Золотая роща и сокровищница богов — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Золотая роща и сокровищница богов

2021-06-24 35
Золотая роща и сокровищница богов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Согласно Эдде город древнескандинавских богов Асгард расположен на небе. Однако в «Круге земном» (по-исландски «Хеймскрингла») тот же Снорри Стурлусон со­общает, что асы жили восточнее Дона. Явное противоре­чие? В чем же дело?

Вопрос этот приобретает практическое значение разве лишь при поиске Асгарда, что еще недавно в соответст­вии со здравым смыслом можно было бы квалифициро­вать как нелепость. Мне же предстояло тем не менее ответить на этот вопрос и дать объяснение кажущемуся противоречию.

Да, Асгард находится на небе, как и подобает городу богов. Но небесная обитель богов является лишь отраже­нием земной. Ведь боги — это обожествленные предки. Итак, на Земле располагался город предков современных скандинавов, возможно, целая страна. Передо мной сто­яла задача найти этот город и его главные объекты — дворец главного бога Одина Валгаллу, рощу Гласир, Идавелль-поле.

Первый шаг к земному Асгарду: у владетеля Кавказ­ской Албании (бассейн Куры и современный Дагестан) была резиденция, которая называлась Халхал (созвучно Валгалле). Согласно мифам в Валгаллу валькирии отби­рали самых храбрых из павших воинов, и они пировали там с богом Одином. «Полет валькирии» — популярный фрагмент оперы Вагнера. Откуда же вылетали валькирии и куда они возвращались?

...В сентябре семьдесят третьего я тонул близ каме­нистого мыса на Черноморском побережье. Скрылось не­бо, все исчезло, смешалось... Меня почти не стало. Но вдруг возник далекий свет. Я оказался в тоннеле. В конце его, вверху, был серебристый купол.

Что произошло? Сознание будто бы вернулось, я увидел сверху красные чертоги, деревья с золотыми лис­тьями, целую рощу, колонны и стены, тоже цвета чер­вонного золота. Тогда я вряд ли мог догадаться, что это за роща и что это за дворцы; это пришло позднее.

Город исчез, растаял так же внезапно, как и появил­ся. Очнулся я на берегу, за большим бурым камнем, который отгораживал меня от бушующих волн. Он был как несокрушимая скала. Скорее всего, шальная волна перенесла меня через плоскую вершину, о чем говорили шрамы и ссадины на моих руках и ногах. Волны не да­вали приблизиться к берегу, чуть не утопили, но они же и спасли меня.

Случайность... Но с нее все и началось.

Листая вскоре Эдду — сборник древних песен о скандинавских богах-асах, их городе Асгарде, — я испы­тывал изумление. Снова перечитал описание священной рощи. Она называется «Сияющая», или, по-скандинавски, «Гласир». Листья деревьев продолговатые, заостренные, похожи на иглы, они цвета червонного золота. Я это видел. Видел небесный город асов, древних богов.

Но есть ли такие деревья на земле? Ботаники и дендрологи — специалисты по деревьям — увы, не знали о таких рощах и таких деревьях. Что же, их нет на Зем­ле?

Я встречался с учеными — иногда очень известны­ми, — но встречи меня разочаровывали. Я подолгу рыл­ся в книгохранилищах, перелистывая старые, на удивле­ние хорошо изданные книги.

В удивительной книге Р.Моуди «Жизнь после жиз­ни» сообщается о том, что видели люди после своей собственной смерти. Пациенты, умирая, вдруг как бы поднимались вверх неведомой силой. И сверху видели свое неподвижное тело, врачей и сестер, склонившихся над ним. Нет, не было ни страха, ни боли. Сознание, покинувшее распростертое на койке тело уже после клинической смерти, жило как бы само по себе. Впере­ди был тоннель, потом — свет. И свет этот был золо­тистым!

Возвратившиеся к жизни свидетельствовали о небес­ном городе, о знаниях, которые начинают вливаться неостановимым потоком. Там не было вопросов без отве­тов.

Многим вернувшимся в наш мир запомнилось, что это удивительное место называется Город света.

Итак, золотой город существовал, как существовала роща Гласир. Вывод был довольно смелым, и я не думал тогда о публикации. Хотелось вернуться к мудрецам древности. Я читал удивительные строки Платона о тех, кто должен был оказаться в «том» мире: «Они двигались через долину Забвения, проходя через ужасный, удушли­вый жар... И вот к вечеру они расположились у реки Забвения. Все они должны были выпить из нее воды, но те, кто пил больше меры, забывали все. После того как они уснули, в середине ночи раздался гром и затряслась земля, и все внезапно взлетели, как метеоры, навстречу своему рождению».

Долина забвения похожа на тоннель, соединяющий неведомое и нас. И по ней двигались души. Так Платон записал чей-то рассказ за две с лишним тысячи лет до наших дней.

Но если люди могут возвращаться к жизни почти из небытия, то они, пожалуй, должны отразить свои впе­чатления и видения в земной архитектуре. Ведь есть же города мертвых — некрополи. У людей должно возник­нуть желание построить города, подобные Городу света, или Асгарду.

Такие вот рассуждения помогли мне прежде всего в поисках рощи Гласир — «Сияющей». Красная листва червонного золота. Остроконечные листья. Сами ветви, их кора тоже как из золота. Скорее всего, эта роща на­поминает сад. Воспоминания о ней на протяжении веков могли сохраниться и быть занесенными в рукописи. Та­кова роща Гласир по моим соображениям и согласно ис­точникам.

В историческом сочинении Снорри Стурлусона «Круг земной» сказано, что асы пришли из страны восточнее Дона. Буквально: искать следовало на широтах Дона — а к востоку от него сначала Поволжье, потом степи, не­высокие горы и Алтай, затем снова степи и горы, почти пустыни, затем леса Сихотэ-Алиня и океан. Это местно­сти и регионы с холодным климатом, суровой зимой, и вечнозеленые деревья с золотой листвой искать здесь вряд ли имело смысл.

Оказалось, что в скандинавских сочинениях страны света нередко указывались так, что направления на се­вер и восток были соответственно повернуты на сорок пять градусов. (С соответствующей ссылкой я отметил этот факт в книге «Асгард — город богов».) Но в этом случае линия поиска вела на юго-восток. А линия, про­веденная от нижнего течения Дона на юго-восток, идет на Копетдаг и Иранское нагорье, а затем упирается в побережье Индии и в Индийский океан. Если оставить за кадром Индию, то искать следовало прежде всего на Копетдаге.

К тому же именно сюда пришли племена, родствен­ные ариям-скифам, и основали здесь государство Парфию. Именно отсюда на север ведут затем маршруты переселения, как это известно археологам. Парфия воз­никла во второй половине первого тысячелетия до нашей эры, время вполне мифологическое. Города Парфии еще продолжали существовать, а люди, уходившие на новые места по ее северным дорогам, уже складывали истори­ческие песни о богах, героях и городах этого царства. Постепенно я приходил к выводу, что роща Гласир — реликвия Копетдага. В дендрологической литературе я нашел наконец сведения о пурпурном персике. Эти де­ревья полностью соответствуют эддическому описанию: красная листва, пурпурные плоды, почти красная кора ветвей, листья остроконечные.

Следующее открытие на старых раскопках Копетдага: здесь действительно существовал город скандинавских бо­гов-асов. Если бы археологи знали, что за развалины они обнаружили! Мне довелось описать их, сопоставляя со скандинавскими мифами.

Самым интересным, с моей точки зрения, является так называемый Квадратный дом в Старой Нисе. Он как раз и дает ключ к Асгарду, говоря образным язы­ком. Ведь именно в Квадратном доме располагались двенадцать однотипных помещений с сокровищами и произведениями искусства, по три комнаты с каждой стороны от центрального двора. Что это за комнаты? Сокровищницы? Несомненно. По не просто сокровищни­цы, как полагают археологи, а сокровищницы Асгарда. Каждая из комнат была посвящена одному из двенад­цати асов. Когда дары асов из разных земель наполни­ли эти сокровищницы, то дверные проемы комнат один за другим были замурованы и опечатаны. Кто это сде­лал? Конечно, жрецы. Жрецы эти в большой степени отождествлялись с самими асами, и никто не смел вхо­дить в комнаты-сокровищницы. Как видим, это строго выполнялось вплоть до наших дней, когда озадаченные археологи вскрыли помещения, не подозревая, что в их руках оказались сокровища самих асов города богов Асгарда.                                           

Но вот сокровищницы асов заполнены дарами. Возводятся новые кладовые, второй их ряд. В центре этого ряда располагалось помещение для охраны, а из него можно было попасть по лестницам на крышу постройки. Пришло время — и эти кладовые были тоже заполнены, и снова сокровищница расширяется.

Каковы же прямые доказательства принадлежности Квадратного дома асам, и прежде всего верховному богу Одину? — спросит читатель. В одной из комнат сокро­вищницы найдены ритоны из слоновой кости (высота их от 30 до 60 см). Это время Одина! Сосуды оканчивались внизу фигурками животных и фантастических существ, и многих из них можно узнать по описанию в исландских сагах. Некоторые из ритонов очень похожи на фракий­ские той же «эпохи Одина». Верхняя часть ритонов ук­рашена рельефными фризами. Некоторые исследователи полагают, что на фризах изображены боги греческого Олимпа. Увы, даже развитое воображение не позволяет отождествить эти изображения с олимпийскими. Можно, конечно, говорить о греческом влиянии, почерке мастера; но изображены, бесспорно, не боги греческого пантеона. Кто же? Асы. Нетрудно узнать Одина, Тора и других богов и богинь, занятых именно тем, чем занимаются асы в сагах. А сама комната с ритонами в этой сокро­вищнице принадлежит главному богу Одину. Ведь сказа­но же в Младшей Эдде, что ему не надо угощении, а нужно лишь вино! Рядом с сокровищницей располагалось большое винохранилище. Поблизости — другие объекты Асгарда. Сейчас это место называется Старой и Новой Нисой; в древности оно было известно как Нисая. Это всего в восемнадцати—двадцати километрах от современ­ного Ашхабада (Асхабада). Асхабад (так писалось еще в прошлом веке) в переводе с тюркского означает «Город любви». Но тюрки переосмыслили старинное чужеязычное название «Асхабад» — «Город асов», которое со вре­менем стало непонятно.

Поражает то, что географическая карта Исландии, этого северного заповедника Скандинавии, сохраняющего древние корни языка, точно соответствует географической карте Средней Азии. Названия повторяются и тут, и там. «Сор», «сьор» — по-исландски «море», «большая во­да», и в этом значении слово встречается и в Средней Азии. Исландские слова «екуль» (ледник) и «екула» (ледниковая река) без труда обнаруживаются в названи­ях ледниковых озер Зоркуль, Рангкуль и других — но уже в Средней Азии!

А вот названия исландских рек: Ховсау, Екульсау, Творсау, Хамарсау. В Таджикистане есть реки Яхсу, Шаклису, Таирсу, Явансу.

Все на географической карте Средней Азии звучит по-исландски, по-скандинавски, ибо отсюда — из Асгарда — вышли предки викингов. Именно племена ариев Средней Азии были здесь главным противником Алек­сандра Македонского. История помнит кровопролитные битвы их с армией великого полководца. Тогда вся степь, полупустыни и часть пустыни Гоби населены бы­ли арийскими племенами.

 

ПОЛЕ ДЛЯ ИГР

 

Один из главных объектов Асгарда — Идавелль-поле.

В самой знаменитой из песен Старшей Эдды, которая называется «Прорицание вёльвы» (вёльва — по-исландски «прорицательница, колдунья». Слово это одного корня с русским «волхв»), речь идет о начале и конце мира, когда боги погибнут в схватке с чудовищами. Врагами асов выступают Сурт (дословно «черный»), Мировой Змей и волк Фенрир. Волк в этой битве побеждает са­мого Одина. Наступает Рагнарок, сумерки богов. Траги­ческий пафос картины небывалой войны, когда «солнце померкло, земля тонет в море, срываются с неба светлые звезды... жар нестерпимый до неба доходит», — сменяет­ся неожиданным прорицанием светлого будущего:

«...вздымается снова из моря земля, зеленея, как преж­де; падают воды; орел пролетает над морем, рыбу он хочет поймать». Планета возвращается к жизни...

Прорицательница продолжает: «Встречаются асы на Идавелль-поле, о поясе мира могучем беседуют и вспо­минают о славных событиях и рунах древних Великого бога. Снова должны найтись на лугу в высокой траве тавлеи золотые, что им для игр служили когда-то». Вос­крешение асов из небытия предваряет картину безбедно­го процветания всех и вся. «Заколосятся хлеба без посе­ва, зло станет благом».

Хочу обратить внимание на важную роль Идавелль-поля в этой удивительной картине возрождения. Идавелль-поле переводят как «вечнозеленое поле», «сияющее поле», «поле неустанной трудовой деятельности».

В слове «Идавелль» два корня. Корень «ида» означа­ет: занятие, деятельность, работа. Мне оставалось переве­сти корень «велль». Задача была бы простой и о ней не стоило бы даже упоминать, если бы речь шла о совре­менном исландском языке. Но, как свидетельствовали безуспешные попытки исследователей, корень этот не со­временный. Я предположил, что он настолько древний, что должен хранить даже косвенную информацию о пе­реселении скандинавов на север из южных или, точнее, юго-восточных стран. Но самые древние корни — общие для многих языков сразу. Обратимся к однокоренным словам древнеиндийского, славянского и балтийского про­исхождения. Исландское «вала» и русское «валун» озна­чают одно и то же: округлый камень. Латышское «велт» и древнеиндийское «валати» родственны русскому глаголу «валять», «поворачивать», а также «катать». Мяч в анг­лийском и немецком языках звучит сходно, с учетом ча­стого перехода звука «б» в «в» (как в именах Васи­лий — Базиль).

Таким образом, «занятие шаром, занятие катани­ем» — вот смысл имени Идавелль. Поэтому все это на­звание переводится так: «поле для занятий с шаром», «поле для занятий катанием».

На первый взгляд такой вариант перевода может по­казаться странным. О чем идет речь? Чем занимались асы на Идавелль-поле? Я бы ни за что не рискнул оста­новиться на таком варианте, если бы не счастливая слу­чайность: я нашел эти каменные шары.

Знакомясь с памятниками Парфянского государства первого тысячелетия до нашей эры, я обратил внимание на полузасыпанный песками маленький аэродром — так его можно кратко охарактеризовать, он был обнесен ог­радой (от которой, разумеется, мало что осталось). Легче всего было назвать этот объект Идавелль-полем, зато в случае ошибки подстерегал грандиозный провал, конец репутации.

Именно там, на маленьком аэродроме, наверное, еще и сейчас под слоем грунта можно найти каменные шары. Точнее, гипсовые шары. В них нельзя усмотреть прояв­ления сил природы, как, например, в каменных шарах, найденных во множестве в Америке.

Нет, эти шары созданы руками человека, внутри они полые, и эти полости заполнены сухой травой. С какой же целью? Это придает гипсовым шарам легкость и да­же некоторые особые аэродинамические свойства. Так и должно быть — ведь они служили для игр. Божествен­ные игры асов проходили здесь, и остатки небольших помещений по углам служили для отдыха. Это действи­тельно Идавелль-поле!

Итак, найдено мифическое поле асов, на котором они соберутся снова после конца мира! Этот объект Асгарда расположен всего в шестидесяти километрах от Ашхаба­да, в преддверии горного массива Копетдаг.

Оставалось восстановить саму игру. Описание ее я нашел в осетинском эпосе о нартах, ведь осетины, они же осы (так называют их в Грузии), они же ясы по русской летописи, оказались на Северном Кавказе лишь потому, что там осела часть асов (алан) по пути следо­вания в Европу, в Скандинавию.

Открытие Асгарда привлекло внимание прессы. 21 мая 1989 года было напечатано сообщение ТАСС (мой последующий краткий комментарий позволит чита­телю сберечь время для уяснения некоторых подробно­стей). Итак: «Прародину скандинавов нужно искать в за­каспийских предгорьях Копетдага, в древнем Парфянском царстве. Во всяком случае, боги-асы скандинавских саг, как утверждает московский ученый Владимир Щербаков, жили в Нисе, резиденции царей Парфии. А где живут боги, там обитает и верящий в них народ.

К такому выводу Щербаков пришел на основе тща­тельного изучения скандинавских саг, записанных в XIII веке Снорри Стурлусоном (1178—1241), а также находок и открытий, сделанных в последние годы в Ни­се.

Ниса — это город богов-асов, Асгард. В Младшей Эдде говорится, что первым делом в Асгарде построили святилище с 12-ю тронами, по числу богов-асов, и было оно «как из чистого золота». Этому описанию точно со­ответствует храм Нисы III—II веков до нашей эры. Вся стена первого яруса храма — малиновая, «как золотая». Верх был белым (в саге сказано: «как из серебра»).

У святилища произрастала роща. Деревья в ней (го­ворится в саге) были с золотыми листьями, похожими на иглы. Дерево такое тоже удалось найти. Это персик с пурпурными листьями, остролистная разновидность.

Трон главного бога мифов Одина был из слоновой кости. В Нисе сохранились десятки деталей мебели именно из слоновой кости. В Младшей Эдде сказано, что Одину не надо угощений: он пьет одно вино. В Нисе есть остатки так называемого Квадратного дома, где най­дены двенадцать замурованных некогда сокровищниц. В одной из них обнаружены лишь ритоны — сосуды, похо­жие на рог. Это сокровищница Одина. Близ этого дома располагалось и винохранилище.

В.Щербакову удалось отождествить все храмы и чер­тоги саг с реальными постройками парфянской эпохи. Например, Валгалла — замок, где пировали храбрейшие из воинов, — это огромный круглый храм Нисы. Идавелль-поле — поле для игры с шаром, на котором асы встретятся вновь после гибели мира, — также находится в Нисе, в центре храмового комплекса. Нашел ученый даже изображения богов-асов на камне и слоновой кости.

По преданию, Один в I веке до нашей эры ушел с асами на северо-запад и через пару веков достиг Скан­динавии. Что послужило причиной ухода их из Парфии? Давление с севера кочевых племен или внутригосударст­венные распри — неизвестно. Но путь можно реконстру­ировать. Один шел через Северный Кавказ, Нижний Дон, Северное Причерноморье в Центральную Европу, а оттуда на север. На пути встречались и друзья-албанцы (светлые альвы саг), и враги-ваны (племя, жившее на Дону, с которыми потом был заключен мир). Часть ванов ушла с асами в Скандинавию, а другая перебралась на Оку и Верхний Дон. И может быть, именно этот тяжкий и долгий путь на новую родину породил викин­гов — мужественных и неутомимых путешественников, бесстрашных воинов».

В сообщении ТАСС не все точно. Прежде всего бо­ги — это обожествленные предки народа, они в древно­сти не отделялись от этого народа, а были как бы его частью. Им поклонялись, просили у них совета, вожди племен и жрецы принимали их имена.

В Старшей Эдде читаем: «В войско метнул Один копье; это тоже свершилось в дни первой войны. Рухну­ли стены крепости асов; ваны в битвах врагов побежда­ли!» Эту битву асов с ванами бог скандинавов Один на­чинает по древнему обычаю — бросив копье. Ваны не дрогнули. Заключенный асами и ванами мир предвещал цепь великих побед в грядущих тысячелетиях — от Нижнего Дона до Москвы.

Ваны не только враги асов, победившие их в «первой в мире войне» (о чем повествует вёльва-прорицательница), по и друзья — уже после заключения мира с асами. Два народа, асы и ваны, после войны обменялись заложниками, но под именами этих заложников, как ча­сто бывало, скрыты целые города или часть родственных племен. Такие обобщающие имена историки называют эпонимами. Арабы называли ванов «вантит», «ват», а русские — вятичами.

Южные асы-аланы отделены были от северных, в ос­новном слившихся с ванами. К тому же разделяла их степь с ее кочевыми племенами. В русской летописи го­ворится о походах русов на ванов и асов, а также о том, что один из киевских князей женился на асинье (ясыне).

Асы вместе с ванами (западная ветвь) ушли через Центральную Европу в Скандинавию. Первые династии шведов — это династии ванов, победивших асов в «пер­вой войне». Затем следуют династии асов. И ваны-вятичи, и асы собирали с аборигенов-шведов, которых они завоевали, дань. Постепенно они переняли германский язык, и лишь звучания слов напоминают о ванах и асах: похожие созвучия имеются в славянских языках.

Позднее потомки ванов и асов из Скандинавии вер­нулись на Русь и собирали дань со славян; подобные яв­ления были повсеместными в Европе вообще.

В существование Асгарда поверить, вероятно, нелегко, и мне хочется привести решающий аргумент в пользу вышесказанного.

 

РЕШАЮЩИЙ АРГУМЕНТ

 

Сарматы — это большой союз племен, в который од­но время входили и асы (аланы). Они оставили особые знаки — тамги (значение слова «тамга» выяснено, мягко говоря, очень приблизительно). Каждый род и каждый правитель имел свою тамгу. Многочисленные типы тамг прослеживаются археологами начиная от Монголии и до Северного Причерноморья, не исключая Среднюю Азию и Казахстан.

Группа сходных тамг наблюдается в находках Монго­лии и Северного Причерноморья. Это отнюдь не тюрк­ские знаки, и с ними они не имеют ничего общего. Б.И.Вайнберг и Э.А.Новгородова в своей работе «За­метки о знаках и тамгах Монголии» приводят таблицу с изображениями тамг из Монголии (долина реки Цагангол в Монгольском Алтае). Э.И.Соломоник в книге «Сар­матские знаки Северного Причерноморья» (Киев, 1959) дает изображения причерноморских тамг. Изображения однотипны, а совпадение отдельных их элементов и об­щего их начертания очевидно (см. сводную таблицу-ри­сунок в настоящем издании на вклейке).

Верхняя, монгольская, строка нашей таблицы отно­сится к первому тысячелетию до нашей эры, а вторая строка, причерноморская, — приблизительно к рубежу эр: первые века до и после нашей эры. Тысячи километ­ров разделяют эти два региона. И несмотря на это уди­вительное сходство. Арийские племена из Монголии при­несли подобные знаки в Среднюю Азию и Северное Причерноморье. К такому выводу приходят авторы пер­вой из названных работ.

Для меня это послужило отправным пунктом, от ко­торого мне удалось провести линию до Скандинавии включительно, до ее самой удаленной от Центральной Азии окраины — Исландии, сохранившей памятники ста­рины в наибольшем объеме и приобретшей качество эт­нографического заповедника.

В своем исследовании сначала я обратил внимание на инициалы на полях рукописи Старшей Эдды, отда­ленно напоминавшие об азиатском периоде Асгарда. И был буквально поражен следующим открытием: извест­ные по исландским народным сказкам знаки богов Одина и Фрейра явно принадлежат к той же группе сармато-монгольских знаков. Эти два знака я привожу под фрагментом таблицы тамг. Слева — знак Одина, спра­ва — знак Фрейра. Рассматриваемым тамгам соответст­вует не только графический образ каждого из знаков, но более того: ни в одном из них нет новых элемен­тов. Все элементы изображений повторены в них из тамговых рядов.

Специалисты считали знаки Одина и Фрейра руниче­скими, несмотря на их несходство с рунами для письма (так называемым футарком: слово это образовано из букв, обозначаемых первыми рунами). Считается, что знак Одина читается как «техкур» (буквально: «прият­ный»; эпитет Одина). Однако знак Фрейра, по извест­ным мне данным, безмолвствует. Версия «техкур», скорее всего, лишь придумка, причем поздняя, или, точнее, на­родная этимология создателей сказок.

Безвариантно оба знака отчетливо свидетельствуют о своем азиатском и сарматском происхождении. Это знаки древних ариев Асгарда, прошедших половину планеты. Их потомки открыли Америку.

Как и многие тамги этого типа, они родовые; связа­ны с династией Одина и династией Фрейра — по проис­хождению вана, но вана, включенного в круг асов-ала­нов. Вот почему они различаются в начертании. Точка над полумесяцем в знаке Одина может быть истолкована как звезда или планета, и тогда знак в верхней своей части, отражающей линию недавних предков, можно счи­тать совпадающим с символом династии Ахеменидов в древней Персии. Ведь Асгард основали племена ариев, пришедшие с севера. Сначала они завоевали область Парфиену, затем создали могущественное государство, включившее со временем области бывшей Персии. Вот почему они считали себя восприемниками былого могу­щества персидских владетелей. Это и может отражать знак Одина — из политических соображений; ведь по сути это знак жреца, отождествленного с богом.

Таким образом, Асгард не только город. Это и вся Парфия, границы которой доходили на востоке до Ин­дии, это также и этнический массив арийских племен Средней и Центральной Азии со сходными обычаями и верованиями. Когда же шло переселение на север (из Парфии к северным берегам Каспия и далее на запад и на север), то наступило время новых объединений пле­мен. Китайские источники отмечают создание на северо-восточных берегах Каспия государства аланов. Оно и стало новым средоточием асов и всех, кто в них верил.

Л.Н.Гумилев в своей книге «Древние тюрки» пи­шет, что туркмены — отюрченные арийцы. Эта точка зрения не привлекала внимания славистов, хотя судьба славян тесно связана именно с Асгардом. Герои сканди­навских мифов и сочинения «Круг земной» Снорри Стурлусона — асы и ваны. Ваны, венеты, венеды, вяти­чи, вентичи — славяне. О венедах писал Тацит в своей «Германии», отмечая, что они исходили всю Европу от Дуная до Балтики. Однако еще задолго до этого ваны основали ванское царство — Урарту. Тацит об этом не знал, однако другой античный автор, Страбон, писал об участии венедов в Троянской войне (II тысячелетие до н.э.) и о другой части венедов по правому берегу реки Галис, которые ушли на восток и юго-восток. Левобе­режные венеды основали Венецию (об этом пишет Стра­бон). Правобережные — царство Урарту. После неудач­ных войн с Ассирией в середине первого тысячелетия до нашей эры началось переселение ванов-венедов на север, к Дону и вверх по Дону, где они основали государство вятичей: Ват и Вантит — два арабских названия этого государства. Его столица Хордаб (тот же корень «горд», «гард», что и в Асгарде). Государь — Ходота (созвучно имени Один). Государство вятичей было завоевано Киев­ской Русью, но позднее дало начало Руси Московской и Всея Руси. Русы пришли на Днепр из Фракии, где они основали государство одрюсов (русов) в пятом веке до нашей эры. Расенов (росенов) римляне называли этру­сками, точно так же как они называли фракийцев одрю-сами. Русы Фракии дали начало Этрурии и Киеву. Мос­ква основана ванами и русами. Но на север к Оке и Волге ваны, легендарные герои мифов, пришли уже в союзе с асами, отсюда легко понять сходство многих слов в исландском и русском языках. Погребения асов располагаются на этом северном пути от самых низовьев Дона. Захоронения ванов, трансформируясь, прослежива­ются от Урарту до Дона и далее. Таким образом, Моск­ва является историческим центром асов, ванов и русов.

Любопытно, что на языке урартийцев-ванов слово «Москва» означает — «большая река», «Яуза» — «води­ца». Вообще многие слова древних ванов совпадают с со­временными русскими. Этимологические словари объясня­ют неверно не только название Москвы, но и такие про­стые слова, как «зодчий». На языке ванов корень «зади» значит «строить». Отсюда — целое семейство слов. Точ­но так же первый корень двухкорневого слова «Москва» (мосх) повторен в слове «мощи», перед тайной которого бессильны словари.

Крылатая богиня ванов пришла на Оку из Урарту, где во множестве найдены ее изображения. Здесь, на се­вере, девы наряжались птицей Лебедью, изображая эту богиню под музыку. В Урарту имя ее — Багбарту, если следовать традиционному чтению ассирийской клинописи, которой пользовались ваны. Богородица — современная форма того же имени, в нем почти восстановлено древ­нее ванское имя. Это и богиня Асгарда Фригг. Имя дру­гое, но богиня одна и у ванов и у асов.

В период работы над книгой «Утро богов» произошло нечто удивительное: мне удалось проследить рождение самого имени «славяне». До сих пор предложено немало объяснений, но они не отражают подлинной истории, а она изумительна по своей красоте. Я нашел область, где сохранилась та же схема, тот же закон образования названия племени, народа, страны, города (у древних авто­ров часто слова «город» и «государство» означают одно и то же), та же схема, повторяю, что и в названии города асов — Асгарда. Это снимает все сомнения в подлинно­сти земного Асгарда и открывает славянам античную часть их истории. Этот город и земля назывались так:

Бажгард. По сути, это то же самое, что и Асгард, но в переводе это славянский вариант Асгарда. Значение про­стое: Город богов.

Асгард и Бажгард дают ответы на многие вопросы, задавать которые раньше было немыслимо. Не думаю, что удалось бы изложить это на немногих страницах. Предстоит большая работа.

Пришло время подвести итог рассказанному выше. Джордж Вашингтон в заключение картины видений, показанных ему богиней, увидел нечто, напоминающее конец мира, предсказанный в Эдде. На первом плане — вода и огонь. Краски двух панорам похожи. Концовка одинакова. И там и тут мир возрождается. (В «варианте Вашингтона» возрождаются Штаты.) О том же мир был предупрежден и в Португалии — устами пастушек. Ги­бель — реальный вариант. Но лишь вариант. Воплоще­ния Богини-Матери являются как бы листьями общего дерева божественной сущности. И в образной, магиче­ской системе видения будущего мир представляется как дерево — дерево вариантов развития и реализации.

Конца мира можно избежать. Это становится понят­ным по мере того, как проясняются сокровенные тайны Асгарда. И тогда, когда я увидел Асгард — в небе и на земле, — исчезла завеса. Это совпало с наступлением, началом Эры Водолея. Гибель мира не состоялась, одна­ко арийские боги все же бились с чудовищами и вернут­ся на Идавелль-поле и в Бажгард.

 

Глава третья

 

 ЦИВИЛИЗАЦИЯ КРЫЛАТЫХ ЗМЕЕВ

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ КЕЦАЛЬКОАТЛЯ

 

Всегда с жалостью и горечью наблюдал я полет мо­тыльков на свет яркой лампы. Часто это бывал и по­следний полет. Иногда мне удавалось ловить их и выпу­скать в открытую форточку. Чаще приходилось гасить свет, настежь распахивать окна и выгонять их легким полотенцем на волю. За этим занятием я проводил ко­роткие перерывы между чтением газет, брошюр, книг. Уже глубокой ночью я всматривался в темноту нашей рощи во дворе дома, где исчезали едва различимые си­луэты крылатых ночных гостей.

Передо мной ярко предстали эти картины, когда я услышал поразившую меня новость. Мотылек-гигант с размахом крыльев, равным десяти метрам, сгорел в огне морского маяка в Норвегии, за Северным полярным кру­гом. Это произошло на берегу Сальт-фьорда близ города Буде в полночь в начале зимы. Можно было бы считать это проявлением капризного характера обезьяны, давшей название году, когда произошло это происшествие. На самом же деле все обстоит гораздо серьезнее и трагичнее.

Смотритель маяка Карл Фриденсен принял это насе­комое за самолет. Его поразили стремительные маневры этого летуна, разумеется, он не понимал, что происхо­дит. Догадка о самолете, залетевшем к самому маяку и буквально метавшемся в широком луче света, иногда по­кидая его, родилась вполне естественно: разве можно бы­ло допустить мысль о насекомом и вообще — о живом существе? (Отмечу, что в Буде большой аэродром, где приземляются самолеты различного класса.)

Самая крупная птица из виденных нашими современниками-европейцами в несколько раз уступает по своим размерам ночному гостю маяка.

Дальше произошло невероятное. Возникший из ноч­ной тьмы «самолет» врезался в верхнюю часть маяка;

Фриденсен побежал наверх, ему показалось, что сама земля задрожала. Это напоминало землетрясение. Стран­ный «самолет» нанес несколько ударов по маяку, от по­следнего удара разбилось стекло, летающий объект ока­зался на раскаленных электродах прожектора и почти полностью сгорел, Фриденсен рухнул на пол. Он был сильно поранен осколками стекол. Уже в клинике он рассказал о своих ощущениях. В ту роковую минуту он успел рассмотреть это существо. Оно напоминало жуткие кадры из фильмов ужасов. Последнее его впечатление: это живое существо, оно прилетело на свет маяка, подо­бно мотыльку.

Действительно, ученые-энтомологи пришли вскоре к выводу, изучая обгоревшие ткани существа, что это мо­тылек-мутант или, во всяком случае, гигантское насеко­мое с крыльями. После этого нам, вслед за Фриденсеном, остается вычеркнуть из записей, посвященных эпи­зоду, слово «самолет» и заменить его... Впрочем, попро­буем рассуждать, невзирая на заключение ученых.

Если, как полагают энтомологи, мотылек-самолет прилетел из Южной Америки или из Северной Канады, то почему над океаном с многочисленных рейсовых судов и еще более многочисленных траулеров (а их тысячи) не замечали полетов таких гигантских насекомых, ведь они, в отличие от авиеток и самолетов, машут своими десяти метровым и крыльями! Повторим по существу тот же вопрос в другой редакции. Мотылек превосходит раз­мерами птеродактиля. Вероятно ли, чтобы, например, в Южной Америке обитали не замеченные до сих пор ле­тающие ящеры, превосходящие птеродактилей, да к тому же перелетающие Атлантику? А в Канаде? Если бы это напоминало правду, то писатели-фантасты не замедлили бы воспользоваться этим сюжетом. Однако современные фантасты оставили надежду на такую возможность.

Читатель вправе усомниться и отвергнуть эти рассуж­дения, ведь произошло чудо и его надо объяснить, а чу­до, как известно, чаще всего можно объяснить лишь другим чудом.

Да, сказанное о птеродактилях и гигантских мотыль­ках еще не аргумент.

Аргумент помогут нам найти обычные мотылек или бабочка. В самом деле, почему все насекомые такие ма­ленькие? Самая большая бабочка имеет размах крыльев не более четверти метра. В чем дело? Мутации происхо­дят постоянно, а гигантов-мутантов среди интересующей нас группы живых существ нет. Не было их и в дале­ком прошлом. Разобраться в этом помогает физика. У насекомых своеобразное дыхание. Они как бы впитывают кислород воздуха мельчайшими порами своего тельца. Это диффузия или очень близко к диффузии. Процесс, что и говорить, медленный. Его скорости едва хватает, чтобы поддерживать жизнь обычных крупных жучков, что уж говорить о десятиметровых мотыльках!

Это соображение заставило меня отвергнуть сообще­ние энтомологов о мутанте из мира насекомых. Это бы­ло бы более чем невероятно, чудо, гораздо большее, чем живой горный хребет.

Появление генетики избавило от необходимости ис­кать объяснения подобному. Все необычное в мире живо­го можно объяснить без поиска и раздумий. К чему ду­мать? Ведь любое объяснение не конкурентоспособно в сравнении с одним лишь словом: мутация. Кратко, про­сто, научно и всем понятно, даже тем, кто понятия о науке не имеет.

Но в этом случае все же следовало бы задуматься. Биологи могут увидеть явление лишь со своей точки зрения. Но что сказали бы другие специалисты? Не иск­лючено, что авиаинженеры выдвинули бы гипотезу о сверхсовременном летательном аппарате, построенном на принципах бионики, если бы газета в Буде или другая газета предоставила им слово. А что бы сказали биофи­зики?.. Но не будем гадать.

И раз уж никто не догадается сопоставить событие в Норвегии с подобными же явлениями, придется это сде­лать сейчас.

Мне удалось ознакомиться с поразительными материа­лами о появлении в Центральной Америке и в США странного существа двухметрового роста с горящими или светящимися глазами, во всем подобного человеку, кроме одного: точно длинный плащ, за спиной этого создания красовались крылья, когда оно шло шагом, иногда же оно расправляло их, точно собираясь взлететь. Несколько наблюдателей видели его летящим над мостом, над ре­кой, над долиной.

Крылатого пришельца из неведомого наблюдали сотни человек.

Шла зима 1967 года. Американское телевидение по­казывало рождественскую программу. Вот президент Линдон Джонсон нажал кнопку, и рождественская елка вспыхнула праздничными огнями. Прошло едва ли трид­цать секунд после этого, и ведущий программы неожи­данно прервал шум рождественского веселья. Его голос звучал так тревожно, что все тут же поняли: не до ве­селья, не до праздника. Ведущий заявил:

«Позвольте прервать рождественскую программу в связи с особым сообщением. Только что в Галлиполисе


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.