Развитие игровой деятельности: младшая группа. — М. : мозаика- синтез, 2016. - 144 С. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Развитие игровой деятельности: младшая группа. — М. : мозаика- синтез, 2016. - 144 С.

2021-06-24 51
Развитие игровой деятельности: младшая группа. — М. : мозаика- синтез, 2016. - 144 С. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СООТВЕТСТВУЕТ

ФГОС


Н. Ф. Губанова

РАЗВИТИЕ

ИГРОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Младшая группа

Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2016


ББК 74.100.58 УДК 373.2

Учебно-методический комплект к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

Губанова Наталья Федоровнакандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования ГАОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт», член- корреспондент МАНПО.

Губанова Н. Ф.

Советы родителям

•Ваш малыш подрастает, становится все более самостоятельным, многое умеет делать без вашей помощи. Дайте ему возможность почувствовать себя независимым и самостоятельным в том, чему он уже научился: самостоя­тельно кушать, заправлять кровать, одеваться. Пусть ваш ребенок еще мно­гое не умеет объяснить, но уже все понимает. Воспитывайте у него слуховое внимание: приучайте слышать то, о чем вы его просите. Поощряйте малей­шие успехи малыша. Вот он научился пользоваться расческой, и, посмотрев в зеркало, оценил свою прическу, аккуратный вид. Похвалите ребенка за са­мостоятельность и умение следить за собой, делать все вовремя. Вы увиди­те, что в следующий раз он проявит больше инициативы, смелости, любо­знательности не только в быту, но и в других занятиях.

• Ребенок стремится подражать взрослому, ведь именно взрослый являет­
ся для него источником информации о мире людей. Расширяйте круг обще­
ния малыша, используйте любую возможность сообщить ему не только что-
то абсолютно новое для него, но и новое об уже известном, освоенном. Так,
ребенок знает о том, что в кастрюле варят суп, но открытием для него может
стать то, что за супом надо следить, помешивать, чтобы он не выкипел.

Интересным для ребенка будет знакомство, например, с башенным кра­ном. Малыша восхищает один только вид этой большой машины. Не уво­дите его, дайте ему возможность получше рассмотреть кран, расскажите о работе крановщика, о возможностях подобной техники. Дома еще раз на­помните ребенку об увиденном, предложив отразить в рисунке свои впечат­ления, и вы увидите, с каким удовольствием ребенок будет рисовать. Про­являйте чуткость и тактичность по отношению к рисункам малыша: они не совершенны, но хорошо отражают чувства и настроения малышей. Главная ценность детских рисунков состоит не в том, насколько «художественно» и «достоверно» ребенок изобразил предмет, а в том, что в рисунке он выразил свои чувства, мысли, настроения — впечатление от увиденного.

• Интересуйтесь играми малыша. Если ваш ребенок бесцельно катает од­
ну и ту же машинку, беспорядочно укладывает кукол, не заботится о куколь­
ном уголке, то это значит, что у него не сформированы игровые умения: он
попросту не умеет играть. Помогите малышу, подскажите новые действия:
как нагружать в машину кирпичики (кубики), как ухаживать за куклой, что
можно делать с новыми игрушками, в каком направлении продолжить игру.

• Демонстрируйте и объясняйте ребенку свои действия, например, вы со­
бираетесь на работу: выбираете одежду, складываете в сумку необходимые
вещи — бумаги, ручки, очки, телефон. Вечером, приходя с работы, или по
дороге из детского сада домой поделитесь с малышом тем, как прошел ваш
день, спросите, что он делал в детском саду, что особенно его волнует.

• Показывайте ребенку мир вокруг, совершайте специальные прогулки к
объектам, скрытым от глаз малыша в повседневной жизни: к городскому па­
мятнику, к дворцу спорта, к зданию театра, к железной дороге. Все увиден­
ное вокруг и услышанное от вас обогатит его впечатления, эмоции и знания.

• 6


•Как можно больше разговаривайте с ребенком. Помните, что 3—4 года — это возраст «почемучек», поэтому важно не упустить благодатное время жажды познаний и развивать его речь. Ребенку в этом возрасте интересно все: почему на небе темные облака, как работает вентилятор, почему тает лед... Чаще раз­говаривайте с малышом, старайтесь каждый день специально отводить время на общение с ним. В этом возрасте мальчикам очень важно выслушать компетент­ный ответ папы по поводу устройства того или иного механизма, а девочкам — совет мамы по поводу ухода за куклой-дочкой. Иногда вам придеттся заглянуть в детскую энциклопедию, продумать ответ, чтобы он был понятен ребенку. Такое целенаправленное общение даст положительные результаты: ребенок будет жить насыщенной, интересной жизнью, у него будут свои занятия и игры, он суме­ет проявить инициативу, самостоятельно обустроить место для игры, подобрать необходимые атрибуты. Не пытайтесь поучать и пичкать ребенка знаниями, на­против, старайтесь увлечь малыша той или иной темой; своим тоном и атмо­сферой общения побуждайте к активности, самостоятельности.

• Во время игры спросите у ребенка, во что он играет, и обратите внимание
на то, какие роли ему интересны: повара, мамы, папы, шофера и т. п. По­
могите малышу советом, поиграйте вместе с ним, чтобы игра не стояла на
месте, а развивалась и увлекала ребенка. Подскажите ребенку сюжеты, в ко­
торые можно играть, и объясните, как это лучше сделать. В совместных иг­
рах действуйте гибко, ненавязчиво. Не раздражайтесь по пустякам, набери­
тесь терпения; если малыш не воспринимает ваши советы, ищите другие
методы взаимодействия с ним. Уважайте желания, мысли и чувства ребенка,
давая ему возможность проявить инициативу.

• Ребенку необходимо общение со сверстниками. Приглашайте его дру­
зей к себе домой, устраивайте детские праздники с продуманной програм­
мой детского активного отдыха. Покажите детям домашний спектакль ку­
кольного театра, который вы сделали своими руками. Приобщайте к культуре
детского отдыха ваших друзей — молодых родителей: пусть они помогут обу­
строить импровизированную ширму, примут участие в спектакле, подгото­
вят развлечения для детей. Такой праздник надолго запомнится всем, доста­
вит детям радость, даст возможность насладиться хорошим семейным отдыхом.

Примерная тематика и ролевое сопровождение сюжетно - ролевых игр - ситуаций

Игры с куклой и игры в семью

• Знакомство с куклами.

• Кормление кукол.

• Купание.

• Укладывание спать.

• Куклы просыпаются.

• Куклы одеваются на прогулку.

• Обед для кукол (ассортимент блюд, сервировка стола).

7


• Кукла заболела.

• Комната для куклы.

• Новая кукла.

• Куклы идут в детский сад.

• Куклы отдыхают.

• Наши куклы: кукла-модница, кукла-чистюля, кукла-сладкоежка.

• Кукла встречает гостей.

• У куклы день рождения.

• Мама и дочка.

• Чья очередь гулять с собачкой?

• Бабушка приехала.

• Папа —хороший хозяин.

Роли. Мама (папа), ребенок (дочка, сынок), бабушка, дедушка, те­тя, дядя, братья, сестры, друзья, соседи.

Основные игровые действия и поведение. Кормить куклу — купать — укладывать спать; укладывать куклу спать —петь колыбельную — ка­чать — рассказывать сказки; кукла просыпается — встает — умывается — идет на прогулку; готовить кукле обед (завтрак, ужин) — кормить; оде­вать куклу на прогулку — гулять с ней; встречать гостей — провожать гостей; разговаривать по телефону — подзывать к телефону кого-ли­бо; ремонтировать кран.

Игры с машинами и другими транспортными средствами

• Машина едет по улице.

• Мойка машины.

• Ремонт машины.

• Заправка машины.

• Разные машины (грузовые, легковые, подъемный кран, автобус,
трактор и др.).

• Легковая машина (скорая помошь, такси, маршрутка) везет гос­
тя (больного, пассажира).

• Грузовая машина везет груз.

• Подъемный кран работает на стройке.

• Трактор работает в поле.

• Самосвал выгружает кирпичи.

 

• Продуктовая машина везет продукты.
•Автобус везет пассажиров.

• Паровоз (поезд) едет в город (везет детей на дачу).

• Железная дорога.

• Самолет летит.

• Летчики готовы к полету.

• Корабль (пароход) плывет.

• Кто шофер?

• 8


 


Роли. Шофер, пассажир, строитель, работники магазина, детско­го сада, больницы, бензозаправки, машинист, летчик, капитан, трак­торист, кассир, кондуктор, грузчик.

Основные игровые действия и поведение. Машину нагружают гру­зом — машина везет груз — машину разгружают; в кузов самосвала наг­ружают груз с помощью крана — самосвал разгружают; пассажиры вхо­дят в автобус — выходят из автобуса на остановках; машину осматривают — ремонтируют; подъемный кран привозит плиты — под­нимает—опускает; самолет заводит мотор — поднимается — летит — опускается на аэродром; машина заводится — едет; машину моют из шланга —вытирают; едет поезд (паровоз, автобус);

Игры в магазин

• Булочная (хлебный магазин).

• Овощной магазин (палатка).

• Мясной, колбасный магазины.

• Бочка (палатка) с квасом.

• Магазин одежды.

• Обувной магазин.

• Мебельный магазин.

• Магазин посуды.

• Диалоги у прилавка.

• Кукла выбирает товар.

• Новые товары.

• Вежливый продавец.

Роли. Покупатель, продавец, грузчик, шофер. Основные игровые действия и поведение. Привозить товар — разгру­жать— взвешивать; выбирать товар — покупать; вступать в диалог.

Игры в больницу

• Прием в кабинете врача.

9

 


• Работа процедурного кабинета.

• Работа физиокабинета.

• Аптека.

• В травмопункте.

• Вызов врача на дом.

• Стоматологический кабинет.

Роли. Врач (доктор), больной (пациент), медсестра, аптекарь (фар­мацевт, продавец).

Основные игровые действия и поведение. Осматривать больного (слу­шать, ставить градусник)—лечить (давать лекарство; лечить уши, зу­бы), делать уколы (прививки).

Игры в мастерскую

• Ателье.

• Ремонт одежды, обуви.

• Ремонт машин и механизмов (телевизоров, холодильников).

• Изготовление инструментов, приспособлений (замков, ключей).

• Изготовление мебели.

Роли. Мастер, клиент, столяр, плотник.

Основные игровые действия и поведение. Привозить в ремонт —ре­монтировать (стучать, шить, кроить, сметывать, примерять, снимать колесо, включать).

Игры в парикмахерскую

• Стрижка волос.

• Прически.

• Маникюр.

• Новые услуги.

• Ассортимент средств.

Роли. Мастер (парикмахер, мастер по маникюру).

Основные игровые действия и поведение. Мыть голову мылом (шам­пунем) — вытирать; причесывать — стричь — смотреться в зеркало — рас­чесывать волосы; красить ногти лаком; делать массаж; красить воло­сы; выбирать новое средство для волос (ногтей, кожи лица и рук).

Игры в почту

• Работа почтальона (почтальон разносит письма и телеграммы).

• Действия клиента (отправление посылок, писем и телеграмм по
почте).

Роли. Почтальон, работники почты, клиенты.

Основные игровые действия и поведение. Писать письма, собирать по­сылки—относить на почту; получать письма (телеграммы, посылки) — читать (рассматривать содержимое); приносить почту—раздавать письма.

10


Игры в семью

Игра-ситуация «Мама пришла с работы»

Методика проведения. Воспитатель играет роль мамы. Мама при­ходит с работы и видит, что ее никто не встречает.

Воспитатель. Ох, как много сегодня было работы! Наконец-то я дома. Зашла по дороге в магазин, купила продукты. Сумка тяже­лая-тяжелая. (Поднимает сумку.) Где мои дети? Вот если бы они ме­ня встретили, то не так тяжело мне было бы. (Если никто из детей не подходит, то воспитатель вовлекает их в игру прямым обращени­ем.) Ребята! Кто мне поможет? Вот Лешенька-сыночек пришел. По­можешь мне? (Дает ему сумку.) Вот Лиза-дочка пришла, помогай бра­тику, вынимай продукты. Я купила капусту, хотела щи сварить, но не знаю, может, лучше солянку сделать, как вы думаетет? Солянку? Тог­да давайте будем рубить капусту ножом. Лиза, клади порубленную ка­пусту на сковороду, будем ее тушить. Закрыла крышкой? А у меня еще тесто есть. Кто мне вареники поможет делать? Оля? Иди, будем лепить вареники. Какие вареники вы любите, дети? (С вишнями.) Я то­же с вишнями люблю. Кладите побольше ягод. Получилось? Варени­ки готовы? Попробуй, Оля, только не обожгись. Теперь можно нес­ти посуду. Пора за стол! (Все усаживаются за стол, обедают.) Солянка хороша! А вареники вкусные? Молодцы, мои детки, всей семьей приго­товили обед.

Игра-ситуация «У меня зазвонил телефон»

Методика проведения. Имитируется звонок телефона. Воспитатель берет трубку и проводит односторонний разговор.

Воспитатель. Да, я вас слушаю. Добрый день. К сожалению, сегодня моей старшей дочки нет дома, она уже ушла. Что ей пере­дать? Хорошо, передам, спасибо. До свидания.

16


Вот моя дочка, попрошу ее мне помочь. (Обращаясь к девочке.) Оля, как только придет твоя старшая сестра, передай ей, пожалуйс­та, что ей звонили подружки. Они приглашают ее в кино. Уже купи­ли билеты. Ты знаешь, куда пошла твоя сестра? Не знаешь? Может быть, в парикмахерскую или на почту? Я просила ее послать бабуш­ке телеграмму. (Ребенок выбирает вариант ответа.)

А вот и она. (Подошедшей поближе девочке.) Лена, ты —старшая сестра? Тогда спроси у Оли, кто тебе звонил? (Оля выполняет пору­чение.) Лена, а ты не хочешь позвонить подружкам и спросить, во сколько начинается кино? В семь? Уже шесть часов. Пора собирать­ся, ты можешь опоздать.

Игра-ситуация «Чья очередь гулять с Тузиком?»

Методика проведения. Педагог подходит к игрушечной собачке.

Воспитатель. Тузик, ты проснулся? Что ты лаешь? Ага, на про­гулку зовешь! Надо маленькой собачке погулять, воздухом подышать, побегать, попрыгать. Как ты умеешь прыгать? (Собачка лает и пры­гает.) Молодец, дам тебе котлетку. Кто же с тобой пойдет гулять? Я иду на работу. (Спрашивает у детей.) Чья очередь гулять с Тузиком? Ми­ша пойдет. Миша, куда пойдешь гулять с собакой? На стадион или к речке? Не забудь взять поводок, а то Тузик может убежать. (Ребенок идет гулять с собачкой.)

Скоро Миша приведет с прогулки Тузика. Вот они идут. Ну, Ми­ша, как дела, все в порядке? Где вы гуляли? (На стадионе.) Что там делал Тузик? Ты с ним бегал? А через препятствия Тузик прыгал? А по­том куда пошли? (На речку.) Ты купался? А Тузик? Он умеет плавать? Покажи. Как он плавал. Хорошо прошла прогулка. Теперь можно мыться. Миша, лапы у собачки грязные? Надо бы помыть, только во­ду сделай не слишком горячую. Теперь Тузик чистый. Иди, Тузик, Ле­на тебя покормит. Лена, чем можно покормить Тузика? Ты посмотре­ла, что есть в холодильнике? Сосиски? Дай ему сосиски. Тузик наелся, пошел спать.

Игра-ситуация «Бабушка приехала»

Методика проведения. Дети играют в дочки-матери. Воспитатель вводит в игру новый персонаж.

Воспитатель. Кажется, я слышу звонок в дверь! Кто это? Это же бабушка! (Воспитатель надевает шаль и предстает в роли бабуш­ки.) Здравствуйте, внучата! Я к вам в гости! (Дети здороваются.) Еха­ла так долго. Очень устала, присесть бы мне... (Дети усаживают ба­бушку.) Вот спасибо, милые внучата. Я и не знала, что вы такие

17


отзывчивые, добрые. Любите свою бабушку? Дайте я посмотрю на вас. Какой ты, Миша, стал большой. Ходишь в детский сад? Чем вы за­нимаетесь в детском саду? (Ребенок рассказывает.) А ты, Кристина, что сейчас делаешь? Рисуешь? Покажи, пожалуйста, что ты нарисо­вала. Очень красиво. Дети, я так долго ехала, что проголодалась. (Вос­питатель ждет, пока дети догадаются предложить еду. Если они мол­чат, то побуждает их к этому.) Кристина, а чем это так вкусно пахнет? Что у тебя в кастрюльке? Суп? А какой, гороховый или перловый? Перловый? Я люблю перловый суп. Налей попробовать. Очень вкус­но. Ты, Кристина, хорошая хозяйка. А ты, Миша, что сварил? Что у тебя в сковороде? Котлеты? Давайте вместе пообедаем. (Все садятся за стол).

Игра-ситуация «Папа—хороший хозяин»

Методика проведения. Дети играют в дочки-матери, но не принимают в игру мальчиков.

Воспитатель (обращается к девочке-маме). Мама, я твоя ста­ршая дочка. А ты моя мама? Мама, дай мне, пожалуйста, поесть. (Ма­ма кормит дочку.) Мама, у нас сломался кран. Вода льется. Что де­лать? Мастера нельзя вызвать — сегодня выходной день. А где наш папа? Может, он починит кран? (Показывает на стоящего рядом мальчика.) Папа, помоги нам. (Если мальчик охотно вовлекается в игру, то он и становится папой. Если нет, то воспитатель привлекает другого маль­чика.) А, ты не папа? А кто? Летчик? Тогда извини. А нам нужен па­па. Вот наш папа. (Другому мальчику.) Папа, пойдем, почини, пожа­луйста, кран. Ты умеешь? (Маме.) Мама, у папы есть слесарный набор: гаечный ключ, болты, насадки. Сейчас папа починит кран. Папа, ты чинишь? Что это у тебя? Вот и починил. Молодец, быстро справился.

Пойду спрошу сестренку. Лиза, у нас больше ничего не сломалось? Сломался стул. Лиза, ты знаешь, какой у нас папа молодец, он все может починить. Попроси его, и он починит. Папа, а мой братик то­же будущий мужчина, и он будет у тебя учиться. Сережа, иди помо­ги папе стул отремонтировать.

Вот молодцы. Настоящие мастера. Мама, что ты скажешь? Мас­теров надо покормить. Они заслужили.

Игра-ситуация «Что у нас на обед?»

Методика проведения. Воспитатель берет на себя роль мамы.

Воспитатель. Сегодня в нашей семье праздник. У дедушки день рождения. На обед придут гости. Соберемся за общим столом. Что приготовить на обед? Сначала надо сходить в магазин. Было бы хо-

18


рошо, если бы мои дети мне помогли. (Дети подходят к маме.) Вы мои дети? Хорошо, детки, вовремя пришли. Я как раз собиралась ид­ти в магазин. Вы знаете, что у нашего дедушки сегодня день рожде­ния? Что будем готовить? (Суп.) А еще? (Салат, торт, компот.) Хо­рошо. Кто пойдет в магазин? Вот тебе, Ира, сумка. Купи капусты на щи. А ты, Сережа, купи хлеба. А ты, Кира, принеси муки, будем печь торт. А ты, Злата, купи овощей на салат. (Дети уходят в магазин.)

Пришли? Давайте выкладывать продукты. Что у тебя, Ира? (Ка­ пуста.) У тебя, Сережа? (Хлеб.) У тебя, Кира? (Мука.) У тебя, Злата? (Овощи.)

Давайте готовить. Кто будет овощи мыть? Девочки, вымойте. Ира и Кира, сварите щи. Мы с Сережей будем резать хлеб. Злата, возьми, пожалуйста, овощи и порежь их. У тебя есть нож? Какие у тебя ово­щи? Помидоры, огурцы. А сладкий перец будешь класть в салат? По­ложи, будет вкусно.

Сережа, какой ты купил хлеб, белый или черный? Я забыла, что нет белого. Миша, помоги нам, у нашего дедушки день рождения. Мы те­бя приглашаем в гости. Пожалуйста, сходи в булочную. (Мальчик идет за хлебом.) Вот спасибо. Ты не спешишь? Тогда помоги, пожалуйста, Сереже резать хлеб. Белый хлеб выкладывайте на отдельную тарелку.

Как у нас дела? Кира и Ира, щи готовы? Вы их посолили? А пе­рец нужен? Если надо, то добавьте. Теперь посмотрим, что мы сдела­ли. Хлеб порезали. Салат готов. Что еще? Забыли про торт. Миша и Оля, замесите тесто. Злата, давай с тобой сделаем крем. Надо яйца с сахаром взбить. Готово. Теперь —в печь. Украсим торт вишней. Все готово? Дети, мы закончили приготовления. Что у нас получилось? Что у тебя, Ира? (Щи.) У тебя, Сережа? (Красиво нарезан хлеб.) У те­бя, Злата? (Салат.) У вас, Миша и Оля, готов торт. Тогда можно на­лить компот, его не надо варить, он уже в холодильнике. Возьми, Оля. Давайте накроем на стол. Скоро придут гости.

Игра-ситуация «Мамы укладывают детей спать»

Методика проведения. Девочки играют с куклами. Воспитатель под­ходит к одной из «мам».

Воспитатель. Спой своей дочке песенку. (Ребенок баюкает куклу.) Мне нравится твоя песенка. Кто еще к маме пойдет слушать песенки? (Девочкам.) Лиза, Катя, идите послушайте, какая красивая песенка. Вы тоже хотите спать? Уже поздно, завтра нужно рано вста­вать, идти в детский сад. Пора ложиться в кровать. Попросите маму, она и вам споет колыбельную песенку. (Поет.) Баю-баю-баю, дочку я качаю. Мама, спой им песенку. Это тоже твои дочки. (Дочкам.) Вы дочки? Идите к маме. Мама, они хотят спать.

19


Лена —тоже мама. Лена, ты —мама? Как ты укладываешь своих деток? Вот так качаешь: баю-баю-баю, дочку я качаю. (Качает кукол.) Смотри, твои дочки заснули. Сейчас у всех мам дочки спят.

Игры в магазин

Игра-ситуация «В супермаркете»

Методика проведения. Воспитатель объявляет детям, что открылся новый супермаркет. В нем можно купить любые продукты. Воспита­тель на глазах детей обустраивает место для работы нового магазина: строит прилавки, раскладывает продукты, устанавливает весы. Дети подходят к прилавкам, берут в корзины товар и подходят к кассе. Вос­питатель объясняет, что он играет роль кассира.

Кассир. Что у вас в корзине? Я буду пробивать чек, а вы назы­вайте товар.

Дети подходят по одному, показывают и назвают купленный про­дукт.

Кассир. Уважаемый покупатель, это у вас творог? Давайте, я его упакую, чтобы было удобнее. Вот так. С вас сто рублей. Возьмите сда­чу. Приходите к нам еще.

Дети поочередно вступают в диалог с кассиром, складывают по­купки в сумки и уходят.

26



Игра-ситуация «У прилавка»

Методика проведения. Воспитатель подключается к играющим в про­давцов детям, выступает в роли покупателя и побуждает детей к ди­алогу.

Покупатель. Уважаемый продавец, взвесьте мне, пожалуйста, колбасы. Скажите, она свежая?

Продавец. Да.

Покупатель. Моя дочка очень любит жареную колбасу и надо, чтобы колбаса была только свежей. А ветчина у вас есть?

Продавец. Нет.

Покупатель. А вчера ветчина была! Мне очень нужна ветчина, потому что моя кошка любит ветчину. Когда же вы ее привезете?

Продавец. Завтра.

Покупатель. Тогда я приду завтра. А когда приходить, с утра или в обед?

Продавец. С утра.

Покупатель. С утра машина привозит продукты? И ветчину при­везет?

Продавец. Да.

Покупатель. Спасибо. До свидания.

Продавец. До свидания.

Игра-ситуация «Кукла Катя выбирает новую кофточку»

Методика проведения. Воспитатель выступает в роли мамы куклы Кати. Спрашивает у мальчика, почему его мишка босой, и предлага­ет вместе с детьми (игрушками) отправиться в новый магазин обуви. Воспитатель обращается к девочкам, играющим рядом, как к продав­цам этого магазина, вовлекает их в игру.

Воспитатель. Девочки-продавцы, вы сможете подобрать Саши­ному мишке хорошие ботинки?

Продавцы. Сможем.

Воспитатель. Папа Саша вам скажет, что ему нужно.

Саша объясняет продавцам, какие ботинки нужны. При этом де­ти сами вступают в диалог.

Воспитатель (Саше). Вот видишь, я говорила, что это хороший магазин. Продавцы здесь могут товар упаковать.

Девочки-продавцы упаковывают товар.

Воспитатель (продавцам). А я к вам пришла с просьбой: под­берите, пожалуйста, новую кофточку моей дочке. Ей нужна кофточ­ка из шелка. У вас есть шелковые кофты?

Продавцы. Есть.


27


Воспитатель. Принесите, пожалуйста.

Продавцы приносят кофту (воображаемый предмет).

Воспитатель (кукле). Катя, тебе нравится? (Продавцам.) Нет, она ей мала. Подберите шелковую кофту размером побольше. Если можно, красную. У вас есть шелковые красные кофты?

Продавцы. Есть.

Продавцы предлагают кофточку по размеру. Покупатель оплачи­вает товар.

.Воспитатель. Вот спасибо, мы с Катей купили красивую коф­точку. До свидания.

Игра-ситуация «Новые товары»

Методика проведения. Воспитатель подходит к играющему ребенку и приглашает его в магазин бытовой техники. Воспитатель выступает в роли продавца и рекламирует товар, показывает мясорубки, соковы­жималки, утюги; побуждает детей к диалогу, заинтересовывая товаром.

Воспитатель. Кому нужны соковыжималки? У нас можно ку­пить отличные соковыжималки. Вы знаете, что могут делать соковы­жималки? (Дети и воспитатель выясняют, какие соки можно получить с помощью соковыжималок.) Оля, твоя дочка любит соки? Какой сок она любит? Тогда покупай соковыжималку. У вас всегда будет свежий сок. Миша, твой сынок зайка любит морковный сок. Он очень поле­зен детям. От него быстро растут. Ты будешь покупать соковыжимал­ку? А вот хорошие утюги! Хозяйки, покупайте утюги! Лиза, ты хоте­ла погладить кукле платье. Приходи за утюгом.

Дети постепенно вовлекаются в игру. Увлеченные предложенным предметом, они обыгрывают его свойства в игре: гладят белье, выжи­мают сок, прокручивают мясо. Воспитатель может выступать в роли покупателя, привлекая в качестве продавцов детей, которые продают товар другим покупателям.

Игра-ситуация «Вежливый продавец»

Методика проведения. Воспитатель приходит с дочкой (куклой) в магазин.

Воспитатель. Катя, что ты хочешь? Халвы? Продавец ушел на склад, сейчас принесет халву. (Ждет.) Где же продавец, моя дочка ско­ро будет плакать. Оля, ты продавец? Взвесь нам, пожалуйста, килог­рамм халвы. Спасибо. Скажи, ты давно работаешь продавцом? Тебе нра­вится? Продавец всегда вежлив с покупателями, говорит им «спасибо за покупку», «приходите еще». Он умеет взвешивать товар, упаковывать его, правильно дает сдачу, пробивает чек. Покупатели любят вежливых

28


продавцов. Дай мне еще конфет, пожалуйста. Спасибо. За этим прилав­ком нет продавца. Это какой отдел, что здесь продают? Макароны? Кто мне взвесит макароны? Ты, Женя? Взвесь мне, пожалуйста, макарон и вермишели. Как ты будешь взвешивать макароны? Положишь их в па­кет или они уже упакованы в коробку?

Воспитатель привлекает на роли продавцов и покупателей всех же­лающих детей. Побуждает детей использовать в игре предметы-замести­тели, природный и полифункциональный материал. Можно играть в спе­циализированные магазины («Овощи», «Хлеб», Обувь», «Мебель» и др.).

а

Игры в больницу

Игра-ситуация «В травматологическом пункте»

Методика проведения. Воспитатель приносит лисичку с перевязан­ной лапой.

Воспитатель (лисичке). Бедная лисичка, потерпи, мы уже приш­ли. Это больница. Скоро придет доктор. (Обращается к ребенку.) Вы случайно не доктор? А кто тут доктор? Мне срочно нужен доктор. Помогите, спасите лисичку! (Дети отзываются на зов о помощи.) (Ре­бенку, стоящему рядом.) Доктор, у вас есть трубка? Послушайте боль­ную лисичку. Она еле дышит. Вы будете расспрашивать ее, что с ней случилось? Лисичка расскажет вам.

Лисичка (игрушка). Я бегала по лесу, играла со своими подруж­ками-лисичками в прятки и не заметила корягу. Споткнулась об нее и упала. Доктор, помогите, лапка болит.

Ребенок-доктор осматривает лапу, лечит. Одновременно могут ра­ботать несколько докторов. Воспитатель тоже обращается к ребенку-доктору и просит его полечить. Потом приглашает на лечение других детей с их игрушками-детьми. Так он вовлекает ребят в диалог, и они действуют как партнеры.

Игра-ситуация «Вызов на дом»

Методика проведения. Воспитатель просит ребенка позвонить по телефону, вызвать к Буратино доктора. Он наелся мороженого и за­болел. Воспитатель побуждает кого-либо из ребят выступить в роли доктора. (Дети могут играть роли поочередно или выступать как бри­гада скорой помощи.)

Воспитатель. Доктор, что делать, как лечить Буратино? Может быть, у вас есть микстуры или таблетки от простуды? (Доктор дает таб­летки.) Скажите, доктор, как принимать таблетки? Утром или вечером? Спасибо, теперь Буратино обязательно поправится. (Обращается к ря-

29


дом стоящему ребенку.) Вы — помощник доктора? (Доктору.) А ваш по­мощник, доктор, тоже будет лечить Буратино? Он сделает ему укол? (Помощнику.) А у вас есть шприц? (Буратино.) Буратино, потерпи нем­ного, помощник доктора сделает тебе укол, и ты будешь спать.

Игра-ситуация «Процедурный кабинет»

Методика проведения. Воспитатель надевает белый колпак, повя­зывает на руку повязку с красным крестом и играет роль медсестры.

Воспитатель. Я — медицинская сестра. Буду делать уколы. Ко­му доктор прописал уколы, подходите. Я пока приготовлю шприцы. (Выкладывает «шприцы» —предметы-заместители.) Кто следующий? Больные, проходите на уколы! Не бойтесь, я делаю уколы не больно. (Обращается к игрушке.) Мишка, где твой папа, зови его. Пора де­лать укол. (Воспитатель дает ребенку мишку и делает укол.) Кто сле­дующий? Лена, твоя дочка кашляет, врач прописал уколы. Проходи­те, я жду. (Дети приходят с игрушками к медсестре.) У меня образовалась целая очередь пациентов. Больные, проходите, пожалуйста, по очере­ди. Я одна не справляюсь. Мне нужна помощь. Надо пригласить ме­дицинских сестер из других кабинетов. Где же они? (Приглашает де­вочек.) Катя и Лера, вы — медицинские сестры. Будете мыть руки? Вот больные ждут, надо им сделать уколы. А я пойду домой —моя смена кончилась. (Дети продолжают игру.)

Игра-ситуация «У зубного врача»

Методика проведения. Воспитатель подключается к игре детей в роли дочки и говорит своей маме (девочке), что у нее болят зубы. По­буждает девочку отвести свою дочку к зубному врачу. К роли врача можно привлечь другого ребенка. Воспитатель напоминает врачу, что у него есть белый халат. Зубной врач надевает халат и осматривает больного. Воспитатель задает наводящие вопросы: «Нашел ли доктор больной зуб? Будут ли использовать лекарства? Можно ли завязать щеку? И так далее».

Воспитатель подключает к игре других ребят в качестве больных и врачей. Дети могут лечить игрушки и друг друга.

Игры в мастерскую

Игра-ситуация «Ателье по пошиву одежды»

Методика проведения. Воспитатель показывает детям свое платье и говорит, что его сшили в ателье. В ателье всем, кто пожелает, шь-

30


ют платья. Воспитатель обращает внимание ребят на старое платье куклы Дины, предлагает ей пойти в ателье и сшить новое платье. За­тем спрашивает у ребят, не хотят ли они сделать своим куклам об­новки. Все вместе идут в ателье. Воспитатель-закройщик проводит ролевой диалог с клиентами ателье. Сначала дается образец игры с куклой.

Закройщик (кукле). Дина, я вижу, что тебе нужно новое платье. Какое платье ты хочешь? (Показывает материал.) Ты выбираешь вот такое, в горошек? Я возьму ленту и измерю, сколько надо материа­ла. Теперь подожди, скоро твое платье будет готово. Кто следующий? Кто хочет сшить новую одежду?

Ребенок (с куклой). Я.

Закройщик. Что ты будешь шить?

Ребенок. Платье.

Закройщик. Для кого?

Ребенок. Для куклы Риты.

Закройщик. Выбирай материал.

Ребенок. В горошек.

Закройщик. Я сниму мерку и сошью твоей Рите платье.

Дети с куклами садятся на диван и ждут. Выходит закройщик и выносит новые платья для кукол. Дети примеряют куклам обновки.

Игра-ситуация «Ремонт обуви»

Методика проведения. Воспитатель приносит в группу туфли и го­ворит: «У туфель сломались каблуки. Что делать? Кто может почи­нить?» Подходит к мальчику.

Воспитатель. Гриша, ты —мастер? Сможешь починить туфли? Мне не в чем ходить. Я шла, споткнулась, и каблуки сломались. По­чини, пожалуйста, туфли. У тебя есть молоток, гвозди? Как ты бу­дешь чинить? Постучишь молотком, прибьешь гвоздик? Вот так. Смот­рите, ребята, Гриша починил мои туфли, я теперь снова могу их носить (Надевает туфли.) Дети, кому надо ремонтировать обувь, подходите, у нас появился хороший мастер. Он умеет подбивать каблуки, сши­вать кожу.

Воспитатель побуждает детей нести обувь в ремонт.

Игра-ситуация «Ремонт машин»

Методика проведения. Воспитатель подходит к играющим в маши­ны детям и помогает им обогатить игру.

Воспитатель. Денис, у твоей машины, кажется, спустилось ко­лесо. Не хочешь позвать мастера? Ты сам сможешь поменять колесо?

31


Молодец. Только одному неудобно, хочешь, я тебе помогу, или мо­жешь позвать кого-нибудь из водителей. Они сейчас отдыхают, обе­дают. (Подходит к мальчикам.) Водители, вы отдыхаете? Уже пообе­дали? Там вас Денис зовет. Денис, объясни, что у тебя с колесом. (Денис объясняет.) Если только колесо спустилось, то можно самим поменять. А если еще и дверца не работает, то можно съездить в ре­монтную мастерскую —в автосервис. Поедете ремонтировать или са­ми будете делать? Сами. Тогда надо брать инструменты. Они у вас есть? Хорошо. Я тоже у своей машины колесо меняла. Сначала надо его снять. Потом поставить новое. Дети ремонтируют свои машины.

Игры в парикмахерскую

Игра-ситуация «Красивая стрижка»

Методика проведения. Воспитатель берет расческу и проводит ей по волосам.

Воспитатель. У меня сегодня волосы плохо причесаны. Надо сделать новую прическу. Пойду в парикмахерскую. (Подходит к де­вочке, играющей в уголке парикмахера.) Марина, ты — парикмахер? Сделай мне, пожалуйста, прическу. Я хочу, чтобы волосы были кра­сиво причесаны. Можно помыть их шампунем. (Моет.) А красить бу­дешь? Покрась мне волосы краской, чтобы они были темные. Мне идут темные волосы. (Красит.) А теперь я пойду подставлю волосы под большой фен, пусть сушатся. (Делает соответствующие движе­ния.) Все, волосы высохли. (Обращается к девочке-парикмахеру.) Мас­тер, причешите меня, пожалуйста. Вот спасибо. Погляжусь в зерка­ло — очень красиво! (Детям.) Кто еще хочет сделать прическу? Приходите в мастерскую, тут работает хороший мастер. Надо, что бы мастеров было побольше, а то придется всем долго стоять в очереди. Оля, твоя дочка будет делать прическу? Лиза, приходи стричься. (Игра продол­жается.)

Игра-ситуация «Привезли новые шампуни»

Методика проведения. Воспитатель берет шампунь и говорит, что в парикмахерскую привезли новые шампуни, которые делают волосы мягкими. Дети по одному подходят к воспитателю, исполняющему роль парикмахера, и он «моет» им волосы новыми шампунями.

Дети приводят своих кукол стричься. Воспитатель показывает, как он действует с ножницами (воображаемый предмет), с расчес­кой, как моет волосы клиентам, укладывает прическу.

32


Игра-ситуация «Стрижка для собачки»

Методика проведения. Педагог приносит игрушечную собачку с бан­тиком и говорит, что собачки тоже ходят к парикмахеру. Воспитатель-парикмахер сажает собачку на кресло и стрижет ее. Затем приглашает детей с их питомцами в парикмахерскую. Каждый ребенок сообщает мастеру, какую прическу нужно сделать. Педагог просит хозяев ласко­во поговорить со своими животными, чтобы те не боялись стричься.

Игры в почту

Игра-ситуация «Поздравим маму»

Методика проведения. Воспитатель показывает детям телеграмму и говорит, что приходил почтальон и принес ее. Читает телеграмму, в которой дочка воспитателя поздравляет ее с праздником 8 Марта и желает здоровья и счастья. Воспитатель спрашивает детей, не хотят ли они отправить своим мамам к празднику телеграммы.

Воспитатель. Танечка у нас почтальон. Таня, ты — почтальон? А у тебя есть сумка? В этой сумке настоящий почтальон всегда но­сит телеграммы. Ты возьмешь у ребяток телеграммы? Дети поздрав­ляют своих мам. Отнеси телеграммы по домам. Почтальон приходит к мамам домой, стучит в дверь и дает телеграмму. Я — мама, и я то­же хочу получить телеграмму. Почтальон, скажите, а для меня у вас есть еще телеграмма? Есть! Мой сынок поздравил меня! Почитаю, что он пишет: «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с праздником 8 Мар­та». Спасибо почтальону за почту.

Игра-ситуация «Посылка для мишек»

Методика проведения. Воспитатель приносит посылку и показыва­ет детям, что в ней лежат носки.

Воспитатель (воспитатель играет роль работника почты). Се­годня на почту пришла Оля. Она хочет отправить посылку. Для кого посылка? Для бабушки? Что ты кладешь в посылку? Варежки? Ба­бушка будет довольна, у нее не замерзнут руки в холодную погоду. Положу варежки в посылку, упакую, напишу адрес и отправлю поч­ту самолетом. Он быстро посылку доставит. Дети, давайте пошлем ко­му-нибудь посылку. Кому? Может, мишкам. Они весной просыпают­ся после зимнего сна голодные. Давайте пошлем им что-нибудь вкусное. Что? (Дети предлагают варианты.) Пошлем им банку сгущенного мо­лока, им понравится, ведь мишки любят сладкое.

Воспитатель упаковывает посылку.

33



Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.163 с.