Диалог: в чем его уникальность? — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Диалог: в чем его уникальность?

2022-02-11 22
Диалог: в чем его уникальность? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Управляемый процесс

 

Эффективный диалог между людьми с различным опытом и убеждениями обычно требует координации со стороны инструктора, или фасилитатора. Участие фасилитатора в поддержании разговора отличает диалог от других форм общения. С помощью основных правил поведения и основополагающих принципов фасилитаторы помогают создавать безопасное пространство обмена мнениями, в котором участники могут внимательно слушать друг друга и сосредоточиться на совместной работе. Фасилитаторы помогают проводить диалог, не высказывая свое мнение о том, кто прав, а кто нет, и не объявляя «победителя», как это делают модераторы полемических дебатов. В главе 6 рассматриваются важные аспекты фасилитации диалога.

 

ПОЛЕМИКА ДИАЛОГ
Цель в том, что «выиграть» дискуссию, подтвердив собственную точку зрения и развенчав взгляды оппонентов. Цель в том, чтобы понять различные точки зрения и узнать больше о взглядах собеседников.
Участники выслушивают оппонентов, чтобы выявить недостатки в их аргументах. Участники выслушивают собеседников, чтобы понять, как их опыт формирует убеждения.
Участники критикуют опыт оппонентов как искаженный и безосновательный. Участники принимают опыт собеседников как реальный и имеющий основания.
Участники в целом настроены не менять своих взглядов на проблему. Участники в целом открыты для более широкого понимания проблемы.
Участники высказываются, исходя из собственных предположений об установках и мотивах оппонентов. Участники высказываются, преимущественно исходя из собственного опыта и понимания проблемы.
Участники противостоят друг другу, пытаясь доказать оппонентам, что те неправы. Участники сообща вырабатывают общее понимание проблемы.
Такие сильные эмоции, как гнев и печаль, часто используются для запугивания оппонентов. Такие сильные эмоции, как гнев и печаль, уместны, если они передают яркость опыта и силу убеждений.

 

Намерение узнавать больше и перестраиваться

 

Намерение, лежащее в основе диалога, является его важнейшей характеристикой. Диалог лучше всего получается тогда, когда его участники открыты усвоению нового и переменам. И задача фасилитатора диалога как раз и заключается в том, чтобы поощрять такое отношение.

 

В диалоге важно желание узнать больше у тех, кто думает иначе.

 

Большинство людей осознанно или неосознанно считает, что только один способ мышления и действий может быть правильным. По этой причине некоторые из них ставят под сомнение возможности диалога, потому что он требует от них признания того, что они могут научиться и узнать больше от тех, кто думает иначе. Если ты убежден, что только ты прав, прислушиваться к другим нет необходимости.

 

Диалог удается лучше всего, когда его участники вносят в процесс элемент любопытства, стремясь узнать больше о противоположной стороне и опыте собеседников. Признание того, что ни у кого нет монополии на истину, требует смирения и самокритичности. В диалоге люди признают, что выслушивание других, усвоение нового, общение и совместная работа могут быть полезны. Участники диалога приходят к пониманию того, что то, как они воспринимают проблему, отчасти формируется их собственным жизненным опытом и такими факторами, как возраст, класс, религиозная и этническая принадлежность, география и пол.

 

Открытость и желание узнать больше от собеседников и о них самих помогает создать атмосферу, в которой люди могут честно обсуждать то, что их сближает и разъединяет. Процесс диалога предполагает, что его участники внимательно выслушивают друг друга, учатся друг у друга и делятся своим опытом с другими.

 

Рассказ об одном диалоге

 

Мы начали вместе оказывать содействие в проведении диалогов в 1999 году, работая для общественной организации «Надежда в городах» из Ричмонда в шт. Виргиния. Организация способствовала созданию справедливых местных сообществ, открытых для всех. [2] Будучи когда-то столицей рабовладельческой Конфедерации, Ричмонд представлял собой идеальное место для того, чтобы попытаться решить давние социальные разногласия с помощью диалога. Мы выступали в качестве расово смешанной команды фасилитаторов — Дэвид, афроамериканец, и Лиза, белая американка, — представляя своего рода пример межрасового сотрудничества.

 

В 2001 году нами была спланирована и проведена серия диалогов выходного дня для групп из 20 черных, белых, а также ричмондцев латиноамериканского и азиатского происхождения. На выходные один раз в месяц в течение нескольких лет различные расово смешанные группы собирались вместе в ретритном центре, чтобы делиться едой и ночлегом, вместе отдыхать в просторных залах и садах, наслаждаться великолепными пейзажами и участвовать в формальном и неформальном диалоге. Во время Гражданской войны этот особняк служил госпиталем, в котором монахини выхаживали как конфедератов, так и северян. Пожалуй, это место лучше всего подходило для честного диалога о расовых, экономических и политических противоречиях города.

 

Формат диалогов выходного дня был уникален и отличался от большинства диалогов направленных на межрасовое примирение, которые проводились тогда в стране и применяли только двух- или трехчасовой формат встреч. Ретритная модель диалога выходного дня позволила более интенсивно выстроить отношения, которые способствовали более глубокой трансформации взглядов участников. Неформальные ритуалы совместного принятия пищи, прогулок и отдыха — вместе с экуменической молитвой в качестве дополнения — помогли трансформировать осознание участниками расовых, классовых и политических проблем в безопасной и благоприятной обстановке, во многом способствующей их сплочению. В конечном счете такие отношения между людьми, принадлежащими к разным экономическим и расовым группам, и есть то, что мотивирует людей к переменам в своих сообществах.

 

Такая работа в ретритах представляет собой всего лишь одну из моделей фасилитации диалогов. Конечно, существуют и другие. Далее в этой книге мы расскажем, как работает диалог; как организовывать, планировать и содействовать диалогу; как переходить от диалога к действию. В каждой из глав приведены краткие примеры нашей работы, которые демонстрируют различные формы применения диалога.

 

В этой книге описаны различные способы, с помощью которых можно начать применять диалог в семье, на рабочем месте, в рамках местного сообщества и в целом в стране. С помощью нескольких простых методов фасилитации любой человек может помочь придать напряженной полемике или беседе некоторые черты диалога. Предложив собеседникам поговорить о своем опыте, сформировавшем их убеждения и взгляды, а не задавая вопросы о самих убеждениях и взглядах людей, можно помочь сдвинуть разговор с мертвой точки. Каждому под силу подсказать собеседникам, как и где отыскать точки соприкосновения в противоположных взглядах. И каждый может сделать так, чтобы собеседники с уважением слушали друг друга.

 

Поэтому настоящая книга будет полезна не только фасилитаторам диалогов, но и всем, кто принимает участие в разговоре. В эпоху глобализации, когда самые разные народы и общества становятся все более взаимозависимыми, эффективная коммуникация имеет решающее значение. На наш взгляд, улучшение общения приводит к лучшему взаимопониманию, что открывает наилучшие перспективы для совместной работы и жизни.

 

 

2. Как работает диалог?

 

Диалог предоставляет отдельным людям и целым сообществам массу преимуществ. Можно описать то, как работает диалог, разобравшись в его воздействии на три различные и тем не менее взаимосвязанные части нашего естества: наш интеллект, эмоции и дух. Диалог наиболее эффективен, когда он затрагивает каждый из этих аспектов.

 

Интеллект

 

Диалог открывает людям разные взгляды на окружающий нас мир. У собеседников появляется возможность переосмыслить свое представление и знание о проблеме, событии или группе людей. Диалог создает безопасное пространство, в котором мы слушаем и задаем вопросы людям с отличным от нашего опытом и иным миропониманием. Признание потенциальной обоснованности альтернативных точек зрения расширяет понимание людей, выводит его за пределы их собственной точки зрения. Например, когда защитники окружающей среды и скотоводы принимают участие в диалоге о землепользовании, они открывают для себя новую информацию об интересах и потребностях другой стороны.

 

Эмоции

 

Диалог пробуждает у участников эмоциональное понимание окружающих и собственного «я», дает выход чувствам и побуждает людей к действию. Иногда диалог помогает людям выявить обиды, которые они неосознанно испытывали по отношению к отдельным лицам или группам. Если диалог ведется открыто, он вызывает у людей чувство сопереживания и стремление что-то сделать, чтобы изменить сложившееся положение вещей.

 

Например, заранее обдуманный диалог между супругами может помочь им узнать о том, что отложило отпечаток на формирование эмоциональной сферы и потребностей каждого из них. Одному из них может понадобиться личное эмоциональное пространство для рефлексии после спора. Другой же предпочитает уладить проблемы как можно скорее. Диалог может помочь каждому супругу понять предысторию эмоциональных потребностей другого и побудить их по-новому построить взаимоотношения с учетом осознания этих различий.

 

Дух

 

Фасилитаторы диалога пробуждают у его участников, как минимум, элементарное чувство заботы друг о друге. Хотя чувство заботы неудивительно для диалога, оно не всегда является нормой в обществе, особенно по отношению к незнакомым людям. Этот опыт глубокой заботы может укрепить чувство общности у людей.

 

Религиозные люди часто характеризуют это чувство общности в диалоге словами о присутствии Бога. Описывая, как диалог затрагивает глубины нашего естества, один участник диалога проницательно и метафорически назвал работу фасилитатора «тонкой хирургией человеческих душ».

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.