Устройство и настройка фортепиано — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Устройство и настройка фортепиано

2021-06-30 29
Устройство и настройка фортепиано 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УСТРОЙСТВО И НАСТРОЙКА ФОРТЕПИАНО

Рабочая программа дисциплины

Специальность

Искусство концертного исполнительства

(уровень специалитета)

 

 

Специализация

Фортепиано

 

 

Форма обучения

Очная

 

 

Санкт-Петербург

2019

Рабочая программа дисциплины «Устройство и настройка фортепиано» составлена на основании требований ФГОС ВО по специальности 53.05.01 Искусство концертного исполнительства (уровень специалитета), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.08.2017 г. № 731.

 

 

Составитель

кандидат искусствоведения, доцент О.А. Скорбященская

 

 

Рецензенты:

О.А. Сайгушкина – кандидат искусствоведения, доцент

М. В. Смирнова – доктор искусствоведения, профессор

 

 

Рабочая программа дисциплины утверждена

на заседании кафедры общего курса и методики преподавания фортепиано

«22» марта 2019 г., протокол № 3.

 

 


Содержание

Нумерацию сверить с текстом

 

1. Цели и задачи освоения дисциплины.. 4

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы.. 4

3. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы.. 5

4. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 5

5. Содержание дисциплины.. 5

5.1. Тематический план. 5

5.2. Содержание программы.. 7

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 59

6.1. Список литературы.. 59

6.2. Список дополнительной литературы.. 60

6.3. Интернет-ресурсы.. 60

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины.. 61

8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся. 61

8.1. Формируемые компетенции и индикаторы их достижения. 61

8.2. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания. 61

8.3. Критерии оценивания сформированности компонентов компетенций. 61

8.4. Контрольные материалы.. 64

Приложение 1. Методические рекомендации для преподавателей. 67

Приложение 2. Методические рекомендации для обучающихся по освоению дисциплины.. 68

 

 

 

 


1. Цели и задачи освоения дисциплины

Дисциплина «Устройство и настройка фортепиано» – обязательный предмет специального цикла для студентов-пианистов. В структуру курса входят лекции по основной тематике и семинары, посвященные практическим вопросам, – ремонту и настройке фортепиано.

Цели курса:

· углубление знаний в области ремонта и устройства фортепиано;

· приобщение к выдающимся достижениям отечественного и зарубежного фортепианостроительства;

· ознакомление с новой научной проблематикой в этой сфере;

· выработка умения атрибутировать различные модели фортепиано; распознавать на слух их звучание;

· применение полученных в курсе ремонта и настройки фортепиано знаний и умений в практической работе;

· приучение студентов к самостоятельному мышлению и поиску оптимальных путей решения различных практических проблем, возникающих во время игры на различных исторических версиях фортепиано.

Задачи курса:

· освоение тематического материала курса;

· ознакомление с основной и новейшей литературой по проблемам фортепианного устройства;

· систематизация полученных ранее знаний в области ремонта и настройки различных исторических видов фортепиано;

· обобщение и осмысление опыта выдающихся фортепианных мастеров прошлого и современности;

· выработка умения понимать и оценивать различные подходы и принципы к ремонту и фортепиано и фортепианостроению, формирование собственного отношения к проблемам ремонта и устройства фортепиано;

· развитие творческого отношения к процессу исполнения на различных исторических моделях фортепиано;

· ознакомление с апробированными и вновь появляющимися пособиями по ремонту и настройке фортепиано;

· выработка умения оценивать основные модели фортепиано, находить пути преодоления трудностей, возникающих при исполнении музыки других эпох на современных фортепиано.

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Устройство и настройка фортепиано»входит в вариативную часть (обязательные дисциплины) блока 1 образовательной программы подготовки специалистов по специальности 53.05.01 Искусство концертного исполнительства (специализация «Фортепиано»).

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника определяется тем, что она является неотъемлемой частью системы музыкально-педагогических дисциплин, обеспечивающих подготовку выпускника по данному профилю.

Курс устройства и настройки фортепианослужит важной теоретической и научно-практической базой в подготовке студента к будущей исполнительской и педагогической деятельности, оснащает его знаниями и умениями для самостоятельных занятий и занятий с учеником, и взаимодействует с рядом дисциплин: «Специальный инструмент», «Музыкальное исполнительство и педагогика», «Методика обучения игре на инструменте».

Консерваторский курс ремонта и устройства фортепиано призван обогатить и расширить знания студентов, полученные ими ранее в специализированных музыкальных школах и училищах. Он дает представление о многообразии творческих приемов при единстве основных методических принципов художественного воспитания музыканта.

3.Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Компетенции Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине в рамках компонентов компетенций

ПК-7 (д). Способен осуществлять настройку и ремонт клавишных музыкальных инструментов

Знать: устройство клавишных музыкальных инструментов
Уметь: диагностировать проблемы в техническом состоянии клавишных музыкальных инструментов
Владеть: навыками настройки и ремонта клавишных музыкальных инструментов

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Виды учебной

Работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестры
7-й
Контактная аудиторная работа (всего) 34 34
Практические занятия 34 34
Контактная внеаудиторная и самостоятельная работа (всего) 74 74
Вид промежуточной аттестации   ЗО
Общая трудоемкость: часы 108 108
Зачетные единицы 3 3

5. Содержание дисциплины

5.1. Тематический план

Наименование тем и разделов курса Всего часов Аудиторные занятия (час.) Самостоятельная работа (час.)

7-й семестр

1 Рождение фортепиано. Бартоломео Кристофори. Итальянские и французские мастера 1-й половины ХVIII в. 9 3 6
2 Немецкие мастера первой половины ХVIII века: Готфрид Зильберман, Готлиб Шретер. Первые произведения для пианофорте. И.С.Бах и его сыновья. 9 3 6
3 Развитие фортепианостроения в 1770-1820гг.Лондонская и венская школы Эволюция инструмента в 1770-1820 гг: от пианофорте к фортепиано. Венские (И. А.Штейн, И. А. Вальтер, Ф. Штрейхер) и лондонские (Б. Шуди, Клементи и Коллард, Дж. Бродвуд) школы фортепианостроения. 9 3 6
4 Парижская школа фортепианостроения в 1820-1850-х гг. Камилл Плейель, Себастьян.и Пьер Эрары, Анри Папэ. Виртуозный пианизм Парижа 1830-х гг.: вокруг Шопена и Листа (Герц, Калькбреннер, Дрейшок, Тальберг, Делер, Вольф, Гензельт) 9 3 6
5 Шопен и его фортепиано 9 2 6
6 Дон-жуанский список роялей Листа. 9 2 6
7 Pianopolis: петербургские школы фортепианостроения в начале ХIХв. Фильд. Фортепианно в России. 9 3 6
8 Музыканты переходной эпохи. Середина 19 века. Фортепиано 1850-1870-х гг. 9 3 6
9 Первый американец. Луи Моро Готшальк. 9 2 6
10 Эволюция фортепиано в 1850-1870 гг.: а) немецкая школа: Штейн-Штрейхер, Блютнер. в)Американская школа:Чиккеринг, Стейнвей. 9 2 6
11 Фортепианные монстры: смешанные виды клавишных инструментов в середине ХIХ века: педальер. Оркестрион. На полях музыкальной истории. «Забытые» пианисты эпохи романтизма: Шарль Алькан..Фортепиано в конце ХIХ – начале ХХ века. Эволюция современного фортепиано. Безендорфер. Каваи. Стейнвей. Электронные фортепиано 10 4 6
12-17 Практические семинары по ремонту и настройке фортепиано. Лабораторный практикум 8 4 8

Итог по курсу

108 34 74

 

Содержание программы

Бехштейн.

 Ни одна европейская фирма не достигла такого совершенства, воображения и деловой хватки, как фирма немца Карла Бехштейна, чье стремительное восхождение к вершинам рыночного производства поддерживалась компетентной, грамотной и непрерывной защитой Ганса фон Бюлова. Один из величайших пианистов 19 века, гениальный дирижер, зять Листа предпочитал инструменты Бехштейна - и с такой поддержкой Бехштейн вскоре сделался необсуждаемым императором среди европейских фортепианных фабрик. Он также был первым, кто учредил престижные концертные залы в главных европейских городах (один есть сегодня и в Петербурге - Белый зал Политехнического университета). К 1913 году фирма, которая была основана в 1853 году, производила 5000 роялей в год при 1200 рабочих, хотя половина из них и находилась в Англии. Качество роялей было блестящим и уступало, по мнению публики,только Блютнеру и Стейнвею, но цена бехштейнов была на 15% ниже. Бехштейн был удовлетворен и социальным статусом своих инструментов, которые предпочитали артисты, литераторы и другие уважаемые всеми представители среднего класса.

 

Блютнер.

Рожденный в Германии в 1824 году, искренне увлеченный музыкой, Юлиус Блютнер был, со строго профессиональной точки зрения мастером-самоучкой. Удивляет, как ему удалось стать основателем одной из самых уважаемых фортепианных фирм в мире (ее дата основания - 1853 г., место - Лейпциг). Блютнер сделал существенный вклад в конструкцию фортепиано, добавив к струнам верхнего регистра добавочные аликвотные, резонирующие им и усиливающие звук. Его инструмент был, в общем, легче и имел более серебристый тон, чем инструменты современников.

 

Безендорфер.

Венская фабрика, основанная в 1828 году, и производящая одни из самых больших фортепиано, чья полная длина (в концертном варианте) достигает 10 футов(3,3м) и регистровый охват занимает 8 октав (включая резонирующие аликвотные струны). В 1872 году, подобно большинству современных фабрик, Людвиг Безендорфер, сын основателя фабрики, Игнаца, открыл в Вене концертный зал, который и поныне является местом проведения престижных камерных и сольных фортепианных концертов.

 

Чикеринг.

Фирма была основана в 1823 году ново-английским мастером, Ионасом Чиккерингом, и стала первой из американских фирм,достигших уровня европейских мастеров. Партнер Чиккеринга - Джон Маккэй был прирожденным бизнесменом и первым стал использовать для продажи и распространения инструментов железную дорогу. В 1840 году Чикеринг ввел чугунную раму для пианино (Альфиус Бэбкок изобрел ее в 1825 г.). Подобное же изобретение было использовано для роялей в 1843 г., что позволило Чикерингу занять ведущее место среди фортепианных производителей. Было бы только легким преувеличением сказать, что его успех был достигнут благодаря его революции в фортепианостроении. Полнота звука и его сила отвечали требованиям виртуозов (Тальберг во время гастролей в Америке пользовался этими роялями). Чикерниг был признан в Европе в 1867 г., когда получил большую золотую медаль на Парижской выставке. Интересно, что в 1905 году он открыл свой отдел в Англии, который возглавил Альфред Долмеч, изготавливавший клавесины и клавикорды. Правда, такие архивные эксперименты ждали своего времени еще лет пять. Последнее изобретение Ч. - свободно вибрирующая дека, помещенная внутрь рояля.

 

Стейнвей.

Если имя мастера может стать именем нарицательным для обозначения рояля как такового, то это справедливо для Стейцнвея. Династия фортепианных мастеров, глава которой, Хайнрих Энгельхардт Штайнвег, родом из немецкого Вольфсхагена, основал в 1836 году фабрику и эмигрировал в 1850 году в Америку. Первые его фортепиано в Америке были еще квадратными, но вскоре он отказался от этой формы. Чугунные рамы и стальные струны были применены им для роялей в 1859 году, а для пианино - в 1863 году. Массивные рамы и мощное натяжение струн сделало звук стейнвеев необыкновенног сильным и ознаменовало новую эру в фортепианостроении. Стейнвей изобрел более 40 различных изобретений, запатентованных за 20 лет с 1865 по 1885. В 1880 году он открыл дочернюю фирму в Германии (Гамбург). После Второй мировой войны различия американских и европейских стейнвеев стали ощутимы. К первых звук был в целом ярче, более блестящим, но металлическим по тону, тогда как европейские инструменты отличались матовым тонои глубоким звуком, напоминающим довоенные (до 1 мировой войны) бехштейны.

 

Ямаха.

Первая японская фортепианная фирма появилась в 1878 году, но японские фортепиано поначалу с трудом пробивали себе дорогу на мировом рынке. С 1887 года Ямаха, производит музыкальные инструменты - поначалу пианино (1900) и скромный гармонион, и только с 1950- рояли. С тех пор Ямаха достигла успехов и пользуется поддержкой таких музыкантов, как Святослав Рихтер и поздний Глен Гульд.

 

Список основной литературы

 

Можно сократить

Абдуллин, Э.Б. Основы исследовательской деятельности педагога-музыканта [Электронный ресурс]: учебное пособие. — Электрон. дан. — СПб.: Лань, Планета музыки, 2014. — 365 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=50691 — Загл. с экрана.

Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано [Электронный ресурс: учебное пособие / А.Д. Алексеев. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2018. — 280 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/103129. — Загл. с экрана.

Баренбойм, Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство [Электронный ресурс]:

учебное пособие / Л.А. Баренбойм. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2018. — 340 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/103880.

— Загл. с экрана.

Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: Издательский дом «Классика-ХХI», 2006. – Режим доступа: https://old.rusneb.ru/catalog/000199_000009_003496518/

Гаккель, Л.Е. Фортепианная музыка XX века: учебное пособие / Л.Е. Гаккель. — 5-е, стер. — Санкт-Петербург: Планета музыки, 2019. — 472 с. — ISBN 978-5-8114-4558-5. —Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL:https://e.lanbook.com/book/122199 (дата обращения: 25.12.2019). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Должанский А.Н. Краткий музыкальный словарь [Электронный ресурс]: — Электрон. дан. — СПб.: Лань, Планета музыки, 2007. — 448 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=1979 — Загл. с экрана.

Левин, И. Искусство игры на фортепиано [Электронный ресурс]: учебное пособие / И. Левин; науч. ред. С.Г. Денисова; пер. Н.А. Александровой, С.Г. Денисова. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2019. — 64 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/113970. — Загл. с экрана.

Либерман, Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом: учебное пособие /Е.Я. Либерман. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Планета музыки, 2019. — 240 с. —ISBN 978-5-8114-4148-8. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. -URL:https://e.lanbook.com/book/115951 (дата обращения: 25.12.2019). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Мильштейн, Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства [Электронный ресурс]: учебное пособие / Я.И. Мильштейн. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2019. — 264 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/111803. — Загл. с экрана.

Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога [Электронный ресурс]: учебное пособие. — Электрон. дан. — СПб.: Лань, Планета музыки, 2015. — 264 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=65059 — Загл. с экрана.

Рачина, Б.С. Педагогическая практика: подготовка педагога-музыканта [Электронный ресурс]: учебное пособие. — Электрон. дан. — СПб.: Лань, Планета музыки, 2015. — 512 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=58833 — Загл. с экрана.

Савшинский, С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.И. Савшинский. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2018. — 192 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/103127. — Загл. с экрана.

Савшинский, С.И. Пианист и его работа [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.И. Савшинский; Л.А. Баренбойма. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2019. — 276 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/115717. — Загл. с экрана.

Савшинский, С.И. Работа пианиста над техникой: учебное пособие / С.И. Савшинский. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Планета музыки, 2019. — 116 с. — ISBN 978-5-8114-2930-1. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL:https://e.lanbook.com/book/112748 (дата обращения: 25.12.2019). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Сайгушкина, О.П. Шуман и Лист: два разных подхода к транскрипции каприсов Паганини [Электронный ресурс] / О.П. Сайгушкина. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: СПбГК, 2014. — 45 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/74816. — Загл. с экрана.

Сайгушкина, О.П. Как написать реферат: учебно-методическое пособие для студентов исполнительских специальностей [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие. — Электрон. дан. — СПб: СПбГК (Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова), 2015. — 36 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=75094

Сафонов, В.И. Новая формула. Мысли для учащих и учащихся на фортепиано [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.И. Сафонов. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2018. — 36 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/103884. — Загл. с экрана.

Фейнберг, С.Е. Пианизм как искусство [Электронный ресурс]: учеб. Пособие

/ С.Е. Фейнберг. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки,

2018. — 560 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/107321. — Загл. с экрана.

6.2. Список дополнительной литературы     (см. Список)

 

 

Интернет-ресурсы

Классика ноты http://www.freesheetmusic.net/index.html

Классика партитуры http://imslp.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0

Музыкальный портал (аудио и видео) «Классик-онлайн» http://classic-online.ru/

Музыкальный джазовый портал http://www.jazzsound.ru/

Нотная библиотека http://nlib.org.ua/

Профессиональный портал для музыкантов http://fdstar.com/

Информационный портал для музыкантов «Оrpheus» http://orpheusmusic.ru/

ЭБС издательства «Лань» https://e.lanbook.com/

Национальная Электронная Библиотека www.rusneb.ru

 

 

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебная аудитория с необходимым количеством посадочных мест, методические материалы, инструменты.

Индикаторы

Достижения компетенции

Оцениваемые компоненты

Баллы

(макс. количество – 100 баллов)

нулевой пороговый средний высокий а) правильность ответа на вопросы билета 0-10 11-14 15-17 18-20 б) содержание и полнота ответа на поставленные дополнительные вопросы 0-10 11-14 15-17 18-20 в) логика изложения материала ответа 0-10 11-14 15-17 18-20 г) умение увязывать исторические и аналитические аспекты вопроса 0-10 11-14 15-17 18-20 д) культура устной речи студента 0-10 11-14 15-17 18-20   50 70 85 100

Шкала оценивания:

Баллы            Оценки
86 – 100        Отлично
71 – 85        Хорошо
51 – 70        Удовлетворительно
0 – 50        Неудовлетворительно

 

Оценка «отлично»выставляется в случае, если студент свободно владеет фактическим материалом по заданному вопросу, умеет определить причинно-следственные связи исторических фактов и культурных явлений, логично и грамотно, с использованием профессиональной терминологии обосновывает свою точку зрения. Давая ответ на вопрос, он правильно приводит даты тех или иных событий, имена композиторов и музыкальных деятелей, названия и жанровую принадлежность произведений, а также свободно ориентируется в нотном тексте.

Оценка «хорошо»выставляется в случае, когда студент, владея материалом вопроса, знает его фактическую сторону, умеет правильно сделать выводы из своего ответа, но допускает отдельные ошибки или неточности, недостаточно логично доказывает свою точку зрения. Также данная оценка выставляется в случае, если студент затрудняется дать полный, исчерпывающий ответ на один из вопросов билета или дополнительный вопрос.

Для получения оценки «отлично» или «х орошо» обязательно умение студента изложить материал правильным литературным языком, без применения вульгаризмов, жаргонных или просторечных выражений, с соблюдением норм русского языка.

Оценка «удовлетворительно»выставляется в случае, когда студент слабо владеет материалом вопроса, допускает значительные пробелы в изложении фактического материала или демонстрирует отрывочные знания. Данная оценка выставляется также тогда, когда студент допускает серьезные ошибки при ответе, путается в датах, событиях, не знает композиторов и музыкальных деятелей, а также их произведений (в рамках своего билета). Эта же оценка выставляется в случае, когда студент не может удовлетворительно ответить на один из вопросов билета.

Оценка «неудовлетворительно»выставляется в том случае, когда студент демонстрирует либо полное незнание материала билета, либо наличие бессистемных, отрывочных знаний, связанных с поставленными перед ним вопросами только частично, и проявляет беспомощность при ответе на дополнительные или наводящие вопросы. При этом студент не умеет ориентироваться в нотном тексте и не владеет профессиональной терминологией.

Фактором, влияющим на снижение оценки ответа, является также малограмотная речь с использованием жаргонных и просторечных выражений, неумение правильно пользоваться музыкальными терминами.

Контрольные материалы

8.4.1. Примерная тематика рефератов (докладов):

В реферате могут рассматриваться отдельные аспекты одной из тем пройденного курса.

Кроме этого, возможны следующие ракурсы: сравнительный анализ интерпретаций определенного произведения разными исполнителями; анализ методических принципов выдающихся педагогов, а также своего педагога по специальности; анализ собственной работы с учеником.

Темой реферата может быть исполнительский и педагогический анализ какого-либо конкретного произведения. Интересным для исследования бывает сравнение подходов разных пианистов-педагогов и методистов к какой-либо проблеме исполнения; возможен также критический анализ выдающихся трудов зарубежных и отечественных музыкантов по проблемам истории музыкальной педагогики.

 

8.4.2. Темы рефератов и письменных работ:

1.Сравнительная характеристика итальянских, французских и немецких произведений для пианофорте: Лодовико Джустини, Д.Скарлатти, И.С.Бах и его сыновья.

2.Особенности исполнения сочинений Гайдна и Моцарта на ранних фортепиано.

3. Бетховен pro e contra piano. Эволюция фортепианного стиля Бетховена и его связь с возможностями инструментов его времени: педаль Бетховена.

4. Клементи – пианист, педагог и фортепианный мастер. Школа Клементи: Крамер, Фильд, Мошелес.

5.Виртуозы парижской школы и их роль в развитии фортепианной техники: Тальберг, Герц, Дрейшок, Делер, Розенхейм, Гензельт, Калькбреннер.

6. Эволюция фортепианного творчества Игнаца Мошелеса. Любимые инструменты Мошелеса и их роль в его творчестве.

7.Шопен и его фортепиано.

8. Многообразие фортепиано в исполнительской практике Листа.

9.Шарль Алькан и его любимые инструменты: фортепиано Эрара и педальер.

10. Русские пианисты и композиторы и их связь с фортепианными фабриками России: Фильд, Глинка- Тишнер, Гензельт – Лихтенталь, А.Рубинштейн – Дидерихс. Инструменты Бородина, Чайковского, Римского-Корсакова, Глазунова.

11. Первый американский пианист Луи Моро Готшальк и его фортепиано. Концерты-монстры.

12.Кейдж, Крамб, Кауэлл и их произведения для расширенного и подготовленного фортепиано.

13.Произведения современных петербургских композиторов для фортепиано с использованием необычных приемов звукоизвлечения или электронных тембров(Слонимский,А.Танонов, Ю. Красавин, С.Левковская, С. Лаврова).

 

8.4.3. Основные требования к реферату

Требования к реферату в развернутом виде изложены в учебно-методическом пособии Сайгушкиной О.П. «Как написать реферат», предназначенном для учащихся исполнительских специальностей (см. ссылку в списке литературы).

Текст реферата должен быть выстроен согласно плану, диктуемому логикой раскрытия темы; как правило, изложение начинается с более крупных, главных проблем, затем уместно рассмотрение частных вопросов. Автор должен уметь не только правильно и корректно изложить основные положения, но и высказать свои соображения, проявить собственное отношение к обсуждаемым вопросам. В конце работы должны быть сделаны выводы, подведены итоги обсуждения темы. Особое внимание нужно уделить грамотности и внятности языка, литературному стилю текста, правильному оформлению титульного листа и списка литературы в соответствии с современными требованиями. Реферат обязательно должен содержать план-оглавление, а также ссылки на цитируемые источники с указанием страниц.

8.4.4. Примерный список билетов к зачету:

1.1.Особенности строения ранних фортепиано. Изобретение Бартоломео Кристофори и его роль в создании фортепиано.

1.2. Произведения современных петербургских композиторов для фортепиано с использованием необычных приемов звукоизвлечения или электронных тембров (С. Слонимский,А.Танонов, Ю. Красавин, С.Левковская, С. Лаврова).

 

2.1.Ранние модели немецких фортепиано. Готфрид Зильберман и его фортепиано. Фортепиано Готлиба Шретера.

2.2. Дж.Кейдж, Дж.Крам, Г. Кауэлл и их произведения для расширенного и подготовленного фортепиано.

 

3. 1.Жан Мариус и его роль в создании французских моделей раннего фортепиано.

3.2. Первый американский пианист Луи Моро Готшальк и его фортепиано. Изобретение Готшалька - Концерты-монстры – и его новая жизнь в наше время.

 

4.1. Развитие фортепианостроения во второй половине XVIII века. Лондонская(Бродвуд, Шуди, Клементи-Коллард) и венская (Штейн-Штрейхер, Вальтер) школы фортепианостроения.

4.2. Русские пианисты и композиторы и их связь с фортепианными фабриками России: Фильд, Глинка- Тишнер, Гензельт – Лихтенталь, А.Рубинштейн – Дидерихс. Инструменты Бородина, Чайковского, Римского-Корсакова, Глазунова.

 

5.1. Французская школа фортепианостроения и ее преемственная связь с лондонской (Эрар) и венской(Плейель) школами.

5.2. Шарль Алькан и его любимые инструменты: фортепиано Эрара и педальер.

 

6.1. Развитие фортепиано в России в ХVIII-XIX веках. Основные фабрики и мастерские Петербурга, Москвы, провинциальных русских городов.

6.2. Многообразие фортепиано в исполнительской практике Листа.

 

7.1. Новое в фортепианостроении середины ХIX века (чугунные рамы, стальные струны, перекрещивания струн, двойная репетиция). Нововведения французских и американских мастеров.

7.2. Шопен и его фортепиано.

 

8.1. Американские производители фортепиано и их роль в фортепианостроении.

8.2. Эволюция фортепианного творчества Игнаца Мошелеса. Любимые инструменты Мошелеса и их роль в его творчестве

 

9.1. Необычные формы фортепиано в ХVIII-XIX веке. Мультитембровые фортепиано. Клавиатуры П.Янко, Г.Нейгауза, Г.Моора.

9.2. Виртуозы парижской школы и их роль в развитии фортепианной техники. Особые приспособления для фортепианной тренировки: Герц и его дактилион, Калькбреннер и его хиропласт, изобретения Ложье.

 

10.1. Препарированное фортепиано и расширенное фортепиано – новые формы трактовки инструмента в середине ХХ века.

10.2. Клементи – пианист, педагог и фортепианный мастер

 

11. 1. Основные фабрики фортепиано в ХХ-ХХI веке и их краткая характеристика.

11.2. Бетховен pro e contra piano. Особенности исполнения фортепианных произведений Бетховена, продиктованные возможностями инструментов его времени: педаль Бетховена

 

12.1. Краткая история электронных фортепиано.

12.2. Первые произведения для пианофорте: Лодовико Джустини, Д.Скарлатти, И.С.Бах и его сыновья.

Репертуарный список

 

1. Лодовико Джустини. 12клавирных сонат.

2. К.Ф.-Э. Бах. Сонаты и концерты для клавесина или фортепиано.

3. И.К.Бах.Шесть Сонат для клавира.

4. Д.Скарлатти. Сонаты.

5.М.Клементи. Сонаты для фортепиано.

6.М.Клементи- К.Таузиг. Этюды для фортепианою

7. И.Н.Гуммель. Фантазия для фортепиано.

8. Д.Крамер. Этюды для фортепиано.

9.И.Мошелес. Этюды для фортепиано ор.70.

10. И.Мошелес. Соната «Меланхолическая» для фортепиано

11.И. Мошелес. Концертg-moll для фортепиано с оркестром.

12. Ф.Калькбреннер. Этюды для фортепиано.

13. А.Гензельт. Анданте и концертный этюд для фортепиано ор.3.

14.А Гензельт. Этюд Фа-диез-мажор для фортепиано.

15. А.Гензельт. Этюд «Гондола» для фортепиано.

16.Ш.Алькан. Этюд ор.39 № 12. «Пиршество Эзопа».

17. Ш.Алькан. Этюд с-mollopю 74 по К.М.Веберу.

18.Луи-Моро Готшальк. «Глаза креолки».

19. Луи-Моро Готшальк. Бамбула.

20.Кейдж. Дж. Сонаты и интерлюдии.

21. Крамб Дж. Макрокосмос.

22.Кауэлл Г. Банши.

23. Кауэлл Г. Эолова арфа.

24.Фильд Дж. Ноктюрны.

25. Фильд Дж. Концерты.

26. Вебер К.-М. Сонаты для фортепиано.

27. Вебер. К.-М. Концертштюк.

28. Мендельсон. Блестящее каприччио.

29. Мендельсон.Мошелес. Концертные вариации для двух фортепиано на темы из «Прециозы» К.М. Вебера.

30.Шуман. Этюды в форме канона для педального фортепиано.

31. Лист Ф. «Жанна Д Арк» фантазия для фортепиано и органа.

32. Анри Герц. Концерты для фортепиано. A-dur op.34, c-moll op.74, d-moll op.87

33. С. Тальберг. Фантазия на темы из опер Россини

 

Приложение 1. Методические рекомендации для преподавателей

Для проведения аудиторных занятий используются традиционные формы организации учебного процесса:

1) лекции (вводно-мотивационные, установочные, обзорно-исторические, монографические, обобщающие);

2) семинары в виде заранее подготовленных выступлений по избранной теме; дискуссии в формате обмена мнениями по обсуждаемой теме/проблеме и др.;

3) практические занятия (просмотр видеозаписей, прослушивание аудиозаписей произведений с комментарием преподавателя и последующим обсуждением). Практические занятия могут также включать исполнение студентами произведений, входящих в программу курса.

 

В семинарских занятиях в той или иной форме должна находить свое отражение практически каждая тема курса.

 

Семинарские занятия по курсу должны включать в себя слушание аудио- и просмотр видеозаписей выдающихся артистов прошлого и современности с последующим анализом особенностей их исполнения. Особенно эффективны и интересны для студентов «аудио-викторины» с угадыванием модели инструмента по своеобразному его звучанию; при этом от них требуется аргументация и обоснование догадок. Такие задания требуют обширных познаний в сфере инструментоведения и побуждают студентов, ощущающих их недостаток, расширять запас сведений в этой области.

В рамках подобных занятий возможен анализ самых разнообразных аспектов фортепианостроения. Предметами обсуждения могут быть различные исторические виды фортепиано, их применение в сочинениях разной стилевой направленности; особенности технического воплощения произведения; соответствие исполнительской трактовки современным представлениям о стилистически убедительной интерпретации; особая оригинальность, неповторимость исполнительской манеры и т. п.

На семинарских занятиях предусматриваются также доклады и сообщения по книгам и методическим пособиям. Готовясь к докладам, студенты учатся быстро осваивать большие объемы информации, структурировать материал, выбирая из него существенное, формулировать основные положения, критически анализировать взгляды авторов, сравнивать их с позициями других авторов по данной проблеме и т. п.

Приобретенные на этих семинарах навыки помогут студентам в их будущей профессиональной деятельности.

 

Приложение 2. Методические рекомендации для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации студентам по организации самостоятельной работы призваны оптимизировать образовательную деятельность студентов во внеучебное время, без непосредственного участия педагога, но по его заданию.

       Программа дисциплины «Ремонт и устройство фортепиано» в обязательном порядке предусматривает самостоятельную работу студентов со специальной (нотной, учебно-методической, научной) литературой.

       Основой для самостоятельной работы является весь комплекс знаний, умений и навыков, полученных студентом на лекционных и практических занятиях. Акцент в организации самостоятельной работы студентов ставится на практических занятиях, направленных на обогащение слухового опыта, приобретение навыков работы с литературой.

Самостоятельное ознакомление с музыкальными произведениями предполагает прослушивание аудиозаписей и просмотр видео с нотным текстом, анализ полученных впечатлений. Также в течение семестра студентам рекомендуется регулярное посещение концертов исторически ориентированного (аутентичного) исполнительства, что позволяет не только расширить общекультурный кругозор обучающихся, но и затронуть разнообразные (в первую очередь исполнительские) аспекты современного бытования произведений различных стилей, жанров и эпох. События в культурной жизни Санкт-Петербурга, выступления известных музыкантов могут быть представлены в качестве тем для обсуждения на практических занятиях.

       В процессе изучения дисциплины студент должен активно пользоваться фондами Научной музыкальной библиотеки СПбГК[9], техническими средствами, которыми располагают Медиацентр и специально оборудованные компьютерные классы.

Виды самостоятельной работы:

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Виды СРС Всего часов

7-й семестр

1 Рождение фортепиано. Бартоломео Кристофори. Итальянские и французские мастера 1-й половины ХVIII в. Работа с литературой 6
2 Немецкие мастера первой половины ХVIII века: Готфрид Зильберман, Готлиб Шретер. Первые произведения для пианофорте. И.С.Бах и его сыновья. Работа с литературой 6
3 Развитие фортепи

Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.16 с.