Явления в России. Из старинных книг — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Явления в России. Из старинных книг

2021-06-24 35
Явления в России. Из старинных книг 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Почти в самом начале истории Русского государства Царица неба и земли послала свою икону в Киево-Печерскую обитель, как бы в благословение просветивше­муся христианской верою всему нашему отечеству. Па­мять о многих других чудесных событиях сохранилась в летописях, увековечена построением святых храмов и обителей.

В 1155 году сын великого князя Юрия Долгорукого, князь Андрей Боголюбский, удалился из Киевской обла­сти в Суздальскую, где он родился и получил воспита­ние. Он взял с собою образ Божией Матери, привезен­ный из Константинополя. В десяти верстах от Владимира княжеские лошади, везшие святую икону, вдруг остано­вились. Запрягли других, и те стали как вкопанные. Во время ночной молитвы 18 июля князю Андрею явилась Богоматерь и объявила, что икона Ее должна быть во Владимире. Благоверный князь велел изобразить Благо­датную в том виде, в каком Она ему явилась, а на мес­те видения велел строить обитель. Место это, ставшее знамением любви небесной, получило название Боголю­бово. Вскоре после того князь Андрей сделался великим князем Северной России и объявил Владимир столицею. Андрей Боголюбский сподобился мученической кончины и причислен к лику святых; нетленные мощи его открыты в 1702 году (память его 30 июня — по старому стилю).

Около 1160 года инок Киево-Печерского монастыря Эразм все средства свои употребил на украшение Печерской церкви; а потом, по внушению духа злобы, стал сетовать об этом. В тоске заболел тяжко и семь дней лежал без языка. На восьмой день внезапно встал и поведал братьям: «Видел я Пречистую Богородицу с Сыном Христом Богом на руках, и Она сказала мне:

«Эразм, поелику ты украсил церковь Мою иконами, и Я украшу тебя в царстве Сына Моего; встань, покайся, облекись в ангельский образ, а на третий день возьму Я тебя к Себе как возлюбившего благолепие дома Мо­его».

Эразм встал, исполнил повеленное ему — и на тре­тий день скончался (24 февраля).

В 1170 году Великий Новгород подвергся страшному нападению суздальцев и их многочисленных союзников. Но у новгородцев был защитник — архиепископ Иоанн, который молился денно и нощно (память его 7 сентяб­ря). На третью ночь он слышит голос: «Иди, возьми икону Богоматери, неси на стену города и узришь спасе­ние». С наступлением дня архиепископ послал за ико­ною архидьякона своего с клирошанами, но икона не двинулась с места. Тогда святитель отправился сам с со­бором духовенства, совершил молебственное пение, по­вергнулся перед святою иконою на колени и, плача и рыдая, молился: «О Пречистая Мати, упование наше! Грешные, мы молимся Тебе со слезами — не предай нас!» С сими словами он взял ее на руки; казалось, она сама по себе подвигнулась. Народ в изумлении воскли­цал лишь: «Господи, помилуй!» Икона перенесена была на городскую стену. Осаждавшие пустили целую тучу стрел на город. Одна ударилась в икону, и икона оборо­тилась к городу. Слезы потекли из очей Божьей Матери и падали на фелонь святителя: они были знамением Ее молитв и плача перед Сыном и Богом. На суздальцев внезапно напал страх, и в суматохе они поражали друг друга; новгородцы стремительно ударили и нанесли им ужасное поражение. Свое спасение новгородцы отнесли к заступлению Пресвятой Богородицы, и святитель устано­вил праздник Ее Знамению, который доселе чествует вся Россия 27 ноября. Тому же святителю Иоанну Новгород­скому, строившему храм (в 1185 году), явилась Влады­чица и обещала даровать средства для постройки храма, только бы люди молились с верою. И на другой день неизвестно от кого присланы были мешки с золотом и серебром.

Около 1212 года дочь князя-мученика Михаила Чер­ниговского, Евфросиния — дарована была родителям яв­лением и обещанием Пресвятой Богородицы. Достигнув совершеннолетия и уже обрученная суздальскому князю Мине, она со слезами молилась Богоматери, да соблюдет ее девство; Царица Небесная явилась ей, повелевая, пусть послушает родителей своих и идет в Суздаль, ничтоже сумняся. И действительно, княжна не дошла еще до Суздаля, как обрученный ее скончался, а она по­стриглась в Суздальском монастыре Положения ризы Пресвятой Богородицы, где потом была и игуменьей (25 сентября).

Около 1240—1261 годов, когда иноки почаевские жи­ли еще в пещерах, один из них, взошедши на вершину горы, увидел Богоматерь, стоящую на скале, в огненном виде; то же увидел и житель села Почаева, Иоанн Босый, пасший вблизи стадо овец. Когда пастух прибежал к монахам рассказать о своем видении, то услышал от них, что Пресвятая Дева явилась в огненном столпе; и на том месте скалы, где Она стояла, отпечатался след правой стопы Ее, и камень стал источать воду, которая в той стопе с тех пор не умаляется и не переливается.

В 1299 году митрополит киевский Максим был при­нужден татарами искать нового места для своей кафед­ры. В недоумении он проливал горячие слезы перед Бо­гоматерью, моля об указании ему воли Божьей. И бла­гая Матерь страждущих успокоила святителя Своим яв­лением. Икона, современная святителю, изображает его приемлющим омофор из рук Богоматери. Это было зна­ком небесного благословения на перенесение митрополии из Киева во Владимир по причине татарского ига (6 де­кабря).

Около 1360 года преподобному Лазарю Мурманскому (на Онежском озере), молившемуся пред иконою Влады­чицы, стоявшею на воздухе, был глас от иконы: «При­зрю на смиренные рабы и на это место; повелеваю те­бе — поставь на сем месте церковь во имя Успения Бо­городицы», — и икона спустилась на его руки. В другое время, на том же самом месте, преподобный Лазарь ви­дел Жену святолепную, в свете несказанном, сияющую золотом; Она благословляла место, где ныне стоит цер­ковь Успения Богородицы. Все это рассказал сам препо­добный в своем предсмертном завещании (8 марта).

В 1380 году ордынский хан Мамай, подобно опусто­шительному потоку, грозил покрыть полчищами своими всю землю Русскую. Навстречу ему выступил великий князь Дмитрий Иоаннович с отборным многочисленным войском. Присоединившиеся к великому князю по пути донские казаки принесли икону Успения Богоматери. В день знаменитой Куликовской битвы, совпавшей с днем Рождества Богородицы, эта икона находилась в стане православных воинов. Одержав силою и заступлением Царицы Небесной блистательную победу над неверными, великий князь принес чудотворную икону Ее в свою столицу; а благочестивая супруга Дмитрия Донского, Ев­докия, желая увековечить день Куликовской битвы и вы­разить свою благодарность Богоматери, положила соору­дить храм Рождества Пресвятой Богородицы. В 1399 го­ду, на месте деревянной церкви Воскресения Лазаря, она построила каменную, в честь Рождества Пресвятой Бого­родицы, близ своего дворца. Летописец называет эту церковь чудною и говорит, что подобная ей была только во Владимире.

Сам Дмитрий Иоаннович, приписывая заступлению Богоматери свою победу над Мамаем, положил устроить обитель во имя Божьей Матери и просил содействия преподобного Сергия.

Сергий нашел для него место на реке Дубенке, уст­роил храм в честь Успения Богоматери и вручил игу­менство ученику своему Леонтию. Так основался Стро­мынский монастырь.

В 1383 году, вскоре после чудного явления Тихвин­ской иконы, благочестивый клирик Георгий был послан оповестить по окрестным селениям день освящения церк­ви в память явления иконы и заповедать пост; на обрат­ном пути он вдруг увидел Пречистую Божью Матерь, сияющую неизреченным светом, сидящую на сосновом бревне; Ей предстоял святитель Николай. Царица Небес­ная благоволила сказать, чтобы на новопостроенной цер­кви был поставлен деревянный крест, а не железный. Словам клирика не поверили. Внезапно сильная буря снесла с церкви мастера с железным крестом, без всяко­го вреда; после этого крест был поставлен деревянный, а на месте явления Божьей Матери создан молитвенный храм во имя святителя Николая (26 июня).

Около 1385 года преподобный Сергий Радонежский пел пред иконою Богоматери и молил Небесную Царицу: да призрит Она на обитель его. Он сказал ученику свое­му Михею: «Бодрствуй, чадо, — мы будем иметь чудес­ное посещение». Едва произнес он эти слова, как услышан был голос: «Пречистая грядет». Он поспешил из ке­лий в сени, и его осиял великий свет, ярче солнечного. Он узрел Богоматерь, сопровождаемую апостолами Иоан­ном и Петром... Сергий пал на землю. Благая Матерь коснулась его: «Не бойся, избранник Мой! Молитва твоя об учениках твоих и о месте сем услышана; при тебе и после тебя Я неотступна буду от обители твоей и буду покрывать ее». Сказав сие, стала невидимою. Святой, придя в себя, нашел ученика своего от страха полумерт­вым и поднял его. «Скажи, отче, — спрашивал несколь­ко пришедший в себя Михей, — что это за чудное ви­дение? Душа моя едва не разрешилась от тела». Но Сергий не мог еще говорить, только лицо его сияло ра­достью. Спустя несколько минут велел он призвать двух благоверных братий и рассказал им, что было. Все вме­сте совершили молебен Богоматери; святой же всю ночь, без сна, размышлял о милости небесной. Это было в пост Рождества Христова, в пятницу.

В 1388 году благочестивый племянник святого Сер­гия, Феодор, святитель ростовский, на молитве удостоен был таинственного видения, вследствие которого основал в Ростове обитель Рождества Богородицы и написал ико­ну Ее, в память видения (28 ноября).

Около 1394 года преподобный Кирилл, живя в Ста­ром Симонове, молился ко Пречистой, чтобы Она указа­ла ему путь спасения. В глубокие вечера имел он обы­чай петь акафист Богоматери. В одну из таких ночей, когда молился он и пел акафист перед Ее образом и когда дошел до места: «Странное Рождество видевшие, устранимся мира», — вдруг услышал голос: «Кирилл! Иди отсюда на Белоозеро: там уготовано Мною тебе ме­сто, в котором ты можешь спастись». И вместе с тем озарилась вся его келья. Он отворил оконце и увидел свет великий, сияющий к полунощным странам Белоозера. Всю эту ночь он провел в радости от сего голоса и видения, и была эта ночь для него светлым днем. Через несколько времени он с тою же иконою Богоматери от­правился на Белоозеро и увидел то место, которое в ви­дении назначено было для его пребывания, и пал благо­дарною душою перед Пречистою; в 1397 году он постро­ил храм в честь Успения Богоматери. И доныне цела та Смоленская икона Богоматери, с которою пришел препо­добный на Белоозеро (9 июня).

В 1395 году Тамерлан вступил в пределы России, привел ее в смятение и распространил везде страх и ужас. Направляя путь свой к Москве, он вошел в кня­жество Рязанское и приближался к берегам Дона. При всеобщем унынии россиян, ожидавших возвращения вре­мен Батыя, великий князь Василий Дмитриевич повел свои войска для отражения сильного неприятеля и оста­новился за Коломною, на берегу Оки. Между тем московитяне, устрашенные слухом о несметных силах и свире­пости Тамерлана, молились усердно об избавлении их от нашествия иноплеменников, проливая слезы пред алтаря­ми, и постились. В храмах непрестанно совершались мо­лебны о князе и воинстве, митрополит почти не выходил из церкви: то поучал оставшихся в Москве, то молился за идущих пролить кровь свою за веру и отечество. И великий князь, не надеясь на свои силы, прибег к все­сильной помощи Пресвятой Богородицы и писал из Ко­ломны к митрополиту Киприану, чтобы он послал во Владимир за иконою Богоматери, принесенною туда из Киева Андреем Боголюбским. Отправленное митрополи­том во Владимир духовенство 15 августа приняло в свои руки драгоценную святыню. Перенесение этой чудотвор­ной иконы из Владимира в Москву было зрелищем уми­лительным. Народ по обеим сторонам дороги, преклоняя колена, с воплем и слезами взывал: «Матерь Божья! Спаси землю Русскую». В этом бесчисленном множестве народа нельзя было видеть человека, говорит летописец, который бы не плакал и не посылал с упованием моле­ний к Пресвятой Владычице. Митрополит, епископы и все духовенство в ризах, с крестами и кадильницами, в сопровождении великокняжеского семейства и бояр, тор­жественно встретили святыню вне города и, поставив в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы, в радо­стном предчувствии благодарили Бога, даровавшего им в святой иконе залог мира и утверждения. И Матерь Божья спасла землю Русскую. Современники говорят, что в тот самый день и час, когда жители Москвы встретили икону Богоматери, Тамерлан оставил свое на­мерение идти на Москву. Он увидел во сне, как свиде­тельствуют летописцы, великую гору, и с вершины ее идущих многих святителей с златыми жезлами, и над ними в воздухе величественную и благолепную Жену, с тьмами молниеобразных воинов, которые все устремились на Тамерлана. Завоеватель проснулся, затрепетал и, со­звав вельмож, спрашивал их о смысле своего сновидения. «Величественная Жена, — отвечали мудрейшие из них, — есть Матерь Иисуса Христа, Заступница христиан». — «Итак, мы не одолеем их», — сказал монголь­ский хан и велел полкам своим идти из пределов Рос­сии. С невыразимой радостью приняли в Москве изве­стие об удалении Тамерлана. Исповедуя милость Божью, все восклицали: «Не воеводы наши прогнали его, не во­инства наши устрашили его, а сила невидимая послала на него страх и трепет. Гневом Божьим гонимый, он удалился из земли Русской». В память чудесного заступления Богоматери сооружен каменный храм в честь Ее и монастырь Сретенский и учреждено празднество 26 авгу­ста, с крестным ходом из Успенского собора, чрез Спас­ские ворота, в Сретенский монастырь.

В 1408 году осадил Москву Едигей. Угрожаемый ве­ликими бедствиями, народ со слезами прибегал к чудо­творной иконе Богоматери, взывая к Ней: «Милосердная Госпожа Дева Богородица! Пресвятая наша Владычица и Заступница всегдашняя! Не предай нас в руки врагам нашим, но избави нас, на Тебя надеющихся». Митропо­лит Киприан незадолго перед тем отошел к блаженной вечности, но в стенах кремлевских тогда был святой муж Иоанн, архиепископ суздальский, и в то время, как в отверстых храмах священники пели молебны, он в приделе храма Успения молился пред иконою Богомате­ри. Усердные молитвы спасли город: к Едигею пришла весть о возмущении в Орде; взяв откуп с города, он по­спешно удалился в свои пределы.

Около 1420 года основатель Коневской обители пре­подобный Арсений отправился на Афонскую гору испро­сить благословения для новой обители. Без него братия терпела во всем недостаток и готова была оставить оби­тель; но старец обители Иоаким крепко молился за них. Ему явилась во сне Богоматерь и сказала: «Скажи сету­ющим братьям, что Арсений скоро доставит им всякое продовольствие». И точно, скоро затем преподобный Ар­сений возвратился и привез с собою богатые запасы все­го нужного, на двух судах (память 12 июня).

В 1451 году подступил к Москве ногайский царевич Мазовша, с войсками отца своего Седи-Ахмета. Великий князь удалился из столицы, главным защитником ее ос­тался святитель Иона. Подойдя к городу 2 июля, в день Положения ризы Пресвятой Богородицы, татары зажгли посад и начали приступ. Время было сухое и жаркое, ветер нес густые облака дыма прямо на Кремль, где во­ины, осыпаемые искрами и пылающими головнями, зады­хались. Под зноем этого страшного пожара, в облаках дыма, святитель Иона совершал крестный ход по стенам Кремля. Между тем стрелы татарские искали своих жертв. Один инок Чудова монастыря, Антоний, уважае­мый святителем за святость, пал перед его глазами, ус­пев только сказать, что Господь, ради молитв святитель­ских, спасет Свой город. Вечером московитяне сделали вылазку и бились с татарами до ночи. Несмотря на ус­талость, никто в Кремле не думал отдыхать; ждали но­вого приступа, готовили на стенах пушки, самострелы, пищали. Но восходит солнце — и московитяне не видят неприятеля. Все тихо и спокойно. Посылают лазутчиков к неприятельскому стану, и там нет никого; стоят одни телеги, наполненные железными и медными вещами; по­ле усеяно оружием и разбросанными товарами. Неприя­тель ушел ночью, взяв с собой только легкие повозки, а все тяжелое оставил в добычу осажденным. Татары, по сказанию летописца, услышав вдали необыкновенный шум, вообразили, что великий князь идет на них с сильным войском, и в смятении устремились в бегство. Великий князь, узнав о спасении города, исповедал пе­ред всеми, кто был Воевода, обративший в бегство вра­гов. Прибыв в столицу, он поспешил прямо в храм Бо­гоматери, к Ее чудотворной иконе Владимирской, и с умилением славил заступницу Москвы; а митрополит мо­сковский Иона повелел создать на своем дворе церковь во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы, в па­мять избавления от врагов молитвами Ее.

Около 1480 года на реке Яхроме преподобному Козме является на дереве икона Успения Богоматери; он слы­шит от нее глас, повелевающий ему быть иноком и уст­роить монастырь. Поступив в Киево-Печерскую обитель, он потом, следуя воле Богоматери, идет с явившеюся ему иконою на реку Яхрому и сооружает храм в честь Успения Богоматери. Явившаяся преподобному икона, оз­наменованная чудесами, существует доныне (18 февраля).

В 1480 году двинулся на Россию татарский хан. Ве­ликий князь Иоанн III решил дать отпор ему в откры­той битве. Русские войска стали против полчищ татар­ских: их разделяла только река Угра, которую русские называли «поясом Богоматери», охраняющим пределы на­ши. Две недели татары и русские смотрели друг на дру­га через эту реку. Иоанн медлил выступить в битву. Наступили морозы, Угра покрылась льдом. Иоанн велел отступить своим войскам. И воины оробели. Думая, что Иоанн страшится битвы, они не отступали, а бежали от неприятеля, который мог бы на них ударить с тылу. Но совершилось чудо: татары, видя левый берег Угры остав­ленным русскими, вообразили, что их манят в засаду. Объятый странным ужасом, хан поспешил удалиться, не сделав России никакого зла. Летописцы славят милость Божью и говорят: «Да не похвалятся легкомысленные страхом их оружия! Не оружие и не мудрость человече­ская, а Господь спас Россию». По этому случаю был ус­тановлен крестный ход в Сретенский монастырь, 23 июня. Великий князь Иоанн III выразил свое почита­ние Богоматери построением в честь Ее Успения величе­ственного храма, в котором с тех пор и доныне венча­ются на царство русские самодержцы.

Иго татарское было свергнуто Россией. Но, окружен­ная с юго-восточных границ ордами монгольскими, Россия часто подвергалась их нападениям. В 1521 году, предводи­мые крымским ханом Гиреем, крымские и ногайские тата­ры, в соединении с казанскими, двинулись к московским пределам с такой поспешностью, что великий князь Васи­лий Иоаннович едва успел выслать войска свои на берега Оки. Разбив воевод русских, враги предали огню все селе­ния от Нижнего до Москвы, пленили несметное число жи­телей, продавали невольников целыми толпами, слабых и престарелых морили голодом и оскверняли святыни хра­мов Божьих. Июля 29 дня, среди облаков дыма, под заре­вом пылающих деревень, татары стояли уже в нескольких верстах от Москвы, куда стекались беззащитные жители окрестностей с своими семействами и имуществом. Улицы заперлись обозами; пришельцы и граждане, жены, дети и старцы искали спасения в Кремле, толпились в воротах и теснили друг друга. Все предвещало жалкую участь городу и жителям. Митрополит усердно молился с народом, и Бог утешил бедствующих откровением. В это время один из жителей Москвы, юродивый старец, по имени Василий, молясь ночью со слезами у дверей соборной церкви Успе­ния Богоматери, внезапно услышал внутри храма сильный шум. И вместе с тем увидел церковные двери отверзтыми и бывшую в том храме чудотворную икону Владимирской Богоматери поднявшеюся с своего места. От иконы слы­шен был голос: «Выйду из града с российскими святителя­ми», и вся церковь наполнилась пламенем, который потом мгновенно исчез. В это время другому лицу открылось продолжение того же видения. В Вознесенском женском монастыре была в это время одна престарелая и лишив­шаяся зрения инокиня. При вести о нашествии врагов, вознеся вместе с другими усердную молитву об избавле­нии от предлежащей скорби, вдруг услышала она великий шум, страшный вихрь и звон. Будучи восхищена духом, она оказалась как бы вне ограды, и отверзлись вместе очи ее мысленные и чувственные, и она увидела, что из Кремля в Спасские ворота идет сонм святителей и других святолепных мужей, в священных одеждах; среди них чу­дотворный образ Божьей Матери; шествие имело вид кре­стного хода. Между святителями можно было признать святого Петра, Алексия, Иону, митрополитов московских и других. И вот в то время, как это шествие выходило из ворот кремлевских, навстречу от торга Ильинского устре­мился великий угодник Сергий, с другой стороны — пре­подобный Варлаам Хутынский. Оба они, припав к ногам святителей, вопрошали их, зачем они идут вон из города и на кого оставляют его в настоящее нашествие врагов. Святители отвечали со слезами: «Много молили мы Все­милостивого Бога и Пречистую Богородицу об избавлении от предлежащей скорби; Бог же не только повелел нам выйти из града сего, но и вынести с собою чудотворный образ Пречистой Его Матери, ибо люди презрели страх Божий и о заповедях Его не радели; вот попустил Бог прийти варварскому народу, да накажутся ныне и чрез покаяние возвратятся к Богу». Святые подвижники стали умолять отходящих, чтобы они умилостивили своим хода­тайством правосудие Божье, и начали вместе с ними петь молебен, произнесли молитву Пречистой Богородице, и по совершении ее, осенив град крестообразно, все возврати­лись в Кремль с чудотворным образом Богоматери. После этого видения еще два года прожила благочестивая иноки­ня, видя свет Божий, дотоле невидимый для нее, и вместе с тем с радостью увидела, что опасность, угрожавшая Москве, действительно была устранена: крымский хан отсту­пил от Москвы, не сделав ей никакого вреда. Летописцы повествуют, что татары хотели выжечь московские поса­ды, но увидели вокруг города бесчисленное войско русское и с ужасом известили о том хана, который, не поверив им, послал других удостовериться в справедливости их до­несения; но и они видели то же. Наконец, и доверенный вельможа то же засвидетельствовал, говоря: «Хан, зачем ты медлишь? На нас идет бесчисленное войско из Моск­вы». И побежали. Это видение, устрашившее врагов, было следствием заступничества Божьей Матери, неоднократно уже в прежние времена спасавшей столицу Русского пра­вославного царства от неприятельских нападений.

Около 1532 года преподобный Александр Свирский удостоился видения Божьей Матери, которая обещала святому старцу не забывать Свирской обители и умно­жить число братии ее (30 августа).

Около 1540 года, за оградою обители преподобного Павла Обнорского, лежал некто Симон в расслаблении не один год. Внезапно хижина его осветилась светом дня. Входит Пречистая, от лица Ее исходили лучи сол­нечные, ризы Ее блистали молниею. За Нею в глубоком благоговении шел старец, держа рукою клобук. Расслаб­ленный трепетал. Пречистая, став у одра, сказала боль­ному: «Что ты лежишь? Иди в церковь и молись; здесь не следует лежать, а надобно молиться и работать». Старец говорит: «Подними его, Владычица, и пусть идет в церковь». Она взяла за два пальца правой руки и по­тянула. Больной вскочил и побежал совершенно здоро­вый (10 января).

В 1579 году в Казани явилась в видении Богоматерь одной девице, Матрене, повелевая возвестить властям ду­ховным и мирским, чтобы они вынули из земли икону Ее, и указала место, где икона была в земле. Это виде­ние повторялось несколько раз, и девица рассказывала о нем матери своей, но мать не придавала значения. Виде­ние повторилось с угрозою, — и мать и дочь пошли к архиепископу и воеводам и объявили им о чудесных ви­дениях. Власти не поверили им. Тогда сама мать начала копать на указанном месте, копали и другие — и ниче­го не находили. Когда же стала копать девица, она ско­ро откопала икону Пречистой Богоматери с Предвечным Младенцем. С торжеством понесли икону в церковь, и ряд чудесных исцелений от нее излился по всей России.

В 1581 году во время нашествия польского короля Стефана Батория на Псков было чудесное видение Бого­матери благочестивому старцу Дорофею: Она явилась ему грядущая по воздуху и сопутствуемая преподобным Антонием Печерским и Корнилием, игуменом псково-печерским; вошедши в Покровскую церковь. Она подозвала Дорофея, повелела ему объявить людям, чтобы они мо­лили Бога о прощении грехов, и указала средства избав­ления от осады, — и Псков был спасен.

В царствование Феодора Иоанновича, в 1591 году, шведы вторглись в пределы Новгородской области, а крымские татары, под предводительством Казы-Гирея, по­дошли к Москве. Царь Феодор Иоаннович, устрашенный внезапным вторжением врагов и не надеясь восторжествовать над многочисленностью крымцев по причине разделе­ния войск своих, прибегнул с усердною молитвою к помо­щи Донской Богоматери и повелел, совершив крестный ход вокруг города, поставить икону Ее среди воинских ря­дов. Ночью, во время усердной молитвы, благочестивый царь получил известие от скорой Помощницы христиан: он одержит победу над врагами. В самом деле, уже целые сутки горела битва, неприятели дрались с ожесточением, но вдруг, устрашенные невидимой силой, побежали. Пра­вославные воины устремились за ними, многих положили на месте, других взяли в плен и овладели всем станом неприятельским. В благодарность усердной Заступнице верных государь в том же году на месте, где во время битвы в рядах православного воинства стоял чудотворный образ, основал Донской монастырь. В нем поставлена свя­тая икона и учрежден ежегодный праздник в честь Божьей Матери, начавшийся ради милосердия от святой Ее Донской иконы, августа в 19-й день; с того же време­ни учрежден и крестный ход в эту обитель.

В смутные времена неурядиц и самозванства Москва была в руках поляков; в северных областях господствова­ли шведы. Верные Отечеству московитяне приглашали русских грамотами к освобождению Москвы. «Здесь, — писали они, — корень царства, здесь знамя Отечества, здесь Богоматерь, изображенная евангелистом Лукою». Первое ополчение для освобождения Москвы было безус­пешно. Но вот в Нижнем Новгороде составилось новое ополчение. «Станем за святую Русь, за дом Пречистой Богородицы; освободим Отечество!» — воскликнул Козьма Минин, истинный сын Отечества. Образ Казанской Бого­матери был взят вождем Пожарским в середину новой священной рати. Казалось, что и это последнее усиление к освобождению Отечества тщетно: не имелось средств со­держать войско, даже оружия; в воинах и вождях не было единодушия. Но мольбы верных вознесены были к престо­лу Божью Самою Преблагословенною Девою. И когда все земные надежды пали, небесная помощь обнаружилась в своей непререкаемой очевидности. Среди осажденной Мос­квы, между врагами, в тяжком плену и еще тягчайшем недуге, томился один из маститых первосвятителей — Ар­сений. И он-то избран был вестником небесного милосер­дия к России. Среди полночной тишины вдруг келья на­полняется светом необыкновенным, и он видит перед со­бою преподобного Сергия Радонежского. «Арсений! — ска­зал преподобный болящему. — Ваша и наши молитвы услышаны; предстательством Богоматери суд об Отечестве преложен на милость: завтра Москва будет в руках осаж­дающих и Россия спасена». Как бы в подтверждение про­рочества болящему старцу вдруг возвращается крепость и сила. Радостная весть, переходя из уст в уста, немедленно проникает за стены города к воинству православному и воспламеняет его мужеством непреодолимым. Дерзая об имени Богоматери, христолюбивое воинство устремляется на освобождение Кремля; враги, несмотря на свое ожесто­чение, не могут более сопротивляться — и Кремль в ру­ках русских. Благоговея перед небесной помощью, благо­дарное воинство в следующий воскресный день совершает торжественное молебное шествие в возвращенную столицу. Навстречу ему выходит тот самый святитель, который удостоился приять весть о помощи свыше. Принесенная им святая икона Богоматери казалась для всех зрящих на нее живым изображением. Падая на землю и проливая слезы, всякий стремился освятить себя прикосновением к чудотворному лику. Память этого освобождения Москвы от поляков постановлено праздновать 22 октября в честь Казанской иконы Богоматери.

Около 1636 года смиренный подвижник благочестия и образованный защитник веры Афанасий Филиппович (по­том игумен брестский) видел на небе Богородицу, в кре­сте изображенную, и советовал царю Михаилу Феодоровичу изобразить на военных хоругвях Богородицу по его видению. Положив себе за правило читать каждую суб­боту акафист Матери Божьей, он с точностью выполнял его. И Матерь Божья утешала подвижника. «Иди, слуга Мой, — сказала она блаженному, — смело говори сена­ту и королю (польскому), дабы не тревожили святой православной веры: иначе они навлекут на себя суд Бо­жий — преданы будут во власть сильного царя и наро­да». Праведника не послушали, и слово Царицы Небес­ной сбылось (5 сентября)!

В 1678 году турки, поляки и татары окончательно опустошили южную часть киевской земли и распростра­нили свои набеги почти до самого Киева. Киев избавля­ется от них благодаря заступлению Божьей Матери, чу­дотворную икону которой из Лавры с крестным ходом три раза обнесли вокруг города. Это было при архиманд­рите Лавры Иннокентии Гизеле. С той поры вера народа южнорусского в сильное и непрестанное ходатайство Божьей Матери стала выражаться даже в народных пес­нях, из коих иные и доселе поются и слушаются с восторгом и умилением, например: «Пречистая Дево, Ма­терь русского краю...»

Святителю Тихону Задонскому в 1778 году было такое видение: Богоматерь стояла на облаках, и около Нее апо­столы Петр и Павел; сам он на коленях просил Пречи­стую о продолжении милости к миру. В следующем году он опять видел Богоматерь и около Нее несколько лиц; он упал на колени и просил Пречистую за кого-то. Владычи­ца ответила: «Будет по просьбе твоей» (13 августа).

В 1812 году Европа, соединенная под властью Напо­леона внесла в русские пределы все бедствия войны, и Матерь Божья явилась снова Защитницею православного царства. 1812 года, августа 5-го дня, при оставлении русскими войсками Смоленска была взята полками и чу­дотворная икона Богородицы. Накануне Бородинского сражения ее носили по лагерю, и воины, взирая на нее с верою и молитвою, приготовлялись к страшной битве. При одержании важных побед постоянно совершаемы бы­ли благодарственные молебствия Божьей Матери, как не­оборимой Воеводе. Отсутствие святой иконы Смоленской продолжалось ровно три месяца, и 5 ноября она «возвра­тилась в дом свой» — соборный храм Успения.

Из жития преподобного Серафима Саровского. В 1733 году, будучи еще десятилетним отроком, он забо­лел, ему явилась во сне Божья Матерь и обещала посе­тить его и исцелить. Отрок рассказал сон матери. Вскоре после того мимо дома их шел крестный ход с чудотвор­ным образом Знамения Божьей Матери; в это время сильный дождь, грязь помешали нести икону улицею и заставили переходить через двор Серафима на другую улицу. Таким образом, Царица Небесная посетила боля­щего отрока; мать его поняла чудное посещение и по­спешила вынести больного к иконе Божьей Матери: от­рок приложился и получил чудесное и совершенное ис­целение. Около 1783 года, во время пребывания своего в Саровской пустыни, в новой болезни своей, которою страдал три года еще до пострижения, опять был удосто­ен посещения Царицы Небесной во славе и свете и ис­целен Ею. На месте явления он воздвигнул потом храм. В 1804 году он был избит ночью до полусмерти недоб­рыми людьми, думавшими найти у него много денег; ни­кто не надеялся видеть его в живых, но явлением Божьей Матери он опять получил исцеление.

В памятной книжке митрополита московского Филаре­та, от 7 августа 1840 года, читаем: «Ученик покойного пустынножителя о. Арсения (Свенского, Орлов. епарх.), по его благословению, был у меня и повествовал о по­следних днях его. Видение Божьей Матери предварило его о кончине, а видение св. Василия Великого было ему исповедью и разрешением».

Во время русско-турецкой войны, в сражении 19 нояб­ря 1853 года между Александрополем и Карсом, при Баш-Кадык-Ларе, русский отряд в 9 тысяч человек поразил 36 тысяч турок при 46 орудиях. Турки оставили на месте сражения 24 орудия и множество разных военных припа­сов. Такая блистательная победа объяснилась: пленные турки показали, что, когда сражение разгорелось и весь русский отряд был введен в дело, турки увидели сходя­щую с неба светлую Жену, держащую знамя в руке и со­провождаемую двумя воинами. Свет от Нее был столь ярок, что подобен был солнечному сиянию, и никакой глаз не мог выдержать его. Это явление навело ужас в рядах сражающихся и было причиною того, что турки, видя явное заступление Бога за Русь, обратились все в бегство и проиграли сражение. Русские этого явления не видали. По Божьему промыслу о том засвидетельствовали иноплеменные враги наши. Турки уверяют, что начальст­во их под страхом смертной казни запретило о том гово­рить и старалось затмить это событие... Из некоторых ча­стных писем из армии мы узнали, что многие турки после того поверили в Христа, просили крещения и запечатлели мученическою кровью признание всепросвещающего све­та — Христа.

Кроме этих чудес, выражающих попечение Царицы Небесной о благосостоянии всего православного царства, обширная Россия во многих странах своих, городах и ве­сях хранит честные иконы Девы, составляющие неисчер­паемый источник дивной помощи и чудесных исцелений для всех, притекающих к покрову Ее с верою и усерди­ем. Еще в 1654 году архидьякон Антиохийской церкви Павел Алеппский, путешествовавший по России с патри­архом Макарием, писал в путевых записках: «В этой стране нет ни одной большой церкви, где не было бы чудотворной иконы Богоматери, мы видели своими собст­венными глазами как святые иконы, так и чудеса, со­вершавшиеся от них».

 

 

Глава вторая

 

ИГРЫ ПОСЛЕ КОНЦА МИРА


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.