Аналитическое обоснование реализации программы — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Аналитическое обоснование реализации программы

2021-06-23 35
Аналитическое обоснование реализации программы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пояснительная записка.

Мы часто полагаем, что изучив одного человека,

мы знаем, что могут представлять двое, поскольку

исходим из того, что «двое это один и еще один».

Мы забываем при этом, что нам необходимо также

понять, что такое «и».

Эддингтон.

Очевидно, что в нашем обществе имеется большое число детей с серьезными эмоциональными и поведенческими нарушениями. Во многих случаях причины проблем, имеющиеся у них, коренятся в дисфункциональности их семейного окружения. (Шефер Ч., Кери Л., 1994г.) Поскольку нарушения детской психики часто являются отражением переживаемых семьей проблем либо определенным образом связаны с их преодолением, необходимо рассматривать эти нарушения в контексте внутрисемейных отношений. Ребенок, по поводу которого родители обращаются к психологу, нередко играет очень важную роль в поддержании семейного гомеостаза и получении семьей необходимой для нее помощи. Это позволяет говорить о том, что дети выполняют в семье определенные «критические» функции.(Зильбах Д.,1986) Когда поведенческие и эмоциональные нарушения у ребенка являются вершиной «айсберга» или «входным билетом»; они нередко позволяют увидеть семейные проблемы. Ребенок с этими нарушениями может быть лишь небольшой «частью» семейных проблем. Поведенческие и эмоциональные нарушения у ребенка могут отражать его реакцию как наиболее здорового члена семьи на имеющиеся в ней проблемы. Также эти нарушения могут отражать проблемы, которые могут появиться в семье в будущем, тем самым помогая их раннему распознаванию и предупреждению. Имеющиеся у ребенка нарушения могут помочь в осознании особенностей взаимодействия членов семьи и внутрисемейной динамики. (Зильбах Д., Гордецки С., 2001)

Исходя из этого понятно, что коррекция детского поведения невозможна без коррекции внутрисемейных отношений. Поведение родителя играет ключевую роль в развитии ребенка. Если в семье кризис, связанный с переходом на новый жизненный цикл, невыполнением членами семьи семейных функций, родительской депривацией, заболеваниями, в том числе алкоголизмом и пр., семье необходима помощь специалистов в поиске ресурсов для преодоления кризиса.

Специалисты, консультирующие на различных уровнях в  ресурсном Центре  г. Арзамаса, сталкиваются с проблемой насилия в отношения ребенка довольно часто (20% от всего числа обратившихся за год на очное консультирование к специалистам отделения психолого – педагогической помощи). Семьи, самостоятельно не справляющиеся с кризисными моментами и обращающиеся в различные службы за помощью, имеют те или иные дисфункции. Чтобы помочь им, необходим комплекс доступных, действенных, грамотных мер.

Часто семьям необходимо длительное сопровождение, консультирование различных специалистов, в том числе детского и семейного психолога, педагога. Основной массе клиентов необходимо и достаточно определенного набора знаний и навыков, касающихся психолого – педагогических компетенций, для адекватного преодоления ситуации. Данная проблема в ЦСПСД решается с помощью групповой работы. Нами разработаны программы, направленные на решение задачи профилактики  семейного насилия.

Данная  программа разработана для семей, обратившихся в ЦСПСД в связи с проблемами в воспитании, не приносящими необходимого результата в изменении эмоциональных и поведенческих нарушений ребенка; угрозой применения насилия в отношении ребенка либо реальным применением насилия в качестве воспитательной меры. Назначение программы заключается в создании помогающей среды, позволяющей семьям группы риска, повысить психолого – педагогическую компетентность родителей, отработать навыки ненасильственного управления поведением ребенка.

Программа является социальным заказом учреждения исходящим из возможностей учреждения и потребностями клиентов. Написана на основе программы, вошедшей в технологию сопровождения семей группы риска, воспитывающих детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Переработана и модифицирована с привлечением материалов заведующей лабораторией психолого-социальных проблем профилактики безнадзорности и сиротства Московского психолого-педагогического университета Ослон В.Н. 

 

Концептуальные основы

В Англии в 1943 году впервые обратили внимание на то, что дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют различные отклонения в развитии. Шла война. И группа психологов под руководством А. Фрейд исследовали состояние детей в приютах и детских домах. Рене Шпитц заснял на пленку детей, которые получали от постоянно обслуживающего их человека достаточно физической заботы, но мало стимуляции и любви. Кадры, на которых были засняты эмоционально не подпитываемые, отстающие в развитии малыши, пустым взглядом смотрящие в камеру, драматически иллюстрировали разрушительные последствия лишения ребенка матери. Шпитц документально продемонстрировал нарушения инстинктивной жизни, интеллектуального и моторного развития у детей из приютов и показал, что в экстремальных случаях лишение матери приводит к смерти ребенка [Spitz, 1950].

Исследователь пришел к выводу, что эмоционально насыщенные отношения между матерью и ребенком стимулируют последнего, позволяют ему исследовать окружающий мир, способствуют развитию моторной и социальной активности, мышления и формированию необходимых навыков.

Джон Боулби, создатель теории привязанности, для развития ребенка и всей его будущей жизни считал пагубным нарушения его привязанности к родителям. Глубинная память сохраняет образы и образцы поведения с близкими людьми, которые постоянно повторяются в ситуациях взаимодействия с другими людьми.

Эрик Эриксон говорил о том, что у детей, лишенных родительской заботы, не формируется базовое доверие к миру.

Зденок Матейчек и Йозеф Лангмейер [1984] — чешские педагоги — описали состояние ребенка из сиротского учреждения и семьи, пренебрегающей его нуждами, как состояние психической депривации. Они определили депривацию как «психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, где ребенку не предоставляется возможности для удовлетворения основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени». В качестве основных жизненных психических потребностей Матейчек и Лангмейер рассматривали потребности ребенка в любви, принятии, самоуважении, телесной близости и т.д. Нарушения развития у ребенка, воспитывающегося в депривационных условиях, происходят на четырех уровнях: сенсорный (уровень ощущений); когнитивный (уровень формирования моделей внешнего мира); эмоциональный (уровень установления удовлетворяющих интимных эмоциональных отношений к кому-либо); социальный (уровень отождествления себя с одобряемыми в обществе социальными ролями).

Авторы теории депривации предлагают терапевтические методы, основанные на теории учения (бихевиоральной): предоставление возможности коррекции чувственного опыта, физический подход (вегетотерапия), сенсорная стимуляция, построение и преобразование бедных и неравномерно развитых общественных отношений (вывод из депривирующей ситуации, включение в мини группы, дет. сад, школа и т.д.),  интенсивная терапия матери (семейная терапия).

Актуальность и важность проблемы депривационных расстройств подтверждаются, в частности, включением соответствующих диагнозов в классификацию психических болезней МКБ-10.

В отечественной психиатрии и психологии сложилась традиция рассматривать нарушение системы семейного воспитания и дисгармонию семейных отношений как основные факторы, обуславливающие формирование неврозов, пограничной личностной структуры, психопатий у детей.

В качестве феноменов психологического насилия в семье Е.Т. Соколова [1989, 1995] выделяет эмоциональную депривацию, симбиоз, унижение и угрозу. «Всякий раз, когда ребенок жертвует своими насущными потребностями, чувствами, мировоззрением, наконец, в угоду ожиданиям, страха или воспитательным принципам родителя, будет иметь место психологическое насилие.» [Соколова, 1995] Дети, пережившие ситуацию депривации в семье, являются носителями депривационной симптоматики так же, как и дети из сиротских учреждений.

В исследованиях некоторых психиатров подчеркивается роль неправильного семейного воспитания в психопатическом развитии личности. Например, А.Е. Личко [1983] основой для психопатического развития личности считает определенное взаимоотношение между типом акцентуации характера и видом неправильного воспитания.

Обзор нарушений детско – родительских отношений показал, что не смотря на различие подходов и критериев для определения неблагоприятных типов взаимодействия в семье, все авторы концепции сходны в одном: наличие депривационных условий в семье является одной из главных причин или даже, по некоторым концепциям, первопричиной личностных расстройств и нарушений в поведении ребенка.

Глоссарий [1]

Бихевиоральная теория - научная школа, которая занимается проблемами поведения

Ведущая деятельность — это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Гомеостаз - саморегуляция, способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния посредством скоординированных реакций, направленных на поддержание динамического равновесия. Стремление системы воспроизводить себя, восстанавливать утраченное равновесие, преодолевать сопротивление внешней среды.

Депривация - психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, где ребенку не предоставляется возможности для удовлетворения основных (жизненных) психических потребностей в любви, принятии, самоуважении, телесной близости в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени.

Дисфункция - (от греч. -, лат. dis- — приставка, обозначающая затруднение, нарушение, расстройство, и лат. functio — осуществление, исполнение, деятельность), понятие, характеризующее такой тип отношений, когда последствия некоторого явления, события, действия или процесса оказываются неблагоприятными для данного объекта.

Жестокое обращение с детьми - это умышленное или неосторожное обращения или действия со стороны родителей/ лиц их заменяющих или других людей, которые привели к травмам, нарушении в развитии, смерти ребенка, либо угрожают правам и благополучию ребенка.

Когнитивная сфера – сфера психологии человека, связанная с его познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и о самом себе.

Характеристика группы

Родители группы риска

Данная программа предназначена для семей группы риска по насилию и жестокому обращению в отношении ребенка.

Семьи группы риска, находящиеся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации нуждаются в особом сопровождении. Данные семьи характеризуются: слабой способностью членов семей к анализу того, что происходит в семье, неспособностью по этой причине выдвигать цели по улучшению жизни семьи и достигать эффективных результатов. Слабой способностью обсуждать словесно проблемы семьи; непониманием, как можно улучшить жизнь семьи, и в чем причины неблагополучия. Засильем в семье эмоций, связанных с достижением власти, доминированием, агрессией в противовес эмоциям, связанным с любовью, заботой, взаимопомощью. Высокой степенью риска по отношению к проблеме жестокого обращения. Подчас члены этих семей не верят, что они могут что-то изменить в своей судьбе и судьбе своих близких.

Часто эти люди внушаемы, доверчивы и соглашаются на то, о чем потом сожалеют. А выход из ситуации сожаления они предпочитают искать в агрессивных действиях, вандализме, приеме алкоголя или обращении к иным влияющим на психическое равновесие веществам. Это только усугубляет их проблемы, дестабилизирует жизнь их семей. Каждая семья группы риска имеет в памяти своих членов груз информации о несправедливостях и обидах. Эта информация часто вытесняется, при этом люди не способны отстаивать свои права, поступать по-своему в значимых ситуациях. Полученные обиды и неспособность справиться с соответствующими проблемами ухудшают эмоциональный фон взаимоотношений в семьях.

Специалистам необходимо просчитать все риски семьи, в том числе коммуникативные, связанные с алекситимией, отсутствием позитивных, социально приемлемых навыков внутрисемейного взаимодействия. Важно своевременное преподнесение грамотной, доступной информации о грозящих проблемах и отработка навыков преодоления сложных жизненных ситуаций.

Программа рассчитана на родителей, обратившихся в ЦСПСД в связи с проблемами в воспитании, не приносящими необходимого результата в изменении эмоциональных и поведенческих нарушений ребенка; угрозой применения насилия в отношении ребенка либо реальным применением насилия в качестве воспитательной меры.

Срок реализации программы – 3 месяца.

Содержание разделов.

Занятие 1.

Будем знакомы!

Задачи:

- знакомство с условиями проведения тренинга;

- создание спокойной, доверительной атмосферы;

- перевод проблем в цели;

- выработка навыка отделения своих проблем от проблем ребенка.

1. Знакомство.

Несколько слов о семье и ребенке.

 Ожидания, опасения связанные с участием в программе.

2. Правила.

Введение правил в группе, создающих доверительную, комфортную, рабочую атмосферу.

3. Два качества.

Родителям предлагается выделить по два своих личных качества, помогающих в воспитании детей и мешающих в воспитании.

4. Слепой- поводырь.

Группа разбивается на пары, одному из пары завязываются глаза, второй должен при помощи палки провести «Слепого» по его траектории, выложенной из скакалок или размеченной мелом, при этом, не сходя со своей траектории. Пары меняются ролями. Далее проводится обсуждение. Примерные вопросы:

- в какой роли было комфортнее?

- что чувствовали, находясь в каждой роли?

- смогли ли правильно выполнить инструкцию, если нет, то, что помешало?

Родителям предоставляется возможность ярко прочувствовать зависимую роль ребенка и обсудить разные подходы в воспитании детей и их целесообразность.

5. Перевод проблем в цели.

Членам группы предоставляется возможность представить повседневные проблемы и сформулировать наиболее важные из них в виде целей.

Инструкция: у каждого из нас есть свои проблемы. Некоторые из них мы должны принять и жить с ними так, как можем. Но, к счастью, многие наши проблемы могут быть решены, если мы сможем представить их в виде целей, которые мы хотели бы достичь. Давайте попробуем сделать это.

Составьте список проблем, которые вы хотели бы как можно скорее решить, связанных с ребенком. Ответьте на вопросы.

- Что в поведении ребенка в последнее время занимало мои мысли, тяготило или сердило меня?

- На что я чаще всего жалуюсь?

- Что создает мне больше всего забот?

- Что заставляет меня чувствовать себя тревожно или напряженно? Что дает возможность чувствовать себя уютно?

- Что я хотел бы изменить в своем отношении к ребенку?

- Что мне нужно изменить в себе?

- Что мне очень сложно делать?

- На что у меня уходит слишком много времени?

6. Домашнее задание.

Заполнение таблицы.

Ответ родителя. Ответ за ребенка. Ответ ребенка.

1).Мое любимое животное? Нелюбимое? Почему?

2).Мой любимый цвет? Нелюбимый?

3).Моя любимая сказка? Нелюбимая?

4).В другом человеке мне больше всего нравится такая черта, как? Не нравится?

5).Доброго волшебника я попросил бы о? Злого?

7.Заключительный круг. Что нового узнал? Чему научился?

Занятие 2.

Работа над выявлением проблем.

Задачи:

- выработка навыка отделения своих проблем от проблем ребенка;

- психодиагностическое обследование;

- выявление, конкретизация проблем во внутрисемейных взаимодействиях.

1.  Приветствие.

2.  Что хорошего?

Членам группы предлагается вспомнить, что хорошего произошло за день.

3.  Обсуждение домашнего задания.

Родителям предлагается ответить на вопросы, что нового они узнали о своем ребенке, что открыли в себе?

4.  Психодиагностическое обследование.

Заполнение бланков проводится всей группой. (Приложение 2)

5. Домашнее задание.

Сочинение сказки «Мой ребенок». Инструкция: сочините и рассказывайте ребенку сказку, главным героем которой будет сам ребенок. Цель: выработка навыка заинтересованного слушания историй, в дальнейшем активного чтения. (На задание отводится две недели)

6.  Заключительный круг. Что нового узнал? Чему научился?

Занятие 3.

Учимся играть вместе.

Задачи:

- знакомство участников группы – взрослых и детей;

- создание групповой атмосферы;

- формирование позитивной мотивации общения;

- развитие навыков взаимодействия, умения договариваться и принимать участие в совместной деятельности ребенок – взрослый;

- знакомство с элементами программы, требующими повторения и отработки в домашних условиях.

1. Приветствие повторяется из программы для детей.

2. Повторение правил. Дети озвучивают правила, принятые детской группой.

3. Пальчиковый рисунок.

Парам дается задание. «Используя пальчиковые краски, на листе бумаги нарисуйте рисунок на тему». Тема может соответствовать текущему времени года, предстоящему или недавно прошедшему празднику, любимому виду отдыха и т.д. пары рисуют под тихую спокойную музыку. После того, как работа будет завершена, все садятся в круг и парам предоставляется возможность рассказать, что изображено и что больше всего запомнилось в совместной работе.

Родителям для дальнейшего обсуждения в родительской группе предлагаются вопросы.

-Ваши впечатления от упражнения.

-Как удалось наладить контакт в паре? Что мешало?

-Кто задавал тон в паре, а кто был ведомым и с чем это связано?

- Смогли ли убрать за собой после работы рабочее место, и как это происходило?

Упражнение ярко проявляет умение родителей договариваться, взаимодействовать, влиять на ребенка.

4. Игровой массаж.

В тех же парах участники расходятся по залу, выбирают себе удобное место для проведения массажа. Ребенок ложится на коврик, взрослый садится рядом с ним. Звучит тихая спокойная музыка (или звуки природы, биения сердца).

- 1 задача: помочь ребенку расслабиться, ритмировать дыхание. Для этого ребенку предлагается лечь на спину, расслабиться, начать вдох, надувая в животе шарик, например, зеленого цвета. Пауза – задержка дыхания – выдох. При выдохе втянуть живот как можно сильнее. Пауза – вдох. При этом родитель кладет руку на живот ребенку и поглаживаниями помогает справиться с заданием.

- 2 задача: разучить игровой массаж, который можно использовать ежедневно в целях расслабления и психологического сближения родителей и ребенка. Ведущий показывает приемы, используемые в массаже. Ребенок ложится на живот, родитель воспроизводит массаж на спине ребенка.

Погладить спину.

«Рельсы – рельсы» - провести вдоль позвоночника.

«Шпалы – шпалы» - поперек спины.

«Ехал поезд запоздалый» - провести зигзагообразную линию.

«Из последнего вагона вдруг посыпался горох» - постучать подушечками пальцев по спине.

«Пришли куры – поклевали» - постучать двумя пальцами.

«Пришли гуси – пощипали» - пощипать спину.

«Пришел слон – помял» - помять спину кулаками.

«Пришел дворник – все смел» - погладить спину.

«Поставил стол и стул» - надавить кулаками несколько раз.

«И стал писать письмо» - провести зигзагообразную линию нежно и легко.

«Я купил жене и дочке пару розовых чулочков, а чулочки непростые – в них застежки золотые»

«Поставил точку и печать» - надавить несколько раз.

«И пошел на почту отправлять» - надавить подушечками пальцев вдоль позвоночника снизу вверх.

«Бип» - надавить на носик.

Погладить спину. Попросить ребенка встать сначала на колени, затем подняться без резких движений. Далее идет обсуждение в кругу. Что понравилось, не понравилось.

Родителям для дальнейшего обсуждения в родительской группе предлагаются вопросы:

- Ваши впечатления от упражнения

- Как чувствовали себя

- Как вам кажется, как чувствовал себя ребенок. По каким признакам об этом можно судить

- Как вам кажется, для чего это упражнение можно использовать дома

- Используете ли что-то подобное.

5. Подхватывалки.

Парам предлагается встать по разные стороны игровой: дети в ряд с одной стороны, взрослые – с другой. И по команде ведущего ребенку нужно разбежаться и прыгнуть в объятия взрослого. Взрослому же по возможности прокружить ребенка. По желанию ребенка упражнение можно повторить несколько раз. Далее – обсуждение в кругу, что понравилось или не понравилось в ходе игры, о чем хотелось бы поделиться в группе.

Родителям для дальнейшего обсуждения в родительской группе предлагаются вопросы, аналогичные вопросам к упражнению «Игровой массаж».

6. Строим дом.

Группе предлагается из модулей разной величины построить общий дом так, чтобы всем в нем было удобно и хватило места. После построения группа рассаживается в домике. Далее ведется обсуждение в кругу, что понравилось, не понравилось.

Родителям для обсуждения в родительской группе предлагаются вопросы:

- Для чего, по их мнению, проводилась игра

- Как вели себя родители

- Заметили ли они, как вели себя их дети

- Кто кого вовлекал в игру

- Что было самым запоминающимся

Игра ярко проявляет умение родителей взаимодействовать с другими взрослыми и детьми, вовлекать детей в совместную деятельность, настойчивость в достижении цели.

7. Общий круг.

Участники группы делают комплименты соседу. И расходятся по игровым для завершения занятия: дети и родители отдельно.

8. Домашнее задание – ежевечернее повторять игровой массаж и тренироваться «надувать шарик».

9. Заключительный круг. Что нового узнал? Чему научился?

Занятие 4.

Возрастные особенности ребенка.

Задачи:

- актуализация знаний о потребностях детей разных возрастов

-информирование о возрастных особенностях и особенностях полового воспитания ребенка

- поддержка  самовыражения.

1. Приветствие

2. Упражнение «Что хорошего?»

3.  Упражнение «Я люблю»

Члены группы, перебрасывая друг другу мяч, горят о том, что они любят, что вызывает у них положительные эмоции, при этом разбиваются на несколько мини групп по предпочтениям (еда, природа, искусство и пр.)

4. Работа в мини группе.

Членам групп предлагается определить для каждой группы возраст детства, с которым они в дальнейшем будут работать. И описать соответствующие возрасту потребности ребенка и основные задачи ухаживающего взрослого. По окончании работы один представитель группы зачитывает наработанную информацию. (см. Приложение 4)

5. Лекция «Ведущая деятельность каждого этапа развития», «Особенности психосексуального развития ребенка» (см. Приложение 4)

6. Домашнее задание.

Принести сочиненные сказки «Мой ребенок». Инструкция: сочините и рассказывайте ребенку сказку, главным героем которой будет сам ребенок. Цель: выработка навыка заинтересованного слушания историй, в дальнейшем активного чтения.

7.  Заключительный круг. Что нового узнал? Чему научился?

Занятие 5.

Детско – родительская привязанность – не просто слова

Задачи:

-формирование представления о процессе развития привязанности у ребенка

1. Приветствие.

2.  Что хорошего.

Членам группы предлагается вспомнить, что хорошего произошло за сегодняшний день.

3.  Обсуждение домашнего задания. Родители по желанию зачитывают свои сказки и отвечают на вопрос, что общего в их сказках и чем они отличаются, и как дети реагировали на них.

4. Упражнение «Пуповина»

Ведущий рассказывает историю: в одном роддоме родилась девочка: (показывает на первого участника). Участница обматывает конец красной веревки вокруг кисти руки и прикладывает к животу.

Второй конец веревки берет вторая участница группы, предполагаемая мать ребенка.

Веревка красного цвета потому, что такого цвета пуповина новорожденного. Пуповину обрезают врачи в родильном доме, но связь малыша и мамы остается на долгие годы, а вернее, на всю жизнь. Если связь ребенка и матери «прочная», то каждый из них чувствует настроение другого - обоим хорошо и комфортно от того, что они вместе. Если по каким - то причинам связь со стороны матери ослабевает, то это сразу чувствует ребенок.

Ведущий просит максимально натянуть веревку и отклониться назад участника играющего роль ребенка, почувствовать удовольствие от возможности опираться на связь с матерью и находиться в состоянии «полета». Можно усилить эффект и завязать глаза первому участнику. Ведущий делает акцент – как это приятно.

 Задача участника играющего роль матери резко отпустить веревку. Ведущему необходимо обеспечить страховку.

Ведущий обращает внимание на ситуацию, когда мать оставляет своего ребенка. Задает вопросы обоим участникам, начиная с участника, играющего роль ребенка: «Что Вы чувствовали в этой ситуации?»

Ведущий обращается к группе: «Кто готов быть приемным родителем брошенному ребенку?». После определения третьего участника на роль принимающего родителя ведущий дает ему веревку, например, белого или желтого цвета и предлагает установить новую привязанность.

Ведущий обращает внимание, какие действия предпринимал приемный родитель.

Ведущий снимает роли и просит всех занять свои места. После чего проводит шеринг: «Ваши чувства сейчас» (начиная с участников упражнения).

5. Просмотр отрывка фильма «Джон», рефлексия состояния.

6. Домашнее задание.

- ответить на вопросы анкеты «Семейные роли» (см. Приложение 5).

- в дневнике необходимо записать сколько раз похвалили и покритиковали каждого члена семьи и за что.

7. Заключительный круг. Что нового узнал? Чему научился?

Занятие 6.

Семейные роли. Стереотипы отношений в семье.

Задачи:

-развитие у членов семьи навыков поддержки друг друга,

- способствование осознанию ролевой структуры семьи, роли критики и поддержки,

- развитие у участников навыков взаимодействия в конфликтной ситуации.

1. Приветствие.

2. Что хорошего?

Членам группы предлагается вспомнить, что хорошего произошло за сегодняшний день.

3. Работа с домашним заданием.

Работа с ролевой структурой семьи. Члены группы рассказывают о выявленном распределении ролей в семье и о том, что они чувствуют по этому поводу.

Вопросы для обсуждения:

- Кто и какие роли выполняет в семье?

- Какие роли не были учтены в анкете?

- Насколько неожиданным было назначение на данную роль в семье?

Разбор значения ролей- взаимодействий (создающий другим неприятности, жертва, обвинитель)

Работа с семейным дневником. Семьям предлагается проанализировать и сравнить среднюю сумму по похвале и критике. Далее дается информация о влиянии критики на развитие ребенка. Обсуждаются вопросы:

- Возможно ли снизить количество критики и увеличить похвалу?

- В каких ситуациях можно было бы избежать критики?

4. Разбор Правил коммуникаций.

- Говорить от себя,

- Разделять факты и субъективные переживания,

- Пользоваться «Я – сообщениями».

5. Ролевая игра по правилам «Конфликт в семье».

Снимается на видео. Членами группы в симулянтной семье разыгрывается семейный конфликт, например, мама пришла уставшая с работы, а на кухне гора грязной посуды. Вопросы для анализа игры:

- Что вы чувствовали, когда вам предъявляли претензии?

- Менялись ли ваши чувства в ходе ситуации?

- Изменялось ли состояние партнера?

- Что помогало и что мешало в разрешении ситуации?

Обсуждение правил коммуникации (см. Приложение 6) на примере разыгранных ситуаций.

6. Домашнее задание

- Закончить ряд незавершенных предложений. Вся семья собирается для выполнения Д\З, работа идет по кругу, каждый член семьи проходит по нему 2-3 раза.

Мне нравится, что ты…, Я расстраиваюсь, когда…, Я злюсь, когда…, Я благодарен тебе за…, Мы могли бы по-другому…

- Составить перечень норм и правил, на которых строится жизнь семьи.

7. Заключительный круг. Что нового узнал? Чему научился?

Занятие 7.

Семейные нормы и правила.

Задачи:

-актуализация семейных норм и правил,

- развитие навыка общения на языке принятия

1. Приветствие.

2. Что хорошего?

Членам группы предлагается вспомнить, что хорошего произошло за сегодняшний день.

3. Работа с домашним заданием.

Родители зачитывают и сравнивают домашние правила. Записывают в два столбца правила, способствующие и препятствующие эффективному воспитанию ребенка.

4. Правила «Языка принятия». Демонстрируется таблица, где обозначены основные правила принятия и непринятия ребенка. (см. Приложение 7) Ведущий дает пояснения к каждому пункту.

5.  Работа с ситуациями в мини – группах. Членам группы предлагаются «фразы ребенка», для которых нужно подобрать чувства родителя и «Я - сообщения» (см. Приложение 7)

6. Домашнее задание

К фразе ребенка необходимо подобрать ответ на «Языке принятия и непринятия».

 Тебе все можно, а мне ничего нельзя.

 Не надену куртку, даже если холодно.

 Почему я должна убирать игрушки.

 Не буду ложиться спать.

 Мама! Купи!

 Мама, ты, когда ссоришься с папой, ты его все равно любишь?

 Я глупый?

7. Заключительный круг. Что нового узнал? Чему научился?

Занятие 8.

Значимость семейной заботы в жизни ребенка.

Задачи:

- информирование о значимости  воспитания ребенка в семье

- отработка навыка общения с ребенком на «Языке принятия»

1. Приветствие

2. Что хорошего?

Членам группы предлагается вспомнить, что хорошего произошло за сегодняшний день.

3. Работа с домашним заданием.

Группа озвучивает ответы, составленные ими дома. Ведущий организует дискуссию, помогающую членам группы разобраться в нюансах «Языка принятия»

4. Просмотр фильма «Дорога домой» авторов Довбня, Морозова

Рефлексия

5. Домашнее задание.

Ввести в правила семьи, ежедневное чтение книг ребенку перед сном.

6. Заключительный круг. Что узнали нового? Чему научились?

Занятие 9.

Учимся играть вместе.

Задачи:

- закрепление навыков взаимодействия, умения договариваться и принимать участие в совместной деятельности ребенок – взрослый;

- закрепление навыка расслабления мышц тела;

- создание условий, демонстрирующих потенциал ребенка.

1. Приветствие.

2. Повторение правил.

3. Упражнение «Импульс». Членам группы предлагается взяться за руки и по очереди сжать руку соседа.

4. Упражнение «Гимнастика Бабы Яги». Родителям дается информация о тех темах, что прошли дети: удивление, страх, радость и т.д. и связанных с ними техниках, позволяющих расслабить мышцы тела ребенка. Далее родителям предлагается сказочная гимнастика, позволяющая комплексно поработать с телом.

Я зловредна и противна Это каждому из вас видно Длинный нос приносит удачу Не понимаю, почему все вокруг плачут Ножки мои обутые Уведут от недруга лютого Всех сейчас заколдую Приглашаю в чащу лесную Лицо   Шея Плечи Ноги   Руки Дыхание

5. Общий рисунок. С использованием пластилина. Парам – родителю и ребенку – раздается картон и пластилин и предлагается придумать композицию и создать ее, применяя технику размазывания. Далее родителям дается информация о необходимости поэтапного развития мелкой моторики: пальчиковые игры – рисунки руками – рисунки кистью, карандашами – лепка – аппликации – письмо.

6. Упражнение «Качание на одеяле». На пол в центр игровой кладется одеяло, родители встают вокруг него, берутся за края и качают по очереди детей.

7. Общий круг. Участники группы делают комплименты соседу и расходятся по игровым для завершения занятия.

8. Домашнее задание – повторять дома «Гимнастику Бабы Яги». Пальчиковые игры. Сделать поделку из пластилина на тему «Семья».

9. Заключительный круг. Что узнали нового? Чему научились?

Занятие 10.

Эмоции – мои помощники.

- формирование представлений о значимости эмоционального общения с ребенком

- формирование негативного отношения к физическим наказаниям

- формирование представлений о возможных поощрениях и наказаниях

1. Приветствие

2. Что хорошего?

Членам группы предлагается вспомнить, что хорошего произошло за сегодняшний день.

3. Просмотр видео «Каменное лицо».

Обсуждение увиденного. Что для ребенка является наказанием и поощрением.

4. Работа с домашним заданием.

Родители представляют поделки и рассказывают об эмоциях, которые сопровождали семью во время совместной работы

5. Сообщение ведущих «Наказания и поощрения» (см. Приложение 10).

6. Мозговой штурм

Родителям предлагается составить таблицу «Досуг ребенка», в которой необходимо обозначить обязанности и удовольствия ребенка в течение дня.

7. Упражнение «Наказания - поощрения».

С помощью хлопков и тишины на действия героя группе необходимо добиться от героя правильного поведения. Например отодвинуть занавеску. Два варианта действий.1- когда герой действует правильно – молчать, неправильно.- топать.2- когда правильно- хлопать, неправильно- молчать.

8. Домашнее задание. Составить свой список утрат.

9. Заключительный круг. Что узнали нового? Чему научились?

 Занятие 11.
Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребенка.

Задачи:

- знакомство с понятиями: жестокое обращение в отношении ребенка, посттравматическое стрессовое нарушение, стадии проживания горя

-знакомство с основами помощи  ребенку, пережившему ПТСР, жестокое обращение.

1. Приветствие

2. Что хорошего?

3. Работа с домашним заданием.

Работа со списками утрат родителей. Родителям предлагается зачитать подготовленные списки и ответить на вопрос: чем осознание «утрат» помогает в жизни.

4. Просмотр фильм Быкова Р. «Я сюда больше никогда не вернусь»

Рефлексия

5. Информирование родителей о стадиях переживания горя и действиях при этом родителей (Приложение 11)

6. Домашнее задание

- Представьте, что внутри вас звучит мудрый голос, этот голос дает вам совет на ближайшее будущее. Что гласит это послание? Запишите его.

7. Заключительный круг. Что узнали нового? Чему научились?

Занятие 12

Подведение итогов.

Цель: получение обратной связи от специалистов, работающих с детьми

1. Группа озвучивает мудрые советы, составленные ими дома

2. Специалисты дают информацию о каждом ребенке, о проблемах, выявленных в начале работы, о динамике, выявленной в ходе работы, и дают рекомендации родителям, на что в дальнейшем необходимо обратить внимание.

3.  Проводится итоговое анкетирование группы (см. Приложение 12, 2).

4.  Педагоги отвечают на вопросы членов группы.

5.  Родители составляют сценарий новогоднего праздника, распределяют роли и проводят  репетицию.

Занятие 13.

Последнее занятие обычно посвящено новогоднему представлению, дню семьи.


8. Ожидаемые результаты.

 

Требования к уровню освоения членами группы

Содержания программы

По завершению прохождения программы члены групп должны

Иметь представления:

§ о ребенке, потребностях его нормального развития;

§ об ответственности родит<


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.213 с.