Влияние наказания и поощрения на развитие ребенка. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Влияние наказания и поощрения на развитие ребенка.

2021-06-23 29
Влияние наказания и поощрения на развитие ребенка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Физические наказания недопустимы в отношении ребенка. На самом деле воспитательное воздействие на ребенка оказывает не сам факт наказания, а эмоциональная реакция родителей на проступок. Эту реакцию можно выразить разными способами, не прибегая к физическому наказанию.

В психологии существует научная школа, которая занимается проблемами поведения (бихевиоризм). Психологи этой школы считают, что наказания служат для прерывания нежелательного поведения, а поощрения — для подкрепления желательного поведения.

Бихевиористы — психологи, занимающиеся изучением поведения, считали, что:

• Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действеннее. При этом поощрения не должны восприниматься как подарок ко дню рождения (его все равно получишь). Чтобы поощрения выполняли свою функцию (закрепляли положительное для родителя поведение ребенка), они должны быть четко увязаны с действиями ребенка. Неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждую пятерку теряет свою роль «быть поощрением».

• Наказание должно быть значимо для ребенка, иначе оно теряет смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения. Если ребенка наказывают, оставляя дома, а он при этом и не хотел идти в гости, то вряд ли это событие можно считать наказанием.

• Ребенок может принимать участие в вопросах выбора поощрений и наказаний. Дети подчас бывают очень справедливы в поиске подходящего

Воспитание ребенка практически невозможно без каких-либо форм наказания и поощрения. Существуют меры наказания, которые хотя и способствуют временному достижению поставленной цели, обеспечивая желательный результат, в то же самое время причиняют ребенку тяжелый ущерб развитию его личности. Поэтому наказание всегда должно быть адекватным и своевременным, закрепляясь при этом той или иной формой поощрения.

Существует несколько видов наказания. Первое - родители просто лишают детей своего внимания и любви, и второе - родители строят наказание на болевых ощущениях и страхах детей.

Например, когда ребенок провинился, мы, не разговаривая с ним, отправляем его в другую комнату или просто без объяснения ставим в угол – подразумевая этим лишение общения с собой (обижаясь за то, что он нас ослушался). Или же, если ребенок сделал проступок, мы просто наказываем его физически — ремнем, даже не выслушав и не попытавшись понять его мотивы.

Но являются ли выходом такие меры, и если мы вместе придем к выводу, что нет, тогда встает обычный вопрос: «Что делать?».

Большинство родителей используют наказание, как одно из средств, которое может заставить заплатить ребенка, за его проступок. Хотя целью наказания должно являться решение данной проблемы для будущего.

Существует несколько правил, как помочь ребенку избежать наказания:

1. Не ставить перед ребенком задачу, которую бы он не смог выполнить (или Вы знаете, что он её не выполнит).

Если вы знаете, что ребенок не сделал уроки (как бывает обычно), то придя домой не стоит задавать ему этот вопрос, заранее зная, что он солжет. Можно просто спросить: «Когда я смогу проверить, правильно ли ты сделал математику?», заранее предупредив о том, что скоро придется проверять и давая дополнительное время на выполнение уроков.

2. Не провоцировать!

Вы знаете, как долго ребенок ждал от Вас подарка, поэтому не стоит дарить его за пять минут до обеда, заранее зная, что он не справится со своими эмоциями и устроит Вам истерику, испортив обед всей семье. Можно немножко подождать и отдать попозже, чтобы ребенок вдоволь мог насладиться своей новой игрушкой.

3. Наказание должно быть «Здесь и сейчас», не стоит наказывать ребенка за те поступки, которые были 2 месяца назад, и тем более напоминать о них, мы должны сосредоточиться на будущем.

4. Ответственность - доверие. Возложите на ребенка ответственность, и он будет бояться потерять Ваше доверие.

Если Ваш ребенок вовремя не убирается в своей комнате, то можно с ним составить «Мирный договор», повесив его на видное место и не навязчиво о нем напоминать, например, «Я заметила, что комната не убрана, у тебя есть свободное время, ты мог бы сделать это сейчас?». Если ребенок отвечает отказом, то можно предложить ему альтернативу, чтобы он сам выбрал удобное для себя время, при этом иногда напоминая ему о договоре, показывая на часы или на разбросанные по комнате вещи. И если он наконец-то убрался в своей комнате, одобрите его действия.

5. Откровенность. Ребенок всегда видит, когда взрослые говорят правду. Будьте отрыты для ребенка и тогда он сможет Вам

6. Доведение дела до конца. Если родитель не отвечает за свои поступки, то почему ребенок должен это делать.

7. Мысль о наказании всегда сильнее самого наказания. Можно сказать ребенку «Иди в свою комнату, через 10 минут я тебя накажу», поверьте, эти десять минут для ребенка будут самым страшным наказанием, но через десять минут Вы обязательно должны зайти и предложить ребенку, например, самостоятельно выбрать для себя наказание.

Приложение 11.

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР, «вьетнамский синдром», «афганский синдром», «чеченский синдром») — психологическое состояние, которое возникает в результате психотравмирующих ситуаций, выходящих за пределы обычного человеческого опыта и угрожающих физической целостности субъекта или других людей. Отличается пролонгированным воздействием, имеет латентный период, и проявляется в период от шести месяцев до десяти лет и более после перенесения однократной или повторяющейся психологической травмы

Причины ПТСР

Травмирующие воздействия могут быть вызваны военными действиями, природными катастрофами, террористическими актами (например, взятием в заложники, насилием, пытками), изнасилованием, а также длительными и тяжёлыми болезнями или смертью близких людей. Во всех случаях психологическая травма является тяжёлой и вызывает переживание интенсивного страха, беспомощности и крайнего ужаса.

Клинические проявления

Течение ПТСР проявляется повторяющимся и навязчивым воспроизведением в сознании психотравмирующего события. При этом испытываемый пациентом стресс превышает тот, который он ощущал в момент собственно травмирующего события, и часто является чрезвычайно интенсивным переживанием, вызывающим мысли о суициде с целью прекратить приступ. Также характерны повторяющиеся кошмарные сны и флешбеки.

При этом пациент усиленно избегает мыслей, чувств или разговоров, связанных с травмой, а также действий, мест или людей, которые инициируют эти воспоминания. Характерна психогенная амнезия, пациент не способен воспроизвести в памяти психотравмирующее событие в подробностях. Имеет место также постоянная бдительность и состояние постоянного ожидания угрозы. Состояние часто осложняется соматическими расстройствами и заболеваниями — в основном со стороны нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и эндокринной систем.

Насилие – это физическое, психическое, социальное воздействие на человека со стороны другого человека, семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность или исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности.

4 вида насилия.

Физическое насилие- преднамеренное или неосторожное нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими- либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие или лишают жизни.

Сексуальное насилие над детьми- это вовлечение ребенка в действия с сексуальной окраской с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.

Эмоциональное (психическое) насилие- периодическое или постоянное психологическое воздействие родителей или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушению психического развития.

Пренебрежение нуждами ребенка- отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.

Жестокое обращение с детьми- это умышленное или неосторожное обращения или действия со стороны родителей/ лиц их заменяющих или других людей, которые привели к травмам, нарушении в развитии, смерти ребенка, либо угрожают правам и благополучию ребенка.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ГОРЯ.

Автор теории привязанности и разлуки Дж. Боулби обнаружил, что уже на второй половине первого года жизни ребенок испытывает страдание в ответ на насильственное отделение его от матери. Синдром реакций на разлуку с матерью проходит ряд типичных стадий. Протест, который заключается в энергичных попытках обрести вновь мать или человека, осуществляющего уход. Отчаяние, которое характеризуется горем и рыданиями. Отчуждение, которое заключается в развитии различного рода защиты с целью компенсировать утрату. Согласно Боулби, в фазе протеста доминирующая эмоция- страх, как реакция на одиночество. Когда страх уменьшается, младенец может выказывать гнев, упрек за то, что случилось, и протест против того, чтобы это случилось снова. Когда ребенок, пройдя через горе, доходит до завершающей фазы, он переориентирует привязанность на других людей.

В процессуальном плане детское горе проходит ряд стадий, так же как и взрослое: шок и оцепенение, отрицание, поиски, гнев, вина, страдание, реорганизация и завершение.

  Типично, утраты заставляют нас почувствовать злость или горе, или то и другое вместе. Эти чувства приводят к поведению, которое может быть неприятно, даже вредно и нам и окружающим. Детям и подросткам нужно помочь осознать, что их злость, вина и горе нормальны. Некоторые утраты естественны. Все мы переживаем утрату как часть жизни. Некоторые утраты мы ожидаем, они – “предсказуемы”. Другие неожиданны, они – ситуационны. Например, когда мы молоды, мы ожидаем, что вырастем и оставим родительский дом. Позднее, как наши родители, мы ожидаем, что наши дети вырастут и оставят дом. И мы ожидаем, что наши родители умрут, когда станут старыми.

   Когда эти события происходят, они доставляют нам горе, даже несмотря на то, что мы их ожидали как часть жизненного цикла. Но в некоторых случаях, даже хотя мы испытываем горе, мы можем получить облегчение. Некоторые родители хотят, чтобы их старшие дети покинули дом. Другие хотят, чтобы больные или страдающие старые родители не должны были продлевать эту боль. Таким образом, утраты могут сопровождаться не только горем, но также двусмысленным к ним отношением.

   Другие утраты не являются частью нормальной жизни. Например, люди, которые вступают в брак не ожидают, что брак закончится разводом. Большинство из нас ожидает, что у них будут дети, если мы этого хотим, и воспринимают бесплодие, как и развод, как неожиданную утрату.

   Мы не ожидаем серьезных заболеваний или травм, или потерю дома или работы. И мы не ожидаем расставания с нашими детьми, пока они не вырастут, мы также не ожидаем пережить их.

 Как ожидаемые утраты, так и неожиданные, являются частью жизни. Разница в том, как они переносятся. Некоторые могут справиться только с предполагаемыми утратами, другие справляются даже с неожиданными. У некоторых возникают трудности с утратами любого рода. Другие открывают, что опыт утраты – как предполагаемой, так непредсказуемой – делают их действительно сильнее. Люди из последней категории могут быть названы хозяевами утраты. [i] Они не только справляются с утратами в своей жизни, но часто у них достаточно силы, чтобы помочь другим в их утратах.

5 ситуаций описывают стадии горя, классифицированные Элизабет Кублер-Росс. Эти стадии возникают в отношении утраты как ценной вещи, так и значимых отношений с другим человеком

1 Шок \ отрицание

2 Примирение

3 Злость

4 Отчаяние

5 Разрешение ситуации или согласие с ней.

Путь через процесс горя.

  Важно знать о стадиях процесса горя, потому что этот процесс:

· Нормальная часть жизни большинства людей и, конечно, для детей и подростков в нашей службе;

· Влияет на чувства, которые, в свою очередь, влияют на поведение и

· Требует, чтобы приемные родители, и социальные работники работали вместе, чтобы помочь детям и подросткам справиться с чувствами и поведением, так, чтобы они наилучшим образом могли использовать опыт приемной семьи или родителей.

Первая категория включает чье-либо здоровье, обычно связанное с травмой или болезнью. Другая категория большей утраты включает временное или постоянное отделение от любимого человека, такое, как развод, смерть, или даже смена приемной службы. Третий вид утраты включает утрату самолюбия. Эта утрата обычно сопровождает остальные. Она может также встречаться, когда задеты наши чувства, или к нам относятся с пренебрежением или неуважением.

Когда случается значимая утрата, часто первой реакцией оказывается шок или отрицание.

О. Дети и подростки на стадии шока или отрицания в процессе горя могут:

· Выдавать ровные эмоции и не показывать или показывать лишь слегка, что они расстроены и опечалены. (Эта стадия иногда известна как первый медовый месяц).

· Показывать послушное поведение, могут стремиться быть довольными и готовыми к сотрудничеству, претендуя показать, что ничего по-настоящему плохого или страшного не произошло.

· Отказываться говорить о прошлом, настоящем или будущем

· Отказываться есть

· Иметь проблемы со сном

· Использовать ритмическое поведение, такое, как раскачивание, мастурбация, наступать на ноги, играть с прыгающим мячом или бить предметы в качестве эмоциональной разрядки

· Задавать повторные вопросы

· Цепляться за определенный предмет, особенно,если он символизирует их прежнюю семью

· Развивать настоящие или воображаемые болезни

· Быть подверженным травмам

· Чувствовать, что их украли или прогнали, особенно, если изъятие и помещение в службу внезапны, если ребенок слишком мал, чтобы понять и \ или, если у ребенка состояние украденного, что ограничивает способность понимать.

О. Дети и подростки на стадии шока или отрицания в процессе горя нуждаются в:

· Признании, что отсутствие внешнего выражения чувств не означает, что чувств нет. Взрослые могут помочь детям и подросткам выражать свои чувства, сказав:”Страшно жить в новом месте, но тебе здесь безопасно”, или ”Нормально чувствовать злость или грусть по поводу того, что с тобой случилось.”

· Информации о том, почему они переехали, что случилось с их родителями или братьями и сестрами, и когда они смогут их повидать, и информации о том, что случится. Например, “Твоя мама не могла заботиться о тебе, но это не потому, что ты сделал что-либо плохое,” “Твои братья и сестры в другой приемной службе и мы можем им позвонить”, “Ты останешься здесь, пока социальный работник и твоя мама будут придумывать план, как ты сможешь безопасно жить дома”, “Твоя приемная семья скучает по тебе, но у них все в порядке. Мы можем придумать, как повидать их”.

· Во времени, чтобы почувствовать себя в безопасности для еды и сна. Возможно, более частые, но маленькие порции еды могут помочь, или поход в магазин, чтобы составить меню. Ночник, сон с любимыми игрушками и чем-либо принесенным из дома, выбор новой пижамы и уверенность, что никто к ним не прикоснется, когда они находятся в их собственной кровати – или в любое другое время без их разрешения – может помочь им уснуть без проблем.

· В возможности подходящим способом использовать ритмическое поведение, как, например, игра в мяч, прыжки через веревку, просмотр телевизора в кресле-качалке, или выбор новой кассеты или записи для прослушивания.

· В постоянных ответах на повторяющиеся вопросы и уверенности, что то, что они спрашивают – нормально.

· В позволении держаться за любимую вещь, без того, чтобы ее мыть, убирать или складывать.

· В медицинском внимании к настоящим болезням и травмам, и уверении, что воображаемые болезни несерьезны.

· В близком наблюдении, чтобы избежать травм.

· В разрешении допускать ошибки

· В уверении, что их ценят и уважают и напоминании, что они в безопасности, с наибольшим количеством фактической информации, чтобы помочь понять ситуацию.

На пути в нашем процессе горя следующая стадия – соглашение. Эту стадию может быть тяжело распознать, потому что соглашение обычно проходит внутри.

Дети и подростки на стадии соглашения могут:

· Разговаривать сами с собой или вести воображаемые разговоры с родителями, другими членами семьи или с друзьями.

· Использовать неподходящее поведение как способ, чтобы их “выкинули” и послали куда они хотят (т.е. кровная семья, предыдущая приемная семья, воображаемая семья).

· Стараться быть “совершенными” или “хорошими”.

· Чувствовать вину, потому что они освободились от тяжелой ситуации или потому что они чувствуют себя причиной отделения.

Дети и подростки на стадии соглашения в процессе горя нуждаются:

· В регулярных возможностях поговорить и выразить свои чувства насчет своей кровной семьи, приемных родителей, друзей.

· В регулярном межличностном или другом подходящем контакте.

· В постоянных, не содержащих угрозы, поддерживающих напоминаниях, что не важно, что они делают, - их все равно не выгонят,- что это их дом, временно или постоянно.

· В разрешении выразить злость, грусть и чувство вины наравне с объяснением, что возможность вернуться домой, если они находятся в приемной службе, в первую очередь, зависит от поведения семьи, а не от их собственного.

· В разрешении чувствовать облегчение оттого, что они вне тяжелой или опасной ситуации и уверенность, что они сейчас в безопасности.

Вдобавок к этому, дети и подростки нуждаются в фактической и непредвзятой информации по поводу того, что с ними произошло, такой как: “Твоя мама не могла обеспечить твою безопасность, поэтому тебе нужно пожить с нами, приемной семьей, пока социальный работник и твоя мама будут придумывать план как вам безопасно жить вместе”. Или: “Детям нужно расти в семье, и мы – семья, где ты можешь расти в безопасности, где о тебе будут заботиться”.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.