-   «пресса мечты» («глянец», «гламур»);

-   пресса «невыдуманных историй»;

-   объединенные варианты.

Нельзя не отметить журнальные издания смешанных интересов. Например, тип «городской журнал» совмещает социальные и рекреативные интересы. Так называемые «пестрые журналы» могут и забавлять, и служить «гидами», и давать познавательную и социально ориентирующую информацию»[12].

Можно взять и иной более прагматический принцип классификации типов и видов журнальных изданий:

-   женские и fashion;

-   автомобильные;

-   General Interest;

-   мужские;

-   деловые;

-   компьютерные и игровые.[13]

Как вид журнального издания журнал путешествий может попадать в различные классификационные схемы.

 Это может быть категория «полезный досуг» в рамках рекреативной журнальной периодики (М.И. Шостак), категория General Interest (Доклад Федерального агентства по печати Российской Федерации и массовым коммуникациям) или традиционное определение в виде научно-популярных или научно-познавательных журналов.

Пресса путешествий (относясь к массовому научно-популярному и специализированному типу изданий) в ее журнальной форме преимущественно реализуется посредством:

-   универсальных (журналов обо всем),

-   специализированных (туристические и спортивные журналы),

-   узкоспециализированных (дайвинг-туризм, журналы об экстремальных видах спорта и туризма),

-   профессиональных и точечных информационно-аналитических (журналы гостиничного бизнеса),

-   универсальных и специализированных оперативно-справочных (журналы-гиды, журналы-навигаторы, инфлайты, охота, рыбалка),

-   универсальных и специализированных рекламно-коммерческих периодических изданий (яхтинг, судостроение, водные виды спорта),

-   журналов-аналогов периодических телепередач.

Под журналом путешествий мною понимается журнал путешествий универсального типа, относящийся к массовому научно-популярному типу издания, ориентированный на читательскую аудиторию категории General Interest («общего» интереса) и рассказывающий о природе и человеке, путешествиях по различным странам, быте, культуре, истории и мифологии людей во всех уголках планеты.

История появления журналов-травелогов, журналов путешествий или журналов для путешественников началась с развитием жанра литературы путешествий. В современном литературоведении выделяются два жанра феномена литературы путешествий - документальный и художественный.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.