Изображение Шивы-Шакти. Индийская миниатюра — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Изображение Шивы-Шакти. Индийская миниатюра

2022-10-05 27
Изображение Шивы-Шакти. Индийская миниатюра 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Если существуют бесконечно гармоничные боги, которые охраняют этот символ, то это означает, что мы приближаемся к входу, к каким-то загадочным вратам. В одном из древнейших тантрических текстов сказано, что этот уровень является вратами великого освобождения. Миф об этих вратах, о некоем пороге, является одним из древнейших и может быть самых важных мифов нашей души.

Существует огромное количество преданий о пороге с устрашающий стражем ворот. И вы, наверное, помните из Одиссеи, это - то место, где поют своими предательскими голосами сирены, сходятся сталкивающиеся скалы, и откуда вечно отходит ладья, следующая в неведомые земли без возврата обратно. В скандинавских мифах это место называется страной, скрытой под волнами. Сам образ глубины моря, как некой страны, хранящей в себе тайну Вечности, свойственен бесконечному числу мифов разных народов и стран.

Существование души на уровне пятой чакры – это ворота открытые в страну под волнами или открытая дверь в страну вечной юности. Впрочем, как сказано в упанишадах, этот путь - остер, как лезвие бритвы, неодолим и недоступен.

Считается, что человек, который достиг чистилища пятой чакры, это - человек, который стремиться избавить свое сознание от бурных проявлений второстепенных вещей, и умеет непосредственно воспринимать голос и свет Вечности, являющимися нашим бытием и одновременно - всей Вселенной.

Но вот в чем беда. Всё сказанное выше относится к человеку, для которого, существование Бога или существование Вечности, является несомненным фактом с самого рождения, абсолютом, т.е. является некой структурой сознания, которая неподвержена никаким сомнениям, аксиомой.

Однако мы живем совсем в другом мире. В этом мире понятие «бог» не просто поставлено под сомнение, оно, для большинства из нас, просто не существует.

С понятием «бог» системно боролась наша культура и благополучно победила еще в самом начале XX века, когда Ницше публично объявил о смерти богов. И тогда волна, которая в нашей метафоре бежит по телу Океана, как бы перестает чувствовать, что Океан существует.

Пятая чакра расположена у основания горла, поэтому от нее зависят коммуникационные возможности человека, то есть возможность общения с окружающим миром через речь и звуки. Йоги называют пятую чакру – чакрой характера.

Наверное, скажете вы, единичные люди достигают этого уровня пятой чакры, на что я с удивлением для вас отвечу, что этих врат или этого порога достигают большинство из нас. Мы достигаем этих врат с возрастом. Так называемый, синдром Мартина Идена, героя одноименного произведения писателя Джека Лондона, является тому подтверждением. Белый слон, служащий основанием первой чакры, в любом случае поднимется наверх, к пятой. И человек, абсолютно разумный и рациональный, достигший в жизни всего, чего хотел, Мартин Иден, влекомый неведомой тоской, покончит жизнь самоубийством. Из-за чего это произойдет?

Когда мы получаем, все то, что хотели, когда мы зарабатываем все то, что нам когда-то казалось только мечтой, мы снова оказываемся в пустоте. Пустота – это все, что нам осталось от понятия «бог». Но только эта пустота, в наших душах, беременна символическим белым слоном. В этой пустоте живет зародыш чего-то, что все равно не дает нам покоя и мучает нас тревогой и беспокойством.

Это и есть состояние человека, душа которого, его воздушный шарик, поднялся до уровня пятой чакры, но при этом - человека, вся культура, воспитание, образование которого категорически заставляют его отрицать существование безбрежного Океана внутри своей души. Мне кажется, что это состояние, иногда долго, иногда мгновениями знакомо практически каждому из нас. Это - чувство недосказанности, тревоги за то, что мы что-то не сделали, боли, что мы что-то не услышали, не исполнили какой-то тайный смысл, который переполняет нашу душу. Состояние, которое так часто охватывает нас во второй половине жизни.

«Когда сердце плачет по утраченному, дух радуется найденному», - есть такое древнее суфийское изречение. Пустота бывает разной. «Представь себе, - писал когда-то китайский мудрец Чжуан Цзы, - что лодка пересекает реку и другая лодка, пустая, вот-вот столкнётся с ней. Даже раздражительный человек не станет сердиться на пустую лодку, но представь себе, что во второй лодке кто-то есть. Тогда тот, кто сидит в первой лодке будет кричать и требовать освободить себе путь, а если тот – второй не услышал в первый раз и даже тогда, когда ему прокричали трижды, неизбежно последует ругань, а может быть и драка. В первом случае гнева не было, а во втором был. В первом случае лодка была пуста, а во втором занята. Так же и с человеком, если бы он шел по жизни пустым, кто бы смог оскорбить его?»

Мы теперь, пусть и метафорически, узнали, что эта пустота внутри нас, на самом деле - пустота волны, которая наполнена морем, то есть кажущаяся пустота. Это - пустота Вечности, о которой говорит Чжуан Цзы и бесчисленное количество других философов, в самых разных традициях и системах.

На самом деле, способность доверять тому самому чувству пустоты и бессмысленности, той самой тоске и той самой тревоге – это Вечность. Вечность, которая пытается пробиться к нам, которую мы никак, ну ни за что не хотим услышать. Да и давайте честно говорить, чего уж там скрывать, просто напросто, мы не умеем это делать.

Что может сделать волна, чтобы забыть об Океане? Ну, конечно, ей нужно совершить некое внутреннее усилие, в первую очередь сформировать концепцию, некую концепцию самой себя и одновременно своей собственной независимости.

Я не знаю, как это происходит с реальными волнами. И бывают ли среди них такие, которые чувствуют себя абсолютно независимыми от Океана. Но, вот, человек, для того, чтобы сформировать эту концепцию использует слова. То, что слова одновременно и не заменимы, а во многих случаях губительны, наверное, знали все представители вечной мудрости.

Так Спаситель говорил о себе, что он принес в мир не просто слово, а принес в мир, как вы помните, меч. Святой Павел проводил различия между письменами, что убивают, и духом, который дает жизнь. И во все последующие столетия учителя христианской духовности неустанно, снова и снова, возвращались к этой теме, абсолютно не приходящей, потому что говорящее животное - человек, по-прежнему остается жертвой своих слов и все также, наивно, забавляется своим собственным достижением, как и тогда, когда все тот же самый человек говорящий строил вавилонскую башню.

За последние 50 лет мы стали свидетелями того, что вся философия повернулась в сторону анализа слов – семантики, и как никто другие мы сталкиваемся с целым водопадом националистической, расистской, террористической и милитаристической пропаганды. 

Как никто другие, мы знаем, с какой лихостью человек доверяющий словам и только словам может прийти к самой первобытной дикости и зверствам. Наверное, никогда прежде, столько замечательных писателей не обращалось к человечеству, предостерегая его об опасности, которая кроется в словесных несоответствиях. И никогда еще поток слов не был более безответственным, и никогда еще люди так не ждали слов, которые наверное, никогда в предшествующей истории не воспринимались нами настолько серьезно. 

Вместе с тем, мы забываем бесконечное количество великих учителей, которые предупреждали об этом. «Всякое безымянное – божественно, как и всякое божественное – безымянно. Всякое именование чуждо ему как безымянная душа, ибо она здесь то же, что и Бог», - писал Майстер Экхарт. «То, что воображение способно вообразить, а мысль помыслить и постичь в этой жизни не является и не может быть непосредственным способом единения с Богом», - писал святой Хуан Де Ла Крус.

«Убогие и пустые бесконечные рассуждения могут развернуть складки одеяний истины, но они не могут приоткрыть ни ее прекрасного лица, ни ее тела», - писал древнегреческий философ Плотин. А вспомним, например, знаменательный фрагмент из повести Артура Конан Дойла «Этюд в багровых тонах», здесь Шерлок Холмс впервые объясняет Ватсону свою удивительную способность из внешности человека или по предмету черпать огромное количество информации.

«Наблюдательность - говорит Шерлок Холмс - моя вторая натура. Вы, кажется,

удивились, когда при первой встрече я сказал, что вы приехали из

Афганистана?

- Вам, разумеется, кто-то об этом сказал.

- Ничего подобного, Я сразу догадался, что вы приехали из

Афганистана. Благодаря давней привычке цепь умозаключений возникает у меня так быстро, что я пришел к выводу, даже не замечая промежуточных посылок.

Однако они были, эти посылки. Ход моих мыслей был таков: этот человек по типу - врач, но выправка у него военная. Значит, военный врач. Он только что приехал из тропиков - лицо у него смуглое, но это не природный оттенок его кожи, так как запястья у него гораздо белее. Лицо изможденное, - очевидно, немало натерпелся и перенес болезнь. Был ранен в левую руку - держит ее неподвижно и немножко неестественно. Где же под тропиками военный врач-англичанин мог натерпеться лишений и получить рану? Конечно же, - в Афганистане».

Однако, вот что интересно, блестящая логика Холмса может быть объяснена, и мы это внутренне, может даже чувствуем, когда читаем слова. Внутренняя логика Холмса может описывать, например, доктора Ватсона, который ездил отдыхать на берег Индийского океана, там пошел купаться, упал и повредил себе руку, что приведет к совершенно иной системе посылок. 

Мы исходим из некой, внушенной нам автором концепции абсолютной непогрешимости логики Шерлока Холмса и за счет этого все его логические ходы становиться абсолютно непогрешимыми. Логику слова можно сравнить с чем-то иным.

«Ну, например, некая женщина Мария в начале XX века идет по улице, она чуть-чуть оправляет свои юбки, чтобы понравиться конкретному мужчине. Вот выражение лица у нее становиться какое-то принужденное, она украдкой поправляет прическу. У нее вид кокотки - делает вывод наблюдатель. Вот, в выражениях ее лица появляются равнодушные отблески, значит, она идет домой, и там будет проявлять холодность по отношению к супругу. Но вот выражение ее лица, при взгляде, брошенном на нее из окна, меняется, вместо равнодушных отблесков появляется легкий румянец, значит, она вспоминает о своем любовнике», - думает Стриндберг. Я привел вам выдержку из книги основателя психопатологии Карла Ясперса «Стриндберг и Ван Гог», где описывается бредовая ревность Стриндберга. 

Отправившись в какую-то поездку со Стриндбергом, его жена погружена в себя, она ничем не интересуется, ничего не слушает, значит, по мнению Стринберга, она тоскует о любовнике. Когда Стриндберг спрашивает ее по поводу сомнительного массажа, который ей делал врач, ее лицо бледнеет, на губах застывает бесстыжая улыбка, понятно, значит, она изменяла с врачом. За карточной игрой она обменялась с молодым лейтенантом нежными взглядами. Стринбергу понятно: опять тайная связь. Если Стриндберг куда-то уходит, то знает, что жена ждет его дома со страхом, который ему слишком понятен: как бы он не навел справки о её многочисленных любовниках.

«То есть, чтобы эта несчастная женщина не сделала, - пишет по этому поводу Ясперс, - это все равно вызовет подозрение. Она вообще едва ли может вести себя так, чтобы что-то в ее поведении не вызывало мыслей о ревности».

Вот еще один пример из современной монографии (автор и название здесь не важны).

Стоит жене выйти в магазин, как муж обвиняет ее в том, что она имела за столь короткое время сношения с несколькими мужчинами. И дома замечает признаки посещения жены мужчинами – спички и сигареты лежат не так, как он их положил перед уходом. Он следит за ней, прячась возле проходной предприятия, где она работает. Проверяет ее белье, внимательно осматривает тело. Когда она идет мыться, он обвиняет её в том, что она замывает следы. Не выпускает ее ни на шаг из квартиры, ревнует буквально ко всем мужчинам и так далее, до бесконечности…

Но, самое удивительное или цель, ради которой я привел этот пересказ, заключается в том, что логика нашего создания концепций собственно ничем не отличается от логики больного паранойяльным бредом. Существует тупик концептуального мышления нашей системы взглядов на мир, которую мы испытываем в зрелом возрасте. Существует некоторая эмоциональная волна, ну, например, это - эмоциональная волна нашей бесконечной любви и уважения к образу Шерлоку Холмсу. Он абсолютен и непогрешим и, поэтому любой бред его логических рассуждений, описываемых Конан Дойлом, кажется нам непререкаемой истиной или единственной возможностью умозаключения.

Чем выше мы поднимаемся по лестнице чакр, тем меньше я могу рассказывать о болезнях, характерных для людей, обладающих характером самых высоких чакр.

Но я уверен, нельзя не упомянуть, что когда воздушный шарик человеческого «Я» стремиться подняться на какую-то не совсем доступную ему высоту, человек начинает лихорадочно защищаться от этого так, что у него и в прямом, и в переносном смысле, захватывает дух.

И понятно, что наша попытка подняться на уровень пятой чакры, чтобы пройти через ворота вечности, связана с бесчисленным числом проблем с органами дыхания.

Ведь сама фраза «у меня перехватило дух», не правда ли, больше свойственна интеллигенции, во всяком случае, внутренне, к ней так хочется ее отнести.

 В этой фразе слышен звук океана в языке.

Дух, дых, дыхание – слова в русском языке однокоренные. Каждый раз, когда у нас перехватывает дух – тот самый океан вечности стучится в нас и зовет нас куда-то, потому, что дыхание и божественный дух, когда-то давно, у наших предков, были едины.

Может быть, недаром считается, что жалобы на отдышку, даже при минимальных нагрузках или в покое, высказывают до 80% больных в клинике невротических состояний.

Ведь, если исходить из точки зрения, которую я только что привел, любой невроз – это попытка человека защититься от вечности. С неприятным ощущением заложенности, стягивания верхней части грудной клетки или внутренним головокружением связаны жалобы на нарушение главной функции организма – нашего легочного дыхания.

Пациенты чувствуют, что их дыхание становится все более скованным и тяжким: не так дышится; нет свободы и легкости во вдохе - как будто в груди что-то мешает, сжалось и не отпускает; не дает не вдохнуть, не выдохнуть; теснит и задавливает легкие; препятствует свободному прохождению воздуха.

Чувство неудовлетворенности вдохом – это и есть ощущение нехватки дыха, не столько - дыха, сколько - духа. Это и есть ощущение того, что мы потратили слишком много сил на защиту, забыв услышать свои внутренние голоса и сделать что-то.

Ощущение какой-то заслонки, преграды в груди, проявление дыхательного корсета сначала локализуются в горле, на уровне той самой пятой чакры на гортани. Как будто комок ваты или что-то постороннее застряло там: иногда эти ощущения застревают в верхних отделах грудной клетки, иногда над левой лопаткой.

Однако, все это - знаки все того же движения вверх к вратам вечности: я могу использовать себя только в достижениях значимости, простыми словами - только для того, чтобы стать членом какой-то элиты (как будто это что-то радикально изменит в моей жизни?).

Чаще всего, именно об этом, по крайней мере, с моей точки зрения, свидетельствует также и синдром укачивания. Отмечу, что речь идет о том синдроме укачивания, который развивается не в детстве, а к зрелому возрасту. Это состояние известно также как морская, воздушная, лифтная или автомобильная болезнь.

Очень часто она провоцирует развитие отдышки или наоборот сопровождается ею. Это комплекс неприятных ощущений обусловленных более-менее длительным воздействием ускорений: прямолинейных, угловых, вертикальных, радиальных, с выраженным учащением дыхания и даже его установлением в ритме этой самой качки или в ритме этих самых ускорений.

Чаще всего эта болезнь проявляется первоначально лишь в переполненном автобусе или скоростном лифте, а затем и в любом другом виде транспорта или средстве передвижения.

Иногда эти явления сопровождаются ощущением того, что перехватывает дух.

Интересно, что качку или приемы, чрезвычайно похожие на качку в транспорте, широко практикуют йоги. Именно необходимость того, что нужно продвигать куда-то свою жизненную энергию, свою Кундалини, и невозможность понять и почувствовать, куда должна быть направлена эта энергия, а также переключение ее с восприятия качки (это же - обязательные компоненты путешествия) на защиту от все тех же раскачивающих тебя в жизни обстоятельств, чаще всего и вызывают у человека подобного рода синдромы.

Хотелось бы еще упомянуть о двух вещах.

Во-первых, о так называем мнимой или невротической астме. Это - когда остро развиваются обострения отдышки. При стрессе, эмоциональных нагрузках у взрослых или детей, число дыхательных движений доходят до 40-50, иногда даже до 60 в минуту. Даже врачи иногда в этих случаях думают об истинной дыхательной недостаточности.

Чаще всего такого рода переживания происходят на фоне стресса, иногда ярко выраженного, иногда не очень. Они могут развиваться прямо при враче. Их может спровоцировать любое волнение или расстройство: при входе в процедурную; перед операцией или перед встречей с начальством; в одиночестве, когда помощи ждать не от кого.

Это - одно из проявлений мучительной нехватки духа, попытки не использовать собственное одиночество, а любой ценой защититься от него, от любого человека, который хочет оказать тебе помощь, будь то медсестра или врач.

Я привел наиболее частые и типичные примеры такого рода проявлений.

Ну и конечно, приступам психогенной отдышки могут сопутствовать привычное сердцебиение, усиливающееся при волнении или ходьбе, и сердечные боли, переходящие в типичные, на первый взгляд, приступы стенокардии.

Чаще всего это - все та же самая мучительная попытка защититься от вечности и мира вместо того, чтобы открыться ему.

И еще одно, что кажется мне очень страшным. Наша попытка защиты иногда доходит до степени, которую мы бессознательно ощущаем, как желание прожить другую жизнь. Это – одна из сторон синдрома Мартина Идена. Человек, испытывающий кризис, подобный тому, что описан у Джека Лондона, может поступить так, как поступил герой его романа. Но может так и не поступить. Он может заболеть раком, поскольку мне всегда казалось, что рак – это попытка организма создать в себе какую-то новую жизнь, попытка абсолютно невозможная, на которую организм отвечает стихийной пролиферацией клеток, которую мы и называем раковой опухолью.

Подавляющее большинство людей больных раком, как показали материалы психологических исследований этих больных, испытывали мучительную неудовлетворенность прожитой жизнью, вызванную самыми разными причинами: от потери близких до маленькой пенсии и незаслуженного, по их мнению, отношения к ним детей и окружающих.

Обратите внимание, что все это – мучительные попытки защититься от жизни и вечности, любой ценой сколотить какой-то новый образ самого себе, ни в коем случае не признаваясь самому себе, что хочешь внутренне измениться, то есть хочешь чего-то отличного от того, что есть в настоящее время.

А ведь именно только с этого признания и может начаться движение души вверх через ворота пятой чакры.

 

Глава 17. Пятый тип личности – вижуддха. Поток жизни и явление индивидуальности. «Мое» и «не мое». Тайна творчества. Что значит сказать «нет»? Нектар и яд. Потребность в новизне и безумие. Истина, Правда и Ложь. Мюнхгаузен и Горин. Дуб князя Андрея, «позитивное мышление» и пророк Иона. Как решается дилемма свободы и необходимости. Коммуникационный характер человека пятой чакры. Синдром Мартина Идена. Субъективность дедукции Шерлока Холмса.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.