I фаза: установление общих намерений и норм — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

I фаза: установление общих намерений и норм

2022-02-11 44
I фаза: установление общих намерений и норм 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Люди склонны подвергать сомнению мотивы своих оппонентов, когда конфликтуют. В этой фазе диалога обосновывается общее намерение участников группы слушать и учиться друг у друга.

 

Многие люди никогда не принимали участие в намеренно выстроенном процессе диалога. Некоторые наши культурные нормы общения плохо соответствуют тому характеру внимательного выслушивания и откровенного разговора, которые необходимы в диалоге. Для многих упражнение в этих навыках так же чуждо, как попытка написать свое имя не той рукой.

 

Установление норм, основополагающих принципов, или основных правил диалога, помогает подготовить участников к этому уникальному опыту и служит напоминанием о том, что им может потребоваться импровизировать или экспериментировать с непривычными способами общения. Группам, участники которых уже знакомы друг с другом, и у которых общение налажено хорошо, может и не понадобиться обсуждение этих норм. Но группам, состоящим преимущественно из незнакомых друг с другом людей, практически всегда нужны некоторые подсказки, как лучше найти общий язык в новой и потенциально незнакомой атмосфере общения.

 

Для установления норм должны быть выполнены три важных условия. Это создание безопасного пространства,  определение основных правил и уточнение роли фасилитатора.

 

Создание безопасного пространства

 

С самого начала диалога главная задача фасилитатора состоит в том, чтобы обеспечить каждому участнику эмоциональную безопасность и уверенность в том, что фасилитатор всегда защитит его/ее от словесных нападок и унижений во время диалога. Доверие людей

 

Гарантия безопасного пространства для каждого в отдельности помогает участникам чувствовать себя непринужденно.

 

к личности фасилитатора и его умению обеспечивать такие безопасные условия очень важно. При планировании диалога, к примеру, можно предусмотреть не только вступительное общее приветствие и знакомство фасилитатора со всей группой, но и с каждым ее участником в отдельности. Это может очень помочь собравшимся почувствовать себя спокойно и непринужденно.

 

Ознакомление собравшихся с целью и задачами диалога помогает создать атмосферу уверенности для тех участников, которые могут чувствовать себя растерянно, неуверенно или напряженно. Четкое изложение цели помогает участникам понять, для чего они собрались и настроиться на спокойный разговор.

 

Представление и знакомство участников друг с другом также имеет важное значение для создания безопасной обстановки. Люди хотят знать, кто принимает участие в диалоге, откуда, какую организацию представляет, а также, например, кто и где работает или в какую церковь ходит. Пожалуй,  самая существенная сторона знакомства — это предоставление участникам возможности рассказать самим и услышать от других, почему они решили принять участие в диалоге. Предлагая собравшимся поделиться мотивами, побудившими их присоединиться к диалогу, вы тем самым укрепляете их доверие друг к другу, чувство сопричастности и общий положительный настрой в группе. На начальном этапе диалога заняться этим очень полезно, потому что представление и знакомство дают возможность участникам ощутить общую заинтересованность в процессе. Кроме того, каждый участник получает опыт первого публичного изложения своих мыслей в новой обстановке.

 

Мы уже писали выше, что некоторые люди склонны сомневаться в мотивах других людей. Но еще больше людей склонно представлять собственные побуждения в самом лучшем свете. Они могут говорить, к примеру, что хотят «получше узнать других». Обычно оказывается, что люди по обе стороны проблемной ситуации хотят этого.

 

Поэтому второй полезный прием в представлении и знакомстве участников — это предложить им рассказать что-нибудь такое о себе, что по существу не связано с обсуждаемой темой. Речь может идти о хобби, детском прозвище, количестве братьев и сестер, любимом артисте и художнике или же о своей характерной черте, которую обычно люди воспринимают с удивлением. Этот прием напомнит собравшимся, что каждый из них — это единственная в своем роде личность, а не просто член группы, которая собралась, чтобы решать общую проблему. Фасилитаторам необходимо продумать, насколько оригинально это можно сделать и насколько личными могут быть наводящие вопросы. К примеру, в натянутой обстановке в какой-нибудь организации или фирме просить людей вспоминать свои детские прозвища может быть нецелесообразно. Каким бы ни был вопрос, он задается всем без исключения.

 

Основные правила, или основополагающие принципы

 

Еще одним методом создания безопасных и благоприятных условий для диалога является определение его основных правил сразу же после знакомства участников. Основные правила, которые иногда также называют основополагающими принципами ведения диалога — это ряд поведенческих норм и установок, которым соглашается следовать группа для того, чтобы обеспечить наилучшие возможности для плодотворного общения. Основные правила важны по нескольким причинам.

 

Во-первых, установление основных правил диалога служит упорядочиванию необычного для многих процесса. В диалоге участники сами разрабатывают и договариваются о нормах и правилах поведения. И это уникальное качество диалога. Очень редко нормы общественного поведения формулируются или согласовываются на основе общего консенсуса. В спортивных мероприятиях все соглашаются с правилами состязания, но разрабатывают и предписывают эти правила не они. Совместное установление основополагающих принципов помогает участникам осознанно подойти к своему участию в процессе и определить, какие нормы поведения следует соблюдать.

 

  Определение основных правил диалога помогает участникам обозначить приемлемую норму поведения.  

 

Во-вторых, совместное установление основополагающих принципов дает понять, что все члены группы в сущности равны, по меньшей мере в отношении той задачи, которую группа выполняет. Это тоже встречается нечасто, поскольку большинство ситуаций, в которых людям приходится общаться, предполагает некоторую иерархию, где кто-то всегда авторитетнее других. Если в основе диалога лежит совместный поиск истины, тогда крайне важно, чтобы все его участники имели равные возможности для полноценного участия в процессе — без оглядки на авторитеты.

 

В общем и целом основные правила устанавливают двумя способами. Там, где процесс ограничен временными рамками, можно просто перечислить основные правила и спросить собравшихся, готовы ли они их соблюдать. Важно, чтобы каждый участник имел возможность внести в них изменения или высказать свои оговорки. Здесь главное не сделать преждевременный вывод о том, что все согласились с правилами, в то время как такого согласия пока еще нет. После того, как все участники получили возможность внести изменения в предложенные основные правила, фасилитатор объявляет, что общее согласие достигнуто и все присутствующие обязуются соблюдать основные правила. Несомненно, это самый экономный по времени метод, который позволяет фасилитатору быстро перейти непосредственно к диалогу.

 

Образец основных правил диалога   1. Сознавать важность внимательного вы слушивания. Прислушивайтесь к точке зрения собеседника, чтобы лучше его/ее понять, не думайте о том, как лучше защитить свою точку зрения. Попробуйте слушать больше, чем говорить. 2. Уважать других и не навешивать ярлы ки. Участники имеют право говорить о себе и критиковать себя, но не других. 3. Говорить исходя из личного опыта. Начинайте свои высказывания с «я» а не «ты», например,  «я почувствовал…». 4. Минимизировать отвлекающие факторы. В общем, людям нужно давать возможность заканчивать то, что они хотят сказать. Не прерывайте выступающих и не отвлекайтесь на сторонние разговоры. Не забывайте выключить свои мобильные телефоны. 5. Сохранять конфиденциальность. Вне группы участники могут обсуждать содержание того, что было сказано, а не кем что было сказано.  

 

Другой подход заключается в том, что основные правила диалога предлагает сама группа. Когда люди вкладывают свои мысли и энергию в разработку правил, они с большей вероятностью будут их придерживаться. Но такой процесс может занять много времени. Тем не менее, выработка правил участниками группы может помочь понять опасения, страхи и другие проблемы, с которыми столкнулась группа.

 

Мы также выделили основные правила, которые могут помочь группе углубить диалог.

 

Основные правила более глубокого анализа   1. Больше вопросов. Задавайте честные вопросы, которые заставляют задуматься и дают людям возможность разобраться в своих исходных предпосылках и объяснить их. 2. Верность процессу. Примите обязательство ни за что не отказываться от диалога, несмотря на все трудности и напряженность. 3. Установка на понимание. Цель диалога — углубление взаимопонимания людей. Но цель не в том, чтобы решить проблему или обо всем договориться. 4. Поиск точек соприкосновения. У любых двух человек всегда найдется что-то общее. Найдите что это! 5. Вначале реакция, потом объяснение. Если кто-нибудь скажет что-нибудь обидное, не оставляйте это без внимания. Пусть он/она и вся группа узнают, почему это обидно.  

 

Один из методов обеспечения единого понимания группой основных правил заключается в том, чтобы спросить участников: «Прежде чем двинуться дальше, можем ли мы договориться вести себя вежливо и дать каждому возможность высказаться?» Собравшиеся вряд ли скажут «нет», a этот вопрос дает вам шанс обратить внимание присутствующих на недопустимость неуважительного поведения и прерывания собеседников. Потенциально договоренность группы по данному вопросу позволяет фасилитатору напомнить некоторым участникам, что выступая чаще других, они фактически пытаются навязать свое мнение остальным.

 

Уточнение роли фасилитатора

 

Фасилитатор оказывает содействие участникам в ходе процесса диалога. Фасилитаторы — это специалисты по процессу, а не в тематике диалога. Они помогают участникам не отвлекаться от темы диалога, обдумывать все точки зрения и обобщают выводы группы. Своим примером они поощряют участников активно слушать собеседников и высказываться уважительно.

 

В главе 6 подробно рассказывается, как содействовать диалогу. При разъяснении группе роли фасилитатора необходимо уточнить несколько важных моментов, а именно:

 

  • Фасилитаторы помогают группе рассматривать сходства и различия в точках зрения. Фасилитаторы не пропагандируют и не озвучивают свои мнения.
  • Фасилитаторы создают условия для того, чтобы все участники имели возможность высказаться в диалоге.
  • Фасилитаторы несут главную ответственность за соблюдение основных правил, хотя и вся группа разделяет эту ответственность коллективно.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.