Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестациии текущего контроля успеваемости обучающихся — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестациии текущего контроля успеваемости обучающихся

2021-06-30 47
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестациии текущего контроля успеваемости обучающихся 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Формируемые компетенции и индикаторы их достижения

Компетенции Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине в рамках компонентов компетенций

ПК-7 (д). Способен осуществлять настройку и ремонт клавишных музыкальных инструментов

Знать: устройство клавишных музыкальных инструментов
Уметь: диагностировать проблемы в техническом состоянии клавишных музыкальных инструментов
Владеть: навыками настройки и ремонта клавишных музыкальных инструментов

 

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания

Контроль усвоения материала курса осуществляется в течение всего года на семинарских занятиях. В конце учебного семестра (7-й семестр) проводится зачет с оценкой. Он включает в себя представление реферата объемом около 1 авторского листа[8] по одной из тем, обсуждавшихся в курсе (тему необходимо предварительно согласовать с руководителем), а также ответ студента на вопросы экзаменационного билета и дополнительные вопросы, задаваемые экзаменаторами.

   В каждом из билетов содержится два вопроса, один из которых, как правило, ставит проблему теоретического характера, второй предполагает анализ книг или самостоятельную слуховую работу.

Процедура экзаменов и зачетов регламентируется Положением о порядке проведения промежуточной аттестации и текущем контроле успеваемости обучающихся в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.

Критерии оценивания сформированности компонентов компетенций

ПК-7 (д). Способен осуществлять настройку и ремонт клавишных музыкальных инструментов

Индикаторы

Достижения компетенции

Уровни сформированности компетенции

Нулевой Пороговый Средний Высокий

Вид аттестационного испытания для оценки компонента компетенции:

Устный ответ на вопрос(ы) билета,.

Знать: устройство клавишных музыкальных инструментов Не знает устройство клавишных музыкальных инструментов Знает частично устройство клавишных музыкальных инструментов Знает в достаточной степени устройство клавишных музыкальных инструментов Знает в полной мере устройство клавишных музыкальных инструментов

Вид аттестационного испытания для оценки компонента компетенции:

Устный ответ на вопрос(ы) реферат и пр.

Уметь: диагностировать проблемы в техническом состоянии клавишных музыкальных инструментов Не умеет диагностировать проблемы в техническом состоянии клавишных музыкальных инструментов Умеет, допуская технические ошибки и неточности, диагностировать проблемы в техническом состоянии клавишных музыкальных инструментов Умеет в достаточной мере диагностировать проблемы в техническом состоянии клавишных музыкальных инструментов Умеет свободно диагностировать проблемы в техническом состоянии клавишных музыкальных инструментов

Вид аттестационного испытания для оценки компонента компетенции:

Устный ответ на вопрос(ы) билета,, реферат и пр.

Владеть: навыками настройки и ремонта клавишных музыкальных инструментов Не владеет навыками настройки и ремонта клавишных музыкальных инструментов Частично владеет навыками настройки и ремонта клавишных музыкальных инструментов В целом владеет навыками настройки и ремонта клавишных музыкальных инструментов В полной мере владеет навыками настройки и ремонта клавишных музыкальных инструментов

 

Оцениваемые компоненты промежуточной аттестации и диапазон баллов оценивания компонентов компетенций

 

Оцениваемые компоненты

Баллы

(макс. количество – 100 баллов)

нулевой пороговый средний высокий а) правильность ответа на вопросы билета 0-10 11-14 15-17 18-20 б) содержание и полнота ответа на поставленные дополнительные вопросы 0-10 11-14 15-17 18-20 в) логика изложения материала ответа 0-10 11-14 15-17 18-20 г) умение увязывать исторические и аналитические аспекты вопроса 0-10 11-14 15-17 18-20 д) культура устной речи студента 0-10 11-14 15-17 18-20   50 70 85 100

Шкала оценивания:

Баллы            Оценки
86 – 100        Отлично
71 – 85        Хорошо
51 – 70        Удовлетворительно
0 – 50        Неудовлетворительно

 

Оценка «отлично»выставляется в случае, если студент свободно владеет фактическим материалом по заданному вопросу, умеет определить причинно-следственные связи исторических фактов и культурных явлений, логично и грамотно, с использованием профессиональной терминологии обосновывает свою точку зрения. Давая ответ на вопрос, он правильно приводит даты тех или иных событий, имена композиторов и музыкальных деятелей, названия и жанровую принадлежность произведений, а также свободно ориентируется в нотном тексте.

Оценка «хорошо»выставляется в случае, когда студент, владея материалом вопроса, знает его фактическую сторону, умеет правильно сделать выводы из своего ответа, но допускает отдельные ошибки или неточности, недостаточно логично доказывает свою точку зрения. Также данная оценка выставляется в случае, если студент затрудняется дать полный, исчерпывающий ответ на один из вопросов билета или дополнительный вопрос.

Для получения оценки «отлично» или «х орошо» обязательно умение студента изложить материал правильным литературным языком, без применения вульгаризмов, жаргонных или просторечных выражений, с соблюдением норм русского языка.

Оценка «удовлетворительно»выставляется в случае, когда студент слабо владеет материалом вопроса, допускает значительные пробелы в изложении фактического материала или демонстрирует отрывочные знания. Данная оценка выставляется также тогда, когда студент допускает серьезные ошибки при ответе, путается в датах, событиях, не знает композиторов и музыкальных деятелей, а также их произведений (в рамках своего билета). Эта же оценка выставляется в случае, когда студент не может удовлетворительно ответить на один из вопросов билета.

Оценка «неудовлетворительно»выставляется в том случае, когда студент демонстрирует либо полное незнание материала билета, либо наличие бессистемных, отрывочных знаний, связанных с поставленными перед ним вопросами только частично, и проявляет беспомощность при ответе на дополнительные или наводящие вопросы. При этом студент не умеет ориентироваться в нотном тексте и не владеет профессиональной терминологией.

Фактором, влияющим на снижение оценки ответа, является также малограмотная речь с использованием жаргонных и просторечных выражений, неумение правильно пользоваться музыкальными терминами.

Контрольные материалы

8.4.1. Примерная тематика рефератов (докладов):

В реферате могут рассматриваться отдельные аспекты одной из тем пройденного курса.

Кроме этого, возможны следующие ракурсы: сравнительный анализ интерпретаций определенного произведения разными исполнителями; анализ методических принципов выдающихся педагогов, а также своего педагога по специальности; анализ собственной работы с учеником.

Темой реферата может быть исполнительский и педагогический анализ какого-либо конкретного произведения. Интересным для исследования бывает сравнение подходов разных пианистов-педагогов и методистов к какой-либо проблеме исполнения; возможен также критический анализ выдающихся трудов зарубежных и отечественных музыкантов по проблемам истории музыкальной педагогики.

 

8.4.2. Темы рефератов и письменных работ:

1.Сравнительная характеристика итальянских, французских и немецких произведений для пианофорте: Лодовико Джустини, Д.Скарлатти, И.С.Бах и его сыновья.

2.Особенности исполнения сочинений Гайдна и Моцарта на ранних фортепиано.

3. Бетховен pro e contra piano. Эволюция фортепианного стиля Бетховена и его связь с возможностями инструментов его времени: педаль Бетховена.

4. Клементи – пианист, педагог и фортепианный мастер. Школа Клементи: Крамер, Фильд, Мошелес.

5.Виртуозы парижской школы и их роль в развитии фортепианной техники: Тальберг, Герц, Дрейшок, Делер, Розенхейм, Гензельт, Калькбреннер.

6. Эволюция фортепианного творчества Игнаца Мошелеса. Любимые инструменты Мошелеса и их роль в его творчестве.

7.Шопен и его фортепиано.

8. Многообразие фортепиано в исполнительской практике Листа.

9.Шарль Алькан и его любимые инструменты: фортепиано Эрара и педальер.

10. Русские пианисты и композиторы и их связь с фортепианными фабриками России: Фильд, Глинка- Тишнер, Гензельт – Лихтенталь, А.Рубинштейн – Дидерихс. Инструменты Бородина, Чайковского, Римского-Корсакова, Глазунова.

11. Первый американский пианист Луи Моро Готшальк и его фортепиано. Концерты-монстры.

12.Кейдж, Крамб, Кауэлл и их произведения для расширенного и подготовленного фортепиано.

13.Произведения современных петербургских композиторов для фортепиано с использованием необычных приемов звукоизвлечения или электронных тембров(Слонимский,А.Танонов, Ю. Красавин, С.Левковская, С. Лаврова).

 

8.4.3. Основные требования к реферату

Требования к реферату в развернутом виде изложены в учебно-методическом пособии Сайгушкиной О.П. «Как написать реферат», предназначенном для учащихся исполнительских специальностей (см. ссылку в списке литературы).

Текст реферата должен быть выстроен согласно плану, диктуемому логикой раскрытия темы; как правило, изложение начинается с более крупных, главных проблем, затем уместно рассмотрение частных вопросов. Автор должен уметь не только правильно и корректно изложить основные положения, но и высказать свои соображения, проявить собственное отношение к обсуждаемым вопросам. В конце работы должны быть сделаны выводы, подведены итоги обсуждения темы. Особое внимание нужно уделить грамотности и внятности языка, литературному стилю текста, правильному оформлению титульного листа и списка литературы в соответствии с современными требованиями. Реферат обязательно должен содержать план-оглавление, а также ссылки на цитируемые источники с указанием страниц.

8.4.4. Примерный список билетов к зачету:

1.1.Особенности строения ранних фортепиано. Изобретение Бартоломео Кристофори и его роль в создании фортепиано.

1.2. Произведения современных петербургских композиторов для фортепиано с использованием необычных приемов звукоизвлечения или электронных тембров (С. Слонимский,А.Танонов, Ю. Красавин, С.Левковская, С. Лаврова).

 

2.1.Ранние модели немецких фортепиано. Готфрид Зильберман и его фортепиано. Фортепиано Готлиба Шретера.

2.2. Дж.Кейдж, Дж.Крам, Г. Кауэлл и их произведения для расширенного и подготовленного фортепиано.

 

3. 1.Жан Мариус и его роль в создании французских моделей раннего фортепиано.

3.2. Первый американский пианист Луи Моро Готшальк и его фортепиано. Изобретение Готшалька - Концерты-монстры – и его новая жизнь в наше время.

 

4.1. Развитие фортепианостроения во второй половине XVIII века. Лондонская(Бродвуд, Шуди, Клементи-Коллард) и венская (Штейн-Штрейхер, Вальтер) школы фортепианостроения.

4.2. Русские пианисты и композиторы и их связь с фортепианными фабриками России: Фильд, Глинка- Тишнер, Гензельт – Лихтенталь, А.Рубинштейн – Дидерихс. Инструменты Бородина, Чайковского, Римского-Корсакова, Глазунова.

 

5.1. Французская школа фортепианостроения и ее преемственная связь с лондонской (Эрар) и венской(Плейель) школами.

5.2. Шарль Алькан и его любимые инструменты: фортепиано Эрара и педальер.

 

6.1. Развитие фортепиано в России в ХVIII-XIX веках. Основные фабрики и мастерские Петербурга, Москвы, провинциальных русских городов.

6.2. Многообразие фортепиано в исполнительской практике Листа.

 

7.1. Новое в фортепианостроении середины ХIX века (чугунные рамы, стальные струны, перекрещивания струн, двойная репетиция). Нововведения французских и американских мастеров.

7.2. Шопен и его фортепиано.

 

8.1. Американские производители фортепиано и их роль в фортепианостроении.

8.2. Эволюция фортепианного творчества Игнаца Мошелеса. Любимые инструменты Мошелеса и их роль в его творчестве

 

9.1. Необычные формы фортепиано в ХVIII-XIX веке. Мультитембровые фортепиано. Клавиатуры П.Янко, Г.Нейгауза, Г.Моора.

9.2. Виртуозы парижской школы и их роль в развитии фортепианной техники. Особые приспособления для фортепианной тренировки: Герц и его дактилион, Калькбреннер и его хиропласт, изобретения Ложье.

 

10.1. Препарированное фортепиано и расширенное фортепиано – новые формы трактовки инструмента в середине ХХ века.

10.2. Клементи – пианист, педагог и фортепианный мастер

 

11. 1. Основные фабрики фортепиано в ХХ-ХХI веке и их краткая характеристика.

11.2. Бетховен pro e contra piano. Особенности исполнения фортепианных произведений Бетховена, продиктованные возможностями инструментов его времени: педаль Бетховена

 

12.1. Краткая история электронных фортепиано.

12.2. Первые произведения для пианофорте: Лодовико Джустини, Д.Скарлатти, И.С.Бах и его сыновья.

Репертуарный список

 

1. Лодовико Джустини. 12клавирных сонат.

2. К.Ф.-Э. Бах. Сонаты и концерты для клавесина или фортепиано.

3. И.К.Бах.Шесть Сонат для клавира.

4. Д.Скарлатти. Сонаты.

5.М.Клементи. Сонаты для фортепиано.

6.М.Клементи- К.Таузиг. Этюды для фортепианою

7. И.Н.Гуммель. Фантазия для фортепиано.

8. Д.Крамер. Этюды для фортепиано.

9.И.Мошелес. Этюды для фортепиано ор.70.

10. И.Мошелес. Соната «Меланхолическая» для фортепиано

11.И. Мошелес. Концертg-moll для фортепиано с оркестром.

12. Ф.Калькбреннер. Этюды для фортепиано.

13. А.Гензельт. Анданте и концертный этюд для фортепиано ор.3.

14.А Гензельт. Этюд Фа-диез-мажор для фортепиано.

15. А.Гензельт. Этюд «Гондола» для фортепиано.

16.Ш.Алькан. Этюд ор.39 № 12. «Пиршество Эзопа».

17. Ш.Алькан. Этюд с-mollopю 74 по К.М.Веберу.

18.Луи-Моро Готшальк. «Глаза креолки».

19. Луи-Моро Готшальк. Бамбула.

20.Кейдж. Дж. Сонаты и интерлюдии.

21. Крамб Дж. Макрокосмос.

22.Кауэлл Г. Банши.

23. Кауэлл Г. Эолова арфа.

24.Фильд Дж. Ноктюрны.

25. Фильд Дж. Концерты.

26. Вебер К.-М. Сонаты для фортепиано.

27. Вебер. К.-М. Концертштюк.

28. Мендельсон. Блестящее каприччио.

29. Мендельсон.Мошелес. Концертные вариации для двух фортепиано на темы из «Прециозы» К.М. Вебера.

30.Шуман. Этюды в форме канона для педального фортепиано.

31. Лист Ф. «Жанна Д Арк» фантазия для фортепиано и органа.

32. Анри Герц. Концерты для фортепиано. A-dur op.34, c-moll op.74, d-moll op.87

33. С. Тальберг. Фантазия на темы из опер Россини

 

Приложение 1. Методические рекомендации для преподавателей

Для проведения аудиторных занятий используются традиционные формы организации учебного процесса:

1) лекции (вводно-мотивационные, установочные, обзорно-исторические, монографические, обобщающие);

2) семинары в виде заранее подготовленных выступлений по избранной теме; дискуссии в формате обмена мнениями по обсуждаемой теме/проблеме и др.;

3) практические занятия (просмотр видеозаписей, прослушивание аудиозаписей произведений с комментарием преподавателя и последующим обсуждением). Практические занятия могут также включать исполнение студентами произведений, входящих в программу курса.

 

В семинарских занятиях в той или иной форме должна находить свое отражение практически каждая тема курса.

 

Семинарские занятия по курсу должны включать в себя слушание аудио- и просмотр видеозаписей выдающихся артистов прошлого и современности с последующим анализом особенностей их исполнения. Особенно эффективны и интересны для студентов «аудио-викторины» с угадыванием модели инструмента по своеобразному его звучанию; при этом от них требуется аргументация и обоснование догадок. Такие задания требуют обширных познаний в сфере инструментоведения и побуждают студентов, ощущающих их недостаток, расширять запас сведений в этой области.

В рамках подобных занятий возможен анализ самых разнообразных аспектов фортепианостроения. Предметами обсуждения могут быть различные исторические виды фортепиано, их применение в сочинениях разной стилевой направленности; особенности технического воплощения произведения; соответствие исполнительской трактовки современным представлениям о стилистически убедительной интерпретации; особая оригинальность, неповторимость исполнительской манеры и т. п.

На семинарских занятиях предусматриваются также доклады и сообщения по книгам и методическим пособиям. Готовясь к докладам, студенты учатся быстро осваивать большие объемы информации, структурировать материал, выбирая из него существенное, формулировать основные положения, критически анализировать взгляды авторов, сравнивать их с позициями других авторов по данной проблеме и т. п.

Приобретенные на этих семинарах навыки помогут студентам в их будущей профессиональной деятельности.

 

Приложение 2. Методические рекомендации для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации студентам по организации самостоятельной работы призваны оптимизировать образовательную деятельность студентов во внеучебное время, без непосредственного участия педагога, но по его заданию.

       Программа дисциплины «Ремонт и устройство фортепиано» в обязательном порядке предусматривает самостоятельную работу студентов со специальной (нотной, учебно-методической, научной) литературой.

       Основой для самостоятельной работы является весь комплекс знаний, умений и навыков, полученных студентом на лекционных и практических занятиях. Акцент в организации самостоятельной работы студентов ставится на практических занятиях, направленных на обогащение слухового опыта, приобретение навыков работы с литературой.

Самостоятельное ознакомление с музыкальными произведениями предполагает прослушивание аудиозаписей и просмотр видео с нотным текстом, анализ полученных впечатлений. Также в течение семестра студентам рекомендуется регулярное посещение концертов исторически ориентированного (аутентичного) исполнительства, что позволяет не только расширить общекультурный кругозор обучающихся, но и затронуть разнообразные (в первую очередь исполнительские) аспекты современного бытования произведений различных стилей, жанров и эпох. События в культурной жизни Санкт-Петербурга, выступления известных музыкантов могут быть представлены в качестве тем для обсуждения на практических занятиях.

       В процессе изучения дисциплины студент должен активно пользоваться фондами Научной музыкальной библиотеки СПбГК[9], техническими средствами, которыми располагают Медиацентр и специально оборудованные компьютерные классы.

Виды самостоятельной работы:

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Виды СРС Всего часов

7-й семестр

1 Рождение фортепиано. Бартоломео Кристофори. Итальянские и французские мастера 1-й половины ХVIII в. Работа с литературой 6
2 Немецкие мастера первой половины ХVIII века: Готфрид Зильберман, Готлиб Шретер. Первые произведения для пианофорте. И.С.Бах и его сыновья. Работа с литературой 6
3 Развитие фортепианостроения в 1770-1820гг. Лондонская и венская школы. Эволюция инструмента в 1770-1820 гг: от пианофорте к фортепиано. Венские (И. А.Штейн, И. А. Вальтер, Ф. Штрейхер) и лондонские (Б. Шуди, Клементи и Коллард, Дж. Бродвуд) школы фортепианостроения Работа с литературой, слушание музыки. 6
4 Парижская школа фортепианостроения в 1820-1850-х гг. Камилл Плейель, Себастьян и Пьер Эрары, Анри Папэ. Виртуозный пианизм Парижа 1830-х гг.: вокруг Шопена и Листа (Герц, Калькбреннер, Дрейшок, Тальберг, Делер, Вольф, Гензельт) Работа с литературой, слушание музыки 6
5 -7 Шопен и его фортепиано. Дон-жуанский список роялей Листа. Работа с литературой, слушание музыки 12
3 Pianopolis: петербургские школы фортепианостроения в начале ХIХв. Фильд. Фортепианно в России. Работа с литературой, слушание музыки 6
8 Музыканты переходной эпохи. Середина 19 века. Фортепиано 1850-1870-х гг. Работа с литературой, слушание музыки 6
9 Первый американец. Луи Моро Готшальк Работа с литературой, слушание музыки 6
10 Эволюция фортепиано в 1850-1870 гг.: а.) немецкая школа: Штейн-Штрейхер, Блютнер. в.)американская школа:Чиккеринг, Стейнвей Работа с литературой, слушание музыки 6
11 Фортепианные монстры: смешанные виды клавишных инструментов в середине ХIХ века: педальер. Оркестрион. На полях музыкальной истории. «Забытые» пианисты эпохи романтизма: Шарль Алькан..Фортепиано в конце ХIХ – начале ХХ века. Эволюция современного фортепиано. Безендорфер. Каваи. Стейнвей. Электронные фортепиано Работа с литературой, слушание музыки 6
12 Практические семинары по ремонту и настройке фортепиано Работа с различными видами фортепиано, посещение музея музыкальных инструментов 8

Итого по курсу:

74

Список литературы для самостоятельной работы

 

(Выбор по Вашему желанию)


[1]Siepman. S.

[2]См. сайт earlypiano.co.uk.

[3] Стремление сделать из фортепиано красивую мебель отличало и венских фабрикантов, производящих фортепиано в форме лиры, секретера, чайного и обеденного столиков, дамского рукодельного столика (Зимин, 46),

[4]Сайт музея: URL: http://www.erzia-museum.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=441:q-q&catid=2&Itemid=17. (дата обращения - 1.03.).

[5] Описание клавиатуры Янкр см. у Зимина, с.60-61.

[6] Помимо Янко и Мора существовало множество изобретателей клавиатур: Шидмайер(хроматическая клавиатура), Густав Нейгауз- отец Генриха Нейгауза (дуговая клавиатура), Шульц, изобретший лучеобразную клавиатуру, Ольбрих – клавиатуру с пониженными полутонами. См. Зимин.60-61.

[7] См. О Манулкина. От Айвза до Адамса.

[8] 1 авторский лист = 40000 знаков с пробелами, примерно 16 страниц компьютерного набора.

[9]Для подготовки студентов к зачетам и экзамену в нотный отдел Научной музыкальной библиотеки СПбГК заблаговременно подается список музыкальной литературы, необходимой для данной конкретной группы.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.