Факторы риска злоупотребления ПАВ и защитные факторы — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Факторы риска злоупотребления ПАВ и защитные факторы

2022-10-04 29
Факторы риска злоупотребления ПАВ и защитные факторы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Под факторами риска понимаются условия, предрасполагающие к употреблению психоактивных веществ и формированию наркомании.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения разработали обобщенную классификацию факторов риска наркотизации в зависимости от уровня их проявления. Выделяют четыре уровня проявления факторов риска:

1. Биофизиологический

2. Индивидуально-психологический

3. Микросоциальный

4. Макросоциальный

Рассмотрим подробнее факторы риска приобщения к психоактивным веществам и формирования зависимости от них, проявляющихся на каждом из вышеперечисленных уровней. При этом, поскольку злоупотребление ПАВ может рассматриваться как частный случай девиантного поведения, факторами риска его возникновения автоматически считаются факторы риска формирования любой поведенческой девиации. Общие факторы риска мы будем называть «неспецифическими». Важность учета неспецифических факторов риска злоупотребления ПАВ в профилактической работе неоднократно подчеркивалась исследователями, поскольку, если ведется изолированная работа по профилактике только аддиктивного поведения, то «создаваемое массивом факторов риска, напряжение найдет другой выход. Девиантное поведение примет вид не аддиктивного, а, к примеру, суицидального...»[17]. «Специфическими» факторами риска злоупотребления ПАВ будут считаться факторы, влияние которых обусловливает специфику злоупотребления ПАВ по сравнению с другими формами отклоняющегося поведения.

Биофизиологические факторы риска наркотизации

К этой группе факторов риска наркотизации относятся:

1. Неспецифические факторы риска

- Органические поражения головного мозга.

- Хронические соматические заболевания.

2. Специфические факторы риска злоупотребления ПАВ:

- Генетическая предрасположенность к употреблению психоактивных веществ

- Наследственность, отягощенная наркологическими заболеваниями.

- Изменение межполушарной ассиметрии мозга.

- Низкая степень изначальной толерантности.

- Потенциал употребляемого вещества по отношению к формированию зависимости.

Перейдем к рассмотрению факторов риска, проявляющихся на следующем, индивидуально-психологическом, уровне.

Исследуя индивидуально-психологические факторы риска, специалисты приходят к мнению, что особенности личностной патологии и личного опыта могут обусловливать «неполноценный образ жизни и соответствующую тягу к его компенсации за счет искусственной регуляции своего психоэмоционального состояния с помощью психоактивных средств...»[18] Пожалуй, до настоящего времени большинство исследований, посвященных выявлению факторов риска наркотизации, акцентируют внимание на психопатологических и патопсихологических факторах риска, относящихся к рассматриваемому уровню.

Наиболее часто исследователи отмечают связь склонности к употреблению психоактивных веществ и формирования зависимого поведения с акцентуациями характера. В рамках психоаналитического подхода получила развитие идея формирования пограничной и нарциссической личности как предиспозиции злоупотребления ПАВ.

Однако в настоящее время в зарубежной и отечественной превентивной наркологии и педагогике все большее распространение получает мнение, что «предрасположение к зависимости кроется не в конкретном спектре акцентуаций характера и психопатий, но в отдельных «слабых звеньях» личностной структуры. (Руководство..., 2002). В этом случае патологическое влечение к психоактивному веществу выполняет задачу компенсации личностных аномалий, защищая уязвимые места личности. Естественно, что такая компенсация является суррогатной, патологической, при которой «психоактивное вещество выступает несовершенным, чреватым пагубными последствиями модулятором психического состояния»[19].

Такими «слабыми звеньями» личности являются:

- стойкие нарушения саморегуляции и самоконтроля, трудности регуляции собственного поведения, прогнозирования последствий собственных действий

- проблемы самооценки (неустойчивая, зависимая от сиюминутного положения, неаргументированная и поляризованная самооценка, формирование которой восходит к самым ранним этапам развития личности.);

- недостаток самоуважения;

- снижение мотивации достижений;

- низкая способность к рефлексии и заботе о себе;

- незрелость эмоционально-волевой сферы;

- стойкие нарушения аффективной (эмоциональной) сферы, проявляющиеся явлениями алекситимии, высокой эмоциональной лабильности, «негативной» аффективности, низким уровнем развития способности к сопереживанию;

- неполноценная психосексуальная организация;

- агрессивность и нетерпимость;

- склонность к регрессивному поведению;

- отсутствие стремления быть в обществе других людей, неспособность к межличностному общению;

- подчиненность среде;

- неадекватное восприятие социальной поддержки;

слабые адаптационные способности, дезадаптивные стратегии копинг-поведения

Специфическим индивидуально-психологическим фактором риска злоупотребления ПАВ можно считать:

- установку на употребление ПАВ;

- факт употребления психоактивных веществ.

Факторы риска биофизиологического и индивидуально-психологического уровней являются проявлением риска, «идущего изнутри». Рассмотрим теперь факторы риска, исходящие извне, средовые факторы риска.

Социальные факторы риска наркотизации – это условия жизни человека в различных социальных общностях и особенности функционирования самого общества, которые способствуют вовлечению в наркотизацию.

Эти условия можно разделить в зависимости от уровня общности, в которой они проявляются, на следующие группы:

Макросоциальные факторы риска наркотизации – условия, характеризующие функционирование общества в целом (проявляющиеся на уровне страны и мирового сообщества)

Микросоциальные факторы риска наркотизации – условия, характеризующие ближайшее окружение ребенка и подростка (семья, образовательное учреждение, досуговые учреждения, социальное окружение по месту жительства и т.д.).

Рассмотрим сначала факторы риска наркотизации, относящиеся к макросоциальному уровню. По мнению ряда авторов (В.Д Лисовский с соавт.., 2001; Социальная работа в наркологии..., 1994; Предупреждение подростковой и юношеской наркомании...;, 2000) в социальном плане факторы риска наркотизации этого уровня являются решающими, “поскольку деформации на микросоциальном, а во многом и на индивидуально-психологическом уровнях, связаны с социальными кризисами и другими социальными явлениями в рамках общества”[20]

Обозначим наиболее значимые, по мнению исследователей, макросоциальные факторы риска. Общими для разных форм девиации будут следующие макросоциальные факторы риска:

- ухудшение социально-экономической ситуации в стране;

- ценностный плюрализм;

Специфическими факторами риска злоупотребления психоактивными веществами, проявляющимися на макросоциальном уровне являются:

- доступность психоактивных веществ;

- мода на употребление психоактивных веществ;

- несовершенство законодательных норм в отношении употребления ПАВ, а также несоблюдение существующих антинаркотических законов;

- традиции общества, связанные с употреблением ПАВ.

Рассмотрим теперь микросоциальные факторы риска злоупотребления ПАВ, относящиеся к опыту жизнедеятельности в трех наиболее значимых для ребенка общностях – в семье, в учреждении образования, среди сверстников:

Значимыми неспецифическими факторами риска наркотизации в семье являются:

- несоблюдение членами семьи социальных норм и правил;

- неправильные воспитательные стили: гиперопека, гипоопека, противоречивое воспитание (отсутствие устойчивой системы наказаний и поощрений), завышенные требования родителей (чаще матери) к ребенку;

- воспитание одним родителем (в неполной семье);

- наличие хронических семейных конфликтов;

- постоянная занятость родителей.

Специфическим фактором риска формирования аддикции и химической зависимости является злоупотребление ПАВ в семье.

В образовательном учреждении могут проявляться следующие неспецифические факторы риска злоупотребления ПАВ:

- раннее асоциальное поведение в образовательном учреждении;

- академическая неуспеваемость, особенно начавшаяся в начальных классах;

- конфликтные отношения со сверстниками и педагогами.

Специфическими факторами риска являются употребление ПАВ на территории образовательном учреждении, а также терпимое отношение администрации к употреблению психоактивных веществ (в том числе курения) учащимися и педагогами.

В среде сверстников могут проявляться такие неспецифические факторы риска злоупотребления психоактивными веществами, как:

- наличие в ближайшем окружении ребенка или подростка лиц с девиантным поведением;

- отчуждение или конфликтные взаимоотношения со сверстниками;

Специфическими факторами риска развития аддикции, проявляющимися в сфере общения со сверстниками, можно считать:

- одобрение наркотизации в ближайшем окружении ребенка;

- наличие в ближайшем окружении ребенка или подростка лиц, употребляющих ПАВ

Подводя некоторый итог, можно отметить, что риск приобщения ребенка и подростка к употреблению психоактивных веществ может исходить как изнутри (биофизиологические, индивидуально-психологические факторы риска наркотизации), так и извне (микро- и макросоциальные факторы риска). Вероятность вовлечения ребенка или подростка в наркотизацию определяется всей совокупностью (комплексом) воздействующих условий.

Знание конкретных факторов риска наркотизации позволяет выявить детей и подростков группы повышенного риска наркотизации (при определении степени риска особое значение имеют биофизиологические и формирующиеся на их основе индивидуально-психологические факторы). Кроме того, приведенные выше факторы риска наркотизации определяют цели и задачи антинаркотической работы в образовательном учреждении. Иными словами, профилактика злоупотребления ПАВ в школе направлена на снижение влияния факторов риска наркотизации и укрепление защитных факторов.

Рассмотрим теперь факторы защиты от возможной наркотизации

Защитные факторы – это условия, препятствующие злоупотреблению психоактивными веществами.

Следует отметить, что ряд специалистов (Preventing drug abuse among children and adolescents, 1999; В.В.Шабалина, 2001) отмечает, что защитных от наркотизации факторов гораздо меньше, чем факторов риска, и их перечень с точки зрения социального, биологического и психологического аспектов жизнедеятельности человека не может быть определен так четко и однозначно, как перечень факторов риска.

Обобщая данные отечественных и зарубежных авторов, рассмотрим внутренние и внешние защитные факторы, проявляющиеся на уровне личности и на уровне наиболее значимых общностей, в которые входит ребенок.

Начнем с личностных защитных факторов. При рассмотрении защитных факторов, проявляющихся на уровне личности, исследователи сосредотачивают внимание в основном на условиях, препятствующих приобщению к ПАВ и формированию аддиктивного и зависимого поведения, которые можно условно объединить в две группы. Первую группу защитных факторов составляют условия гармоничного развития личности ребенка и его успешной социализации, другую – специфические антинаркотические установки, получившие также название внутриличностный антинаркотический барьер.

Гармоничное развитие личности как защитный фактор по отношению к возможности наркотизации.

Согласно современному каузальному подходу к профилактике злоупотребления ПАВ, гармоничная, развития личность не нуждается в приеме ПАВ для удовлетворения своих насущных потребностей. Уходу в наркотизацию противопоставляется самореализация личности в обществе, раскрытие ее потенциальных возможностей в социально-приемлемом русле. Стратегическая задача профилактической деятельности при этом состоит в том, чтобы создавать и поддерживать оптимальные условия развития личности. Это условия оптимального удовлетворения актуальных потребностей человека социально-приемлемыми способами. Речь идет не только об обеспечении оптимальных условий психофизического развития ребенка (полноценный уход и здоровьесберегающие педагогические технологии). Необходимо помнить, что удовлетворение потребностей ребенка приводит к низведению их лишь на уровень «условий, а не внутренних источников развития личности: личность не может развиваться в рамках потребностей, ее развития предполагает смещение потребности на созидание, которое не имеет границ»[21]. Это положение имеет принципиальное значение для работы по профилактике злоупотребления ПАВ с детьми и подростками. Поскольку злоупотребление психоактивными веществами рассматривается в рамках аутодеструктивного (саморазрушающего) поведения, одной из наиболее важных стратегических задач профилактики – создание условий для развития в ребенке «Внутреннего Созидателя». Развитие в ребенке созидающей личности подразумевает способность воспитателя распознать в «разрушительных» симптомах (немотивированной агрессии, тревожности, психосоматических расстройствах) ресурс созидательной энергии, уметь перенаправить эту энергию в позитивное русло. Эта идея является центральной в разработанной нами профилактической программе.

Человек не может стать личностью вне социума. Еще А.Н. Леонтьев (1975) указывал, что личность – это особое качество, которое индивид приобретает в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается Поэтому благоприятные условия для успешной социализации являются значимыми защитными факторами по отношению к возможности вовлечения в наркотизацию.

Социализация предполагает взаимодополняющие процессы адаптации к социо-культурному окружению и проявления уникальности личности в обществе.

Успешная социализация предполагает хорошее ролевое развитие и формирование социальной компетенции.

Ролевое развитие – умение принимать роли, различные по статусу и содержанию, не принимая при этом патологических ролей.

Создание благоприятных условий для хорошего ролевого развития является важным направление работы по профилактике злоупотребления ПАВ с аномальными детьми младшего школьного возраста, поскольку именно на этот возрастной период приходится интенсивное ролевое развитие.

Под социальной компетентностью понимается состояние равновесия личности и социального окружения, развитие у человека навыков, достаточных для выполнения задач, присущих тому жизненному периоду, в котором этот человек находится. На теорию социальной компетенции опирается многие зарубежные программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами.

Итак, защитными факторами по отношению к возможности вовлечения в наркотизацию являются условия гармоничного развития личности, с опорой на ее созидательный потенциал и успешной социализации ребенка. Профилактическая работа, ориентированная на эти факторы соответствует современным требованиям к профилактике злоупотребления психоактивными веществами, так как создание и поддержание этих условий позволяет с достаточной степенью уверенности говорить о предотвращении любых форм девиантного и аутодеструктивного поведения.

Следующая группа защитных факторов связана с формирование и развитием прочных антинаркотических установок, обеспечивающих реализацию поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни.

В структуре антинаркотических установок выделяется информационный, оценочный и формирующийся на их основе поведенческий компонент. Таким образом, профилактическая работа должна предполагать формирование у детей и подростков необходимых знаний о психоактивных веществах и последствиях их употребления, оценку полученной информации и выработку на ее основе безопасного и ответственного поведения. Эти направления профилактической работы с детьми и подростками являются решением так называемых специфических задач профилактики наркозависимости.

Таким образом, мы рассмотрели защитные факторы, проявляющиеся на уровне отдельно личности. Теперь обратимся к факторам защиты от наркотизации,связанным с общностями, в которые входит ребенок.

Специалисты NIDA (National Institute on Drug Abuse) рассматривают факторы защиты, характеризующие общности, в которые включается ребенок и подросток (с опорой на эти факторы ведется профилактическая работа в США)

Семейные протективные факторы:

- крепкие семейные узы;

- активная роль родителей в жизни детей;

- понимание проблем и личных забот детей;

- ясные правила, стандарты внутри семьи, постоянные обязанности (система поощрений эффективней системы наказаний).

Факторы защиты, проявляющиеся в образовательном учреждении:

- повышение общего качества обучения, усиление связи учащихся со школой;

- успешное участие в общественных мероприятиях;

- поощрение, вознаграждение за хорошее поведение, успехи в учебе, мероприятиях;

- негативное отношение к употреблению ПАВ, понимание последствий употребления;

- сформированное неодобрительное отношение к употреблению ПАВ своими друзьями, знакомыми, сверстниками.

В среде сверстников могут проявляться такие протективные факторы, как:

- позитивные отношения со сверстниками;

- негативное отношение к употреблению ПАВ в группе значимых сверстников;

Защитные факторы, связанные с местом жительства:

- усиление общественных антинаркотических норм;

- ужесточение законов о рекламе ПАВ в СМИ и на рекламных щитах;

- создание безнаркотических зон вокруг образовательного учреждения, во дворах.

Литература

1. Александров А.А., Александрова В.Ю. Курение и его профилактика в школе. – М., 1996

2. Александров А.А., Александрова В.Ю. Профилактика курения: роль и место психолога.// Вопросы психологии. – 1999. - №4. – с.35-42.

3. Андреева Т.И.Общественное решение проблем наркомании: разные подходы. – Internet.

4. Андреева Т.И. Причины употребления наркотиков и возможные действия по предотвращению причин: Представления различных школ. - Internet.

5. Анохин П.К. Избранные труды. – М., 1974.

6. Арзуманов Ю.Л., Дудко Т.Н. и другие. Изменение межполушарной ассиметрии мозга как маркер предрасположенности к формированию зависимости от ПАВ. // Современные проблемы наркологии. Материалы научно-практической конференции в Москве 21-22 октября 1999 года. – М., 1999. – с. 11-15

7. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. – М., 1979

8. Бандура А. Теория социального научения./пер. с англ. – СПб., 2001.

9. Бехтель Э.Е. Донозологические формы злоупотребления алкоголем. – М., 1986.

10. Боголюбова Т.А. Наркотизма: основы частной криминологической теории. Автореф. дисс. докт. юрид. наук. – М., 1991.

11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.

12. Валентик Ю.В. К современным концепциям алкоголизма и зависимости от алкоголя. // Алкоголь и здоровье населения России 1990-2000 гг. Материалы Всероссийского форума по политике в области общественного здоровья «Алкоголь и здоровье» 1996-1998, и Всероссийской конференции «Алкоголь и здоровье» в Москве 17 декабря 1996 года. / под ред. А.К. Демина. – М., 1998. – с.186- 189

13. Ван Инен. Наркотическая зависимость и алкоголизм. – Женева, 1978.

14. Волгрейв Л. Использование психологических данных в междисциплинарном подходе к проблеме юношеской делинквентности. // Социальная и клиническая психиатрия. – 1997. - №2. – с.12-17.

15. Галактионов О.К. Предикторы и патогенетические особенности алкоголизма в этнических популяция Сибири. Дис... д. мед. н. – Томск, 1996.

16. Гилинский Я.И. Девиантное поведение в Санкт-Петербурге: на фоне российской действительности эпохи перестройки// Мир России. – 1995 - № 2. – с.118-131

17. Гилинский Я.И. Наркотизм: мифы и реальность. // Молодежь. Цифры, факты, мнения. – 1996 - №1. – с.80-84.

18. Гончаров М.В. Популяционно-генетический подход к проблеме распространенности наркологических заболеваний. // Вопросы наркологии. – 1994. - №1. – с. 88-93.

19. Гроф С. Области человеческого бессознательного: опыт исследований с помощью ЛСД. – М., 1992.

20. Гроф С., Гроф К. Неистовый поиск себя. – М., 1996.

21. Додельцев Р.Ф. Концепция культуры З. Фрейда. – М., 1989

22. Егоров А.Ю. Основы наркологии. – СПб., 19

23. Завьялов В.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости. – Новосибирск, 1988.

24. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. – М., 2002.

25. Исаев Д.Д., Журавлев И.И., Дементьев В.В., Озерецкий С.Д. Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения. – СПб., 1997

26. Качалов В. Об аддикциях и аддиктивном поведении. – Internet, 2002

27. Кириллова О.Г. Механизм саморегуляции у подростков с аддиктивным поведением (в процессе приобщения к употреблению токсических веществ). – Дис. к. психол. н. – Казань, 1999.

28. Колесов Д.В. Антинаркотическое воспитание: Учебно-методическое пособие. – М., Воронеж, 2001.

29. Кондратьева О.Ю. Социально-педагогическая диагностика и развития мотивационной сферы подростков с аддиктивным повелением. – Дис... к. пед. н. - Владимир, 1999.

30. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде: Приложение к приказу Министерства образования России от 28.02.2000 № 619. – М.,2000

31. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире. – Новосибирск, 1990.

32. Короленко Ц.П., Завьялов В.Ю. Мотивы аддиктивного поведения у наркотизирующихся подростков.// Психологическая наука и практика. – Новосибирск, 1987 – с.57-61

33. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева. – 1991. - № 1. – с.8-15.

34. Короленко Ц.П. Работоголизм – респектабельная форма аддиктивного поведения. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева. – 1993. - № 4. – с.17-29.

35. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. – М., СПб., 1998

36. Кулаков С.А. Особенности формирования аддиктивного поведения у подростков и психокоррекционная работа с ними. –Автореф. дисс. к. психол. н. – Л., 1989.

37. Кулаков С.А. На приеме у психолога – подросток. – СПб., 2001.

38. Кулаков С.А. Система факторов, влияющих на формирование мотивационной сферы подростков, злоупотребляющих алкоголем. // Медико-биологические проблемы алкоголизма. – Воронеж, 1987. – с.45-53.

39. Курек Н.С. Нарушение психической активности и злоупотребление ПАВ. – СПб, 2001.

40. Левин Б.М. Социальные факторы потребления алкогольных напитков. // Алкоголь и здоровье населения России 1990-2000 гг. Материалы Всероссийского форума по политике в области общественного здоровья «Алкоголь и здоровье» 1996-1998, и Всероссийской конференции «Алкоголь и здоровье» в Москве 17 декабря 1996 года. / под ред. А.К. Демина. – М., 1998. – с.15-22

41. Леонова Л.Г., Бочкарева Н.Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Учебно-методическое пособие./ под ред. Ц.П. Короленко. – Новосибирск, 1998.

42. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975.

43. Лисовский В.Д., Колесникова Э.А. Наркотизм как социальная проблема. – СПб., 2001

44. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., 1983

45. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. – М., 1991.

46. Лукашов С. Модели первичной профилактики, их выгоды и недостатки. – Internet.

47. Макеева А.Г. Профилактика раннего наркотизма у младших школьников. Автореф. дис. канд. пед. наук. – Москва, 1995

48. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. - СПб., 1999.

49. Медведев Р. Прививка от наркомании. О русской традиции запрета наркотиков. – СПб., 1999.

50. Медведев Р. Семья и причины наркозависимости. – СПб, 1997.

51. Мейер Р. Заболевание под названием «болезненное пристрастие («аддикция»): доказательства, появившиеся за 200 лет дебатов. /Пер. с англ. и общая ред. В.Б. Поздняка. – Минск, 1997.

52. Мельник Э.В. О природе болезней зависимости (алкоголизм, наркомания, компьютеромания и другие) – Одесса, 1998.

53. Муратова И.Д., Копыт Н.Я., Сидоров И.П. Клинико-социальный подход к этиопатогенезу хронического алкоголизма в подростковом возрасте. // актуальные вопросы судебной психиатрии. – М., 1979. – с.105-112.

54. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1998.

55. Надирашвили Ш.А. Понятие установки в общей и социальной психологии – Тбилиси, 1974.

56.  Наркомания: ситуация, тенденции и проблемы. /под общ. ред. М.Е. Поздняковой. – М., 1999.

57. Невярович Н.Е. Использование механизмов инициации в профилактике девиантного поведения. // Ананьевские чтения: психология и политика. Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения - 2002» / под общ. ред. А.И. Юрьева, Л.А. Цветковой. – СПб., 2002. – с. 79-81

58. Ортега-и-Гассет Х. Размышление о технике. // Вопросы философии. 1993 №10

59. Полезные привычки /Под ред. О.Л. Романовой - М., 1998

60. Полтавец В.И Наследственные и средовые факторы в возникновении алкоголизма: Автореф. дисс. докт. мед. наук – Днепропетровск, 1987. – 33 с.

61. Потанин Г.М. Социально-педагогические условия формирования личности с отклонениями поведения. Дис.... д. пед. н. – М, 1992

62. Прангашвили А.С. Исследования по психологии установки. – Тбилиси, 1967.

63. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. – М.,2000

64. Психоаналитические термины и понятия: Словарь /Под ред. Барнесса Э. Мура и Бернарда Д. Файна /Перев. с англ. А.М. Боковикова, И.Б. Гриншпуна, А. Фильца. – М., 2000. – с. 71.

65. Романова О.Л, Этиология зависимостей от психоактивных веществ у подростков и теоретические основы их первичной профилактики: обзор зарубежной литературы // Вопросы наркологии. – 1996 - №3 – с. 100- 105

66. Романова О.Л. Первичная профилактика наркологических заболеваний у детей. // Вопросы наркологии. – 1993. – № 3. – с.46-53

67. Руководство по наркологии./ под. ред. Н.Н. Иванца. – в 2-х т. – М., 2002.

68. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Теоретические основы копинг- профилактики наркоманий как база для разработки практических превентивных программ //Вопросы наркологии. – 1996. – №4 – с.59-67.

69. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа формирования здорового жизненного стиля. – М., 2000.

70. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Хажилина И.И., Видерман Н.С. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике. – М., 2001.

71. Соловов А.В. Навыки жизни. Программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет. – М., 2000

72. Соломнез Д.А., Чебурсон В., Соколовский Г. Наркотики и общество. – М., 1998.

73. Социальная работа в наркологии. – М., 1994.

74. Спицын В.А. Обретение независимости. // Знание-сила, - 1999. - №1

75. Тимофеев Л.М. Наркобизнес. Начальная теория экономической отрасли. – М., 1998.

76. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. – Тбилиси, 1961.

77. Фекьяер Х.О. Алкоголь и иные наркотики: магические или химические вещества. – К., 1994

78. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой./ По ту сторону принципа наслаждения. Я и Оно. – Харьков, 1998.

79. Фромм Э. Бегство от свободы.- М., 1993.

80. Фромм Э. Революция надежды. – СПб, 1999.

81. Худяков А.В., Ульянова И.В. Аддикция к ПАВ и ранняя половая жизнь подростков. // Современные проблемы наркологии. Материалы научно-практической конференции в Москве 21-22 октября 1999 года. – М., 1999. – с. 15-20

82. Шабалина В.В. Зависимое поведение школьников. – СПб., 2001

83. Шеин С.А., Чугунов Т.Л. Возможности педагогической диагностики и коррекции подростковой наркомании.// Предупреждение наркоманий токсикоманий у несовершеннолетних. –Минск., 1987, - с. 24-31

84. Шилина З.М. Причины отклонений в нравственном развитии школьников и вопросы профилактики наркомании.// Тезисы, доклады и сообщения Межведомственной нацчной конференции. – М., 1987 – с.7

85. Шипицына Л.М. Диагностика наркоманий у подростков групп риска. // Социальная работа с детьми и подростками группы риска. Материалы международной конференции в Санкт-Петербурге 15-19 мая 2000 года./ под общей ред. А.А. Реана. – СПб., 2000. – с.146-148.

86. Эйдемиллер Э.Г., Кулаков С.А., Черемисин О.В. Исследование образа «Я» у подростков с аддиктивным поведением.// Психологические исследования и психотерапия в наркологии. – Л., 1989 – с.74-78

87. Юлдашев В.Л. Социально-психологические и биологические факторы аддиктивного поведения подростков: автореф. дис. на соискание уч.степ. д. м. н. – М., 1997.

88. Юнг К.Г. Психология переноса. Статьи. Сборник. – М., 1997.

89. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия/Пер. с англ. – М., 1999

90. Ялтонский В.М. Копинг-поведение здоровых и больных наркоманией: автореф. дисс. на соискание уч. степ. д. м. н. – СПб., 1995.

91. Jessor R., & Jessor S.L. Problem behavior and psychosocial development: A longitudinal study of youth. – N.Y., 1977.

92. Miller W. Addictive behavior: treatment of alcoholism, drug abuse, smoking and obesity. – Oxford, 1984.

93. Preventing and controlling drug abuse \\ Edited by M.Gossop & M.Grant.- WHO, Geneva, 1990. - pp.71-74.

94. Preventing drug abuse among children and adolescents. A research-based guide- NIDA, 1999

95. Prevention of Drug Abuse Unit - UNESCO, 2000

96. Rado S. Narcotic Bondage: A General Theory of the Dependence on Narcotic Drug // American Journal of Psychiatry. 1957. Vol.114.

97. Stasy A.W.,. Newcomb M.B, Bentler P.M. Interactive and curvilinear effects of social influence. Abstr. Res. Society of Alcohol. Meet. 1992, June 13-18, San Diego, California. // Alcoholism Clin. and exp. – 1992. - №2. – рр. 414-418

98. Substance Abuse. A comprehensive textbook./ ed. by J.H. Lowinson, P. Ruiz, R.B. Millman. – Baltimore, Hong-Kong – London, - Minich,- Sydney, - Tokyo. - 1992

1.



Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.