Предпосылки проведения успешного диалога — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Предпосылки проведения успешного диалога

2022-02-11 24
Предпосылки проведения успешного диалога 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

С учетом практически бесконечных вариантов диалога и его применения строго определенных правил быть не может. Однако соблюдение ряда условий может всегда пригодиться.

 

Многообразие опыта

 

Если первоначальная цель диалога заключается в том, чтобы помочь участникам разобраться в их представлениях, мнениях и суждениях, тогда очень важно привнести в этот процесс самый разнообразный опыт. К примеру, внутрицерковный диалог о гомосексуальности приведет к более глубокому взаимопониманию, если к нему подключатся люди с различными взглядами, ориентацией, опытом и религиозными убеждениями.

 

Если не удается собрать для диалога людей, придерживающихся различных взглядов на тот или иной вопрос, то особой пользы от такой встречи ожидать, вероятно, не стоит. В этом случае от фасилитатора потребуется большое мастерство, чтобы найти, как можно привнести в дискуссию непредставленный опыт и мнения. Трансформационные возможности любого диалога в значительной степени зависят от многообразия представленного опыта его участников, поскольку различия в жизненном опыте формируют различные взгляды на одну и ту же проблему.

 

Нет необходимости принимать неотложные решения

 

Обычно диалоги удаются лучше всего, когда не требуется неотложных решений. Диалог может способствовать созданию условий для совместных действий, но наиболее эффективен он тогда, когда нет необходимости переходить к действиям немедленно. По большому счету диалог — это всегда открытие; участники рассматривают точки зрения, касающиеся какой-либо темы, зондируют, что может скрываться под различиями и схожестью их взглядов, а затем пытаются выяснить, нет ли у них общей основы для осуществления совместных действий.

 

Диалог — это всегда открытие.

 

Из-за безотлагательности и необходимости немедленно предпринять какие-либо действия участникам обычно не хватает терпения на то, чтобы тщательно рассмотреть проблему и сделать важные открытия. Нетерпение снижает готовность людей к внимательному выслушиванию, так необходимому в диалоге.

 

К тому же, когда группе необходимо немедленно принять решение, ее внимание смещается на поиск и анализ фактов, которые, по мнению участников, имеют отношение к предстоящему решению. При этом участники забывают о многообразии опыта своих собеседников и о том, какое значение оно имеет.

 

Предупреждая об этом, хотим отметить, что диалог полезен для ослабления напряженности в ситуациях назревающего конфликта или насилия. Так было в Цинциннати в шт. Огайо в апреле 2001 года, когда напряженность между правоохранительными органами и общественностью переросла в гражданские беспорядки после того, как полицейский застрелил невооруженного человека. Были предприняты масштабные усилия, направленные на урегулирование отношений между полицией и общественностью, с использованием процессов диалога, в ходе которых болезненные вопросы обсуждались как среди черных и белых горожан отдельно, так и совместно, вне зависимости от расовой принадлежности. В результате этих диалогов гражданами был выработан ряд рекомендаций относительно того, что можно сделать для улучшения отношений между общинами и правоохранителями. В данном случае диалог способствовал ослаблению напряженности и созданию безопасного пространства для налаживания отношений между людьми в условиях конфликта. [8]

 

Относительный баланс сил

 

Оптимальным условием для диалога является относительный баланс сил между участниками. Диалог осложняется, когда участники с одной стороны понимают, что у их собеседников явно больше преимуществ с точки зрения образования, благосостояния или социального положения. Серьезное нарушение силового баланса, как правило, ослабляет потенциал группы для ведения диалога. Это особенно справедливо, если диалог служит предвестником возможных совместных действий и у одних участников диалога больше возможностей повлиять на то, какими они будут, нежели у других.

 

В условиях неравномерного распределения сил в диалоге более влиятельных участников, скорее всего, будут воспринимать серьезнее, нежели менее влиятельных. И наоборот, менее влиятельные члены группы могут психологически самоустраниться от процесса и/или обидеться на более влиятельных собеседников. Им может показаться, что обмен мнениями в диалоге — это всего лишь формальная дань традиции, чтобы подготовить всех к тому, что в любом случае последнее слово остается за более влиятельными участниками.

 

Сходство в способах вербального выражения

 

Диалоги получаются более продуктивными, когда участники схожим образом могут выражать свои мысли, эмоции и настроение словами. Жизненный опыт, уровень образования, возраст и язык, которым люди обычно пользуются в своей среде, могут сказаться на их способности доходчиво выражать свои мысли в незнакомом окружении.

 

В межрасовых диалогах, которые мы фасилитировали, участники с менее формальным образованием выступали реже. Беседуя с такими участниками, мы поняли, что они предпочитали помалкивать, потому что считали, что те, кто более образован, может отзываться о проблемах «мудрёней». Это стало серьезной проблемой, поскольку одна из задач заключалась в налаживании гражданского партнерства по всем линиям раздела в городе, в том числе расовым и классовым. Несмотря на то, что с помощью диалогов удалось устранить межрасовые разногласия, все же большие проблемы еще оставались с точки зрения классового и образовательного разделения.

 

По возможности необходимо избегать объединения представителей разных языковых сред. К примеру, ряд специалистов считает недопустимым объединять подростков и взрослых в одной рабочей группе. Чтобы в пределах группы сгладить языковую вариативность, возникающую вследствие различий в образовательном уровне, некоторые специалисты по диалогу вводят невербальные методы коммуникации, например, рисование и групповые игры, чтобы все участники чувствовали себя на равных.

 

Формы диалога

 

Диалог может принимать различные формы по необходимости. Диалог можно применять в межличностном общении, в качестве одноразового мероприятия, в рамках достаточно масштабного события, например, конференции, в ходе нескольких последовательно организованных встреч или же в качестве бессрочного процесса, продолжающегося на протяжении многих лет.

 

Диалог вдвоем и неформальный диалог в небольшой группе

 

Любой человек может применить навыки ведения диалога в неформальной обстановке, чтобы разрядить горячее обсуждение сложных тем. Диалог начинается там, где при обсуждении какой-либо темы один или несколько человек применяют навыки фасилитации, чтобы улучшить общение, внимательно выслушать собеседника и демонстрируют желание чему-либо научиться на опыте других.

 

Разовый диалог

 

Диалог может быть составной частью разового мероприятия, например, конференции или ретрита с целью всестороннего рассмотрения какой-либо специальной темы. На семинарах можно прибегнуть к формату диалога, чтобы помочь участникам обменяться опытом или сообща рассмотреть определенную тему. Или в ходе конференции можно выделить время, чтобы все участники собрались в небольшие группы и провели диалог при содействии фасилитаторов.

 

Разовый диалог можно применять в урегулировании конфликта, уже достигшего точки кипения. Диалог позволяет людям, оказавшимся по разные стороны конфликта, услышать друг друга более отчетливо, чем это можно было бы ожидать в иных обстоятельствах. Присутствие фасилитаторов и использование бесед в небольших группах часто сводит к минимуму игру на публику и искаженные трактовки позиций оппонентов, с чем часто приходится сталкиваться на открытых встречах, призванных ослабить напряженность. К тому же диалог ценен тем, что помогает его участникам стать свидетелями заинтересованности «противоположной стороны» в достижении гармонии в обществе.

 

Разовые диалоги также полезны при сборе информации. Когда для участия в разовом диалоге или «общем собрании общественности» собираются сотни и тысячи граждан, это помогает организаторам быстро оценить предпочтения всех заинтересованных сторон.

 

Кроме того, разовые диалоги помогают в практической мобилизации сообщества. Когда значительный интерес к какому-либо вопросу уже вызван публикациями в прессе, привлечение большой группы граждан к диалогу помогает еще больше привлечь внимание общественности к нему. Также участие представителей различных слоев населения, зачастую с противоположными интересами, в подлинном диалоге по поводу сложных проблем весьма вероятно становится предвестником общественных перемен.

 

Диалог из нескольких встреч

 

Многие организации используют серию мероприятий из трех-восьми диалогов в качестве средства решения текущих общественных проблем. И хотя решение большинства сложных общественных проблем может только выиграть, если публичных встреч будет больше, вряд ли найдется достаточное количество желающих участвовать в не ограниченном сроками процессе. Таким образом, ограничение количества публичных встреч облегчает привлечение людей к участию в диалоге.

 

Продолжающийся диалог

 

Некоторые диалоги не ограничены временными рамками. Такие носящие бессрочный характер открытые процессы называются иногда обучающимися сообществами или группами поддержки, которые намеренно прибегают к диалогу в ходе встреч. Очень часто поводом для открытых диалогов становятся диалоги из нескольких встреч, впечатляющие результаты которых вдохновляют участников на продолжение встреч.

 

Например, в 1980-х годах граждане Советского Союза и Соединенных Штатов вели постоянный открытый диалог. В течение многих лет фасилитаторы собирали вместе граждан двух стран в стремлении наладить позитивные отношения и ослабить напряженность. Специалист по диалогам Харольд Сондерс, который фасилитировал много таких мероприятий, назвал эти не ограниченные временем встречи «продолжающимся диалогом». [9] Продолжающийся диалог полезен там, где проблемы и конфликты имеют глубокие исторические корни, сопряжены с этническим, религиозным и культурным самосознанием народов; где в конфликт вовлечено большое количество различных сторон.

 

Масштабный диалог

 

В масштабных диалогах могут быть задействованы сотни и тысячи людей в виде централизованно и одновременно организованных бесед в небольших группах. В отличие от собраний избирателей в американских городах и местечках, на которых выступают лишь относительно немногие, скоординированный масштабный диалог дает всем участникам возможность выразить свои взгляды. Масштабные диалоги дают своим участникам более осязаемое чувство «сообщества» в целом.

 

Такие организации, как «АмерикаСпикс» («Говорит Америка»), проводят масштабные мероприятия с участием общественности, задействуя высоквалифицированных фасилитаторов и новейшие технологии, например, телеконференции. При этом, если в диалоге принимает участие 1000 человек, организаторы расставляют 100 столов по 10 участников за каждым. К примеру, в Новом Орлеане «АмерикаСпикс» организовала два диалога с участием 2 500 человек в декабре 2006 года и 1 300 человек в январе 2007 года, чтобы граждане, оставшиеся в городе, а также те, кто переехали в другие города могли обсудить новые планы восстановления неофициальной «столицы» американского Юга. Благодаря этим встречам градостроители и городские власти получили возможность ознакомиться с конкретными пожеланиями граждан по ключевым вопросам. Вследствие диалогов также начало восстанавливаться доверие общественности к самому процессу городского планирования. После второй встречи жители рекомендовали городским властям собираться ежеквартально и созывать ежегодно подобные форумы в формате диалога с целью гражданского обсуждения процесса восстановления.

 

Масштабный диалог дает возможность участникам и организаторам более точно установить потребности всех заинтересованных сторон. Если люди видят, что их слышат и с их мнением считаются, то можно предположить, что они будут меньше противиться коллективным решениям, которые не совпадают с их позицией.

 

 

4. Организация процесса диалога

 

В то время как любому человеку по силам наладить неформальный диалог в семье, в организации или на рабочем месте, для организации более масштабных и официальных диалогов необходима работа команды. Здесь все начинается с оценки индивидуальных качеств каждого члена команды и соответствующего разделения обязанностей. В частности, члены команды подразделяются на организатора диалога, планировщика - разработчика диалога и фасилитатора диалога.

 

Организаторы диалога занимаются вопросом согласования приглашений для будущих участников диалога. В их компетенцию также входит управление материально-техническим обеспечением и налаживание атмосферы предстоящего диалога.

 

Планировщики диалога занимаются разработкой последовательности построения и ведения самого диалога. Сюда входит выработка вопросов, помогающих наладить обсуждение рассматриваемой темы в рамках группы, а также планирование других совместных мероприятий, начиная со знакомства участников, обсуждения основных правил диалога и до организации перерывов и т. д.

 

Фасилитаторы диалога оказывают содействие участникам в ходе диалога. Обычно в своей работе фасилитатор пользуется планом диалога, составленным планировщиком, и продумывает каждый свой шаг, прежде чем отклониться от него.

 

В этой главе освещаются преимущественно задачи организатора диалога, который должен убедить людей принять участие в диалоге. Из некоторых людей получаются хорошие фасилитаторы, потому что они всегда спокойны и уравновешены. Но эти же люди могут и не знать, как нужно поощрять стороны к участию в диалоге, поскольку для этого нужно собственным энтузиазмом увлекать его будущих участников. Поэтому команде при распределении обязанностей полезно учитывать, что у организатора и фасилитатора совершенно разные задачи. Как бы ни были важны планирование и разработка первоклассного диалога и участие в нем высококвалифицированного фасилитатора, все будет напрасно, если усилия по организации и популяризации диалога не увенчаются успехом.

 

При организации большинства диалогов следует учитывать несколько моментов: составление грамотного маркетингового плана, выбор стратегически удобного места для диалога и привлечение слаженной команды, которая разумно использует профессиональные преимущества своих членов.

 

Маркетинг диалога

 

Нередко, чтобы убедить людей принять участие в диалоге, требуются определенные усилия. Диалог — это процесс не совсем естественный, особенно для культур, которые предпочитают острую полемику, дискуссии, нацеленные на решение конкретных задач, или тренинги, целью которых является как можно более широкое распространение информации. Диалог от всего этого отличается тем, что основное внимание в нем уделяется взаимному научению.

 

Грамотный маркетинговый план поможет убедить людей принять участие в диалоге.

 

Организаторы могут научиться убеждать людей принять участие в диалоге, позаимствовав маркетинговые стратегии, которые корпорации используют для продажи своей продукции. В данном случае продуктом является диалог. Бизнесмены знают, что они должны ориентироваться на потребности и интересы потребителей. Аналогичным образом маркетинговые стратегии диалога должны быть адаптированы к конкретным аудиториям. Нижеследующий ряд вопросов может помочь в определении наиболее оптимального формата диалога для того, чтобы убедить различные группы потенциальных участников присоединиться к нему:

 

1. Кого представляют группы участников предстоящего диалога?

2. Что, по мнению каждой группы, является ее насущными потребностями и интересами с точки зрения тематики предстоящего диалога?

3. Почему предстоящий диалог может представлять интерес для каждой группы? Что из него могут почерпнуть ее члены?

4. Какое маркетинговое послание скорее всего привлечет участников каждой группы и побудит их присоединиться к диалогу?

 

К примеру, для ряда сообществ мотивацией к участию в диалоге является стремление, чтобы их волю услышали политики. Для других же более привлекательным маркетинговым посланием может послужить идея сближения людей по разные стороны конфликта. Грамотный организатор диалога разрабатывает маркетинговые послания для «раскрутки» мероприятия с учетом индивидуальных потребностей заинтересованных сторон.

 

Поскольку диалог существенно отличается от типичных форм общения, очень важно, чтобы приглашения к участию в нем звучали правильно. Ведь немногие умудренные опытом люди будут в восторге от предложения подать заявку на участие в мероприятии, которое обещает их изменить. Напротив, они скорее воспримут идею о том, что в ходе диалога смогут выяснить, что думают другие по обсуждаемой проблеме и что у них будет возможность самим объяснить другим, что они думают об этом.

 

Приглашение участников

 

Вывешивание плакатов, рассылка листовок и приглашений предполагаемым участникам диалога по электронной почте зачастую просто непродуктивны. Многие организаторы находят более убедительным способом приглашения к диалогу заинтересованных лиц личные встречи с ними. Вначале организаторы могут заручиться согласием ключевых фигур на участие в диалоге, а уже затем приглашать других лиц, воспользовавшись их согласием на участие в качестве своего рода коммерческого аргумента. Лицам, давшим согласие на участие в запланированном диалоге, можно предложить назвать имена или отправить приглашения тем, кто по их мнению тоже должен принять участие в диалоге.

 

В тех случаях, когда диалог ставит перед собой конкретные задачи, его широкая реклама как необходимого этапа в решении проблем может эффективно сработать в плане привлечения участников. В то же время приглашение на мероприятие, ориентированное на решение конкретных задач, порождает надежды на быстрые «решения» и может отрицательно сказаться на готовности участников терпеливо и подробно выслушивать опыт и мнения других людей.

 

Важно открыто ставить всех в известность о том, что это процесс вовсе не кратковременный. Лучшего всего начинать с малого и потом повторно приглашать людей, нежели пытаться привлечь их к длительному процессу, продлевая его за рамки первоначальной договоренности.

 

Многообразие

 

Должное внимание и ресурсы необходимо направлять на обеспечение присутствия всех заинтересованных членов сообщества. В массовых диалогах, в которых задействовано несколько подгрупп, стратегически важно гарантировать разнообразие представительства в каждой из них. Люди предпочитают вести диалог с себе подобными и обычно не решаются садиться за стол с незнакомцами. Поэтому важен метод случайного распределения мест для участников, но с некоторым тактичным принуждением.

 

Выбор места для диалога

 

Пространство для проведения диалога должно быть нейтральным — как в символическом, так и в материально-техническом отношении. Выбор места не должен даже непреднамеренно давать одним участникам преимущества перед другими. Внимательный выбор места может обнадежить участников, что диалог будет носить честный и равноправный характер еще до начала встречи.

 

Случается, что диалоги приходится проводить в нескольких местах. К примеру, в продолжающемся диалоге между мусульманами и христианами чередование встреч в церкви и мечети может быть разумным решением.

 

Символические ассоциации важны при выборе места встречи. Некоторые места в настоящее время могут принадлежать нейтральным учреждениям или арендоваться ими, но при этом прошлое этих мест может ассоциироваться с одной или другой стороной, вовлеченной в спор или иного рода конфликт. Поэтому очень важно, чтобы организаторы диалога заведомо проверили, как потенциальные участники диалога относятся к месту встречи.

 

Угощение, время и эстетика

 

Радушие и такие знаки внимания, как, например, приготовление угощения и напитков помогают участникам снять напряжение и раскованно пообщаться во время перерывов. Красивое и удобное место проведения встречи также помогает людям спокойно обсуждать различные точки зрения и открывать новые человеческие качества в собеседниках. [10]

 

При составлении графика встреч необходимо учитывать индивидуальное рабочее расписание участников, узнать их транспортные возможности, есть ли кому присмотреть в это время за ребенком, уточнить прочие детали, которые могут затруднить их участие. Проведение встреч по графикам, которые систематически ставят под угрозу физическое участие в диалоге одной из групп, недопустимо.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.