Глава 10. Развитие фортепиано во второй половине Х I Х и первой половине ХХ века. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Глава 10. Развитие фортепиано во второй половине Х I Х и первой половине ХХ века.

2021-06-30 34
Глава 10. Развитие фортепиано во второй половине Х I Х и первой половине ХХ века. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Напомним основные открытия фортепианных мастеров Америки и Европы с 1820-х гг.;

1825 – Альфиус Бэбкок (Бостон) – литые рамы;

1832 – К.Майер -усовершенствовал раму

1837 – Йонас Чиккеринг (Бостон) – чугунные рамы

1840 – он же, со звуковыми отдушинами

С 1850 г. – усовершенствованные легкие и прочные рамы.

Более сильное натяжение струн, обусловленное чугунной рамой, повышалось в течение ХIХ века. В Вене инструмент Wachte & Bleier в 1811 году имелобщее натяжение струн 90 центнеров (4500 кг), в Лондоне Уильям Стодарт выдерживал в середине ХIХ века – 14000 кг, к концу века – 18000 кг, в современных -21000 кг). Утолщение струн – стальных вместо латунных - происходило с 5-6 мм в начале века до 9-11 в конце века. Американские фабрики впервые достигли мощного и полного тона инструментов: Генри Стейнвей, Альфиус Бэбкок, Конрад Майер, Йонас Чиккеринг – были в авангарде изобретений фортепианостроения. Но до середины ХIХ века их достижения не поддерживались развитием фортепианного искусства. Редкими исключениями были Луи Моро Готшальк (Готчок) и гастролирующие в Америке французские виртуозы Анри Герц и Леопольд Майер.

К середине девятнадцатого века фортепиано приняло уже формы современных и знакомых нам инструментов - роялей и пианино. Никаких нововведений (почти) более не было изобретено. После того, как повсеместно осуществился переход на рояли с чугунной рамой и стальными перекрещенными струнами, минимум новых идей посетил мастеров. Среди них - изобретение третьей, sustain педали, задерживающей звучность и - изобретение гибридных форм фортепиано и органа - педальера, которое было сделано на фабрике Эрара в 1855 году. Главными французскими фирмами-производителями оставались Анри Папэ,Камилл Плейель (Вольф) и Эрар, в Германии лидировали Штейн-Штрейхер, Бехштейн, Конрад Граф и Блютнер, в Америке - Йонас Чиккеринг и Генри Стейнвей.

Познакомимся с каждой из ведущих фирм Европы и Америки в алфавитном порядке.

 

Болдуин.

В марте 1866 года Дж.Х.Болдуин,американский учитель музыки и продавец фортепиано встретил и принял на работу молодого ассистента по имени Люсьен Валсин(Walsin). За семь лет Валсин преобразился из мелкого клерка, продавца нот и проводника собак в главного партнера новой фирмы Болдуин и стал производить с 1889 года свои собственные фортепиано. Со смертью Болдуина в 1899 году, Валсин и его партнер Дж.В.Армстронг обнаружили, чтоих бывший коллега завещал весь капитал в благотворительные организации. Они стали продавать остатки инструментов и влачили жалкое существование, пока к ним не присоединился новый партнер - А.Г.ван Бурен. С этого момента имя Фортепианной Компании Болдуин стало звучать на устах у всех, кто занимался производством фортепиано. Чтобы обеспечить своим рабочим максимальный комфорт и поднять их вдохновение, он украсил стены мастерских и цехов фотографиями греческих и римских статуй, чтобы развить в рабочих чувство классических форм и пропорций, он специально разработал освещение, цветочные и орнаментальные панно,так, что окна фабрики напоминали цветочные витрины. Рабочих называли "мастерами", а не считал их человеческими винтиками в индустриальной машине, их желание работать качественно - материально поощрялось. Все это принесло плоды - на Парижской всемирной выставке 1900 г. Болдуин получил большой приз и Орден Почетного Легиона. С середины ХХ века Болдуин - главный американский рояль после Стейнвея, и его предпочитали Леонард Бернстайн и Андре Превен.

 

Бехштейн.

 Ни одна европейская фирма не достигла такого совершенства, воображения и деловой хватки, как фирма немца Карла Бехштейна, чье стремительное восхождение к вершинам рыночного производства поддерживалась компетентной, грамотной и непрерывной защитой Ганса фон Бюлова. Один из величайших пианистов 19 века, гениальный дирижер, зять Листа предпочитал инструменты Бехштейна - и с такой поддержкой Бехштейн вскоре сделался необсуждаемым императором среди европейских фортепианных фабрик. Он также был первым, кто учредил престижные концертные залы в главных европейских городах (один есть сегодня и в Петербурге - Белый зал Политехнического университета). К 1913 году фирма, которая была основана в 1853 году, производила 5000 роялей в год при 1200 рабочих, хотя половина из них и находилась в Англии. Качество роялей было блестящим и уступало, по мнению публики,только Блютнеру и Стейнвею, но цена бехштейнов была на 15% ниже. Бехштейн был удовлетворен и социальным статусом своих инструментов, которые предпочитали артисты, литераторы и другие уважаемые всеми представители среднего класса.

 

Блютнер.

Рожденный в Германии в 1824 году, искренне увлеченный музыкой, Юлиус Блютнер был, со строго профессиональной точки зрения мастером-самоучкой. Удивляет, как ему удалось стать основателем одной из самых уважаемых фортепианных фирм в мире (ее дата основания - 1853 г., место - Лейпциг). Блютнер сделал существенный вклад в конструкцию фортепиано, добавив к струнам верхнего регистра добавочные аликвотные, резонирующие им и усиливающие звук. Его инструмент был, в общем, легче и имел более серебристый тон, чем инструменты современников.

 

Безендорфер.

Венская фабрика, основанная в 1828 году, и производящая одни из самых больших фортепиано, чья полная длина (в концертном варианте) достигает 10 футов(3,3м) и регистровый охват занимает 8 октав (включая резонирующие аликвотные струны). В 1872 году, подобно большинству современных фабрик, Людвиг Безендорфер, сын основателя фабрики, Игнаца, открыл в Вене концертный зал, который и поныне является местом проведения престижных камерных и сольных фортепианных концертов.

 

Чикеринг.

Фирма была основана в 1823 году ново-английским мастером, Ионасом Чиккерингом, и стала первой из американских фирм,достигших уровня европейских мастеров. Партнер Чиккеринга - Джон Маккэй был прирожденным бизнесменом и первым стал использовать для продажи и распространения инструментов железную дорогу. В 1840 году Чикеринг ввел чугунную раму для пианино (Альфиус Бэбкок изобрел ее в 1825 г.). Подобное же изобретение было использовано для роялей в 1843 г., что позволило Чикерингу занять ведущее место среди фортепианных производителей. Было бы только легким преувеличением сказать, что его успех был достигнут благодаря его революции в фортепианостроении. Полнота звука и его сила отвечали требованиям виртуозов (Тальберг во время гастролей в Америке пользовался этими роялями). Чикерниг был признан в Европе в 1867 г., когда получил большую золотую медаль на Парижской выставке. Интересно, что в 1905 году он открыл свой отдел в Англии, который возглавил Альфред Долмеч, изготавливавший клавесины и клавикорды. Правда, такие архивные эксперименты ждали своего времени еще лет пять. Последнее изобретение Ч. - свободно вибрирующая дека, помещенная внутрь рояля.

 

Стейнвей.

Если имя мастера может стать именем нарицательным для обозначения рояля как такового, то это справедливо для Стейцнвея. Династия фортепианных мастеров, глава которой, Хайнрих Энгельхардт Штайнвег, родом из немецкого Вольфсхагена, основал в 1836 году фабрику и эмигрировал в 1850 году в Америку. Первые его фортепиано в Америке были еще квадратными, но вскоре он отказался от этой формы. Чугунные рамы и стальные струны были применены им для роялей в 1859 году, а для пианино - в 1863 году. Массивные рамы и мощное натяжение струн сделало звук стейнвеев необыкновенног сильным и ознаменовало новую эру в фортепианостроении. Стейнвей изобрел более 40 различных изобретений, запатентованных за 20 лет с 1865 по 1885. В 1880 году он открыл дочернюю фирму в Германии (Гамбург). После Второй мировой войны различия американских и европейских стейнвеев стали ощутимы. К первых звук был в целом ярче, более блестящим, но металлическим по тону, тогда как европейские инструменты отличались матовым тонои глубоким звуком, напоминающим довоенные (до 1 мировой войны) бехштейны.

 

Ямаха.

Первая японская фортепианная фирма появилась в 1878 году, но японские фортепиано поначалу с трудом пробивали себе дорогу на мировом рынке. С 1887 года Ямаха, производит музыкальные инструменты - поначалу пианино (1900) и скромный гармонион, и только с 1950- рояли. С тех пор Ямаха достигла успехов и пользуется поддержкой таких музыкантов, как Святослав Рихтер и поздний Глен Гульд.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.