Маленькая книжица о диалоге на сложные темы. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Маленькая книжица о диалоге на сложные темы.

2022-02-11 21
Маленькая книжица о диалоге на сложные темы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Маленькая книжица о диалоге на сложные темы.

Практическое пособие

 

ОБРАТНАЯ СТОРОНА ОБЛОЖКИ

Кому из нас не доводилось переживать неловкие моменты, когда во время праздничного застолья разговор вдруг заходил на спорные политические и религиозные темы или касался злободневных событий? Или вдруг на собрании атмосфера начинала накаляться?

 

Лиза Шерч и Дэвид Кэмпт представляют преобразующий и как никогда многообещающий подход, позволяющий обсуждать непростые и напряженные темы, применяя принципы диалога. Будь то беседа за столом или в зале для переговоров, заседание местного комитета по благоустройству или же собрание старейшин народности сету, «формат диалога позволяет людям в конфликтных ситуациях слушать друг друга, подтверждать общие точки зрения или же в безопасной обстановке разбираться, что их разделяет.»

 

Из этой маленькой книжицы вы узнаете:
* чем отличается диалог от полемики
* как приглашать людей к диалогу
* каковы важнейшие навыки содействия диалогу
* когда применять диалог
* как переходить от диалога к действию
* как оценивать эффективность диалога

 

Лиза Шерч успела уже поработать в проектах по предотвращению конфликтов и восстановлению мира в более чем 20 странах мира. Дэвид Кэмпт основное внимание уделяет вопросам расового примирения и массовым мероприятиям, связанным с налаживанием диалога. Многие из навыков и характерных примеров, представленных в книге, взяты из собственного и впечатляющего опыта авторов.

 

 

Содержание

 

Слова благодарности

 

1. Что такое диалог

 

2. Как работает диалог?

 

3. Когда применим диалог?

 

4. Организация процесса диалога

 

5. Планирование процесса диалога

 

6. Содействие диалогу

 

7. От диалога к действию

 

8. Оценка эффективности диалога

 

9. Диалог для нового века

 

Приложение. Методы расширения переговоров

 

Примечания

 

Рекомендуемая литература

 

Об авторах

 

 

Слова благодарности

 

Мы выражаем совместную благодарность организации «Надежда в городах» из Ричмонда в шт. Виргиния, которая наняла нас для оказания содействия серии диалогов по межрасовым и экономическим проблемам. Принципы и подходы сотрудников «Надежды в городах» продолжают вдохновлять нас обоих, и мы благодарны за предоставленную возможность поработать с ними.

 

Лиза: Я хотела бы поблагодарить своих студентов и коллег из научно-практического Центра справедливости и восстановления мира при Восточном меннонитском университете. За последние 10 лет я оказывала содействие в проведении бесчисленного множества собраний и обсуждений по различным вопросам в нашем университете, и мои коллеги постоянно помогали мне укреплять свои навыки фасилитатора. Кроме того, я многому научилась, наблюдая, как они фасилитировали диалоги на непростые темы, участником которых я была. За это время я научилась у них, как добросовестно распоряжаться тем, что я знаю и чего не знаю, что я умею и что мне еще необходимо наверстать. Я благодарна тем коллегам, которые воспитали во мне это знание о себе.

 

Дэвид: Я хотел бы поблагодарить целую уйму народу, начиная с моих коллег из «АмерикаСпикс» — «Говорит Америка», организации, которая дала мне возможность развить свои лидерские навыки. Я убежден, что не написал бы и сотой доли своей части в этой книге, если бы не вдохновляющее и дружеское участие Крикет Уайта, Мэнни Брандт и Тео Брауна. Они вдохновили меня сделать еще больше и узнать больше о диалоге. Также я выражаю особую благодарность Моники Фортенберри и Нгози Робинсон, которые одним им известным способом помогли мне сберечь здравомыслие, подвизаясь на этом поприще. И, наконец, ничего в моей жизни — особенно этой страсти к диалогу — не было бы без моих родителей, Джеймса и Джеральдин Кэмптов.

 

 

1. Что такое диалог

 

Если не всем, то многим из нас приходилось переживать неловкие моменты, когда за праздничным столом разговор вдруг заходил на спорные политические и религиозные темы или касался злободневных событий. Или же на собрании атмосфера вдруг начинала накаляться. «Неужели люди не могут просто спокойно говорить на некоторые темы?»— думали мы.

 

Диалог — это метод обсуждения непростых и напряженных тем. Он применим как в семейных отношениях, небольших группах, бизнесе, на уровне местных сообществ и крупных организаций, так и в конфликтах национального и международного уровней.

 

Все чаще люди понимают необходимость поиска способов улучшения общения. После трагических событий 11 сентября 2001 года общественность во всех концах Соединенных Штатов собиралась, чтобы обсудить, как этот день отразился на их жизни и что нужно сделать, чтобы общими усилиями предотвратить ответное насилие в отношении мусульман в их сообществах. Общественность также прибегает к диалогу, чтобы уточнить руководящие принципы планирования и развития городов в быстрорастущих регионах. В других местах диалог помогает обсуждать религиозные различия и гомосексуальность, такие проблемы, как избыточный вес у молодежи или расовые противоречия. А в зонах военных действий дипломаты вступают в диалог для поиска политических решений, направленных на прекращение насилия против гражданского населения.

 

Эти примеры иллюстрируют то, как люди пользуются диалогом, чтобы устранить глубокие разногласия или исцелить раны, полученные в прошлом, отвратить надвигающееся насилие, обсудить предстоящие политические решения или разобраться в вопросах, которые беспокоят общественность. Люди прибегают к диалогу, поскольку другие формы общения не в состоянии обеспечить условия или безопасность, необходимые для обсуждения сложных вопросов. Диалог способствует общению людей, когда они нацелены на конструктивный поиск творческого решения проблем, стоящих перед сообществом. Диалог является важным этапом не только решения сложных проблем, но и трансформации отношений между оппонентами.

 

Рассказ об одном диалоге

 

Мы начали вместе оказывать содействие в проведении диалогов в 1999 году, работая для общественной организации «Надежда в городах» из Ричмонда в шт. Виргиния. Организация способствовала созданию справедливых местных сообществ, открытых для всех. [2] Будучи когда-то столицей рабовладельческой Конфедерации, Ричмонд представлял собой идеальное место для того, чтобы попытаться решить давние социальные разногласия с помощью диалога. Мы выступали в качестве расово смешанной команды фасилитаторов — Дэвид, афроамериканец, и Лиза, белая американка, — представляя своего рода пример межрасового сотрудничества.

 

В 2001 году нами была спланирована и проведена серия диалогов выходного дня для групп из 20 черных, белых, а также ричмондцев латиноамериканского и азиатского происхождения. На выходные один раз в месяц в течение нескольких лет различные расово смешанные группы собирались вместе в ретритном центре, чтобы делиться едой и ночлегом, вместе отдыхать в просторных залах и садах, наслаждаться великолепными пейзажами и участвовать в формальном и неформальном диалоге. Во время Гражданской войны этот особняк служил госпиталем, в котором монахини выхаживали как конфедератов, так и северян. Пожалуй, это место лучше всего подходило для честного диалога о расовых, экономических и политических противоречиях города.

 

Формат диалогов выходного дня был уникален и отличался от большинства диалогов направленных на межрасовое примирение, которые проводились тогда в стране и применяли только двух- или трехчасовой формат встреч. Ретритная модель диалога выходного дня позволила более интенсивно выстроить отношения, которые способствовали более глубокой трансформации взглядов участников. Неформальные ритуалы совместного принятия пищи, прогулок и отдыха — вместе с экуменической молитвой в качестве дополнения — помогли трансформировать осознание участниками расовых, классовых и политических проблем в безопасной и благоприятной обстановке, во многом способствующей их сплочению. В конечном счете такие отношения между людьми, принадлежащими к разным экономическим и расовым группам, и есть то, что мотивирует людей к переменам в своих сообществах.

 

Такая работа в ретритах представляет собой всего лишь одну из моделей фасилитации диалогов. Конечно, существуют и другие. Далее в этой книге мы расскажем, как работает диалог; как организовывать, планировать и содействовать диалогу; как переходить от диалога к действию. В каждой из глав приведены краткие примеры нашей работы, которые демонстрируют различные формы применения диалога.

 

В этой книге описаны различные способы, с помощью которых можно начать применять диалог в семье, на рабочем месте, в рамках местного сообщества и в целом в стране. С помощью нескольких простых методов фасилитации любой человек может помочь придать напряженной полемике или беседе некоторые черты диалога. Предложив собеседникам поговорить о своем опыте, сформировавшем их убеждения и взгляды, а не задавая вопросы о самих убеждениях и взглядах людей, можно помочь сдвинуть разговор с мертвой точки. Каждому под силу подсказать собеседникам, как и где отыскать точки соприкосновения в противоположных взглядах. И каждый может сделать так, чтобы собеседники с уважением слушали друг друга.

 

Поэтому настоящая книга будет полезна не только фасилитаторам диалогов, но и всем, кто принимает участие в разговоре. В эпоху глобализации, когда самые разные народы и общества становятся все более взаимозависимыми, эффективная коммуникация имеет решающее значение. На наш взгляд, улучшение общения приводит к лучшему взаимопониманию, что открывает наилучшие перспективы для совместной работы и жизни.

 

 

2. Как работает диалог?

 

Диалог предоставляет отдельным людям и целым сообществам массу преимуществ. Можно описать то, как работает диалог, разобравшись в его воздействии на три различные и тем не менее взаимосвязанные части нашего естества: наш интеллект, эмоции и дух. Диалог наиболее эффективен, когда он затрагивает каждый из этих аспектов.

 

Интеллект

 

Диалог открывает людям разные взгляды на окружающий нас мир. У собеседников появляется возможность переосмыслить свое представление и знание о проблеме, событии или группе людей. Диалог создает безопасное пространство, в котором мы слушаем и задаем вопросы людям с отличным от нашего опытом и иным миропониманием. Признание потенциальной обоснованности альтернативных точек зрения расширяет понимание людей, выводит его за пределы их собственной точки зрения. Например, когда защитники окружающей среды и скотоводы принимают участие в диалоге о землепользовании, они открывают для себя новую информацию об интересах и потребностях другой стороны.

 

Эмоции

 

Диалог пробуждает у участников эмоциональное понимание окружающих и собственного «я», дает выход чувствам и побуждает людей к действию. Иногда диалог помогает людям выявить обиды, которые они неосознанно испытывали по отношению к отдельным лицам или группам. Если диалог ведется открыто, он вызывает у людей чувство сопереживания и стремление что-то сделать, чтобы изменить сложившееся положение вещей.

 

Например, заранее обдуманный диалог между супругами может помочь им узнать о том, что отложило отпечаток на формирование эмоциональной сферы и потребностей каждого из них. Одному из них может понадобиться личное эмоциональное пространство для рефлексии после спора. Другой же предпочитает уладить проблемы как можно скорее. Диалог может помочь каждому супругу понять предысторию эмоциональных потребностей другого и побудить их по-новому построить взаимоотношения с учетом осознания этих различий.

 

Дух

 

Фасилитаторы диалога пробуждают у его участников, как минимум, элементарное чувство заботы друг о друге. Хотя чувство заботы неудивительно для диалога, оно не всегда является нормой в обществе, особенно по отношению к незнакомым людям. Этот опыт глубокой заботы может укрепить чувство общности у людей.

 

Религиозные люди часто характеризуют это чувство общности в диалоге словами о присутствии Бога. Описывая, как диалог затрагивает глубины нашего естества, один участник диалога проницательно и метафорически назвал работу фасилитатора «тонкой хирургией человеческих душ».

 

Формы диалога

 

Диалог может принимать различные формы по необходимости. Диалог можно применять в межличностном общении, в качестве одноразового мероприятия, в рамках достаточно масштабного события, например, конференции, в ходе нескольких последовательно организованных встреч или же в качестве бессрочного процесса, продолжающегося на протяжении многих лет.

 

Диалог вдвоем и неформальный диалог в небольшой группе

 

Любой человек может применить навыки ведения диалога в неформальной обстановке, чтобы разрядить горячее обсуждение сложных тем. Диалог начинается там, где при обсуждении какой-либо темы один или несколько человек применяют навыки фасилитации, чтобы улучшить общение, внимательно выслушать собеседника и демонстрируют желание чему-либо научиться на опыте других.

 

Разовый диалог

 

Диалог может быть составной частью разового мероприятия, например, конференции или ретрита с целью всестороннего рассмотрения какой-либо специальной темы. На семинарах можно прибегнуть к формату диалога, чтобы помочь участникам обменяться опытом или сообща рассмотреть определенную тему. Или в ходе конференции можно выделить время, чтобы все участники собрались в небольшие группы и провели диалог при содействии фасилитаторов.

 

Разовый диалог можно применять в урегулировании конфликта, уже достигшего точки кипения. Диалог позволяет людям, оказавшимся по разные стороны конфликта, услышать друг друга более отчетливо, чем это можно было бы ожидать в иных обстоятельствах. Присутствие фасилитаторов и использование бесед в небольших группах часто сводит к минимуму игру на публику и искаженные трактовки позиций оппонентов, с чем часто приходится сталкиваться на открытых встречах, призванных ослабить напряженность. К тому же диалог ценен тем, что помогает его участникам стать свидетелями заинтересованности «противоположной стороны» в достижении гармонии в обществе.

 

Разовые диалоги также полезны при сборе информации. Когда для участия в разовом диалоге или «общем собрании общественности» собираются сотни и тысячи граждан, это помогает организаторам быстро оценить предпочтения всех заинтересованных сторон.

 

Кроме того, разовые диалоги помогают в практической мобилизации сообщества. Когда значительный интерес к какому-либо вопросу уже вызван публикациями в прессе, привлечение большой группы граждан к диалогу помогает еще больше привлечь внимание общественности к нему. Также участие представителей различных слоев населения, зачастую с противоположными интересами, в подлинном диалоге по поводу сложных проблем весьма вероятно становится предвестником общественных перемен.

 

Диалог из нескольких встреч

 

Многие организации используют серию мероприятий из трех-восьми диалогов в качестве средства решения текущих общественных проблем. И хотя решение большинства сложных общественных проблем может только выиграть, если публичных встреч будет больше, вряд ли найдется достаточное количество желающих участвовать в не ограниченном сроками процессе. Таким образом, ограничение количества публичных встреч облегчает привлечение людей к участию в диалоге.

 

Продолжающийся диалог

 

Некоторые диалоги не ограничены временными рамками. Такие носящие бессрочный характер открытые процессы называются иногда обучающимися сообществами или группами поддержки, которые намеренно прибегают к диалогу в ходе встреч. Очень часто поводом для открытых диалогов становятся диалоги из нескольких встреч, впечатляющие результаты которых вдохновляют участников на продолжение встреч.

 

Например, в 1980-х годах граждане Советского Союза и Соединенных Штатов вели постоянный открытый диалог. В течение многих лет фасилитаторы собирали вместе граждан двух стран в стремлении наладить позитивные отношения и ослабить напряженность. Специалист по диалогам Харольд Сондерс, который фасилитировал много таких мероприятий, назвал эти не ограниченные временем встречи «продолжающимся диалогом». [9] Продолжающийся диалог полезен там, где проблемы и конфликты имеют глубокие исторические корни, сопряжены с этническим, религиозным и культурным самосознанием народов; где в конфликт вовлечено большое количество различных сторон.

 

Масштабный диалог

 

В масштабных диалогах могут быть задействованы сотни и тысячи людей в виде централизованно и одновременно организованных бесед в небольших группах. В отличие от собраний избирателей в американских городах и местечках, на которых выступают лишь относительно немногие, скоординированный масштабный диалог дает всем участникам возможность выразить свои взгляды. Масштабные диалоги дают своим участникам более осязаемое чувство «сообщества» в целом.

 

Такие организации, как «АмерикаСпикс» («Говорит Америка»), проводят масштабные мероприятия с участием общественности, задействуя высоквалифицированных фасилитаторов и новейшие технологии, например, телеконференции. При этом, если в диалоге принимает участие 1000 человек, организаторы расставляют 100 столов по 10 участников за каждым. К примеру, в Новом Орлеане «АмерикаСпикс» организовала два диалога с участием 2 500 человек в декабре 2006 года и 1 300 человек в январе 2007 года, чтобы граждане, оставшиеся в городе, а также те, кто переехали в другие города могли обсудить новые планы восстановления неофициальной «столицы» американского Юга. Благодаря этим встречам градостроители и городские власти получили возможность ознакомиться с конкретными пожеланиями граждан по ключевым вопросам. Вследствие диалогов также начало восстанавливаться доверие общественности к самому процессу городского планирования. После второй встречи жители рекомендовали городским властям собираться ежеквартально и созывать ежегодно подобные форумы в формате диалога с целью гражданского обсуждения процесса восстановления.

 

Масштабный диалог дает возможность участникам и организаторам более точно установить потребности всех заинтересованных сторон. Если люди видят, что их слышат и с их мнением считаются, то можно предположить, что они будут меньше противиться коллективным решениям, которые не совпадают с их позицией.

 

 

4. Организация процесса диалога

 

В то время как любому человеку по силам наладить неформальный диалог в семье, в организации или на рабочем месте, для организации более масштабных и официальных диалогов необходима работа команды. Здесь все начинается с оценки индивидуальных качеств каждого члена команды и соответствующего разделения обязанностей. В частности, члены команды подразделяются на организатора диалога, планировщика - разработчика диалога и фасилитатора диалога.

 

Организаторы диалога занимаются вопросом согласования приглашений для будущих участников диалога. В их компетенцию также входит управление материально-техническим обеспечением и налаживание атмосферы предстоящего диалога.

 

Планировщики диалога занимаются разработкой последовательности построения и ведения самого диалога. Сюда входит выработка вопросов, помогающих наладить обсуждение рассматриваемой темы в рамках группы, а также планирование других совместных мероприятий, начиная со знакомства участников, обсуждения основных правил диалога и до организации перерывов и т. д.

 

Фасилитаторы диалога оказывают содействие участникам в ходе диалога. Обычно в своей работе фасилитатор пользуется планом диалога, составленным планировщиком, и продумывает каждый свой шаг, прежде чем отклониться от него.

 

В этой главе освещаются преимущественно задачи организатора диалога, который должен убедить людей принять участие в диалоге. Из некоторых людей получаются хорошие фасилитаторы, потому что они всегда спокойны и уравновешены. Но эти же люди могут и не знать, как нужно поощрять стороны к участию в диалоге, поскольку для этого нужно собственным энтузиазмом увлекать его будущих участников. Поэтому команде при распределении обязанностей полезно учитывать, что у организатора и фасилитатора совершенно разные задачи. Как бы ни были важны планирование и разработка первоклассного диалога и участие в нем высококвалифицированного фасилитатора, все будет напрасно, если усилия по организации и популяризации диалога не увенчаются успехом.

 

При организации большинства диалогов следует учитывать несколько моментов: составление грамотного маркетингового плана, выбор стратегически удобного места для диалога и привлечение слаженной команды, которая разумно использует профессиональные преимущества своих членов.

 

Маркетинг диалога

 

Нередко, чтобы убедить людей принять участие в диалоге, требуются определенные усилия. Диалог — это процесс не совсем естественный, особенно для культур, которые предпочитают острую полемику, дискуссии, нацеленные на решение конкретных задач, или тренинги, целью которых является как можно более широкое распространение информации. Диалог от всего этого отличается тем, что основное внимание в нем уделяется взаимному научению.

 

Грамотный маркетинговый план поможет убедить людей принять участие в диалоге.

 

Организаторы могут научиться убеждать людей принять участие в диалоге, позаимствовав маркетинговые стратегии, которые корпорации используют для продажи своей продукции. В данном случае продуктом является диалог. Бизнесмены знают, что они должны ориентироваться на потребности и интересы потребителей. Аналогичным образом маркетинговые стратегии диалога должны быть адаптированы к конкретным аудиториям. Нижеследующий ряд вопросов может помочь в определении наиболее оптимального формата диалога для того, чтобы убедить различные группы потенциальных участников присоединиться к нему:

 

1. Кого представляют группы участников предстоящего диалога?

2. Что, по мнению каждой группы, является ее насущными потребностями и интересами с точки зрения тематики предстоящего диалога?

3. Почему предстоящий диалог может представлять интерес для каждой группы? Что из него могут почерпнуть ее члены?

4. Какое маркетинговое послание скорее всего привлечет участников каждой группы и побудит их присоединиться к диалогу?

 

К примеру, для ряда сообществ мотивацией к участию в диалоге является стремление, чтобы их волю услышали политики. Для других же более привлекательным маркетинговым посланием может послужить идея сближения людей по разные стороны конфликта. Грамотный организатор диалога разрабатывает маркетинговые послания для «раскрутки» мероприятия с учетом индивидуальных потребностей заинтересованных сторон.

 

Поскольку диалог существенно отличается от типичных форм общения, очень важно, чтобы приглашения к участию в нем звучали правильно. Ведь немногие умудренные опытом люди будут в восторге от предложения подать заявку на участие в мероприятии, которое обещает их изменить. Напротив, они скорее воспримут идею о том, что в ходе диалога смогут выяснить, что думают другие по обсуждаемой проблеме и что у них будет возможность самим объяснить другим, что они думают об этом.

 

Приглашение участников

 

Вывешивание плакатов, рассылка листовок и приглашений предполагаемым участникам диалога по электронной почте зачастую просто непродуктивны. Многие организаторы находят более убедительным способом приглашения к диалогу заинтересованных лиц личные встречи с ними. Вначале организаторы могут заручиться согласием ключевых фигур на участие в диалоге, а уже затем приглашать других лиц, воспользовавшись их согласием на участие в качестве своего рода коммерческого аргумента. Лицам, давшим согласие на участие в запланированном диалоге, можно предложить назвать имена или отправить приглашения тем, кто по их мнению тоже должен принять участие в диалоге.

 

В тех случаях, когда диалог ставит перед собой конкретные задачи, его широкая реклама как необходимого этапа в решении проблем может эффективно сработать в плане привлечения участников. В то же время приглашение на мероприятие, ориентированное на решение конкретных задач, порождает надежды на быстрые «решения» и может отрицательно сказаться на готовности участников терпеливо и подробно выслушивать опыт и мнения других людей.

 

Важно открыто ставить всех в известность о том, что это процесс вовсе не кратковременный. Лучшего всего начинать с малого и потом повторно приглашать людей, нежели пытаться привлечь их к длительному процессу, продлевая его за рамки первоначальной договоренности.

 

Многообразие

 

Должное внимание и ресурсы необходимо направлять на обеспечение присутствия всех заинтересованных членов сообщества. В массовых диалогах, в которых задействовано несколько подгрупп, стратегически важно гарантировать разнообразие представительства в каждой из них. Люди предпочитают вести диалог с себе подобными и обычно не решаются садиться за стол с незнакомцами. Поэтому важен метод случайного распределения мест для участников, но с некоторым тактичным принуждением.

 

Выбор места для диалога

 

Пространство для проведения диалога должно быть нейтральным — как в символическом, так и в материально-техническом отношении. Выбор места не должен даже непреднамеренно давать одним участникам преимущества перед другими. Внимательный выбор места может обнадежить участников, что диалог будет носить честный и равноправный характер еще до начала встречи.

 

Случается, что диалоги приходится проводить в нескольких местах. К примеру, в продолжающемся диалоге между мусульманами и христианами чередование встреч в церкви и мечети может быть разумным решением.

 

Символические ассоциации важны при выборе места встречи. Некоторые места в настоящее время могут принадлежать нейтральным учреждениям или арендоваться ими, но при этом прошлое этих мест может ассоциироваться с одной или другой стороной, вовлеченной в спор или иного рода конфликт. Поэтому очень важно, чтобы организаторы диалога заведомо проверили, как потенциальные участники диалога относятся к месту встречи.

 

Угощение, время и эстетика

 

Радушие и такие знаки внимания, как, например, приготовление угощения и напитков помогают участникам снять напряжение и раскованно пообщаться во время перерывов. Красивое и удобное место проведения встречи также помогает людям спокойно обсуждать различные точки зрения и открывать новые человеческие качества в собеседниках. [10]

 

При составлении графика встреч необходимо учитывать индивидуальное рабочее расписание участников, узнать их транспортные возможности, есть ли кому присмотреть в это время за ребенком, уточнить прочие детали, которые могут затруднить их участие. Проведение встреч по графикам, которые систематически ставят под угрозу физическое участие в диалоге одной из групп, недопустимо.

 

Переход от диалога к де лу

 

Оптимально в процессе диалога создается пространство, в котором люди могут строить отношения и развивать новые связи, формирующие у них коллективное понимание происходящего и пробуждающие желание действовать сообща. В главе 5 предлагаются примеры вопросов, с помощью которых участники могут решить, что они лично и коллективно могут предпринять.

 

Очень важно уделить этой фазе диалога достаточно времени. Если участники рассматривают эту последнюю фазу планирования действий в конце диалога как нечто второстепенное или нечто, что тоже требуется осилить в конце долгого дня, то она вряд ли увенчается эффективными действиями.

 

 

8. Оценка эффективности диалога

 

Люди и организации, занимающиеся диалогом, часто не тратят энергию или ресурсы на оценку его эффективности. Но такое положение вещей постепенно меняется, поскольку различные фонды и другие грантодатели требуют от заявителей обосновать свои запросы на финансирование. Некоторые из них считают диалоги умеренными, «безвредными» мероприятиями, которые не приводят к институциональным /структурным изменениям. По этой причине важно проводить оценки, даже относительно простые, которые доказывают эффективность воздействия диалога на людей, коллективы и социальные институты.

 

Критерии оценки диалога

 

Ниже приведена пятичастная модель для оценки диалогов. В этой модели такие социальные вмешательства, как диалог, оцениваются по их воздействию на участников на уровне одного или нескольких из следующих пяти критериев: знаний, осведомленности, мотивации, навыков, а также отношений и связи с окружающими.

 

Знания

 

Сколько новых знаний и каких именно получают участники благодаря диалогу? Этот критерий касается понимания участниками основных фактов и концепций, связанных с обсуждаемой проблемой. Если разработчики диалога используют справочные таблицы, презентации или аудиовизуальные материалы для ознакомления участников с фактами, то рост фактических знаний оценить вполне возможно. Эти факты и положения могут включать в себя ключевые различия, показатели распространенности или последствий проблемы для различных групп. Фактические знания можно оценить с помощью опросов о причинах и динамике изменений в обсуждаемых вопросах и темах.

 

Осведомленность

 

Этот критерий касается того, как участники воспринимают связь между своим поведением и обсуждаемой проблемой. Эмоциональное восприятие, или эмоциональный интеллект, все больше ценится наравне — если не больше — с фактическими, или когнитивными знаниями. Повышение информированности участников об их роли в решении проблемы и осознание ими того факта, что они в состоянии что-либо изменить индивидуально или коллективно, является ощутимым воздействием диалога, которое можно измерить. Перемены в осведомленности можно оценить, предложив участникам определить их собственную роль в решении проблемы до и после диалога.

 

Мотивация

 

Этот критерий определяет, насколько участники  готовы предпринять конкретные меры — самостоятельно или сообща — по решению проблемы. Измерить мотивацию можно подсчетом количества людей, которые индивидуально или коллективно предприняли такие действия в результате диалога. При этом, по возможности, необходимо уточнить, какие это были действия и каково было их воздействие.

 

Навыки

 

В процессе диалога его участники могут научиться многим полезным навыкам и усовершенствовать существующие. Конечно же, улучшаются их навыки общения, поскольку участники обычно внимательно и уважительно выслушивают друг друга, учатся сопереживать, высказываться дипломатично, честно и уверенно. Также они могут отточить навыки решения проблем. Кроме того, участники могут выработать конкретные планы относительно того, что можно предпринять, чтобы повлиять на изменение ситуации. Оценить полученные навыки можно, предложив участникам определить, насколько улучшились их личные показатели в общении и решении проблем.

 

Отношения и связь с окружающими

 

Этот аспект касается количества и качества взаимоотношений между участниками диалога. В современных обществах значимые связи, как правило, ослабевают, однако диалог идеально подходит для объединения людей. Для эффективного решения проблемы нужны коллективные усилия. Оценить отношения и связь с окружающими можно, узнав от участников, насколько часто они связываются друг с другом по электронной почте, телефону или же лично после диалога либо насколько они вовлечены в коллективные усилия по внедрению перемен.

 

Стратегии сбора данных

 

Стратегии сбора данных в целом подразделяются на два типа: качественный метод устных опросов и количественный метод письменных опросов.

 

Устные опросы

 

Стратегии, основанные на устных опросах, зачастую наиболее подходят для оценки воздействия диалога. Однако такая оценка во многом проблематична, поскольку внутренняя смена взглядов участников — то, что они думают и чувствуют — не поддается достоверному наблюдению.

 

Еще одна проблема оценки с помощью устных опросов заключается в том, что диалоги часто не оказывают немедленного воздействия на участников. Многие из них признаются, что полностью осознали, насколько изменились их взгляды только спустя некоторое время. С другой стороны, желание уделить некоторое время для устного опроса у людей обычно быстро пропадает вскоре после завершения диалога.

 

Письменные опросы

 

Также важной стратегией оценки воздействия диалога является проведение письменного опроса среди участников. Здесь, как и в устных опросах, приходится сталкиваться с теми же проблемами оценки. Например, самое удобное время для оценки наибольшего количества откликов — сразу же по завершении последней встречи, часто еще до того, как люди покинут помещение. С другой стороны, анкеты, заполненные участникам спустя 30, 60, или 90 дней после проведения диалога, дают лучшее представление о его долгосрочном воздействии на них. Кроме того, опросы участников сразу по завершении диалога не дают возможности оценить, насколько повлиял диалог на их поступки и поведение.

 

Но устные и письменные опросы можно объединить, например, воспользоваться разными методами сбора данных в разное время. По завершении диалога можно провести устные или письменные опросы, а затем собрать данные об опыте участников спустя некоторое время.

 

Важно точно рассчитать готовность людей участвовать в любом опросе. Участники обычно считают, что такая оценка в первую очередь интересна и полезна фасилитатору или организатору диалога, и стараются поскорее ответить на вопросы, не задумываясь глубоко над ними. Поэтому тщательно продумывайте, сколько данных необходимо для ваших целей. Не имеет смысла беспокоить участников излишне перегруженной оценкой, если данные не будут использоваться.

 

 

9. Диалог для нового века

 

Наш мир становится все меньше. В связи с тем, что жизнь людей и обществ в самых отдаленных уголках земли все более зависит друг от друга благодаря эмиграции, торговле, туризму и новым технологиям, то, что происходит в одной стране или регионе часто оказывает влияние на другие страны и регионы. Эти приобретающие все больший размах реалии глобализации ставят множество новых задач перед нынешним веком.

 

Например, глобальные меры по борьбе с изменением климата должны учитывать структуру энергопотребления в странах с различными культурами, уровнями развития, экономикой и уязвимостью к самой проблеме. Ведь решение о бурении новых нефтяных скважин в Кит


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.126 с.