II фаза: обмен личным опытом и мнениями — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

II фаза: обмен личным опытом и мнениями

2022-02-11 36
II фаза: обмен личным опытом и мнениями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Вторая важная составляющая диалога — это обмен личным опытом. Зачастую люди просто не понимают, что каждый человек переживает жизнь по-своему, присущим только ему или ей образом. Научение в диалоге осуществляется путем выяснения сходств и различий в жизненном опыте людей из разных слоев общества. При благоприятном стечении обстоятельств мы начинаем осознавать, что наш взгляд на проблему складывается под влиянием личного опыта, а оценка или понимание проблемы другими часто зависит от того, что их опыт отличается от нашего.

 

Разминка

 

У фасилитатора должен быть общий план того, как перейти от знакомства участников непосредственно к теме диалога. Прежде чем группа приступит к рассмотрению сложных обстоятельств темы, часто бывает полезно предложить собравшимся немного поделиться опытом, имеющим к ней отношение. К примеру, можно предложить собравшимся вспомнить, как впервые в жизни они почувствовали себя чужаками, аутсайдерами. Такой подход отлично срабатывает в начале диалога в силу целого ряда причин.

 

Во-первых, этот подход носит просветительский характер и пробуждает сочувствие, поскольку касается пережитой беззащитности. Во-вторых, если в диалоге принимают участие «свои», то есть большинство, и «чужие», то есть меньшинство, то представители меньшинства, возможно, даже и не догадывались никогда, что кто-то из большинства мог когда-то ощутить себя «чужаком». Представители меньшинства, или группы «чужих», признают статус членов группы «своих» как нечто незыблемое и зачастую не могут себе представить, что «свои» не всегда могли быть «своими». Динамика взаимоотношений в группах детей практически всегда связана с тем, что кто-то становится аутсайдером. Так что представителям меньшинства полезно узнать, что каждый человек может оказаться в какой-то мере в роли аутсайдера.

 

Неослабное внимание к личному опыту и переживаниям

 

Фасилитаторам необходимо подготовить один или несколько нейтральных вопросов, которые побудят участников вспомнить свой личный опыт и разобраться в нем. К примеру, диалог о гомосексуальности можно начать с нейтрального вопроса: «Как вы впервые узнали о гомосексуальности?» А в начале диалога о развитии местных общественных структур можно предложить участникам поделиться воспоминаниями о том времени, когда в местном сообществе преобладала действительно здоровая атмосфера.

 

В диалоге нужно задавать четкие вопросы, требующие развернутого ответа, чтобы каждый участник мог поделиться опытом, имеющим отношение к обсуждаемой теме. Вопросы должны находить отклик в виде множества рассказов о пережитом. Тогда участникам будет легче понять, что проблема имеет много аспектов и может быть рассмотрена с разных позиций. Крайне важно, чтобы эти вопросы помогали группе с уважением отнестись к опыту каждого участника как ценному вкладу в общий разговор.

 

Желательно, чтобы каждый участник или участница имели возможность достаточно подробно поделиться своим опытом и переживаниями. Фасилитатор может напомнить собравшимся, что при этом не следует строить предположения о том, что думают другие или обобщать свой опыт с опытом других членов группы. Здесь цель состоит в том, чтобы выйти за рамки стереотипов. Следующие примерные вопросы помогут участникам сосредоточиться на изложении своего опыта.

 

Охват и вовлечение всех участников

 

Задаваемые вопросы не должны давать преимуществ какой-либо одной группе собеседников или акцентировать внимание на опыте только некоторых участников. Очень важно, чтобы фасилитатор проявил подлинный интерес ко всем без исключения участникам и чтобы рассказы всех членов группы были услышаны.

 

Примеры вопросов для выяснения опыта каждого участника  
  • Как эта проблема (конфликт) отразилась на вас лично?
  • Как вы справляетесь с этой проблемой?
  • Что вас сейчас больше всего беспокоит в этой проблеме?
 

 

К примеру, вопрос «что ваши родители рассказывали о расах?» в качестве предварительного в диалоге о расовых взаимоотношениях звучит намного лучше, чем «что ваши родители рассказывали о расовом угнетении?» Вопрос о расовом угнетении, конечно, может побудить тех, кто его испытал на себе, поделиться своими воспоминаниями. Но не исключено, что он отвратит от полноценного диалога всех остальных. Такая формулировка вопроса сама по себе предполагает, что у одних людей в аудитории опыт более реален и/или актуален, чем у других.

 

Формулирование явно предвзятых вопросов несет в себе немало негативных последствий для группы. Прежде всего, такие вопросы способствуют укреплению стереотипов, а не помогают людям их преодолевать. Те члены группы, которые посчитают, что их опыт не представляет ценности, могут самоустраниться от участия и совсем покинуть группу либо «сесть на скамью запасных» психологически. После этого те, кто решил поделиться своими воспоминаниями, могут подумать, что их специально «выставили напоказ» и тоже обидеться.

 

Несомненно, такая динамика может пагубно сказаться как на отдельных участниках, так и на группе в целом. Чтобы потенциал диалога полностью раскрылся, каждый член группы должен чувствовать, что ему есть что сказать.

 

Сочетание обмена опытом с анализом рассматриваемых вопросов

 

Один из рисков в ходе этой фазы заключается в том, что, рассказывая о своем личном опыте и переживаниях, некоторые участники постараются высказать свое мнение о проблеме или проанализировать ее. В этих случаях фасилитаторы могут тактично попросить участников не отвлекаться от собственных воспоминаний и рефлексий, слушать внимательно других и задавать им вопросы об их опыте. Но прерывать дискуссию не следует. Такие отступления зависят от общего образовательного уровня каждого участника.

 

При успешном прохождении этой фазы участники начинают понимать роль собственного опыта в формировании их представлений или мнений по рассматриваемому вопросу. Некоторые участники могут скептически отнестись к обмену личным опытом. Найдутся и такие, кто может упрекнуть участников, чей опыт способствовал формированию прямо противоположных точек зрения или засомневаться в их искренности. III фаза дает участникам возможность разобраться, почему у них разный опыт и представления.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.