I .3 Жанр литературы путешествий — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

I .3 Жанр литературы путешествий

2022-09-01 50
I .3 Жанр литературы путешествий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Литературный энциклопедический словарь дает следующее определение жанру литературы путешествий:

«Путешествие - литературный жанр, в основе которого лежит описание путешественником (очевидцем) достоверных сведений о каких- либо, в первую очередь незнакомых читателю или малоизвестных ему странах,.землях, народах, в форме заметок, записок, дневников (журналов), очерков и мемуаров»[14].

Как отмечается в словаре, кроме познавательных задач жанр путешествия может ставить и дополнительные (эстетические, политические, публицистические, философские и др.) задачи.

К жанру путешествий относятся повествования о вымышленных, воображаемых странствиях, следующие описательным принципам построения документального путешествия. Формирование и развитие жанра отличает сложное взаимодействие документальной, художественной и фольклорной форм, объединенных образом путешествующего героя (рассказчика), что было характерно для древнейших путешествий (древнеегипетская сказка «Сказка потерпевшего кораблекрушение», 20-17 вв. до н.э.: поэма о Гильгамеше в записях 19-18 вв. до н.э.).

Путешественник занимает позицию наблюдателя чужого мира, при этом «свой» мир противопоставляется «чужому», и в процессе оценки явлений чужого мира путешественник сравнивает его со «своим» миром, т.е. родиной. Данное противостояние является формообразующим фактором жанра путешествия. Герой-путешественник в чужом мире путешествия выступает как носитель своей национально-культурной традиции. Литературный жанр путешествия тесно связан с представлением путешествующего героя о реальном и мифологическом пространстве. Примером широкого использования как достоверных, так и легендарных географических сведений может служить так называемый «эпос поисков» - «Одиссея», «Рамаяна» и др.[15]

Литература путешествия зародилась в античном мире от описаний ионийских логографов и «периклов» 6 в.н.э. и получает дальнейшее развитие в историко-географических сочинений Геродота, «Теографии» Страбона, «Германии» Тацита, в мемуарных «Записках о Галльской войне» Юлия Цезаря.

В период средних веков и Возрождения определяющим является мотив реальных странствий, который проникает в сферу взаимодействий путешествия с народным эпосом и другими жанрами художественной литературы. Изменялись картина мира и представление о географическом пространстве, что привело к расширению от «карты» маршрутов хождений и формирование нового, дневникового типа путешествия, включающего в себя рассказ о пути цели странствия, о возвращении на родину («Хождение за три моря» Афанасия Никитина 15 в. и др.). Именно этот тип литературы становится определяющим при дальнейшем развитии литературы путешествий.

В 13 в. жанр путешествий появляется в западноевропейской литературе («Книга» Марко Поло, отчеты о миссиях на Восток Плано да Карпини, Виллема Рубрука и др.). В эпоху Великих географических открытий становятся известными сочинения Б. де Лас Касаса, бортовой журнал Христофора Колумба, письма Америго Веспуччи, дневник А. Пигафетты, спутника Магеллана, «Описание путешествия в Московию...» Адама Олеария (17 в.) и др.

Подобным образом складывается история жанра в литературных жанрах Древнего и средневекового Востока: сочинения Чжан Цяня (2 в. до н.э.), Сулеймана из Басры (9 в.), сочинения Ибн Маджида - лоцмана Васко да Гамы (16 в.) и др. В арабской литературе памятники этого жанра - «Развлечение истомленного в странствии по областям» (аль-Идриси, 12 в.), «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах путешествий» Ибн Батуты (14 в.).

Описания морских и сухопутных экспедиций семнадцатого- восемнадцатого веков Р. Ла Саля, Дж. Кука, Л.А. де Бугенвилля, Ж.Ф. Лаперуза, В.И. Беринга и др. пользуются читательским успехом, особенно популярны путешествия с авантюрным сюжетом в сочинениях о пиратских плаваниях (записи голландца Эксквемелина, английского пирата У. Дампира).

С середины шестнадцатого века начинают систематически публиковаться описания реальных путешествий, что способствовало появлению произведений художественной литературы: плавание Васко да Гамы в Индию стало сюжетом поэмы Л. Камоэнса «Лузиады», тема путешествий и географических открытий служит основой произведения Ф. Рабле. Философский и социально-утопические романы шестнадцатого - семнадцатого веков Т. Мора, Ф. Бэкона, С. де Бержерака оформляются в виде путевых записок или воспоминаний об удивительных странах.

В XVIII столетии сложился просветительский роман-путешествий, вобравший в себя черты авантюрного, философского, психологического, нравоописательного романов на жанровой основе путевых записок («Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Путешествие Гулливера» Дж. Свифта, «Приключения» и «Странствия» Т.Смоллетта, Л.Хольберга).

Следует подчеркнуть, что именно в XVIII веке литература путешествий становится составной частью журнального процесса - в качестве примера можно взять Оливера Голдсмита, который с января 1760 года стал публиковать в журнале «Public Ledger» свои «китайские письма» в подражание «Персидским письмам» Шарля Монтескье, в основе которых стоял жанр вымышленных путешествий. В 1762 году наблюдения путешественника-китайца воплотились в книгу под названием «Гражданин мира» («А Citizen of the World»), а ее автор сразу оказался в ряду самых заметных журнальных авторов XVIII века.

К середине XIX века журнал путешествий выделяется в качестве самостоятельного типа издания, и в данном контексте российский журнал- долгожитель «Вокруг света» является наглядным подтверждением данного феномена.

Более того, жанры очерка-путешествия или репортажа-путешествия становятся одними из наиболее востребованных в мировой периодике второй половины девятнадцатого века, когда технические инновации в виде телеграфа, телефона и фотографии стали одним из первых шагов к глобализации информационного пространства.

Достаточно вспомнить 1889 год, когда Джозеф Пулитцер «продемонстрировал журналистскому миру образец «эффектного журнализма» или «журналистики трюка» («stunt journalism»), отправив журналистку Элизабет Кокрейн, известную чтающей публике под псевдонимом Нелли Блай, повторить путешествие вокруг земного шара быстрее, чем это сделал Филеас Фогг - герой нашумевшего романа Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней».

Пулитцер дал Нелли Блай на сборы всего четыре дня, а затем обеспечил грандиозную рекламу - «Нелли Блай со своим несессером отправляется в невиданное до сих пор человечеством путешествие».

Отважная журналистка плыла на пароходах и парусниках, ехала на поездах и дилижансах, а с мест остановок (Лондон, Амьен, Порт-Саид, Йокогама и прочие) по телеграфу отправляла репортажи, причем в Амьене Блай умудрилась взять интервью у самого Жюля Верна, который неосмотрительно высказал сомнение в успехе ее предприятия.

Нелли Блай обогнула земной шар за 72 дня, 6 часов, 11 минут и 14 секунд, проделав путь длиною в 24 899 миль. В Нью-Йорке ее встречали как национальную героиню оркестрами и салютом из пушек. Тысячи писем и телеграмм засыпали редакцию «The New York World», а одна из самых сенсационных телеграмм была от проигравшего спор Жюля Верна, который вынужден был поздравить Нелли Блай и владельца «The New York World» с блестящей победой принципов «нового журнализма» и эстетики репортажа-травелога.

Так состоялось включение репортажа (или репортажной основы) в жанр травелога (от англ. «travelogue» - путевая проза, повествование или лекция о путешествии, зачастую сопровождаемые иллюстрациями и географическими картами).

Жанр документального травелога в девятнадцатом столетии также соответствовал разным авторским стратегиям - от познавательно- культурологических до политических (достаточно вспомнить тексты Алексиса де Токвиля или Чарльза Диккенса), но с появлением «эффектного журнализма» травелог мог уже задействовать эстетику репортажного описания окружающего мира, включающую в себя сюжетную динамику, событийный монтаж, сенсационность.

Двадцатый век закрепил тенденцию к формированию устойчивой системы журналов путешествий в самых различных модификациях, которая продолжилась и в новом столетии, дополняя журнальные формы инновационными проектами мультимедийного свойства.

Как подчеркивает исследователь Ю. Ростоцкая, «количество научно- популярных журналов о путешествиях увеличивается. Так, коллективом старой редакции ЗАО «Вокруг света» стал выпускаться ежемесячный научно-художественный журнал «Путешествие вокруг света». Содержание составляют страноведческие материалы, публикации о природном наследии, туризме, приключениях, уникальных находках, непознанных фактах и явлениях»[16].

Собственно говоря, при упоминании журнала «Вокруг света» речь может и должна идти о типе или (по другой классификации) виде журнала- травелога, то есть журнала универсального типа.

Далее исследователь указывает, что «по типу публикаций к журналам данной группы близки познавательные издания. Журнал «Парадокс» рассказывает о мире открытий и приключений: людях и путешествиях, технике и науке, об истории и экстремальных развлечениях. Материалы о путешествиях - важная составляющая таких изданий, как литературно- художественный журнал-альманах приключений, путешествий, научных гипотез и фантастики «Чудеса и приключения», «Уральский следопыт» - ежемесячный журнал краеведения, путешествий, приключений и научной фантастики. Без туристической темы сложно представить и этножурналы. К примеру, «АвстралАзия» повествует о научных открытиях, спорте, экспедициях в неизведанное. «Всемирный следопыт» - увлекательный журнал о природе и цивилизации.

Группе научно-популярных изданий наиболее свойственна тематика некоммерческого туризма. Однако тема научных открытий и приключений все более активно используется и в других видах журналов о путешествиях: рекреационных, спортивных. На рынке прессы появляются и другие издания с преобладанием познавательного аспекта. В этом ключе выдержан международный иллюстрированный журнал «Турист» об экскурсиях и приключениях»[17].

Стоит отметить и такое относительно новое явление для отечественной прессы как появление журналов о путешествиях для определенной возрастной группы. Существуют выпуски для детей русскоязычных изданий зарубежных концернов. Это спутник журнала «GEO» - «ОЕОлёнок» (ИД «Грунер&Яр»), «National geographic» - «Юный путешественник» (научно- популярный журнал для детей от «National Geographic Magazine»), а также российский журнал «Пашка», который выпускается «для мальчиков и девочек, мечтающих о путешествиях и приключениях, неожиданных встречах и открытиях».

В контенте журнального формата изданий о путешествиях налицо совмещение двух тенденций - «тенденция к практицизму, наиболее свойственная журналам группы рекреационного, делового, спортивного, любительского туризма, сегодня становится заметна и в познавательных изданиях. И наоборот - материалы исторического, научного, приключенческого характера все чаще появляются в рекреационных, спортивных и других журналах путешествий.


 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.