На полях музыкальной истории. «Забытые» пианисты эпохи романтизма: Шарль Алькан.. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

На полях музыкальной истории. «Забытые» пианисты эпохи романтизма: Шарль Алькан..

2021-06-30 41
На полях музыкальной истории. «Забытые» пианисты эпохи романтизма: Шарль Алькан.. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исакофф - один из немногих источников, пишущий об электронных инструментах, - считает: «Буквально в последние десятилетия они стремительно ворвались в современную жизнь. Как и предсказывал Гленн Гульд, технология добралась и до самого инструмента».

Но, строго говоря, разнообразные "гаджеты" - приспособления, видоизменяющие рояль, эксперименты, расширяющие его тембровую палитру, велись всегда. Еще в середине ХIХ века очень популярны были разнообразные фортепиано- "монстры", объединяющие разные регистры в фортепиано.

Самым популярным был продемонстрированный фирмой Эрар в 1855 году на Всемирной выставке педальер - фортепиано с органной ножной педалью-клавиатурой. Для этого инструмента сочиняли Лист ("Жанна д Арк на костре" - фантазия, предвосхищающая Онеггера по теме) и Шуман (Четыре этюда для педального фортепиано, переложенные для фортепиано в четыре руки Клодом Дебюсси в 1915 году). У инструмента были предшественники. Так, по сообщениюСипмэна,в 1778 году фортепиано с органной педалью изготовил Андреас Штайн. В начале ХIХ века подобные инструменты изготавливали Эрар и Плейель. В 1843 году Людвиг Шен изготовил педальер для Мендельсона, добавив 29 клавиш и связав отдельные механизмы, при помощи специальной деки, расположенной за первой в вертикальном фортепиано.(Сипмэн, 40-41).

Но настоящим певцом педальера был французский пианист и композитор Шарль Алькан. Этот "маргинал музыкальной истории" заслуживает отдельного разговора.

Шарль Анри Валентен Моранж - так звучало подлинное его имя - родился 30 ноября 1813 года в Париже. Его отец был преподавателем сольфеджио и держал музыкальный пансион для мальчиков, в котором занимался и Валентен, и все его братья, и будущий профессор Парижской консерватории Антуан Мармонтель. Шарль Валентен начал как вундеркинд, причем первый концерт дал на скрипке, в 13 лет он поступил в Парижскую консерваторию в класс Пьера Огюста Циммермана и с 16 лет уже был знаменит и как пианист, и как композитор, и как педагог - он преподавал в консерватории сольфеджио и был ассистентом Циммермана. Молодого Алькана приветствовали как виртуоза Лист и Шопен, им восхищались очень многие, хотя и не всем импонировала его ультраромантическая образность и демоническая виртуозность. Шуман резко отозвался об одном из сочинений Алькана - Трех пьесах в форме этюдов ор.15 и назвал Алькана - уничижительно - "Берлиоз фортепиано". Это было точное определение того, к чему Алькан стремился - его раннее творчество отмечено оркестровой красочностью и стремлением передать симфонические звучности на фортепиано.С 1849 по 1874 год Алькан по ряду причин отказался от карьеры и общественной жизни и провел все это время в добровольном затворничестве. Затем вновь явился Парижу с Маленькими концертами - серией исторических концертов в зале Эрар, на которых он играл музыку от Баха и Скарлатти до современных композиторов – Сен-Санса, Гуви, Франка. Играл он и свои собственные сочинения - в том числе на педальере Эрара, для которого он написал немало специальных сочинений - преимущественно на темы Священного писания (Псалмы, Песнь Песней, На реках вавилонских - Алькан был верующим иудеем). Подробно об Алькане и его сочинениях для педальера на еврейскую тематику написали многие исследователи - в том числи Анни Кессус-Дрейфус и Уильям Александер Эдди. Смерть Алькана произошла при странных и невыясненных обстоятельствах и вызвала множество легенд. По одной из них, он умер, раздавленный упавшим на него книжным шкафом, когда потянулся за лежащим на верхней полке - ближе к небу - Талмудом, книгой еврейских религиозных законов, по другой - был раздавлен упавшим на него педальером. На самом деле, вероятно, он просто умер от инсульта, но, поскольку жил одиноко, его нашли спустя несколько часов(или - почти через день).

Педальер был не единственным клавишным монстром. Существовали фортепиано с лютневым, флейтовым, литавровым регистром. Ранние фортепиано часто имитировали огромное количество ударных инструментов.Так, на фортепиано с "тарелочками" - тамбурином - играл Моцарт, это был очень популярный в его эпоху инструмент для янычарской музыки. Он и выглядел соответственно - с фигурками маленьких янычаров вместо передних ножек. Подобный инструмент хранится в Нюрнбергском Историческом музее).Для такого инструмента Моцарт написал "Рондо в турецком стиле".

Существовали гайгер-пиано –Geiger-piano - фортепиано с валиком, который двигался поперек струнам и звучанием,имитировавшим струнные.

Наконец, венцом этих устремлений стал оркестрион (или симфонион) - инструмент со множеством разнообразных регистров, имитирующих все тембры оркестра - духовые, струнные, ударные, а также клавесин и орган. Такой инструмент хранился во дворце королевы Виктории в Лондоне, и на нем играл Мендельсон.

Сипмэн пишет об опытах по созданию мультитембровых фортепиано: " Никто не может быть неустаннее Иоганна Андреаса Штайна из Аугсбурга. В 1769 году он объединил клавесин и фортепиано, дав инструменту "скромное" имя "Политониклавикордиум".Эти достижения были превзойдены двумя гибридами: vis-a-visflugel,одномануальным фортепиано, объединенным с трехмануальным клавесином и "Мелодикой" - комбинацией фортепиано и чувствительного к прикосновениям органа. Никто не может быть не превзойден:Братья Стилл из Праги в 1796 г. сконструировали инструмент, комбинирующий фортепиано и орган, включающий 230 струн, 360 труб и 105 различных звуковых изобретений, в том числе, колокола, ударные, цимбалы, треугольники и прочие эфемерные регистры.Он был 3 фута и 9 дюймов в высоту, 7 футов и 6 дюймов в длину, имел две клавиатуры,одна над другой и не менее 25 разных педалей, ответственные за особые эффекты, как лютневый, флютневый, фаготовый, виола-да-гамбовый, английский рожок, кларнет и целый батальон других, чей список слишком велик, чтобы его перечислять"(Сипмэн,40). Иоганн Штрейхер в 1824 году продемонстрировал инструмент, в котором, как в клавесине, использовались регистровые удвоения, позволяющие играть октавные пассажи. К таким же пионерам регистровых удвоений относились и братья Эрары в Париже, изготовившие в 1812 году инструмент с двумя деками, одна над другой, каждая со своим механизмом и струнами. Верхняя была настроена на октаву выше. Обе деки могли быть использованы отдельно или скомбинированы при помощи педали. В 1845 годуБенджамин Никльс сконструировал объединение горизонтального и вертикального фортепиано, но этот опыт оказался неудачным из-за утяжеления клавиатуры.

Еще более интересным предложением стал дуоклав (собственно говоря, инструмент с двойной клавиатурой), фортепиано, сделанное для модных в то время фортепианных дуэтов. В 1800 году венский мастер Маттиас Мюллер изготовил вертикальное фортепиано с двойной клавиатурой с двух сторон, главным недостатком было то, что исполнители не видели друг друга.В 1812 году Эрар изготовил дуоклав, у которого дополнительная клавиатура была дополнительной опцией.

Многие изобретения связывались со стремлением продлевать звук рояля, подобно органу. Действительно, все эти изобретения стремились к объединению фортепиано и органа. Один экземпляр, из Майнца в Германии, предлагал исполнителю не менее, чем 250 различных труб(?), но и он был превзойден мастером из Богемии, объединившим фортепиано и орган с 360 трубами.

Еще более интригующим был гибриды фортепиано и струнных, многие из которых создавались еще в клавесинную эру. Ранний из известных образцов относится к 1570 году. В 1742 году француз по имени Воир (Voir) объединил клавесин с виолончелью и виолой, вместо смычка в котором был валик из конского волоса.Семью годами позже он представил домашний оркестр, где клавесин комбинировался с двумя скрипками и ударными.Это, все же, было превзойдено моравским мастером, который в 1730 году объединил 790 струни 130 разных регистров.

Тяжелые, неповоротливые, они вскоре были отодвинуты транспонирующими инструментами, на которых можно было, скажем, играть Пятый Этюд Шопена на белых клавишах".(40-41).

К любопытным экспериментальным инструментам относятся инструменты с особой клавиатурой. Первый – это фортепиано, изобретенное венгерским мастером Пауля фон Янко.Он был сам пианистом, закончившим венскую консерваторию, а также венский Политехникум. Суть его изобретения - в создании шестиэтажной клавиатуры[5], по принципу пишущей машинки. Так расположенные клавиши давали возможность легко играть любые громадные аккорды, любую фактуру - несмотря на трудности.У пианистов случился шок - если теперь любая бабушка маленькой Эммы могла сыграть "Кампанеллу", зачем тогда все Таузиги, Рубинштейны и Бюловы? Но оказалось со временем, что технические возможности играть большие аккорды и скачки решают не все. Пианисты продолжают учить Кампанеллу, а экземпляр фортепиано Янко, изготовленный фабрикой Бехштейна в 1880 г., хранится в Национальном музее Вашингтона.

Сам Янко во время 1 мировой войны эмигрировал в Константинополь, где и умер в 1919 г.

Другим изобретателем необычных клавиатур был Эммануэль Моор, тоже рожденный в Венгрии пианист и композитор, чьи сочинения исполняли Изаи, Казальс и Флеш. Его Двойное фортепиано, изобретенное в 1921 году, стало удачной моделью двух инструментов в одной раме, настроенных на октаву выше друг от друга и с двумя мануалами, один из которых был мануалом клавесина и мог звучать отдельно. На этом фортепиано можно было исполнять «Гольдберг-вариации» И.С.Баха без ухищрений и компромиссов. Британская жена изобретателя, Винифред Кристи, сделала замечательную запись знаменитой баховской Токкаты и Фуги ре-минор на фортепиано Мура (Моора), но, несмотря на очевидные достоинства этого инструмента и теплую рекомендацию сэра Дональда Тови,он не прижился – вероятно, из-за того,что был слишком громоздким и на нем было слишком трудно играть(Сипмэн,43)[6].

В середине ХХ века ряд композиторов в Америке продолжили опыты с расширением звукоизвлечения на обычном фортепиано. К ним относятся «три К» американской музыки - Кейдж, Крамб и Кауэлл. Генри Кауэлл (1897-1965) написал в 1930 году пьесу «SinisterResonance», в которой использовал игру на струнах, в то время как некоторые клавиши нажимались беззвучно и звучали как обертоновые резонансы, в пьесе «Банши»(1925) он простоотказался от игры на клавишах и использовал щипки по струнам, глиссандо и удары по ним ладонью. Джон Кейдж (1912-1992)вошел в историю фортепианной музыки, как первый композитор, использовавший «препарированное» или «подготовленное» фортепиано. Для хореографа Сибиллы Форт в 1942 году он написал пьесу «Вакханалия», в которой использует специальные резиновые насадки на струны, изменяющие звучание рояля и делающие его похожим на ударные инструменты – маримбу, ксилофон. Этот же принцип Кейдж использовал в своих «Сонатах и интерлюдиях» для препарированного фортепиано, где, в качестве насадок использовал резинки, болты, винты, орехи и т.п. Джордж Крамб(р. 1929)расширил звучность фортепиано в своем цикле «Макрокосмос»(1972-1973)[7], где он использует игру по струнам, щипки, удары по крышке и по деке, установленные на струны бокалы с водой и т.п.Эти опыты по расширению возможностей фортепиано с успехом используются современными композиторами, в том числе и петербургскими – Слонимским, Красавиным, Металлиди, Осколковым.

Завершает наш обзор краткая история электронных фортепиано (по Алексу Скиннеру и Стюарту Исакоффу).

Первое электропиано появилось в 1983 году у фирмы Ямаха. Это была модель YP-30 с синтезированным цифровым звуком и активной клавиатурой, имитирующей обычный акустический инструмент. Год спустя Рэй Курцвейл предложил электропиано К250, звучание которого основывалось на сэмплах акустического фортепиано. С тех пор прошло несколько десятилетий, и электропиано изменились. Сегодня они ни в чем – почти – не уступают акустическим инструментам – по звучанию, предоставляя огромный выбор тембров и возможностей для записи партитурной или звукозаписи на электронный носитель. В 2004 году мир пошатнулся: количество продаж электропиано превзошло количество продаж обычных акустических инструментов. По состоянию на 2008 год электропиано составляют до 70 % фортепианного рынка США. Такие старые фирмы, как Стейнвей и Безендорфер выпускали осовремененные варианты механических фортепиано, в которых старые механизмы заменили цифровые диски и компьютерная память. «Ямаха» даже организовала е-конкурсы, в которых музыканты играли на специальной цифровой клавиатуре, а жюри, находившееся в другом городе, слушало, как второе такое же фортепиано в режиме реального времени воспроизводило тот же самый звук вплоть до малейших нюансов. Американец Тод Малковер (р.1953), работавший вместе в Пьером Булезом в «Институте исследования и координации акустики и музыки» (IRCAM) сконструировал«гиперпиано» - высокотехнологичный дисклавир(марка суперсовременных фортепиано, способных производить звук без участия живогомузыканта, разработанная фирмой Ямаха), звук которого синтезируется с помощью тщательного компьютерного программирования. Означает ли это, что электропиано вытеснят старые акустические модели? Вряд ли. «Если главный критерий для вас, - то, как управлять фортепиано, а не то, как оно звучит, конечно, нет. – считает Алекс Скиннер. - Но если вы ставите во главу угла роль,которую, по идее, призвано играть фортепиано,- позволить исполнителю играть фортепианную музыку в фортепианном звуке, - тогда электропиано – просто еще одна разновидность того же самого инструмента – ни больше, ни меньше». (386-387).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Список основной литературы

 

Можно сократить

Абдуллин, Э.Б. Основы исследовательской деятельности педагога-музыканта [Электронный ресурс]: учебное пособие. — Электрон. дан. — СПб.: Лань, Планета музыки, 2014. — 365 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=50691 — Загл. с экрана.

Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано [Электронный ресурс: учебное пособие / А.Д. Алексеев. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2018. — 280 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/103129. — Загл. с экрана.

Баренбойм, Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство [Электронный ресурс]:

учебное пособие / Л.А. Баренбойм. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2018. — 340 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/103880.

— Загл. с экрана.

Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: Издательский дом «Классика-ХХI», 2006. – Режим доступа: https://old.rusneb.ru/catalog/000199_000009_003496518/

Гаккель, Л.Е. Фортепианная музыка XX века: учебное пособие / Л.Е. Гаккель. — 5-е, стер. — Санкт-Петербург: Планета музыки, 2019. — 472 с. — ISBN 978-5-8114-4558-5. —Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL:https://e.lanbook.com/book/122199 (дата обращения: 25.12.2019). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Должанский А.Н. Краткий музыкальный словарь [Электронный ресурс]: — Электрон. дан. — СПб.: Лань, Планета музыки, 2007. — 448 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=1979 — Загл. с экрана.

Левин, И. Искусство игры на фортепиано [Электронный ресурс]: учебное пособие / И. Левин; науч. ред. С.Г. Денисова; пер. Н.А. Александровой, С.Г. Денисова. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2019. — 64 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/113970. — Загл. с экрана.

Либерман, Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом: учебное пособие /Е.Я. Либерман. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Планета музыки, 2019. — 240 с. —ISBN 978-5-8114-4148-8. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. -URL:https://e.lanbook.com/book/115951 (дата обращения: 25.12.2019). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Мильштейн, Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства [Электронный ресурс]: учебное пособие / Я.И. Мильштейн. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2019. — 264 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/111803. — Загл. с экрана.

Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога [Электронный ресурс]: учебное пособие. — Электрон. дан. — СПб.: Лань, Планета музыки, 2015. — 264 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=65059 — Загл. с экрана.

Рачина, Б.С. Педагогическая практика: подготовка педагога-музыканта [Электронный ресурс]: учебное пособие. — Электрон. дан. — СПб.: Лань, Планета музыки, 2015. — 512 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=58833 — Загл. с экрана.

Савшинский, С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.И. Савшинский. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2018. — 192 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/103127. — Загл. с экрана.

Савшинский, С.И. Пианист и его работа [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.И. Савшинский; Л.А. Баренбойма. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2019. — 276 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/115717. — Загл. с экрана.

Савшинский, С.И. Работа пианиста над техникой: учебное пособие / С.И. Савшинский. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Планета музыки, 2019. — 116 с. — ISBN 978-5-8114-2930-1. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL:https://e.lanbook.com/book/112748 (дата обращения: 25.12.2019). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Сайгушкина, О.П. Шуман и Лист: два разных подхода к транскрипции каприсов Паганини [Электронный ресурс] / О.П. Сайгушкина. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: СПбГК, 2014. — 45 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/74816. — Загл. с экрана.

Сайгушкина, О.П. Как написать реферат: учебно-методическое пособие для студентов исполнительских специальностей [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие. — Электрон. дан. — СПб: СПбГК (Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова), 2015. — 36 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=75094

Сафонов, В.И. Новая формула. Мысли для учащих и учащихся на фортепиано [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.И. Сафонов. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2018. — 36 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/103884. — Загл. с экрана.

Фейнберг, С.Е. Пианизм как искусство [Электронный ресурс]: учеб. Пособие

/ С.Е. Фейнберг. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки,

2018. — 560 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/107321. — Загл. с экрана.

6.2. Список дополнительной литературы     (см. Список)

 

 

Интернет-ресурсы

Классика ноты http://www.freesheetmusic.net/index.html

Классика партитуры http://imslp.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0

Музыкальный портал (аудио и видео) «Классик-онлайн» http://classic-online.ru/

Музыкальный джазовый портал http://www.jazzsound.ru/

Нотная библиотека http://nlib.org.ua/

Профессиональный портал для музыкантов http://fdstar.com/

Информационный портал для музыкантов «Оrpheus» http://orpheusmusic.ru/

ЭБС издательства «Лань» https://e.lanbook.com/

Национальная Электронная Библиотека www.rusneb.ru

 

 

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебная аудитория с необходимым количеством посадочных мест, методические материалы, инструменты.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.