Лекция 1. Рождение фортепиано. Бартоломео Кристофори. Итальянские и французские мастера 1-й половины ХVIII в — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Лекция 1. Рождение фортепиано. Бартоломео Кристофори. Итальянские и французские мастера 1-й половины ХVIII в

2021-06-30 85
Лекция 1. Рождение фортепиано. Бартоломео Кристофори. Итальянские и французские мастера 1-й половины ХVIII в 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В истории клавишных инструментов фортепиано занимает совершенно особое место. Его появлению в начале ХVIII века предшествовал достаточно долгий период, когда на роль предшественников фортепиано могли претендовать самые разные инструменты. В античные времена существовал инструмент с одной струной, на котором изменение звука достигалось изменением точки зажатия этой струны плектром- монохорд. На этом инструменте демонстрировал свои математические и акустические опыты Пифагор. Некоторые исследователи считают монохорд дальним родственником фортепиано. Если так, то к ряду предшественников относятся и дульциметр, геликон, псалтиреон – инструменты струнно-щипковые, а также – панталеон – инструмент типа цимбал, на котором играли при помощи деревянных молоточков, получивший свое название от имени своего изобретателя Панталеона Гебенштрейта (1669-1750). Но, разумеется, непосредственными предшественниками фортепиано были широко распространенные в ХIV-XVII веках два типа клавиров: клавишно-щипковые (клавесин, клавичембало, спинет, верджинал, клавицитериум) и клавикорды, в которых клавиша звучала от соприкосновения с тангентом- металлической пластинкой. К боковым ветвям клавиров относится и орган, у которого клавиатура приводит в движение хор труб. Наконец, существовали и промежуточные типы инструментов – объединяющие орган, клавесин и молоточковое фортепиано. Об одном из таких инструментов 1590 г, хранящемся в Праге, пишет Е.Бадура-Шкода[1].

Но рождение молоточкового клавира или фортепиано ознаменовало совершенно  новую стадию в истории клавишных инструментов. Относительно даты появления нового инструмента существуют различные мнения. Р.Геника считает, что фортепиано появилось в 1711 г. М. С. Друскин в своей «Клавирной музыке» указывает на 1703 год. И.В.Розанов считает, что первые опыты велись с 1690 года. П. Зимин пишет о том, что «впервые название pianoforte употребляется в 1593 году в письмах мастера Poliarino к герцогу Моденскому Альфонсу II»(Зимин, 34). Но, возможно, как предполагает итальянский ученый Чезаре Понсиччи в журнале «Боккерини» (1879,№6), «это были клавицимбалы с особым механизмом для изменения силы звука» (Зимин. 34-35).

Приоритет изобретателя фортепиано сегодня безусловно отдан флорентийскому мастеру Бартоломео Кристофори (Кристофали). Он родился в Падуе 4 мая 1655 года и умер во Флоренции 27 января 1731 года, работал хранителем музея музыкальных инструментов флорентийского князя Фердинандо Медичи и в 1876 году, в ознаменование 145-летия со дня смерти, был удостоен памятной доски, установленной на стене монастыря Санта-Кроче. Надпись гласит: «Бартоломео Кристофори, клавесинному мастеру из Падуи, который изобрел в 1711 году, во Флоренции, клавичембало col forte e piano, флорентийский комитет посвятил этот памятник, с помощью иностранцев и итальянцев в 1876 году". Наверху надписи - дубовый венок с лентой, по которой начертан отрывок из стиха Лукиана "Digito cum voce locuti" («Палец с голосом звучит»).В середине венка - рука, держащая молоток, а сверху - семь нот гаммы (Геника, 10).

Изобретение Кристофори было описано в двух периодических изданиях: венецианском журнале "Giornale del litterati d Italia" и "Musica mechanica organoedi" Якоба Адлунга. Это были статья " Gravicembalo col forte e piano inventato a Firenze da Bartolomeo Cristofori", путешественника маркиза (придворного поэта и драматурга – Искакофф. 25) Сципиона Маффеи, который в 1709 году (в 1711 году – Исакофф, 35) беседовал с Кристофори, когда посетил Флоренцию. В 1719 году статья была перепечатана в собрании сочинений Маффеи "Rime e Prosa", а в 1725 году появилась в "Музыкальной критике" Маттезона в Гамбурге (Зимин, 24). В первой статье говорится, что Кристофори изготовил три таких инструмента, а во второй - приводятся чертежи. Как указывает Зимин (Зимин, 34-35), сохранилось два инструмента Кристофори - один в музее Метрополитен в Нью-Йорке (1720 года), другой - 1726 года - в музее Вильгельма Гайера в Кельне. Геника считает, что "Кристофори сразу нашел характернейшие основы фортепианного механизма, а именно: ускользание молоточка после удара о струну и демпфер, останавливающий вибрацию. В его инструментах 1720, 1724 и 1725 года мы находим составные части нашего теперешнего фортепиано" (Геника, 144).

«Ход» Кристофори был предшественников современного фортепианного механизма. Главный секрет заключался в том, что молоточек не только выбрасывался к струне, но, при помощи возвратного механизма возвращаелся в исходную позицию: при нажатии на клавишу промежуточный рычаг поднимался вверх. Это приводило к тому, что возвратный механизм толкал молоточек к струне. Затем механизм возвращался в исходное положение, избегая дальнейшего контакта с молоточком, и тот мон снова вернуться на свое место. Вибрирующие части фортепиано были помещены в плотном двустенном коробе и отделены от статичных. (Исакофф, 35).

Как и все гении, Бартоломео Кристофори опередил свое время. "Итальянские клавесинисты и учителя музыки очень неохотно и недоверчиво отнеслись к новому "cembalo a marteletti" и постарались поскорее забыть его"(Геника,145). "Они не подозревали, что в этом невзрачном инструменте таился зародыш всего позднейшего звукового богатства и что эти marteletti должны были вскоре насмерть разбить "пернатый" механизм их излюбленного клавесина" (Геника, 146).

Причины пренебрежения фортепиано, а затем его внезапной победы над клавесином, коренились в смене эстетических установок и изменении господствующего стиля эпохи. Начало и первая половина ХVIII века были временем господства барокко. В инструментальной музыке царил стиль, подразумевающий, с одной стороны, статику выдержанных на протяжении больших разделов пьесы аффектов - стойких эмоциональных состояний, пропущенных через призму разума, длинных линий одного динамического оттенка, а с другой - изысканные украшения, разнообразящие фактуру и образовывающие строго организованную систему орнаментики. В таком стиле изменения динамики не привлекали внимания композитора и исполнителя, и главным исполнительским средством музыкальной выразительности становились орнаментика и артикуляция. Все это и было причиной невнимания итальянских клавесинистов к фортепиано. Уехавший в Лиссабон Доменико Скарлатти и знал фортепиано, но, судя по фактуре его сочинений, они написаны для клавесина. Все же именно в Италии были написаны первые Сонаты для фортепиано(1732 г.) – «Двенадцать сонат для клавиатуры с звучанием громким и тихим, известным в быту как маленькие молоточки».. Их автор – Лодовико Джустини, издал их с посвящением Дону Антонио, брату португальского короля Жуана V.(Исакофф. 55).

Ситуация изменилась во второй половине ХVIII века, когда на смену барокко пришел ранний классицизм и предромантизм с их вниманием к передаче тонких нюансов чувств. Многочисленные изобретения 1750-1760-х гг.разнообразили звучание клавесина, пытаясь дать на нем возможность играть с изменением динамики. «Жан Мариус, в числе изобретений которого были складной зонтик, складная палатка и способ изготовления водонепроницаемой ткани, запатентовал и маленький складной клавесин, который можно брать с собой в дорогу. Кроме того, он придумал клавиатуру с сочетанием перьев и молоточков, то есть, старых и новых традиций»(Исакофф, 37).Якоб Адлунг пишет о способах усовершенствования клавесинных плектров – их делали из гусиных перьев, из рыбьих костей, и из вороньих перьев, смазанных маслом. Паскаль Таскен предложил делать их из кожи, а римские мастера снабжали кожу бархатом (Исакофф,38).Швейцарец Буркхардт Шуди, переселившийся в Лондон в 1765 году, изготавливал клавесин с венецианскими ставнями – в заявке на патент 1769 года он описывал их как специальное устройство, которое умеет открываться и закрываться, подобно запатентованным в тот же год жалюзи, что позволяет регулировать громкость звука. Как полагал Шуди, это поможет в схватке клавесина с фортепиано первому одержать победу (Исакофф, 38). Однако он ошибся. Победа фортепиано над клавесином была неизбежной, и дочь Шуди вышла замуж за фортепианного мастера Джона Бродвуда, а в 1790 году фирма «Шуди и Бродвуд» полностью перешла к изготовлению фортепиано и прекратила выпуск клавесинов(Исакофф, 38)).

Во Франции опыты по созданию фортепиано вел Жан Мариус, который в 1716 году представил в Королевскую Академию наук в Париже 4 инструмента, названные им "claviere a maullets".Но его изобретение потерпело еще большую неудачу и было еще скорее забыто, нежели изобретение Кристофори. Клавесин, безусловно, властвовал во Франции до 1800 года, где вся вторая половина XVIII века была, по выражению Мармонтеля, " свидетельницей борьбы царственного клавесина против захватывающей демократии фортепиано" (Мармонтель, 126. цит. по: Геника, 144). Вольтер не любил фортепиано. В одном из своих "Lettres en vers et en prose" к г-же Дю- Деффан (8.12.1774) он называет фортепиано в сравнении с клавесином "настоящей кастрюлькой" (Геника. 151). "Средства этого инструмента не были сразу поняты, артисты и дилетанты должны были изменить свой стиль, свои приемы игры, свой удар; потому фортепиано лишь после упорной борьбы удалось победить и заменить клавесин" (Геника, 152). Интересно, что фортепиано во Франции отвергали и по причине "низкого социального происхождения". Так, придворный органист Людовика ХVI Бальбастр сказал Паскалю Тоскане(Таскену-? Исакофф), клавесинному мастеру, пробовавшему впервые фортепиано в Тьюильрийском дворце: "Мой друг, как вы не старайтесь, никогда этому мещанскому выскочке не удастся победить благородный, величественный клавесин" (г.152). К тому же французские фортепиано первой половины ХVIII века даже в сравнении с итальянскими были очень несовершенны: они не имели демпферов и практически имели только исторический интерес. (Зимин,36)

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.